Формирование грамматико-орфографический умений в начальной школе с учетом преемственности между начальным и основным звеном
учебно-методический материал по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Никитина Алёна Вячеславовна

Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. 

Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в пятом классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной.  

Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в пятом классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

Важнейшей причиной трудностей, с переходом в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Её можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется ещё так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой.

 Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе основной школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности необходимо

В школьных программах по русскому языку, как в начальных, так и в средних классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности учащихся. Необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее сложного его раздела, возникает у каждого учителя. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием. В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах регулирующих грамотное письмо.

Знакомство с частями речи в начальной школе завершается изучением темы спряжение глаголов, что сочетается с ознакомлением (на практическом уровне) со способами проверки правописания безударных окончаний. В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо.

Вместе с тем известно, что обучение правописанию - это трудоемкий процесс в силу того, что сознательность навыка грамотного (в орфографическом отношении) письма во многом определяется прочными знаниями в области грамматики. Именно поэтому, говоря о развитии правописных навыков, специалисты часто называют их грамматико-орфографическими, подчеркивая особую роль грамматики в освоении норм правописания


Л.Ю. Максимов, в учебнике «Русский язык», дает следующее определение понятию «орфограмма» - это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определенному орфографическому правилу [39,265].

В данной работе мы будем опираться на определение, которое дают П.С. Жедек: «Орфограмма - написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух» [11, 134].

Поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов с является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка, поскольку именно в начальной школе закладываются основы грамотного письма необходимые в среднем звене.

Нами был составлен и проведен опрос учителей русского языка  средней школы, по результатам которого наиболее трудноусваиваемой темой при переходе обучающегося из младшего звена в среднее была выбрана тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов». Учителя среднего звена, опираясь на свой опыт, говорят о том, что выпускники начальной школы не знают личных окончаний глаголов и  алгоритма определения спряжения и учителям пятых классов приходится объяснять данную тему заново. Стоит отметить, что тема «Спряжение глагола» изучается во2 полугодии 4 класса,  а в 5 классе на неё выделяется лишь 2 урока повторения. Соответственно вся ответственность за результаты работы по этой теме лежит на начальной школе.  О важности подробного изучения данной темы говорит и то, что в описании всероссийских проверочных работ впр.png

Для подтверждения или опровержения результатов опроса учителей, а так же выяснения причин неудач при работе с личными окончаниями глаголов  было решено провести проверочную работу на учениках 5го класса, которая включала в себя диктант и грамматические задания.  

По результатам проведенной работы мы выяснили, что младшие школьники постоянно сталкиваются с орфографическими трудностями, имеющими место именно в глаголах.

Анализ сложившейся ситуации дает основание утверждать, что результативность орфографической подготовки выпускников начальной школы может быть достигнута при условии усиленного внимания к изучению темы глагол, что обеспечит  формирование грамматико-орфографических умений. Такой подход в обучении может обеспечить активное повышение грамотности в широком смысле этого слова, то есть умения связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию - устному и письменному.

Данный навык сложен, и его грамматическую основу должен составлять целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися последовательностью (алгоритмом) действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи.  Умение решать задачи письма в окончаниях глаголов, так же как и умение писать безударные окончания имен существительных и прилагательных, является комплексным и относится к разряду грамматико-орфографических. Поэтому главное условие успешного овладения этим умением – полнота представлений о глаголе как части речи.

Анализируя учебники русского языка, можно говорить о том, что глагол наряду с другими основными частями речи находится в центре внимания в 3-м классе .

Недостающим звеном системы имеющихся у ребят грамматических знаний является понятие спряжение. С его представления целесообразно использовать прием работы – сопоставление (он находит отражение и в формулировках тем уроков: «Имена склоняются, а глаголы...», «Склонений три, а спряжений?» по программе «Гармония»). Так, известное понятие склонение становится своеобразным фоном для введения нового – спряжение; сопоставляются родовые окончания прошедшего времени и личные – настоящего и будущего. Считаем такие сопоставления необходимыми, чтобы предупредить частое смешение терминов склонение и спряжение, а также попытки спрягать глаголы прошедшего времени.

Выйти на понятие спряжение помогает работа с текстом, в котором есть разные изменения слов: пчела, пчел, пчелу; боялся, не боюсь; не тронет, не тронешь, не трону; ужалят, ужалю. Их группировка по столбикам в соответствии с грамматическим заданием позволяет организовать необходимые для выведения новых знаний наблюдения.

Представленные изменения существительного пчела по падежам актуализируют термин склонение; операции с формами боялся, боялась, боялись еще раз убеждают ребят в том, что глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам, но «не умеют» изменяться по лицам; формы слова не тронет подсказывают, что этот глагол изменялся по лицам и числам.

Чтобы узнать новое научное слово, ученикам можно дать мообщение:

«Тебе уже известно, что изменение имен существительных по падежам (в единственном и множественном числе) называется склонением.

Изменению глаголов по лицам (в настоящем и будущем времени) ученые тоже дали название – спряжение [9, с. 24].

Осознанию вводимого понятия поможет выполнение задания, построенного на аналогии со склоняемыми частями речи: «Тебе уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные и местоимения. Теперь ты часто будешь получать задание: проспрягай глагол. Что станешь делать, выполняя такое задание? В любом ли времени можно глаголы спрягать?..» [9, с. 25].

О результативности работы на первом уроке можно судить по тому, сумеют ли четвероклассники закончить недосказанную формулировку темы «Имена склоняются, а глаголы...».

Следующий шаг, приближающий к разгадке «тайны» правописания личных окончаний, – помочь школьникам «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого. И снова отправная точка в построении рассуждения – имеющиеся знания. Вспомнив, что имена существительные распределяются по трем склонениям, что различия проявляются в наборах окончаний (три набора – три склонения), ребята переходят к наблюдениям за личными окончаниями глаголов (пока ударными). Проспрягав глаголы идти, говорить, нести, замолчать и зафиксировав их окончания, ученики приходят к выводу, сформулировать который помогает установка: «Сколько выделишь наборов окончаний – столько спряжений и будет» [10, с. 27].

Сделанный детьми вывод о двух спряжениях необходимо упорядочить  в рамку:

2

При работе с таблицей необходимо привлечь внимание к тому, что спряжение принято обозначать римскими цифрами. Не менее важно помочь увидеть, какая буква чаще всего повторяется в окончаниях I спряжения и в окончаниях II спряжения.

Как известно, в личных окончаниях глаголов выбирать практически приходится между двумя буквами: е или и. Облегчить запоминание окончаний должна подсказка:

3

Этот мнемотехнический прием построен на внешнем сходстве римской цифры I с элементами буквы Е, а римской цифры II – с элементами буквы И. Покажем, как примерно может быть донесен смысл этой аналогии до четвероклассников.

Учитель. Когда вы только начинали учиться, для облегчения запоминания букв и цифр мы выкладывали их на партах из счетных палочек (спичек), превращали цифры в буквы и наоборот. Давайте сегодня вспомним эту игру.

Я начертила на доске палочку, а рядом еще две. Что они вам напоминают?

Дети. Римские цифры I и II.

У. А что обозначают?

Д. Спряжение.

У. Давайте переделаем их в буквы. Какой буквой станет цифра I?

Д. Буквой Е.

У. А почему?

Д. Потому что эта буква чаще всего встречается в окончаниях I спряжения.

У. В какую букву превратится цифра II? Почему?

Д. В букву И. Потому что она повторяется в окончаниях II спряжения.

У. А чтобы вы лучше запомнили, какие окончания пишутся в глаголах I спряжения, а какие – II, придумали встроить подсказки в хорошо знакомые нам глаголы:

8

Табличку полезно поместить на стенд и использовать столько, сколько понадобится для полного и надежного запоминания.

Дальнейшие тренировочные задания подчинены цели помочь запомнить окончания каждого спряжения и научиться определять его по окончаниям (работа строится с привлечением глаголов с ударными окончаниями или безударными, но написанными).

Чтобы имеющиеся у четвероклассников представления об орфограммах в личных окончаниях глаголов привести в систему, предъявляется их полный перечень. Три их вида требуют запоминания:

!  в формах 3-го лица (говорят);

!  на конце форм 2-го лица множественного числа (говорите);

!  в формах 2-го лица единственного числа (говоришь).

На месте этих букв нет выбора (он возможен теоретически), решать эти задачи не приходится, но помнить о том, что здесь все-таки есть орфограммы, необходимо.

Затем акцент переносится на безударные окончания (урок по теме «Зачем и как узнавать спряжение глагола?»). Толчок к движению мысли детей дает задание, которое предусматривает решение орфографических задач в окончаниях имен существительных и глаголах, разграничение их по принципу: могу сразу решить – не могу решить.

Далее предлагается подумать, «что нужно узнать о глаголах, чтобы правильно выбрать для них нужные окончания». Чтобы снять возможные затруднения, дано начало рассуждения:

5

Как завершение рассуждения должны быть вписаны слова: узнать спряжение.

Следующее задание предписывает закрыть, где возможно, окошки в окончаниях глаголов: клад.м, (ты) свар..., теч.т, (вы) готов.т. и т.п. и определить их спряжение. Это поможет детям осознать, что спряжение они умеют определять только по ударным окончаниям. Как определить спряжение глагола, если окончание безударное? Пока ребятам не известно. А выяснить это важно, так как именно спряжение подсказывает, какое окончание выбрать: с е или и-ут(-ют) или -ат(-ят). Такой вывод можно считать постановкой новой учебной задачи.

Каким будет первый шаг в нужном способе действий? Сделать предположение поможет задание, построенное на аналогии со склонением:

«Открыть второй способ определения спряжения глаголов тебе помогут имена существительные. Какое первое действие ты выполнял(а), чтобы узнать склонение, к которому относится слово? Предположи, какое первое действие надо выполнить, чтобы узнать спряжение глагола» [9, с. 31].

Для проверки правильности высказанных суждений ученики обращаются к соответствующей формулировке. Заметим, что в ней должны быть представлены оба способа определения спряжения: по неопределенной форме (для глаголов с безударными окончаниями) и окончанию (для глаголов с ударными окончаниями).

Чтобы оживить в памяти школьников последовательность действий, необходимых для постановки глагола в неопределенную форму, заполняется таблица, графы которой требуют жесткого соблюдения порядка выполнения операций.

Логическое завершение работа получит после возвращения к заголовку «Зачем и как узнавать спряжение глагола?»: «Что ты уже знаешь для ответа на заданный вопрос, а чего еще не знаешь?» [9, с. 32]. Поиск ответа поможет четвероклассникам определить границы знаний, поставить для себя следующую учебную задачу. Ее суть как раз отражена в формулировке следующей темы: «Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?»

Дать исчерпывающий ответ самостоятельно детям не под силу, но предпринять попытку они могут, опираясь на схему:

6

Ключевая задача этапа – не только научить, но и приучить выполнять действия, обязательные для определения спряжения по начальной форме. Для этого вводится и отрабатывается в течение ряда уроков прием: школьники строго последовательно выполняют все нужные операции, проговаривая их и материально фиксируя. Если открыть соответствующие страницы тетради-задачника, в глаза бросается большое количество таблиц. Почему? Табличный формат иначе организует движение мысли: он как бы притормаживает ее, требуя внимания к каждой операции. Кроме того, каждая заполненная строка позволяет зрительно представить пошаговую структуру осуществленного действия.

Для того чтобы четвероклассники выстроили полную цепочку действий, необходимых для решения орфографических задач в безударных личных окончаниях глаголов, в помощь им дается такая таблица:

4

Ход решения орфографических задач в конкретных глаголах можно фиксировать в следующей таблице:

1. Глагол (с 9) •

(ты) украша___

(ты) украс____

4. Неопр. ф. (+ или –)

украшать

украсить

5. На -ить?

+

6. Спр.

I

II

8. Оконч.

-ешь

-ишь

Работу полезно вести на материале видовых пар, чтобы повторно привлечь внимание ребят к тому, что за приставкой в вопросах личной и неопределенной форм нужно специально следить, иначе есть опасность неправильно определить спряжение глагола, а это приведет к ошибке в его окончании.

Последовательное выполнение всей процедуры, сопровождаемое проговариванием и материальной фиксацией результатов, – одно из условий достаточно быстрого освоения правильного способа действий.

Следующий этап работы – знакомство с глаголами-исключениями.

Здесь целесообразноиспользовать лингвистическую сказку.

Чтобы облегчить запоминание глаголов-исключений, предлагается рифмовка М.В. Панова:

гнать, дышать, держать, обидеть,
видеть, слышать, ненавидеть
и еще: терпеть, вертеть,
и зависеть, и смотреть.

Приводим и другие варианты «стихов», призванных помочь детям:

Смотреть, все слышать, видеть,
зависеть, ненавидеть,
вертеть, держать, дышать, 
терпеть, обидеть, гнать. [1, с. 142]

Гнать, держать
Смотреть и видеть.
Дышать, слышать,
Ненавидеть.
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на 
-е- спрягать нельзя. [2, с. 168]

Глаголы-исключения создают проблемы не только из-за нарушения общего правила. Что происходит, когда пишущий переносит стереотип рассуждений на видовые пары этих глаголов или слова, близкие по смыслу? В этом случае кажутся идентичными, например, глаголы обижать и обидетьгнать и гонять, слышать и слушать и т.п.

Еще одна трудность в том, что младшие школьники не всегда узнают в словах повертеть, присмотреть, задышать, перегнать и многих других все те же глаголы-исключения, только образованные приставочным способом от уже известных. Чтобы снять возможные трудности, в тренировочные задания необходимо постепенно вводить эти и другие однокоренные глаголы.

Очевидно, что освоение столь сложного и значимого материала требует серьезного закрепления.

В связи с этим, во-первых, можно вводить упрощенную фиксацию выполненных операций: знаки «+», «–» показывают, является ли глагол исключением, оканчивается ли на -ить; спряжение непосредственно указывается над словом. Во-вторых, начинают предлагаться для исправления ошибки, причем допущенные не только в результате, но и в ходе проведения рассуждений. Причина чаще всего кроется в невыполнении или неверном выполнении нужных действий.

Как ты понимаешь эти записи? Какая из них правильная? Неправильную перечеркни.

11

Отражая движение мысли, значки в первом случае показывают: глагол не на -ить (–), исключение (+), второго спряжения (II). Вторая запись расшифровывается так: не на -ить (–), не исключение (–), первого спряжения (I). Если итогом первого рассуждения станет выбор буквы и, то результатом второго – буквы е.

Необходимо убедить четвероклассников еще и в том, что к ошибке может привести незнание букв на месте суффиксов в неопределенной форме глагола. Поможет в этом задание «Прочитай рассуждение мальчика и объясни, из-за чего возникли ошибки»:

!

Мама глад.т бельё. 
Неопр. ф. – 
гладеть –, –, I спр., 3-е л. ед. ч. -ет гладет

Во дворе ла.т собака. 
Неопр. ф. – 
лаит +, –, II спр. 3-е л. ед. ч. -им 
лаит

Полученные при изучении раздела «Учимся писать личные окончания глаголов» знания нужно включить в систему приобретенных ранее. Сделать это позволит дополнение памятки характеристики глагола (теперь анализ предполагает указание спряжения глагола и его роли в предложении). По ходу тренировки в определении морфологических характеристик глагола уместно обсудить вопрос мальчика-иностранца: «Разве можно определять спряжение у глаголов прошедшего времени? Мы же не узнаем у них спряжение, чтобы написать окончание» [9, с. 43]. Получив утвердительный ответ на первый вопрос и необходимые разъяснения по второму замечанию мальчика, ребята переходят к заданию 450, которое содержит ловушку, помогающую выйти на более высокий уровень обобщения. Рассмотрим примерный вариант организации работы.

Учитель. Даны глаголы: жить, шуметь, звенеть. Попробуйте предположить, какого спряжения первый глагол.

Дети. Возможно, второго. Ведь он оканчивается на -ить.

У. А какого спряжения глаголы шуметь и звенеть?

Д. Наверное, первого, потому что они оканчиваются не на -ить.

У. Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Для этого образуйте формы 2-го лица единственного числа, 2-го и 3-го лица множественного числа. Что получилось?

Д. Первый глагол оказался первого спряжения: живешь, живете, живут, а остальные – второго: шумишь, шумите, шумят; звенишь, звените, звенят.

У. Как вы определяли спряжение?

Д. По ударным личным окончаниям.

У. Подтвердились ли ваши предположения?

Д. Нет.

У. А почему?

Д. Потому что мы приняли во внимание только неопределенную форму.

У. Что вы теперь будете помнить, чтобы впредь не допускать таких ошибок?

Д. По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя.

У. В каком случае поможет неопределенная форма глагола?

Д. Если личное окончание глагола безударное.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование грамматико-орфографических умений при изучении темы глагол с учетом преемственности между начальным и основным звеном Учитель начальных классов МОУ Курбская СШ ЯМР Никитина А.В.

Слайд 2

Л.Ю. Максимов: «орфограмма - это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определенному орфографическому правилу». П.С. Жедек: «Орфограмма - написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух»

Слайд 4

Орфографический диктант Солнце встаёт из-за туч, показыва..тся первый луч. Над рекой стел..тся туман, но скоро его разве..т ветер. Как же хорошо дыш..тся в полях! Зимой поле отдыха..т. Весной его паш..т , се..т рожь, пшеницу. В летнюю пору кос..т сено, урожай зре..т, затем его убира..т. Когда блекн..т последний луч солнца, это значит, что скоро всё померкн..т, на землю опуска..тся сумерки. Где-то вдалеке слыш..тся песня соловья, если вслуша..шься в ночную тишь, то услыш..шь, как куку..т кукушка в лесу. Кругом тишина. Ночью всё замира..т, засыпа..т крепким сном. Воробьи не плещ..тся в луже, даже собака-Жучка дремл..т, не гоня..т, не тян..т за хвост соседскую кошку-Мурку. Слыш..тся шорох. Насторож..тся мышь. Наверное, где-то неслышно подлета..т и крадётся сова. Опять обижа..т мышей, гоня..т их по всему полю. Мыши ищ..т укрытие, бор..тся с совой и наде..тся на спасение. Но вот уход..т ночь, зыбл..тся сумрак. День начина..тся снова, поднима..тся солнце, всё просыпа..тся, но лишь сова, устав от ночной охоты, укрыва..тся в дупле и засыпа..т. Снится ей ночное поле, где наход..тся много мышей. И дума..т она, что как только наступ..т ночь, она законч..т вражду и начнет дружбу с полевыми мышами. Давно мечта..т она стать травоядной!

Слайд 5

Распредели слова в 3 столбика: пчела, пчел, пчелу; боялся, не боюсь; не тронет, не тронешь, не трону; ужалят, ужалю

Слайд 6

Тебе уже известно, что изменение имен существительных по падежам (в единственном и множественном числе) называется склонением. Изменению глаголов по лицам (в настоящем и будущем времени) ученые тоже дали название – спряжение

Слайд 8

ЕдУТ И едЯТ

Слайд 9

I II ЕдУт И спЯТ

Слайд 10

! -т в формах 3-го лица (говорят); ! -е на конце форм 2-го лица множественного числа (говорите); ! -ь в формах 2-го лица единственного числа (говоришь).

Слайд 14

Война глаголов В давние-давние времена в стране Морфологии вспыхнула самая настоящая война среди глаголов. И, как всегда это бывает, повод для войны отыскался ничтожный, причём настолько незначительный, что и сами глаголы, и другие части речи уже позабыли, из-за чего, собственно, разгорелся сыр-бор. Но как бы то ни было, война разразилась нешуточная. Глаголы разделились на два враждующих лагеря и вели бои с переменным успехом. Самой многочисленной оказалась армия глаголов первого спряжения. В неё вошли прославленные глаголы, оканчивающиеся на -оть, -уть, -ать, -еть, и многие другие, не менее достойные. Глаголов в войсках второго спряжения было значительно меньше, но они не уступали противнику ни в мужестве, ни в силе, ни в смекалке. И, что главное, все они, как один, дружно оканчивались на -ИТЬ. У глаголов враждующих армий были свои законы и традиции, которые они чтили и отступать от которых были не намерены. Изменяясь по лицам и числам, глаголы первого спряжения имели окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют), а глаголы второго спряжения — -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). И никакого компромисса! Не остались в стороне от междоусобицы два мудрых глагола ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ. Будучи по природе своей разноспрягаемыми, они чувствовали себя как дома и в стане глаголов первого спряжения, и в походных шатрах глаголов спряжения второго. Всячески старались они примирить противников, утверждая, что все глаголы — братья и делить им нечего. В ходе военных действий каждая из враждующих сторон прибегала к различным уловкам и хитростям. А как-то раз главнокомандующим обеих армий практически одновременно пришла в голову мысль забросить в лагерь противника шпионов-диверсантов. Более многочисленная армия глаголов первого спряжения могла позволить себе отправить в тыл врага целую диверсионную группу: семь глаголов на -еть (СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ) и четыре глагола на -ать (СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ). Глаголы же второго спряжения снарядили всего двух лазутчиков. Ими стали глаголы БРИТЬ и СТЕЛИТЬ. А дело-то вот как обстояло. Горе-лазутчики, оказавшись в расположении противника, с удивлением обнаружили, что враги — такие же глаголы, как и они сами. И желание вести войну до победного конца у них пропало. Глаголы забыли о своей шпионской миссии, нашли немало друзей и единомышленников, обзавелись семьями и неустанно твердили о том, что пора бы прекратить эту бессмысленную войну. Их старания вскоре были вознаграждены. Глаголы первого и второго спряжения подписали вечный мирный договор и позабыли о прежних распрях. Конечно, и по сей день глаголы спрягаются по-своему, но это не мешает их мирной жизни. А глаголы-исключения, сумевшие остановить вражду, окружены почётом и уважением. Их знают в лицо и поимённо все образованные взрослые и школьники!

Слайд 15

Гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и еще: терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть Смотреть, все слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать. Гнать, держать Смотреть и видеть. Дышать, слышать, Ненавидеть. И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на -е- спрягать нельзя.

Слайд 17

Формирование грамматико-орфографических умений при изучении темы глагол с учетом преемственности между начальным и основным звеном Учитель начальных классов МОУ Курбская СШ ЯМР Никитина А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между начальной школой и основной

Переход детей из начальной школы в среднюю предусматривает множество проблем, как для детей,так и для классных руководителей.Основные из них изложены в этой статье....

Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"

В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...

Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"

В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...

Преемственность между начальной школой и основной

О преемственности между учащимися  начальной школы и основной...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Опыт работы по литературному чтению с учетом преемственности между начальной и основной школы

Опыт работы по литературному чтению с учетом преемственности между начальной и основной школы...