Преемственность между начальной школой и средним звеном
статья на тему

Зубкова Ольга Николаевна

Проблемы преемственности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zubkova_o.n._preemstvennost_4-5_kl.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1.

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов, о чём мы услышали в предыдущих выступлениях.

Каждый год, проводя производственное совещание в 1 четверти, мы говорим об адаптационном периоде для 5-тиклассников, обсуждаем проблемы преемственности между начальной и основной школой и возможные пути их решения, потому что переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов. Слайд №2.

Преемственность – это двухсторонний процесс.

С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает, а не игнорирует накопленный в начальной школе потенциал.

 Перечислю некоторые причины, вызывающие трудности в обучении учащихся, возникающие при переходе из начальной школы в основную: Слайд №3 - заголовок

  • смена социальной обстановки, изменение роли учащегося.  (следующая строка)

Ученики меняют статус самых старших в начальной школе на самых младших в среднем звене. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-тиклассник чувствует себя  безнадзорным, обладающим большей свободой и самостоятельностью.

Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти объективно сложные психологические этапы взросления.

  • увеличение учебной нагрузки; (след. строка)

Изучаемых дисциплин стало 13 вместо 10. Увеличилось количество  так называемых устных предметов, объём домашних заданий возрос, добавилась учебная суббота.

Так же одной из причин является

  • изменение стиля общения учителей с детьми. (след. строка)

 В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения учителя, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, вовремя помогает урегулировать конфликтные ситуации. Учитель находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была  доведена до их сведения.

Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.

Конечно, большую роль в процессе адаптации пятиклассников играют родители. Многие родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за ними, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя.

  • различие требований со стороны учителей-предметников; (след. строка)

Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников.

Выпуская своих учеников в основную школу, мы отчетливо видим, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оцениваем его достаточно оптимистично.

Принимая новый класс в основной школе, учитель – предметник, приходя на урок из более старших классов, с первых дней хочет видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя учеников, а видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Возможно, он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. Следствие этому –  снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс, возникновение конфликтов и взаимное недовольство учителей, учеников и родителей друг другом.


  • разность систем и форм обучения; (след. строка)

 Довольно значительным является расхождение в методиках преподавания. В 5 классе резко увеличивается удельный вес теоретических знаний по сравнению с начальной школой.

Так, наличие проблемы преемственности при обучении математике связано не только с переходом от одного учителя к другому, но и с переходом к изучению материала более высокого уровня абстракции.

 Учителя начальной школы работают по УМК «Школа ХХI века». Не буду рассказывать о достоинствах и недостатках этого УМК, которых, на  взгляд учителя, прошедшего по этой программе дважды, много. Скажу только для  примера, что в учебниках отсутствуют правила, требующие заучивания, зато предлагаются алгоритмы действий, пугающие своей многословностью, зачастую мало материала для закрепления трудных тем и домашних заданий, да и само содержание учебников, последовательность изложения материала вызывает вопросы.    Продолжения в основной школе этот УМК не имеет.

Одна из самых болезненных школьных проблем – падение успеваемости при переходе из начальной школы в пятый класс.  Следующие два слайда позволяют нам увидеть, как выглядит ситуация в нашей школе на данный момент. (Слайд №4 ) Как видите, снижение есть, но не безнадежное. (Слайд №5)
Я просмотрела результаты прошлых пятых классов и увидела практически тот же уровень успешности.

Не  секрет, что  многие  «отличники»  и  «хорошисты»  начальной  школы  при  переходе  в  среднее звено   меняют  свой  «статус»  на  более  низкий.  И  это  далеко  не  всегда  связано  с  объективными  трудностями  обучения. Учителя – предметники, не обладая необходимой информацией о ребёнке,   не могут учесть  индивидуальные  особенности  учащегося (темп  деятельности, тип  мышления, специфику  восприятия  и т.д.), которые  влияют, особенно  вначале, на качество  обучения. Учителя  начальной   школы  реально  имеют  такую  возможность  в  силу  своей  многопрофильности. Инертный, медлительный  ребенок  не  должен  слышать   приговор  учителя: «Ты  не  успел, значит, не сделал». Тем  не менее,  ориентация  учителя   только   на  результат  исключает  другую  позицию. Не  хочется  думать, что  личностно – гуманный  подход  является  прерогативой  только  начального  звена  обучения. Вот  поэтому  учет  индивидуальных  особенностей  обучаемости  ребенка  и  соответственный  подход  к  оцениванию  его  деятельности  в  начальной  школе  иногда  ставится  под  сомнение  как  необъективный  («мягкий»)  при  переходе  ребенка   в  среднюю  школу. Критерии  «объективности»   в  данном  случае  различны. (Слайд №6)

Также среди главных причин снижения успеваемости можно назвать рассогласованность в содержании и сложности учебных программ и нормах выставления отметок.

Нам, наверное, стоит  организовать совместные заседания МО с учителями математики и филологами, где можно обменяться мнениями на эту тему.

Для обучения в средней школе важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе, независимо  каким УМК мы пользуемся. Но не всегда и мы добиваемся нужных результатов для успешного обучения в средней школе. Нашей болью является слабое освоение учениками навыками чтения и письма. По данным мониторингов проведённых в РФ почти 30% учащихся среднего звена способны понять только короткие простые тексты. О каких учебных результатах можно говорить, если человек с трудом читает, будь он даже семи пядей во лбу? Мы очень много работаем над пресловутой техникой чтения, но, увы, зачастую не получая никакой поддержки со стороны родителей, которые сами книгу в руки не берут. И проверку техники чтения в формате, который был до перехода на ФГОС, мы не проводим, так как она, по мнению психологов, плохо влияет на психическое состояние ребёнка. В результате имеем следующее на примере нынешних четвёртых.

Из 68 четвероклассников плохо читают 15 человек  (22%). Плохо – это меньше 50 слов в минуту, двое читают на уровне первоклассников. Норма чтения на конец года на «пятёрку» от 95 слов.

Нужна помощь логопеда 9 человекам (13%)

Страдает техника чтения, отсюда трудности в решении математических задач, которые имеют 16 человек (23%)

Имеют проблемы с формированием вычислительных навыков – 14 человек (20%) (Слайд №7)

Как любой кризис, переход в среднее звено имеет свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы. Именно в 5 классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Появление нового учителя – всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по- новому. Ученик с закрепившейся репутацией троечника может стать хорошистом и даже отличником. Многие старшеклассники вспоминают, что именно в 5 классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который помог в дальнейшем в профессиональной ориентации.    (Слайд №8)

В заключении хочу сказать, что понятие преемственности в педагогике – непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес ребёнка к обучению. Приглашаем к дальнейшему сотрудничеству. (Последний слайд)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...

Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...

Роль уроков психологии в решении проблемы преемственности начальной школы и среднего звена

Важнейшая проблема начальной и средней школы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого каче...

Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.

Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в ...

Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"

В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...

Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"

В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...