Роль уроков психологии в решении проблемы преемственности начальной школы и среднего звена
методическая разработка (4 класс) по теме

sacha_k84

Важнейшая проблема начальной и средней школы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого качества обучения детей в среднем и старшем звене.

Переход из начальной школы в среднюю - это переломный момент в жизни школьников, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками, учителями. Успешность процесса адаптации учеников пятых классов во многом зависит от согласованности организационно-образовательных требований учителей. В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные ограничения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya20svoboda-20moi20prava1.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Роль уроков психологии

в решении проблемы преемственности  начальной школы и среднего звена

Уроки психологии как помощь в преемственности между начальной школой и средним звеном

Кривошеева А.В.

МБОУ «Северская гимназия», г.Северск

Тема урока: «Моя свобода – мои права»

Важнейшая проблема начальной и средней школы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого качества обучения детей в среднем и старшем звене.

Переход из начальной школы в среднюю - это переломный момент в жизни школьников, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками, учителями. Успешность процесса адаптации учеников пятых классов во многом зависит от согласованности организационно-образовательных требований учителей. В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные ограничения.

Для решения этой проблемы был разработан курс «Будущий пятиклассник», который базируется на основных методологических принципах гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Рождерс) и педагогики, а также включает в себя приемы сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии и арт-терапии. Данный курс ориентирован на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Предполагаем, что уроки психологии в начальной школе являются одним из наиболее эффективных способов психопрофилактической и просветительской работы.

Как известно четвертый класс - последний этап в начальной школе. Ребенок внутренне готовиться к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу взросления. Некоторые дети уже в этот период по своим психическим и физиологических характеристикам приближаются к стадии предпубертата (отрочества, предподростковый возраст). Их поведение заметно меняется: дети требуют подчеркнутого уважения к себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко игнорирую обязанности. Данный психологический аспект инициировал повышенное внимание к теме «Моя свобода – мои права», помогающей  школьникам уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека.

К окончанию четвертого года обучения  школьники должны обогатить представление о собственных способностях и возможностях, составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков, приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях. Ребенок ощущает свою долю ответственности за все, что с ним происходит, становится более самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах. На психологических занятиях по предложенным темам учащиеся охотно берут на себя роль ведущего, нередко перенося ее и в реальную жизнь. Многие дети любят принимать участие в делах друзей, стараясь помочь им в трудной ситуации, оказать психологическую поддержку. Поэтому в четвертом классе большое внимание следует уделять инициативе, активной позиции в организации занятий, предоставлять свободный выбор форм и приемов работы. В качестве примера приведем занятие по теме «Моя свобода – мои права» в 4 классе.

Тема: Моя свобода – мои права

Цель: 

1. Познакомить учащихся со сферой прав и обязанностей, а так же их дальнейшее развитие и осознание.

Задачи:

Работа с психологическим временем личности: осознание прошлого, простраивание перспектив будущего, целей, средств их достижения.

Развитие и осознание сферы прав и обязанностей.

Коррекция страха будущего.

Развитие самостоятельности детей.

Воспитать уважительное отношение к другому человеку.

Способствовать развитию коммуникативных навыков и формированию культуры общения друг с другом.

Развитие самосознания через совершенствование рефлексии.

Развитие положительного отношения к себе и к другим.

Развитие самостоятельности детей.

Развитие сплоченности детского коллектива.

Ход урока:

Ритуал приветствия

Цель: 

Поприветствовать друг друга.

Настроить на рабочий лад.

Ввести группу и каждого ученика в новую тему.

Предложить детям подумать, как можно «оживить» неодушевленные предметы, и поприветствовать одноклассников от лица чайника, автомобиля, будильника и т.д.

Основное содержание занятия.

Цель:

Работа с психологическим временем личности: осознание прошлого, простраивание перспектив будущего, целей, средств их достижения.

Развитие и осознание сферы прав и обязанностей.

Коррекция страха будущего.

«Должен и имею право: в школе, дома, на улице». Раздать ребятам листы бумаги, пусть они письменно завершат предложение:

«В школе ты должен...»

«В школе ты имеешь право…»

«Дома ты должен…»

«Дома ты имеешь право…»

«На улице ты должен…»

«На улице ты имеешь право…»

Психологическая разминка.

Цель:

Снять напряжение.

Содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной, безоценочной, образной.

Игра «Ассоциации». Дети дают свои ассоциации к слову «свобода», «права», «обязанности».

«Пять главных прав». Психолог беседует с ребятами о том, что каждому обычно хочется иметь побольше прав и поменьше обязанностей. Но в реальности количество прав и обязанностей человека приблизительно равно. Предлагается придумать по пять главных обязанностей и по пять основных прав четвероклассника.  

Ритуал прощания

Цель: 

Интегрировать полученные в ходе занятия впечатления, информацию, умения и навыки;

Подвести итог занятия.

Каждый ребенок должен ответить на вопрос: «Что я узнал сегодня на занятии?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...

Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено

Современные стандарты выдвигают Портрет выпускника начальной школы. Это любознательный, владеющий основами учиться, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, умеющий слышать и слушать собесед...

Публичные выступления Преемственность начальной школы и среднего звена

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно упр...

Педагогический совет "Преемственность начальной школы и среднего звена"

Доклад выступления на педагогическом совете "Преемственность начальной школы и среднего звена"...

"Преемственность начальной школы и среднего звена, методика организации урока (из опыта работы)".

Правильно организованная работа по вопросу преемственности на всех этапах школьного обучения – залог успеха обучения детей в  школе....

"Преемственность начальной школы и среднего звена"

Доклад на педсовете "Преемственность начальной школы и среднего звена..." ( из опыта работы)....

Преемственность начальной школы и среднего звена

Проблемы адаптационного периода пятиклассников и пути их решения...