Главные вкладки

    Педагогический совет "Преемственность начальной школы и среднего звена"
    методическая разработка (4 класс)

    Доклад выступления на педагогическом совете "Преемственность начальной школы и среднего звена" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet_preemstvennost_nach.shkoly_i_srednego_zvena.docx31.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему «Преемственность начальной школы и среднего звена»

    В этом году учащиеся моего класса заканчивают начальную школу и переходят в 5 класс.

    Слайд 1

    Четвертый год обучения в младших классах  завершает  первый  этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

    Слайд 2

    В первую очередь это касается сформированности УУД. Овладение УУД даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

    Слайд 3

    Посмотрите какие.

    Личные, познавательные, коммуникативные, регулятивные (формирование УУД в начальной школе), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе.

        К  четвертому  классу  у  большинства  детей  уже  складывается  индивидуальный стиль учебной работы, намечается  дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. 

    Слайд 4

    Согласно требованиям ФГОС выпускник начальной школы - это школьник, который уже понимает свое место в коллективе, понимает себя, умеет ставить перед собой вопросы "Что я?" и "Зачем я?" Он должен уметь ставить перед собой цель и планировать ее достижение, в основном уже самостоятельно. Это помогает ему стать организованным, коммуникативным, толерантным, да и поможет приобрести необходимые знания.

    Кроме усвоения основной  программы учащийся должен быть положительно мотивирован  на дальнейшее обучение.

    Обязательным должно быть сотрудничество между начальной школой и средним звеном.

    Слайд 5

    Какими же ключевыми компетенциями должен обладать выпускник начальной школы? (просто перечисление)

    Учебно-организационные умения:

                -работать по алгоритму, самостоятельно составлять алгоритм,     владеть методами самоконтроля, уметь оценить ответ одноклассников

            Учебно-информационные умения:

                     -владеть техникой чтения в соответствии с возрастом, уметь работать с       учебником, уметь работать с дополнительной литературой, справочником,  словарём, энциклопедией.

          Учебно-коммуникативные умения:

                   -владеть в соответствии с возрастом устной и письменной монологи-

                    ческой речью, списывать текст, записывать под диктовку, писать

                     изложения, сочинения разных жанров, вести диалог

                    Слайд 6

    Учебно-интеллектуальные умения:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, синтезировать, выделять главную мысль, отвечать на вопросы, самостоятельно ставить вопросы, выполнять творческие задания, уметь переносить приобретённые знания в нестандартной (новой) учебной ситуации;

      Здоровьесберегающие

           - выполнять правила здорового и безопасного образа

           жизни.

    Слайд 7

    Портрет выпускника

    Любящий свой народ; любознательный, проявляющий исследовательский интерес; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера; активно познающий мир; уважительное отношение к окружающим,  к иной точке зрения; умеющий учиться, способный к самоорганизации; готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.

    Основные  трудности,  которые  испытывают  дети  при  переходе из 4-го в 5-й класс.

    В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе  классный  руководитель  – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является  адаптация  к  новым  учителям,  что  сопровождается  часто  кон-фликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

       В своей работе часто сталкиваюсь с такими проблемами:

    -приходом в школу  неподготовленных к урокам детей;

    -существенным изменением родительского отношения к школе: агрессивным или с абсолютным равнодушием, неприятием, пренебрежением;

    -некоторые дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере.

    Из этих проблем часто вытекают новые. Поскольку в начальной школе имеют место “аварийные” ситуации, когда часть урока используется нерационально из-за опозданий учащихся, забытых дома ручек и карандашей, тетрадей и учебников, повторения и заучивания того, что должно было быть повторено и выучено дома. Эти ситуации потом “переходят” в 5 класс, с ними сталкиваются все учителя- предметники.

    После обсуждения результатов анализа пятиклассников, например, по математике нам учителям начальных классов было предложено обратить серьезное внимание на выработку у учащихся вычислительных навыков, на развитие математического мышления, (чаще использовать сравнения, анализ, сопоставление аналогичных фактов, логические упражнения и т. д.). Повысить требовательность к знанию таблицы умножения. Обратить внимание на работу с величинами: сравнивать по числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах.

    Слайд 9

     - Выполнять чертежи отрезков, лучей не только в горизонтальном положении, но и по диагонали;

    -  В геометрических заданиях вводить буквенные обозначения длины (a) и ширины ( b)

    - Отработать умение решать текстовые задачи арифметическим способом

    Стойкие затруднения у учащихся с ЗПР вызывает решение составных арифметических задач. Здесь требуется умение выстраивать цепочку рассуждений, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Мы вычленяем в ней наиболее трудное звено и проводим упражнения, которые подготавливают учащихся к восприятию. В это же время уточняю понимание терминов, необходимых для решения задачи (цена, количество, скорость, время, расстояние и др.). Стараюсь  ввести каждого ученика в задачу как действующее лицо. Пусть ребенок представит себе как он едет в поезде, собирает урожай и т.д.

    Слайд 10

    По рекомендациям преподавателей русского языка и литературы  следует уделять особое внимание лексическому значению слов, осмысленному прочтению текста. Практиковать письменный опрос правил. Работать над скоростью письма и каллиграфией. Рекомендовано  обогащать  речь учащихся, усложняя ее к 4 классу, вводить новую терминологию (звукобуквенный разбор слова- фонетический, морфемный разбор). Знакомясь с работами детей  4 -х классов совместно с учителями русского языка и литературы нашли общую проблему, которая является камнем преткновения как для начальной школы, так для среднего звена. Некоторые дети отрывают от слова, похожую на предлог приставку или начальную букву корня. Дети путают предлоги и приставки. Рекомендовано проводить грамматический диктант. Над каждым словом указать  часть речи, если же незнакомая, то ставим знак вопроса.

    Чтобы подготовить детей к написанию изложения и сочинения, предлагаю выполнить такие, например, задания: описать свой день, используя имена прил., написать 4- 5 предл. на тему «Прогулка», употребив опред. наречия, написать сочинение по картинке, предварительно рассмотрев картинку и познакомившись с биографией художника.

    После написания предлагаю читать вслух. Во время проверки текста пользоваться орфографическим словарём, находить изученные орфограммы и объяснить их написание, обращать внимание на правописание безударных гласных в слове и т. п. 

    Литературное чтение в начальной школе – первое звено в системе единого непрерывного литературного образования. В современных условиях обострению проблемы преемственности в содержании литературного образования между начальной и средней школой способствует переход начальной школы с предмета «Литературное чтение» на предмет «Литература», когда обучение чтению младших школьников дополняется приобщением их к литературе как к искусству слова.

    Рекомендовано предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты. Добиваться от учащихся развёрнутых полных ответов, четкой грамотной речи.

    Детям с ЗПР тяжело даётся пересказ учебных текстов, т.к. недостаточно развита связная речь. Это сказывается на успеваемости в среднем звене по устным предметам.

    Техника чтения является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие личности, а также успехи ребенка в школе, поэтому я обратила внимание на скорость чтения и выразительность.

    Недостаточная техника чтения (в особенности - математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его сказывается на результатах математической подготовки обучающихся.

    Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.

    Навык связного пересказа развиваю не только на учебном материале, но и после прочитанной художественной книги. Прошу ребенка рассказать содержание книги, либо увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и т.д.

    Слайд 11

    На уроках стараюсь использовать дидактические игры: «Найди ошибку», «Кто первым покорит вершину», «Не подведи свою команду». Целью этих игр является, кроме усвоения учебного материала, умений и навыков, ещё и предоставление ученику возможности самоопределения, участия в совместной деятельности, развитие творческих способностей, способствуют эмоциональному восприятию содержания обучения.

    Вывод:

    Преемственность - это двухсторонний процесс, который предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

    Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...

    Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

    В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...

    Роль уроков психологии в решении проблемы преемственности начальной школы и среднего звена

    Важнейшая проблема начальной и средней школы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого каче...

    Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.

    Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в ...

    «Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено»

    Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к но...

    Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.

    Анализируя  результаты адаптации  учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому  сопровождению учащихс...