Главные вкладки

    "Преемственность начальной школы и среднего звена, методика организации урока (из опыта работы)".
    материал (4 класс)

    Правильно организованная работа по вопросу преемственности на всех этапах школьного обучения – залог успеха обучения детей в  школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_pedsovete_preemstvennost.docx342.59 КБ

    Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2            ИМЕНИ С. И. ПОДГАЙНОВА

     г. КАЛИНИНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

                           

              "Преемственность     начальной школы и среднего звена,

         методика организации урока

               (из   опыта работы)".

                                         Подготовила

                                                                    учитель  начальных классов

                                                                    I категории

                                                                    Кушалина Т.М.

                                         март  2018 г.

    21 век - век новых технологий, масшабных преобразований и глобальных планов, которые должны выполнять талантливые, образованные люди.  И таких людей готовит  школа.

    На школе лежит большая ответственность. Наша начальная школа тоже вносит большую лепту в становление личности. Я думаю, все согласятся, что начальная школа  - это фундамент образования.

    Начальная школа призвана подготовить учащихся к жизни и деятельности на более высокой ступени общего образования. Преемственность –это двусторонний процесс: 1.С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. 2.С другой стороны – основная школа, которая развивает накопленный в начальной школе потенциал.

    Проблема преемственности продолжает волновать руководителей школ, учителей начального и среднего  звена, родителей выпускников начальной школы.

    Поэтому с 1 по 4 класс учителя начальных классов стараются строить свою работу таким образом, чтобы помочь организовать плавный переход учащихся из начальной школы в среднее звено. 

    Моя работа в организация урочной и внеурочной деятельности также направлена на решение данной задачи. Формируя  знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе, важно сразу понять, что именно из изучаемого материала вызывает сложность.  Так, например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что не сможет подобрать проверочные слова. Так же могут быть сложности усвоения учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти. Поэтому важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Прошу  ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач. Также на уроке необходимо развивать  мышление, память, внимание, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Во внеурочной деятельности в своем классе веду кружок "Эрудит", работа которого  направлена совершенствовать учебные умения и навыки; на развитие логического мышления и смекалки, внимания, памяти у детей,   то есть умения мыслить самостоятельно.

     Для формирования у младших школьников общеучебных умений и навыков   стремлюсь с 1 по 4 класс не только научить  писать, читать и считать, но и:

    -слушать учителя;

    - выделять главную мысль сообщения;

    - связно пересказывать содержание текста;

    - отвечать на вопросы к тексту;

    - ставить вопросы к тексту;

    - делать  выводы на основе полученной информации;

    - письменно выражать свою мысль;

    Особое место  занимает  формирование  коммуникативной компетентности, необходимо помнить, что при переходе в среднее звено одной из ведущей деятельностью становится общение.

    Всему этому ребенок учиться  в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, и более сложным станет и ее содержание. 

    Чтобы добиться  сформированности  данных умений, стараюсь организовать работу на уроке так, чтобы развивать и поддерживать интерес учащихся к учебе. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его развития, обучения.

     Не секрет, что для одного ученика, процесс обучения является важным, многозначительным, он мотивирован к учебе, для другого – учеба это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Поэтому стараюсь использовать смену деятельности на уроке, а также различные методы и формы обучения.

    Динамично помогают начать урок такие игры, как  «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями», "Раз, два - выше голова..." , "Руки, ноги, локти, спина". Такие  забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед серьезной работой, способствует  установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

    Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физминутки»позволят сделать это, не выходя из класса.

    Разнообразные игровые приемы, такие как "Лестница успеха", "Экран достижений" позволяют лучше концентрироваться на заданиях и учиться с большим интересом. Все эти методы используют учителя начальных классов.

    Не маловажную роль для  плавного перехода учащихся из начальной школы в среднее звено играет  дисциплина. Дисциплина в  классе — это первые шаги в формировании организационных навыков у детей. А от тех основ, которые будут заложены еще в первом классе, и зависит дальнейший интерес к учебе и дисциплина на уроке, а это условия для формирования базовых знаний,  навыков и умений, необходимых для продолжения обучения в средней школе.

    Для обучения и привития навыков дисциплины использую командные игры и соревнования. Игра "минута тишины". В это время дети выполняют какое-то задание самостоятельно. Использую приемы психологических тренингов: если нужно  успокоить класс,  предлагаю что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово, посчитать и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад. Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предлагаю ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

    Особое внимание в учебном процессе следует обратить на выставление оценок,  разъясняя критерии оценивания.  Даю возможность каждому ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях. Огромную роль в данном возрасте играет развитие самооценки ребенка. На ее основе формируется и уровень достижения младшего школьника, который, по мнению ребенка, ему по силам. Чем адекватнее самооценка, тем, как правило, адекватнее и уровень достижения ребенка. Согласно  исследованиям, большая часть учащихся к концу обучения в начальной школе имеет средний уровень самооценки – они активны, общительны, энергичны, самостоятельны, инициативны, объективно подходят к своим возможностям, а также критичны.

    Такие умения и навыки  приобретаются не только на уроках по конкретным учебным предметам, но и на классных часах.  Такие  беседы : «Как слушать учителя», «Как выполнять домашние задания», «Как проверять свою работу», «Как можно учиться на собственных ошибках», «Как подготовиться к контрольной» «Почему иногда не хочется учиться и что с этим делать», «Как узнать, что ты знаешь, а чего не знаешь», «Как лучше запоминать», «Что такое лень?», «Как правильно готовить успешные задания», «Как выполнять письменные домашние задания», «Как научиться лучше думать» помогают ученику лучше организовать свою учебную деятельность.

    Не маловажную роль в подготовке обучающихся для дальнейшего обучения в основной школе играет и духовно-нравственное воспитание. Различные беседы, классные часы, праздники, социальные акции, проводимые в начальной школе, направлены на развитие высоконравственной личности, которая стремится к осмыслению своих действий, к саморазвитию, к ответственности, к уважению общечеловеческих ценностей, культурных традиций, к ведению здорового образа жизни.

    Большая работа ведется с родителями. Проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания. Так в конце четвертого класса родительское собрание "Мой ребенок идет в пятый класс" направлено, чтобы помочь родителям быть готовыми к возможным переменам в поведении и учебе ребенка в период адаптации в 5 классе. Привлекается психолог.

    Итак, с 1 по 4 класс учитель начальной школы создает комфортные условия для подготовки ученика к дальнейшему обучению.  А четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассник – это выпускник начальной школы.

    Таким образом, правильно организованная работа по вопросу преемственности на всех этапах школьного обучения – залог успеха обучения детей в  школе.

    Я продолжу работу по данной проблеме. А всем я желаю, чтобы в вашей работе было как можно больше интересных и хороших учеников.

    Литература

     1. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании, как новая инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности в образовании: десять концепций и эссе. – М., 1995. – № 3.

    2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М., 1996.

     3. Просвиркин В. Н. Преемственность в системе непрерывного образования / В. Н. Просвиркин // Педагогика. – 2005. – № 2. – С. 41–46.

                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

    В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...

    Роль уроков психологии в решении проблемы преемственности начальной школы и среднего звена

    Важнейшая проблема начальной и средней школы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого каче...

    Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.

    Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в ...

    Публичные выступления Преемственность начальной школы и среднего звена

    Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно упр...

    Педагогический совет "Преемственность начальной школы и среднего звена"

    Доклад выступления на педагогическом совете "Преемственность начальной школы и среднего звена"...

    "Преемственность начальной школы и среднего звена"

    Доклад на педсовете "Преемственность начальной школы и среднего звена..." ( из опыта работы)....

    Преемственность начальной школы и среднего звена

    Проблемы адаптационного периода пятиклассников и пути их решения...