Главные вкладки

    Публичные выступления Преемственность начальной школы и среднего звена
    статья

    КОРОЧКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

    Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Преемственность начальной школы и среднего звена

    Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

    Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.

    Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

    Создание ситуации успеха для пятиклассников. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

    Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

    Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет.

    Наличие большей свободы и самостоятельности.

    При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек.

    Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.

    Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей.

    Основные проблемы возникали в связи с незнанием как раз требований программы для начальной школы, объёма знаний, с которыми выпускники пришли в среднее звено. Завышенные требования, с которыми подходят учителя средней школы к оценке знаний, умений и навыков учащихся, способствовали тому, что успеваемость детей стремительно падала вниз. Тем самым усугубляется и без того сложное положение детей, которые испытывали большие трудности, связанные с их адаптацией к новым требованиям и условиям обучения на более высокой ступени.

    Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Одни ребята без особых сложностей переходят с этапа на этап обучения, для других проблема адаптации остается актуальной. Вместе с ними эти проблемы могут испытывать и их родители, а зачастую и учителя. Это трудности различного характера, связанные с изменениями в режиме дня, в сфере общения, в учебной деятельности.

    В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное  –  учителей  будет  столько  же,  и  у  каждого  свои  требования.  Причем  все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ваши ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале  учебного  года  единые  требования  к  пятиклассникам.  Особое  внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо  детям  разъяснять  критерии  оценивания,  дать  возможность  ученику  оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

    В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...

    Роль уроков психологии в решении проблемы преемственности начальной школы и среднего звена

    Важнейшая проблема начальной и средней школы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого каче...

    Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"

    В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...

    Педагогический совет "Преемственность начальной школы и среднего звена"

    Доклад выступления на педагогическом совете "Преемственность начальной школы и среднего звена"...

    "Преемственность начальной школы и среднего звена, методика организации урока (из опыта работы)".

    Правильно организованная работа по вопросу преемственности на всех этапах школьного обучения – залог успеха обучения детей в  школе....

    "Преемственность начальной школы и среднего звена"

    Доклад на педсовете "Преемственность начальной школы и среднего звена..." ( из опыта работы)....

    Преемственность начальной школы и среднего звена

    Проблемы адаптационного периода пятиклассников и пути их решения...