Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"
статья (4 класс) по теме

В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность между начальным и средним звеном

 школьного обучения.

        Процесс  перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.

Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новым. Однако, несмотря на многочисленные и многолетние  обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории.

        Приход в среднюю школу , как известно и об этом сказала В.Л.,совпадает с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками . У детей  с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с  новыми  ожиданиями. Они чаще отвлекаются , неадекватно  реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти  объективно сложные психологические этапы взросления несомненно требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Неправильная реакция со стороны  педагога может послужить почвой для возникновения конфликтов между ним и учениками.

          Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация  детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1  и 5 классов, в данном случае добавляется еще так называемый  субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности  между начальной и средней школой. В частности по следующим аспектам:

  1. Взаимодействие программ обучения : зачастую класс, обучающийся  в начальной школе по одной  из традиционных систем  обучения, но уровня отвечающего современным потребностям «Гармония», «ПНШ» - переходя в среднее звено, возвращается к традиционной «советской системе», но дети то из нее уже выросли, т.е. мы искусственно возвращаем их назад ;
  2. Преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству  его оформления. Уровень изложения  знаний в средней школе, конечно, значительно  отличается от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать, что дети, перешедшие   в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей (представьте,что у вас 10 начальников и каждый выдвигает свои требования), к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и т. д.;
  3. И, наконец,  единство (точнее сказать, его отсутствие ) подхода к критериально-оценочной деятельности в начальных и средних классах. Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной  школы при переходе в среднюю меняют свой « статус» на более низкий. И это не всегда связано только с объективными трудностями обучения. Наблюдаю сейчас за своими детьми, труднее всего троечникам и детям ,которые «4» зарабатывали трудом, они зачастую плачут у меня в кабинете или прижимаются в коридоре.

         Учителя – предметники подчас не имеют возможности учесть (или не желают) индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т. п.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальных классов реально  имеют такую возможность  в силу своей многопрофильности. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей. Зачастую мы, в начальной школе, пишем и наши программы рекомендуют разноуровневые работы, за счет таких работ успешные ученики растут поднимаясь на новый уровень. А дети имеющие определенные трудности зачастую справляются с образовательным стандартом и чувствуют себя успешными.

      Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать от учителя приговор: « Ты не успел, значит не сделал». Тем не менее ориентация учителя только на результат исключает другую позицию. Не хочется думать, что личностно- гуманный подход  является прерогативой только начального звена обучения,  а средняя школа не имеет к этому никакого отношения.

Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения, часто они приводят к резкому увеличению нагрузок. И надо признать, что медики совершенно справедливо бьют по этому поводу тревогу. Учителя начальной школы зачастую используют дифференцированный подход: домашнее задание дается различного уровня, и учащиеся сами выбирают, какой вариант им выполнить.

Мы с  учениками проводили анкетирование в конце 4 класса, о том что они ждут от 5 класса и оказалось, что дети не боятся новых учителей, кабинетной системы. Общим было то, что практически во всех анкетах  ожидание профессионалов и качественного обучения. Вот дети сегодняшнего дня. Они знают для чего пришли в школу.

Учителя 5 классов должны быть наиболее квалифицированными педагогами, по своим профессиональным, психологическим и личностным характеристикам.

Ведь обучение- это не просто передача знаний ,а, прежде  всего, жизнь ребенка в школе.

     Понять природу ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того что заложено, притушить отрицательные стороны его характера – вот  в чем суть. Формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения - наисложнейший труд. Воспитывать ребенка на его силе, а не на слабости.

      Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений , непривычных приемов работы не растерять все хорошие  приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.

   Преемственность это прежде всего ,сотрудничество учителей начального и среднего звена ,школьных  психологов, социального педагога и администрации школы. Сотрудничество можно реализовать через школьный  консилиум. Его цель-  отработка  взаимодействия учителей выпускающих классы из начальной школы, и учителей предметников, принимающих эти классы по всем аспектам учебной деятельности. Особая роль в этом консилиуме принадлежит психологической службе школы, силами которой проводится комплексная диагностика интеллектуально-личностных характеристик детей, которые оканчивают начальную школу. На консилиуме обсуждаются не только психолого-педагогические характеристики будущих пятиклассников, которые требуют повышенного внимания в среднем звене,  но также формы и методы работы с детьми данного класса, те педагоги среднего звена должны знать о каждом ребенке, которого принимают. По новым стандартам мы формируем портфолио каждого ребенка, которое передадим классному руководителю, изучив его можно проследить продвижение каждого ученика во всех аспектах школьной жизни.

      В рамках  сотрудничества должны проводиться и уроки, на которых в начальной школе присутствуют ( или даже сами проводят) учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале следующего года, в 5 классе,  эта практика продолжается, теперь уроки посещают бывшие учителя начальных классов. Мы это делаем.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает единение в следующих направлениях:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования к учащимся;
  • структура уроков.

      Данная форма сотрудничества различных ступеней образования позволила бы предупреждать многие педагогические и психологические проблемы ,реально осуществлять профилактику детской дезадаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...

Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...

Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.

Анализируя  результаты адаптации  учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому  сопровождению учащихс...

Выступление на педсовете "Преемственность между начальной школой и средним звеном"

В материале дано описание существующих проблем и предложены пути их решения...

Публичные выступления Преемственность начальной школы и среднего звена

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно упр...

Выступление на тему "Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено"

Цель: выявить проблемы преемственности между педагогами начальной и основной школы в формировании предметных знаний и умений у обучающихся 4-5 классов и найти пути их решения.Задачи:Обсудить трудности...