Выступление на тему "Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено"
презентация к уроку
Цель: выявить проблемы преемственности между педагогами начальной и основной школы в формировании предметных знаний и умений у обучающихся 4-5 классов и найти пути их решения.
Задачи:
- Обсудить трудности, возникающие при переходе младших школьников в среднее звено.
- Мотивировать педагогов на восприятие обучающегося с позиции принимающего и поддерживающего взрослого.
- Активизировать творческий ресурс педагогов.
- Пополнить методическую копилку педагогов играми на развитие у детей самосознания, адекватной самооценки и упражнениями на сплочение детского коллектива и установление доверительного контакта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_rossosh._sosh_preemstvennost_v_obuchenii_vystuplenie_na_rmo_2020.pptx | 651.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Притча «Встречающий рассвет» Жил-был человек. И было у него обыкновение: он поднимался каждый день утром до рассвета, выходил на берег моря, встречал зарю и молился Богу. Сын его вырос и тоже, как отец, каждый день поднимался утром до рассвета, выходил на берег моря встречать зарю. Но молитву он не произносил. Вырос у сына сын. Как и отец, он тоже каждый день поднимался утром до рассвета и выходил на берег моря. Только он не знал, зачем это делает.
Преемственность в образовании это система связей , обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка
Цели программы: Создание единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Сохранение, обогащение и развитие потенциала, накопленного на 1-й ступени школы.
Основные задачи : Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей . Создание педагогических условий, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сконструированный в начальной школе "инструмент»-научить ребенка учиться.
Приоритетная цель школьного образования: Научить учиться развивать у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения .
Пути достижения цели программы на начальной ступени обучения формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин .
Успешность адаптации ученика в среднем звене Факторы, влияющие на успешность адаптации пятиклассника состояние здоровья интеллектуальное развитие самоконтроль поведения работоспособность дисциплинированность коммуникативные способности учебная мотивация организация учебного процесса тактика педагогических воздействий согласованность требований к деятельности учащихся социально-экономические характеристики семьи
Причины дезадаптации: Разные требования со стороны учителей-предметников . Новые требования к организации обучения . Большой поток информации . Чувство одиночества из-за отсутствия внимания классного руководителя . Изменения режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой.
Причины дезадаптации: Увеличение физической и умственной нагрузки. Состояние его физического здоровья, связанные с возрастными и гормональными изменениями в организме. Наличие большей свободы и самостоятельности. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Ослабление контроля родителей .
Этапы действия программы : 1 этап (сентябрь-май) Организация преемственности между 1-й и 2-й ступенями школы . 2 этап (сентябрь-декабрь) Формирование единой образовательной среды . 3 этап (январь-май) Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5 классов.
1-Й ЭТАП (сентябрь-май ). Организация преемственности между 1-й и 2-й ступенями школы . Задачи: Изучить подготовленность учащихся 4-х классов к обучению в основной школе . Изучение личности выпускника начальных классов . Организовать разработку диагностических заданий для выявления уровня ОУУН, предметных умений учащихся 4-5 классов . Организовать обмен опытом работы.
2 -Й ЭТАП ( сентябрь-декабрь). Формирование единой образовательной среды. Задачи: Определить индивидуальные цели учителей 5-го класса в решении проблемы преемственности . Проконтролировать состояние учебного процесса в 5-м классе на предмет его преемственности с начальной школы. Организация задачи психологического развития . Выявить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе. Соответствие образовательным стандартам.
3-Й ЭТАП (январь-май). Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5-х класса. Задачи : Изучить индивидуальные особенности и оценить уровень обученности пятиклассников . Теоретическая и практическая подготовка учителей к решению проблемы развития общеучебных умений и навыков учащихся . Изучение уровня готовности пятиклассников к обучению в основной школе.
Рекомендации учителям начальных классов по организации преемственности в обучении Обогащать речь учащихся, усложняя ее к 4 классу . Постоянно работать над техникой чтения учащихся . Работать над скоростью письма и каллиграфией . Применять на уроках упражнения, задания для развития произвольного внимания, механической и оперативной памяти . Разработать рекомендации для тренировки памяти и внимания детей .
Рекомендации учителям начальных классов по организации преемственности в обучении Повысить требовательность к формированию у детей прочных вычислительных навыков, знания таблицы умножения . Приучать детей выполнять работу только в отведенное для этого время . Добиваться развернутых полных ответов, четкой грамотной речи учащихся. Приучать учащихся работать с энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной и дополнительной литературой. При выставлении итоговых четвертных оценок делать упор прежде всего на письменные работы .
Рекомендации учителям-предметникам Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников . Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика. Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал . Налаживайте эмоциональный контакт с классом . Предъявляйте единые требования к учащимся . Развивайте общеучебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
Рекомендации учителям-предметникам Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т.д.). Используйте систему поощрений (грамоты, благодарности ученикам и родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике, доброе слово). Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребёнка, его здоровье, семейных отношениях. Не допускайте педагогического манипулирования. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребёнка: темперамент, темп работы, переключение, особенности внимания, двигательную активность .
Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев Учителям 4 классов знать программу по предметам 5 класса, учителям-предметникам знать основные требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов . Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности . Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах.
Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев При тематическом планировании учителям 4 классов включать элементы опережающего обучения. Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям среднего звена программу начальной школы. Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях. Проводить последнее родительское собрание в 4 классе совместно с будущим классным руководителем.
Спасибо за внимание! Берегите себя и своих близких!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Выступление на МО...
«Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено»
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к но...
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный...
Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено
Современные стандарты выдвигают Портрет выпускника начальной школы. Это любознательный, владеющий основами учиться, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, умеющий слышать и слушать собесед...
"Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено"
Что такое преемственность? Это тот безболезненный барьер для детей, который нужен им для дальнейшего самоопределения личности. В этом обязаны помочь детям педагоги. Встатье об этом идёт речь....
Статья на тему "Проблемы преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено обучения"
Из данной статьи вы узнаете, с какими проблемами может столкнуться четвероклассник при переходе из начальной школы в среднюю...