Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено
статья на тему

Дудник Динара Юрьевна

Современные стандарты выдвигают Портрет выпускника начальной школы. Это любознательный, владеющий основами учиться, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, умеющий слышать и слушать собеседника, выполняющий правила здорового образа жизни.

Новые стандарты вызвали много вопросов со стороны родителей. Только совместная кропотливая работа: беседы, родительские собрания, мониторинги, консультации позволили снять возникшую напряженность. В итоге, тесная связь с родительской общественностью помогла решать многие проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемы преемственности  и пути  их решения при переходе

обучающихся из начальной школы  в среднее звено»

Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами. Мы порой не замечаем как изменилась окружающая нас действительность. Часто будущее не просто входит, оно врывается в устоявшуюся повседневность, не соизмеряясь с нашими силами и готовностью принять изменения. Именно так оно ворвалось в нашу профессиональную жизнь вместе с новым образовательным стандартом.

С 1 сентября 2014 года началось освоение новых стандартов для учеников начальной школы. Дети обучались по программе «Школа России». Какие же цели были поставлены перед начальным образованием в реализации  образовательных стандартов нового поколения? В начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: это навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализ информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь на знакомом ему материале решает новые задачи.

Современные стандарты выдвигают Портрет выпускника начальной школы. Это любознательный, владеющий основами учиться, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, умеющий слышать и слушать собеседника, выполняющий правила здорового образа жизни.

Что сделано за 4 года?

В соответствии с критериями готовности общеобразовательного учреждения к введению стандартов в школе была создана модель по его реализации: разработана  и утверждена основная образовательная  программа начального общего образования учреждения, утверждены локальные акты, составлены рабочие программы по учебным дисциплинам. Разработана соответствующая требованиям ФГОС нормативная база по системе оценки УУД, которая выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. Новые стандарты вызвали много вопросов со стороны родителей. Только совместная кропотливая работа: беседы, родительские собрания, мониторинги, консультации позволили снять возникшую напряженность. В итоге, тесная связь с родительской общественностью помогла решать многие проблемы.

Нам, учителям, проработавшим в другой системе образования, было тяжело перестраиваться к новым требованиям. Задачи реальны при условии, если учитель будет принимать и внедрять инновационные технологии в практику школьной жизни, значит, будет самоизменяться.

Изменения коснулись деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводим больше времени. Причем характер работы стал исследовательским, творческим, продуктивным. Мы формируем у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Отказались от репродуктивных методов и способов обучения. Активно начали развивать проектную деятельность младших школьников, осваивать средства педагогической диагностики. Как способ оценки образовательных достижений учащихся ввели в практику работы портфолио.

Исследовательская деятельность особенно актуальна для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

Итак, готовы ли наши выпускники четвертых классов идти в пятый класс?

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. 

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.

       Итак,  рассмотрим  основные  трудности,  которые  испытывают  дети  при  переходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;
  • изменением роли учащегося;
  • увеличением учебной нагрузки;
  • изменением режима дня;
  • разностью систем и форм обучения;
  • нестыковкой программ начальной и основной школы;
  • различием требований со стороны учителей-предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В  средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе  классный  руководитель  – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире.  

Вывод: «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений» -так писал В. А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность: дошкольное учреждение - начальная школа - среднее звено

Выступление на заседании "Круглого "стола, посвященного "Дню открытых дверей для воспитателей ДОУ...

Пути решения задач оздоровления учащихся в начальной школе

В  статье представлен план работы по классам по оздоровительной технологии....

"Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено"

Что такое преемственность? Это тот безболезненный барьер для детей, который нужен им для дальнейшего самоопределения личности. В этом обязаны помочь детям педагоги. Встатье об этом идёт речь....

Преемственность обучения детский сад-начальная школа-среднее звено

Рассмотрена преемственность между ступенями обучения...

Выступление на тему "Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено"

Цель: выявить проблемы преемственности между педагогами начальной и основной школы в формировании предметных знаний и умений у обучающихся 4-5 классов и найти пути их решения.Задачи:Обсудить трудности...