Пути решения задач оздоровления учащихся в начальной школе
статья по теме

разуваева людмила владимировна

В  статье представлен план работы по классам по оздоровительной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разуваева Л. В.              

                                                                                                             

Формирование здоровьесберегающей образовательной среды.

Состояние здоровья школьников внушает и педагогам, и родителям вполне обоснованную тревогу. В школу приходит не более 20% здоровых детей, и по данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население , и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.

Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающими хроническими заболеваниями происходит в возрасте 7-10 лет. К распространённым хроническим заболеваниям относятся болезни дыхательных органов, уха, горла, носа, расстройства обмена веществ, нарушение осанки.

Всё это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий по валеологизации учебно-воспитательного процесса в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний как на уроках, так и во внеурочное время.

       Задача оздоровления в начальной школе имеет три взаимосвязанных аспекта:      1.   Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к     своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.                                                                                                                                           2.  Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

3.   Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространённых заболеваний, а также улучшение через это таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

         В начальной школе в первую очередь следует уделять внимание воспитательному аспекту, так как в этот период очень важно научить ребёнка осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья.

        Обучение учащихся не может идти в отрыве от обучения и их родителей, поэтому мной была разработана система занятий для учащихся и родителей.

                                           1 класс. Темы занятий.

для учащихся

Сентябрь.

Твоё здоровье - что это? Можно ли самому творить здоровье?

 

Октябрь.

Твой новый режим дня.

 

Ноябрь.

Настроение в школе. Как настроить себя на урок

 

Декабрь.

Настроение после школы.


Январь.

Поведение в школе. Я- ученик.



Февраль.

Сменная обувь зачем она?


Март.

Как сделать сон полезным. Сон- лучшее лекарство.


Апрель.

Вредные привычки.

 

Май.

Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека.


для родителей


Что такое валеология? Зачем нужно знать об этом в современную эпоху.



Ребёнок пошёл в школу. Режим дня школьника.


С каким настроением ребёнок идёт в школу. Мотивация учения.



Как регулировать настроение ребёнка после школы.


Здоровье общества, родителя , ребёнка. Как относиться к ребёнку- школьнику.


Одежда школьника, учебные принадлежности и здоровье.


Как организовать сон первоклассни-

ка. Нужен ли дневной сон?



Курение и здоровье. Экология и курение в наше время.


Экологическая проблема сегодняшнего дня - мыть руки как можно чаще.



2 класс. Темы занятий.

для учащихся                                        

Сентябрь.

Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение.


Октябрь.

Одевайся по погоде.


 

Ноябрь.

Здоровье и питание.


Декабрь.

Движение путь к совершенству  (игры дома, в школе, на улице).


Январь.

Инфекция и её предупреждение


Февраль.

Сколько времени можно проводить у телевизора в день.

 

Март.

Дружи с водой.


Апрель.

«Тихий вечер». Как организовать вечер в семье.

 

Май.

Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор.

для родителей


Здоровый ребёнок - ребёнок со здоровой психикой.



Времена года - одежда – здоровье ребёнка. Занятия на воздухе и отношение к ним родителей.


Осознанный подход к питанию. Экология и питание.


Как улучшить показатели двигательной функции. Лыжи и семья.


Предупреждение инфекционных заболеваний.


Телевизор и дети. Психические расстройства и ТV.



Вода и здоровье. Закаливание.



Вечер в семье. «Строгие и грубые родители» - как это отражается на здоровье детей.


Отдых на природе. Кого и кто должен воспитывать во время «пикника».

3 класс. Темы занятий.

для учащихся

Сентябрь.

Ты – третьеклассник. Можешь ли ты сам уже заботиться о своём здоровье?


Октябрь.

Как воздух влияет на здоровье.


Ноябрь.  

Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать класс?


Декабрь.

Чистота в твоём доме, на твоём  рабочем месте. Чистота и здоровье.


Январь.

Домашний и школьный ботанический сад.


Февраль.

Домашний зоопарк.


Март.

Почему нельзя пить воду сразу из- под крана.


Апрель.

Здоровье и цветущие растения.


Май.

Сохраним природу – сохраним здоровье.

для родителей


Как  помочь ребёнку адаптироваться к школе после лета. Гимнастика для глаз.


Экологические проблемы воздуха, которым мы дышим. Что можно сделать?

Экология жилища. Здоровье и наша квартира.



Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье. Пыль и дети.



Цветы в нашем доме.




Животные дома и их влияние на  настроение и воспитание детей.


Экологические проблемы воды. Обеззараживание воды.



Аллергия и цветущие растения. Как себя вести.


Охрана природы залог здоровья.


4 класс. Темы занятий.

для учащихся

Сентябрь.

Следишь ли ты за своей осанкой. Как сидеть красиво при большой нагрузке и ходить.


Октябрь.

Хорошее настроение и здоровье. Улыбка – залог успеха и здоровья.


Ноябрь.

Цвет и настроение.


Декабрь.

Народные праздники, их традиции и здоровье.


Январь.

Что готовили наши пробабушки.


Февраль.

Аптека на подоконнике.



Март.

Витамины рядом с нами (растения, корни растений, используемые в пищу).


Апрель.

Почему нельзя ходить без зонта в дождь? Как загорать.


Май.

Как подготовить себя к обучению в 5 классе.  

для родителей


Режим дня в условиях повышения нагрузки. Особенности возраста.




Как настроение родителей влияет на здоровье детей. Психологический климат в семье.


Цветотерапия: одежда, цвет обоев, мебели, ковров.


Русские традиции  и обычаи на зимних праздниках (Новый год, Рождество, Святки).


Блюда русской кухни – залог здоровья.



Какие комнатные растения используются для лечения (обмен рецептами)

 

Рецепты наших предков составлялись из того, что рядом росло.




Дождь, загар, озоновый слой и наше здоровье.



Ребёнок идёт в 5 класс. Психологическая подготовка детей и родителей к школе второй ступени.

     На этих занятиях  расширяются знания учащихся по природоведению, экологии, ОБЖ. В результате ученики и родители узнают что формирование здорового образа жизни включает в себя: физическое совершенствование, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и многое другое.

Разуваева Людмила Владимировна, МОУ Пичаевская сош, учитель начальных классов, телефон: 8 (47554)  2- 72- 98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач в стихах для начальной школы.

В этом сборнике собраны задачи в стихах для учащихся начальной школы,материал предназначен для устного счета на уроках математики...

Арифметические задачи по программе "Перспективная начальная школа"

Изучение  решения арифметических задач по программе «Перспективная начальная школа»...

Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО

Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО...

Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе по программе «Школа 2100"

В данной статье описывается мой небольшой опыт по формированию самооценки младших школьников....

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...

Доклад на ШМО начальных классов "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе"

Данный доклад по теме "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе" был подготовлен и представлен на очередном заседании ШМО на...

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И КУБАНОВЕДЕНИЯ И НА ЗАНЯТИИ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ УУД У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Цель данного пособия: описать методику использования технологии проектных задач при создании учебных проектов на уроках в начальной школе. Для примера рассматриваются предметные области окружающий мир...