Главные вкладки

    Преемственность обучения детский сад-начальная школа-среднее звено
    консультация на тему

    Башарова Эльза Рашитовна

    Рассмотрена преемственность между ступенями обучения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл grmo_30.10.2018.docx38.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Районно-городское методическое творческое объединение

    учителей начальных классов

     РАССМОТРЕНО                                                           УТВЕРЖДАЮ                      

    на РГМО учителей нач. классов                                   Руководитель РГМО

    «30» октября  2018 г.                                                        _______________ /Суровцева И.В./

    Руководитель творческой группы

    _____________ /Исмагилова М. Р./

    Тема выступления:   «Преемственность в обучении   детский сад -                   начальная школа – средняя школа».

    Выступление подготовила

    учитель начальных классов

    МОБУ СОШ №1 с. Инзер

    первой категории

    Башарова Э.Р.

     

    Белорецк

    2018-2019 учебный год

    «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
    а всегда опирается на определенную стадию развития,
    проделанную ребенком ранее"
    В.А. Сухомлинский

             Переходные периоды  от дошкольного к школьному детству, из начальной школы  в средне звено школы считаются наиболее сложными и  уязвимыми. Для того, чтобы они прошли как можно благоприятнее для  ребенка, необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому  вопрос о  преемственности  в обучении  начальной школы с  дошкольным  образованием,  средним звеном основного общего образования  актуален во все времена.

    Что же такое преемственность? 

            Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
          Под
    преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
        
    Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период  направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.      

     

     Преемственность в образовании детский сад – начальная школа
               Именно с выходом ФГОС НОО и ФГТ ДОУ  положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
         Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.

    Выполнив сравнительный анализ двух программ, можно сделать следующие выводы.

    ФГОС ДОУ

    ФГОС НОО

    1. В основу  положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход

    2.  В образовательном процессе используются единые формы работы: совместная деятельность детей, совместная деятельность взрослого и детей , самостоятельная деятельность

    3. Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением  целей, поставленных  ФГОС ДОУ:

    укрепление физического здоровья

    развитие физических качеств

    формирование предпосылок учебной деятельности

    формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

    формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств

    духовно-нравственное развитие и воспитание

    Предназначение стандартов - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне  системы трех взаимосвязанных требований: к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ.

     

           Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

        Цели и задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:

    •  выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
    • максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
    • просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;
    • создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
    • распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.

    Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

       Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений, Обычно работа конкретизируется   по трем основным направлениям: работа с детьми; взаимодействие педагогов; сотрудничество с родителями.

       1. Возможные формы работы с дошкольниками:

    • экскурсии в школу;
    • посещение школьного музея, библиотеки;
    • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
    • участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
    • выставки рисунков и поделок;
    • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
    • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
    • участие в театрализованной деятельности;
    • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
    • (-экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;
    • -знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
    • -проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
    • -участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
    • -подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.)

       2. Формы взаимодействия  педагогов:

    • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
    • семинары, мастер- классы;
    • круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
    • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
    • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
    • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
    • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
    • педагогические и психологические наблюдения.

       3. Формы сотрудничества с родителями:

    • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
    • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
    • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
    • консультации с педагогами ДОУ и школы;
    • встречи родителей с будущими учителями;
    • дни открытых дверей;
    • творческие мастерские;
    • (анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
    • образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
    • семейные вечера,  тематические досуги;
    • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
    • заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
    • дни открытых дверей в школе и в детском саду;
    • встречи с учителями;
    • консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
    • совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;
    • курс обучения на тему психологической готовности к школе.)

    Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Наша школа  тесно сотрудничает с МБДОУ № 1 «Родничок» с. Инзер:

    • дошкольники ходят на экскурсию в школу, на мероприятия;
    • частые и желанные гости  в садике наши выпускники - школьники. Они рассказывают о школе много интересного  будущим первоклассникам. Так же  их привлекают  к участию в праздниках;
    • Проводятся взаимопосещения уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.        
    • проводятся в феврале – марте учебного года ознакомительные собрания с родителями будущих первоклассников;
    • организуются  в 3 четверти еженедельные занятия с дошкольниками, в которых стараемся создать условия для успешной адаптации к школьному режимы.

    Вывод 1:

       Уверена, что только заинтересованность школы, ДОУ и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

    Рекомендации :

    • организация единого образовательного пространства,
    • использование преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
    • проведение совместных мероприятий,

    Преемственность  в обучении начальная школа -  среднее звено

         Задача сохранения непрерывности образования не менее остро встает перед педагогами при переходе учеников из четвертого в пятый класс. 

        Выпускников 4 класса на этом переходном этапе ожидают следующие трудности:

    • вместо одного учителя они вынуждены взаимодействовать с 8-10 преподавателями с разным стилем объяснения материала, различной системой оценивания, разным отношением к ученикам;
    • изменился режим дня и количество учебной нагрузки, объем домашних заданий;
    • не всегда программа начальной школы и среднего звена состыковывается друг с другом;
    • методика преподавания не адаптирована к возрастным особенностям психики детей.

         Процесс  перехода может быть не только радостным событием для учащихся и родителей, но и зачастую носить проблемный характер

       Причины возникновения проблемы:

    • Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;
    • Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;
    • Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
    • Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
    • Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;
    • Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
    • Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
    • Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
    • Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
    • Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
    • Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников
    • Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;
    • Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;
    • Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;
    • Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
    • существенное изменение родительского отношения к школе:
    • откровенно агрессивное или с абсолютное равнодушие, неприятие, пренебрежение;
    • многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере;
    • рост числа малообеспеченных семей;
    • увеличением количества социально-обездоленных детей.

          Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для школьника.  Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости.

       В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.

         Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:

    • совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
    • работа с учащимися;
    • работа с родителями.

    Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

    • образовательные программы;
    • организация учебного процесса;
    • единые требования к учащимся;
    • структура уроков.

          Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. При реализации преемственности начальной школы и среднего звена нужно сохранить познавательную мотивацию.

       Чтобы облегчить адаптацию дошкольников к началу обучения в школе и переход из начального в среднее звено нужно ориентироваться на требования государственного стандарта, сохранять ключевые новообразования каждого возраста

        Преемственность начальной школы и среднего звена в рамках ФГОС решает следующие задачи:

    • сохранение основного посыла, созданного в начальной школе, — умения учиться;
    • учет особенностей физического и психического развития каждого возрастного периода;
    • развитие индивидуальности всех учеников;
    • сохранение физического здоровья и эмоционального комфорта школьников на переходном этапе.

     Формы работы по преемственности между начальной школой и средним звеном:

    • изучение педагогами 1-4 классов учебных программ 5 класса, а учителями, преподающими предметы в средней школе — изучение программы начального звена;
    • посещение уроков в 4 классе потенциальным классным руководителем и учителями-предметниками;
    • создание общих критериев оценивания учебной деятельности в четвертом и в пятом классе;
    • совместный анализ срезовых работ четвероклассников;
    • проведение родительского собрания по окончании начальной школы совместно с будущим классным руководителем и остальными преподавателями, информирование о методах мотивации младших школьников.

        В нашей школе при реализации преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:

    • посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе в феврале-марте ;
    • Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).
    • Родительское собрание  - «Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу»
    • Согласование учебных программ с учителями-предметниками.
    • Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.
    • Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.
    • Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.
    • Анкетирование обучающихся и родителей (лиц их заменяющих), учителей предметников в конце 1 четверти 5гокласса.
    • Разработан единый орфографический режим, планы разбора

    Вывод 2. Необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.   

    Рекомендации:

         Для осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии школьников, необходимо создать определенные условия, а именно:

    • Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ов.
    • Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.
    • Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
    • Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы.
    • Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
    • Проведение родительского собрания.
    • Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
    • Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).
    • Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения
    • Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.
    • Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.

         Надеюсь,  данная работа для кого-то будет эффективной в решении  проблемы преемственности в  современном образовании.

    «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
    а всегда опирается на определенную стадию развития,
    проделанную ребенком ранее"
    В.А. Сухомлинский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность: дошкольное учреждение - начальная школа - среднее звено

    Выступление на заседании "Круглого "стола, посвященного "Дню открытых дверей для воспитателей ДОУ...

    Мастер-класс Преемственность предпрофильной подготовки между начальным и средним звеном

    В начальной школе лучше всего создавать среду, которая позволяет ребёнку развиваться в самых разных направлениях, активизирует и интеллектуальные, и эмоциональные, и физические ресурсы, и общение со с...

    План преемственности "Начальная школа-средняя школа"

    План мероприятий по преемственности "Начальная школа-средняя школа"...

    Презентация "Преемственность детский сад – начальная школа – средняя школа"

    Презентация "Преемственность детский сад – начальная школа – средняя школа", 21 слайд с иллюстрациями....

    Программа "Преемственность при переходе из начального в среднее звено школы"

    Программа «Преемственность»Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьног...

    Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО

    Этот материал поможет осуществить переход пятиклассников из начального звена в среднее более успешнее, безболезненно....