Рабочая программа по литературноиу чтению 3 кл УМК занков
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Тверитина Светлана Николаевна

Раочая программа и тематическое планирование для работы в 3 кл

Скачать:


Предварительный просмотр:

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Информация о количестве  учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по литературному чтению в соответствии с учебным планом  136 часов  в год при 4-х часовой недельной нагрузке и  годовым календарным учебным графиком- 4 часа в неделю.по факту133ч. Программа будет выполнена   за счет уплотнения учебного материала. Нерабочие дни(4 ноября,10 марта,1 мая.)
  • Уровень программы – базовый.
  • Классификация программы – типовая
  • Ц е л и   о б у ч е н и я  литературному чтению:

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной Росси и других стран.

 Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

  • Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1.   Закон РФ «Об образовании»

2.   Областной закон «Об образовании в Ростовской области» 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009

      №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государств  образовательного  стандарта начального общего образования»;

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение,2010;

4.Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (проект):  Просвещение,2010;

5.Приказ Министерства образования Ростовской  области от 02.03.2010 №123  «Об  обеспечении порядка введения Федерального государственного образовательного    стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях  Ростовской области

6.  «О приоритетных  направлениях развития образовательной     системы РФ»  (Концепция  модернизации  образования)

7.    Программа развивающего обучения по системе Л.В.Занкова    

Сведения о программе: Рабочая программа по  литературному чтению разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы  Чураковой Н.А,  опубликованной на сайте Министерства образования. Примерная от 06.10.2009   №373

  • программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, утверждённого приказом Министерства образования. 

            Данная рабочая программа составлена с опорой на «Сборник программ для четырёхлетней начальной школы»

            (Система Л.В. Занкова», учебник «Литературное чтение 3 класс» под редакцией  Чураковой Н.А.(2012г.) «Поурочные планы по учебнику  Чураковой Н.А.»

  • Обоснование выбора программы: дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления лингвистических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Информация  о  внесенных изменениях:    логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного  стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в  обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.

  • Определение места и роли учебного курса: Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 136 учебных часов для обязательного изучения  литературного чтения  в 3 классе начальной школы из расчета 4 учебных часа в неделю.  
  • Формы организации образовательного процесса: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные. Чаще всего сочетаются фронтальная и индивидуальная работа с групповой работой.
  • Применяются такие виды контроля, как: контроль уровня обученности: два раза в год по окончанию полугодий в форме проверки скорости, в правильности,выразительности и осознанности чтения учащихся; текущие формы контроля: устные ответы на уроках,практические работы.
  • Тематический план ориентирован на использование учебно-методического комплекта:

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 класса- Самара: издательство «Учебная литература» : издательский дом «Федоров», 2011г. В.В.Захарова, Н.Л.Круковская, М.В.Серова поурочные разработки по литературному чтению 3класс- Москва: «ВАКО»,2010г

        

3.Учебно - тематический план  по литературному чтению  во 3  классе

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Вступаем в неизведанный мир

18

В единой семье всего живого

22

Открываем мир заново  

20

Времена, когда звери говорили

26

Всмотрись в мир своей души

16

Пересоздаем мир в творчестве

20

Без тебя мир неполный

                    14

       

                136

4.Содержание тем учебного курса

Знакомство с детской книгой. Название произведения (заголовок). Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Отсутствие автора в народном произведении. Общее представление  о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям.  

  Чтение и литература. Что такое литература. Бытовой текст (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение текстов в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях).

        Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, вариативность текста. Работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами :колыбельная песня, потешка, закличка, прибаутка, небылица, скороговорка, считалка, пословица, поговорка, побасенка, загадка. Практическое назначение малых жанров фольклора, определяющее особенности их формы. Практическое освоение жанра

загадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки - цепочки).

        Средства художественной выразительности. Название произведения. Система героев (главные действующие лица). Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий.

Обнаружение особых приемов выразительности в процессе анализа текста. Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий (без обязательного употребления терминов): эпитет, олицетворение, антитеза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись.

        Эмоциональный тон произведения. Общий характер произведения, его тональность. Определение шуточного (юмористического) характера произведения. Торжественный (героический) характер. Задумчивый (лирический) тон произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений) и несловесных средств (мимики, движений, жестов).

        Жанр художественного произведения. Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различение.

        Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ героев. Определение позиции автора. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого.

        Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир. Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов.

        Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра.

        Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разными интонациями, в разном темпе и разном настроении, с различной громк

 5.Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3года обучения

Обучающиеся должны:

-иметь общее представление:

- об отличии художественного текста от научного;

- об отличии фольклорного текста от литературного;

- об отличии стихотворного текста от прозаического;

_-о разнообразии малых жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка);

-о различиях сказки, рассказа, стихотворения;

знать:

-наизусть 3-4 стихотворения разных авторов по выбору ученика;

- содержание произведений, прочитанных в классе;

- имена 1-2 писателей или поэтов;

меть:

-читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; темп чтения 30-35 слов в минуту вслух, 40-45 слов в минуту про себя;

- ориентироваться в книге (автор, название, оглавление, иллюстрации)

- понимать содержание прочитанного;

- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно - ласкательная форма слова, звукопись, рифма);

- отличать монолог от диалога; задавать вопросы и отвечать на вопросы по

 

6.Учебно-методическое обеспечение

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2011г.

Свиридова В.Ю. Учись читать: Пособие по чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2011г.

Хрестоматия по литературному чтению для 3 кл. / Автор_составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2011г. В.В.Захарова, Н.Л.Круковская, М.В.Серова поурочные разработки по литературному чтению 3класс- Москва: «ВАКО»,2010г

                                 

7. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: 

 CD «Азбука от Кирилла и Мефодия»;

 CD «Детский энциклопедический словарь», «Шедевры русской живописи»

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по литератур¬ному чтению для 1-4 классов (программы, учеб¬ники, рабочие тетради и др.).

Примерная программа начального общего образования по литературному чтению.Библиотечный фонд комп¬лектуется  на  основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущен¬ных) Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с те¬матикой, определённой  в  примерной  программе по литературному чтению.                

   Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения литературному чтению.        

                               

                                   8.  Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

№№

Тема урока

Коли-чество часов

Дата проведения

Элементы содержания

Планируемые результаты

Вид контроля

Домашнее задание

Корректив

1

«Вступаем  в

Неизвестный мир»(18ч) Ю.П.Мориц 1сентября»; «Здравствуй читатель» (знакомствос учебником)

1

2.09

Стихотворение Ю.П. Мориц «1 сентября»;статья –обращение автора учебника«Здравствуй читатель» (знакомство с учебником). Словарная работа.

Знать знаки-условные обозначения в учебнике. Уметь выразительно читать стихотворение.

Фронатальный .

С.3 – стих. наизусть.

2

Сотворение мира (Из греческих мифов)

Гимн «Природе»

1

3.09

Статья «Сотворение мира» (Из греческих мифов). Понятие «миф». Имена греческих мифов.

Знать, что такое миф. Уметь составлять контрастные пары.

Индивидуальный и фронтальный.

С. 6-7,читать, хр. С 5-6.

3

Калевала (карельские сказания), гимн Осирису

1

4.09

Карельское сказание «Калевала» (о создании мира). Сравнение с греческими мифами. Словарная работа.

Знать знач.слова «прародительница». Уметь сравнивать понятия, хорошо читать.

Индивидуальный и фронтальный.

С.9-11 вопросы, хр.с7-8

4

«Яичко»-русская народная сказка.

Коза с орехами(народная сказка)

1

5.09

Яичко»-русская народная сказка. Понятия «этап устного бытования» у народной сказки. Словарная работа.

Знать, как древние славяне представляли устройство мира; что такое сказки-цепочки, значения устаревших слов.

Фронатальный .

С.12-14, чтение по ролям, хр. С21

5

«Дом, который построил Джек» (Из английской народной поэзии). Докучные сказки

1

9.09

«Дом, который построил Джек» (Из английской народной поэзии). Понятие «малые жанры фольклора».

Знать о приёме устного народного творчества - цепочке. Уметь хорошо читать.

Ответы на вопросы.

С. 15-17, выраз. Читать, хр. С27

6

М.Я.Бородицкая «Убежало молоко». Мировое дерево.

1

10.09

М.Я.Бородицкая «Убежало молоко». Понятие «Мировое дерево». Понятие «Накопительная цепочка».

Знать, что древний человек центром мира считал Мировое дерево; что такое принцип накопления в построении стихов.

Работа в парах.

С.18, наизусть.

7

«Ясень Иггдрасиль» (Из скандинавской мифологии).

1

11.09

«Ясень Иггдрасиль» (Из скандинавской мифологии). Герои скандинавских мифов. Работа в картинной галерее. Словарная работа.

Продолжение усвоения темы «Мировое дерево».

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.21, читать.

8

Загадки. «Петушок – золотой гребешок и жерновцы» - русская народная сказка.

1

12.09

Мировое дерево в русских народных загадках. «Петушок – золотой гребешок и жерновцы» - русская народная сказка.

 Рассмотреть Мировое дерево в русских народных загадках. Уметь читать по ролям.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.24-26, читать

9.

Законы сказочного жанра «Царевна лягушка» р.н. сказка

1

16.09

Знакомство с жанром волшебной сказки

Уметь пересказывать по плану

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Пересказ сказки

10-11

«Сивка-бурка» (русская народная сказка)

2

17.09

18.09

Сивка-бурка» (русская народная сказка). Число, которое управляет сказкой, заклинания у древних народов. Словарная работа. Работа с иллюстрациями в картинной галерее.

Знать, что древние люди верили в слово, пользовались заклинаниями, что «терем высокий» в сказке – это необычный облик Мирового дерева.

. Ответы на вопросы.

С.31-35, читать, с.35-40, пересказ по частям.

12-13

Загадки.

«Хаврошечка» (русская народная сказка).

2

19.09

23.09

Загадки - тайна речи.

«Хаврошечка» (русская народная сказка). Словарная работа.

Знать, что загадка – тайна речи, придуманная древним человеком, чтобы обезопасить себя от «тёмных сил»; что такое зачин и концовка сказки

Индивидуальный опрос. Работа в парах.

С.42-44, пересказ; с.44-47, пересказ

14

Г.М. Новицкая «Берёза», И.А. Бунин «Всё лес и лес», Ф.И Тютчев «Полдень». Эпитет.

1

24.09

Приём олицетворения в стихот. Г.М. Новицкой «Берёза», «Переплетения» сказки и реальности в стих. И.А. Бунина, повторы в стих. Ф.И Тютчева «Полдень». Эпитет. Словарная работа. Работа в картинной галерее.

Знать, что такое эпитет, олицетворение, образные сравнения.

Творческий поиск.

С.49-50, наизусть по выбору.

15-16

Н.Н. Носов «Шурик у дедушки».

2

25.09

26.09

Обсуждение поступков героев рассказа, характеров взрослых и детей. Словарная работа. Понятие «эпитет». Работа в картинной галерее.

Уметь правильно формулировать предложения, читать выразительно по ролям. Знать, что такое эпитет.

Творческое задание – придумать эпитеты. Ответы на вопросы.

С.51-54, чтение по ролям;

с.54-57, чтение по ролям.

17

М.В. Исаковский «Попрощаться с тёплым летом…»

1

30.09

Поиск художественных приёмов в стих. М.В. Исаковского. Словарная работа.

Уметь различать художественные поэтические приёмы, выразительно читать стихи.

Проверка литературной эрудиции.

С.61, наизусть.

19

В единой семье всего живого(22ч)

Боги-олимпийцы (Из греческих мифов).

1

2.10

Герои боги-олимпийцы в греческих мифах. Родословное древо греческих богов. Словарная работа.

Знать имена олимпийских богов, почему богов называют олимпийскими. Атрибуты богов.

Творческое задание – придумать «современного» бога.

Рассказ о любом из богов.

20

Персей (древнегреческий миф)

1

3.10

Боги-герои греческих мифов

 Знать, кто такой Персей

Индивидуальный     и фронтальный опрос

хр. С.30 читать

21

Прометей.

1

7.10

Прометей – бог, который дал людям огонь, знания, научил земледелию, ремеслам, чтению и письму. Словарная работа.

Знать, кто такой Прометей, понятие «знание – сила».

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.70-73,

Читать, отвечать на вопросы.

22-23

Г.Х. Андерсен Огниво

2

8.10

9.10

 От мифа к сказке. Волшебная авторская сказка

Особенности сказки

Индивидуальный и фронтальный опрос

Хр. с.10-15

Хр. с.15-20

24

В.А.Жуковский, А.К.Толстой. Стихи.

1

10.10

Особые слова о любви к родине в стихотворении В.А.Жуковского. Чувство восторга к родимому краю в стихотворении А.К.Толстого.

Уметь красиво формулировать свои мысли в предложении, выражать свои чувства; уметь выразительно и эмоционально читать стихи.

Ответы на вопросы.

С.74, наизусть по выбору.

25

Боги древних славян.

1

14.10

Боги древних славян и роль, им отведенная народом. «Природные» боги. Словарная работа.

Знать имена богов древних славян. Уметь хорошо читать.

Фронтальный опрос.

Рассказ о любом из богов.

26-27

«Земля со дна океана» (Легенда). «Мороз, Солнце и Ветер» (Русская народная сказка).

2

15.10

16.10

Легенда о богах Белбоге и Чернобоге – о богах добра и зла. Словесные портреты богов. Сравнение мифа со сказкой. Словарная работа.

Знать приемы олицетворения, чем миф отличается от сказки.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.79-81, пересказ своими словами.

28

А.Н.Майков «Колыбельная песня», М.В.Исаковский «Ветер», А.С.Пушкин «Ветер, ветер!..».

1

17.10

Контраст, на котором строится образ ветра в стих. А.Н.Майкова. Детали, благодаря которым мы видим ветер в стихах М.В.Исаковского и А.С.Пушкина. Художественные приемы.

Знать, что такое «контраст» и другие худ.приемы. Уметь выразительно читать стихи.

Ответы на вопросы.

С.82-83, наизусть по выбору.

29-30

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

2

21.10

22.10

Поиск в сказке А.С.Пушкина известных худ.приемов. Словарная работа.

Знать, что такое сюжетная линия. Уметь сравнивать сказки А.С.Пушкина с народными сказками.

Проверка литературной эрудиции.

С.84-92, наизусть отрывок по выбору.

С.92-96, выразительное чтение.

31

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Работа по картинам А.Рылова.

1

23.10

Обсуждение сюжета сказки А.С.Пушкина, её персонажей. Работа (в картинной галерее) по картинам А.Рылова «Зеленый шум» и «В голубом просторе». Поиск образа, созданного художником. Словарная работа.

Уметь выражать свои чувства, понимать, какие детали картины помогают услышать шум ветра.

Творческое задание.

Сочинение по впечатлениям от одной из картин.

32-33

Ш.Перро «Спящая красавица»

2

24.10

5.11

.Незнакомый мир знакомых сказок. О чём говорят сказки?

Какую роль в сказке играет предсказание?

 Уметь сравнивать сказки

Проверка литературной эрудиции.

Хр. С.39-45

читать

хр. с46-51

34

А.А.Фет «Глубь небес опять ясна…», М.Ю.Лермонтов «На севере диком…».

1

6.11

Поиск поэтических выражений, которые помогают воспринять зиму и весну как сон и пробуждение в стих. А.А.Фета. Описание настроения, выраженное в стихах М.Ю.Лермонтова. Работа в картинной галерее.

Уметь находить точные поэтические выражения, правильно подбирать слова для выражения чувства. Знать, что такое «парная рифма».

Проверка литературной эрудиции.

С.98-99, наизусть по выбору.

35

С.Г.Козлов «Такое дерево».,»Солнце село на волну»

1

7.11

Мысли, чувства, поведение героев в сказке С.Г.Козлова «Такое дерево».

Понимать, что делает текст сказочным и что приближает его к реальной жизни. Уметь представить себя деревом, цветком, птицей и т.д.

Творческое задание.

С.100-102, читать по ролям., хр с.89

36

Г.Я.Снигирёв «Чудесная лодка». А.А.Фет «Летний вечер…».

1

11.11

Удивительное в природе в рассказе Г.Я.Снигирёва «Чудесная лодка». «Описательные» детали в стихотворении А.А.Фета.

Учиться проявлять наблюдательность для открытий. Иметь представление об «описательных» деталях.

Ответы на вопросы.

С.105 наизусть.

37

С.Г.Козлов «Разрешите с Вами посумерничать»

1

12.11

Пора открытий. Как рождаются чудеса?

Учиться проявлять наблюдательность для открытий

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Хр. С.89

38

39

Е.А.Евтушенко «Заря у клена…». С.Г.Козлов «Как поймать облако».

С.Г.Козлов «Мимо белого облака луны»

1

1

13.11

14.11

Картина рассвета в стихотворении Е.А.Евтушенко «Заря у клена…». Приемы, использованные поэтом. Красивое, поэтичное в сказке С.Г.Козлова «Как поймать облако». Словарная работа.

Пора открытий. Как рождаются чудеса?

Уметь правильно определять художественные приемы, правильно передавать чувства, выраженные автором.

Учиться проявлять наблюдательность для открытий

Проверка литературной эрудиции.

Ответы на вопросы.

С.106-109, чтение по ролям.

Хр с.94

40

Хокку. С.А.Есенин «С добрым утром!».

1

18.11

Японские трехстишия хокку, которые помогают почувствовать окружающий мир. Работа в картинной галерее. Словарная работа.

Знать, что такое «созерцание». Уметь находить глаголы в стихотворении, образные сравнения.

Ответы на вопросы.

С.111 наизусть.

41

Проверь себя

1

19.11

Ответы на вопросы раздела

Уметь рассуждать, правильно ориентироваться в пройденном материале

Проверка литературной эрудиции.

С.112 вопрос 1,3

42

 «Открываем мир заново»(20ч) Мать СыраЗемля

(Изславянских мифов)

1

20.11

Явления природы в мифах древних славян. Пословица. Словарная работа.

Уметь рассуждать над значением пословиц как «учёный» и «поэт». Знать причину возникновения мифов древних славян о природе.

Творческое задание.

Найти 5 пословиц о земле.

43

«Похищение Персефоны» (Из греческих мифов).

1

21.11

Изложение древнегреческого мифа о богине плодородия Деметре и её дочери Персефоне. Словарная работа.

Уметь предполагать, объяснением какого природного явления может быть этот миф; сравнивать героев славянских мифов с героями греческих.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.116-118, читать.

44

«Небесные великаны» (Сказание).

1

25.11

Славянское сказание о четырёх великанах, борьба четырёх божеств за право властвовать над природой. Словарная работа.

Знать, что в произведениях устного народного творчества можно узнать, как представляли себе мир наши предки.

Ответы на вопросы.

С.119-120, читать

45

Заклички.

1

26.11

Заклички – в древности слова магии. Элемент «задабривания» в закличках.

Знать, что такое «закличка».

        

46

К.Г. Паустовский «Прощание с летом».

1

27.11

Художественные приёмы в рассказе Паустовского «Прощание с летом».

Уметь анализировать сюжет художественного произведения, составить отзыв о произведении.

Творческое задание.

Написать отзыв о своём впечатлении от проч. отрывка.

47

А.С. Пушкин «Вот север…», Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…».

1

28.11

Художественные приёмы, используемые А.С Пушкиным. Способ рифмовки в стихах А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева. Словарная работа.

Уметь находить в тексте стих.выражения, которые передают красоту зимней природы.

Творческое задание.

Написать сочинение «Чудесная жизнь леса зимой».

48

«Хитрая лиса» (Корякская сказка)

1

2.12

Представления древних людей о мире в народных сказках. Первоначальные представления о мире у разных народов во многом похожи.

Уметь сравнивать сюжеты сказок разных народов, находить в них общее и отличительное

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.128-130, чтение по ролям.

49-50

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

2

3.12

4.12

Авторская сказка. Отношение героев сказки к проблемам и жизненным трудностям, к окружающим. Чуткое отношение автора к природе. Словарная работа.

Уметь правильно оценивать поступки героев, сравнивать и делать выводы.

Ответы на вопросы.

С.130-137,пересказ на 4 варианта.

51-52

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

2

5.12

9.12

Отчаяние и одиночество Серой Шейки. Сравнение концовок в трёх частях, выявление их особенности.

Учиться видеть чувства персонажей, правильно находить слова автора, повествующие о жизни природы.

Творческое задание.

Придумать пятую часть сказки.

 53

М.Д. Яснов «Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам».

1

10.12

Искусство обращено к душе человека, к миру чувств. В стихах есть наблюдательность, приметливость, внимание к окружающему миру. Работа в картинной галерее.

Уметь доказывать, что в стихах есть наблюдательность, приметливость, внимание к окружающему миру; читать стихи выразительно, обыгрывая звукоподражение.

Ответы на вопросы.

С. 145-146, наизусть.

54-55

П.П..Бажов «Серебряное копытце»

2

11.12

12.12

Обсуждение характеров героев, разыгрывание диалогов между девочкой и стариком

Уметь правильно оценить поступки героев; читать по ролям.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С. 147-148, пересказ,

С.148-150, читать по ролям.

56-57

П.П..Бажов «Серебряное копытце»

2

16.12

17.12

Обсуждение: что делает повествование сказочным. Построение сюжета, особенности героев.

Уметь правильно оценить поступки героев; читать по ролям.

Ответы на вопросы.

С.151-153, читать по ролям. С.153-154, пересказ.

58

П.П..Бажов «Серебряное копытце»

1

18.12

Моменты повествования, когда реальность и сказка переплетаются так тесно, что их трудно отделить друг от друга.

Уметь сравнивать авторскую сказку с народной, находить общие детали, рассматривать построение сюжета и особенности героев.

Индивидуальный и фронтальный опрос

С.155-159, выраз. чтение.

59

А.А. Фет «Чудная картина», М.Ю. Лермонтов (Из Гёте) «Горные вершины».

1

19.12

Анализ стихотворения, фразы в стихах, выражающие сильные чувства, создание впечатления тишины и неподвижности. Работа в картинной галерее.

Уметь видеть  в стихотворении близкие детали пейзажа, читать стихотворение, спокойствие, трепетность, бережное отношение к миру.

Творческое задание.

С.160-161, наизусть по выбору.

60

Проверь себя

1

23.12

Прверка знаний по разделу

Умение ориентироваться в пройденном материале

Ответы на вопросы

61-62

«Времена, когда звери говорили» (26 ч)

Контр.раб

«Почему звери друг от друга отличаются» (Нанайская сказка)

2

24.12-25.12

Созданные людьми причудливые объяснения качеств животных в народных сказках. Построение сюжета.

Знать, как строится сюжет сказки. Уметь доказывать с помощью текста, что человек наблюдал за повадками животных.

Фронтальный опрос.

С.4-5, читать по ролям.

63

«Отчего у зайца длинные уши» (Мансийская сказка).

1

9.01

Описание внешности и повадок зайца по сказке. Характер сказки.

Уметь объяснять характер сказки, читать по ролям, выбирать правильную интонацию.

Ответы на вопросы.

С.6-7, читать по ролям.

64

«Медведь и бурундук» (Нивхская сказка)

1

13.01

Сравнение двух частей сказки, характеров двух животных. Научный текст о животных. Словарная работа.

Уметь сравнивать поступки персонажей сказки, определять роль героев в сказке

Самостоятельная работа.

С.8-10, пересказ по частям.

65

Р.Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

1

14.01

Научный текст о животных. Словарная работа.

Уметь сравнивать поступки персонажей сказки, определять роль героев в сказке

Ответы на вопросы.

Хр. С96

66

П.Н. Барто «Зимние гости».

1

15.01

П.Н. Барто- поэт и учёный. Хрупкость красоты природы, описанная поэтом в стихотворении «Зимние гости».

Уметь видеть и описать словами картину, полученную при чтении первой строчки.

Творческое задание.

С.13, наизусть.

67-68

Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»

2

16.01

20.01

Вступление и заключение сказки. Фантазии автора на тему происхождения горба у верблюда.

Уметь анализировать заголовок сказки. знать, что в произведении писатель размышляет о том, что его волнует.

Творческое задание.

С.18-19, выраз.читать.

пересказ

69

И.И. Акимушкин «Обезьяньи носы»,  « Броненосцы».

1

21.01

Научно-популярные тексты. Отношение автора к своим персонажам.

Уметь определять стиль произведения, находить точную информацию о животных, определять отношение автора к своим героям.

Фронтальный опрос.

С.21-23, пересказ по вариантам.

70

Тим Собакин «Две коровы и коровка». Считлки.

1

22.01

Упражнения для фантазии. Понятные и неясные считалки, Древние считалки – «персты судьбы».

Уметь фантазировать, составлять рассказ, излагать мысли, понимать, какие выражения в считалках помогают расчёту.

Творческое задание.

С.24, наизусть.

71-72

К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

2

23.01

27.01

Авторская сказка в отличие от сказок и мифов размышляет не об опасностях окружающего мира, а о внутреннем мире человека. Жанр произведения.

Уметь анализировать характер и поступки героев, определять художественные приёмы, жанр произведения.

Творческое задание. Определить продолжение произв.

С.26-29, краткий пересказ, с.30-31, пересказ

73-74

К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

2

28.01

29.01

Произведение К.Г. Паустовского повествует не только о жизни персонажей, но о красоте природы, о родном крае. Самый понравившийся отрывок.

Уметь анализировать характер и поступки героев, определять художественные приёмы, жанр произведения, рассуждать, как развивались события в других условиях.

Ответы на вопросы.

Выучить самый красивый отрывок.

75-76

Ю.И. Коваль «Тузик», «Висячий мостик».

3.02

Ощущение родства со всем миром в рассказах писателя Ю.И. Коваля.

Уметь читать художественные произведения с юмором.

Индивидуальный и фронтальный опрос

С.39-42, пересказ по вариантам.

77

Ю.И. Коваль «Тучка и галка». И.Бунин «Родник»

1

4.02

Рассказ о том, что разные объекты природы могут мирно сосуществовать.

Уметь выбирать слова и интонации для подтверждения главной мысли произведения, находить в стихот.детали, подтверждающие созданную автором картину

Творческое задание.

С.38, наизусть.

С42 пересказ

78

А.Фет «Весенний дождь», С. Маршак «Ландыш»

1

5.02

Поэтические образы природы в творчестве

С43-44 выуч пожеланию

79

И.А. Бунин «Бушует полая вода»

1

6.02

Поэтические образы природы в творчестве

.

Уметь представлять себя внутри  мира,созданного художником слова

Индивидуальный и фронтальный опрос

Хр. С 101-102

80-81

Дж.Даррелл. «Человек с золотыми бронзовками»

2

8.02

10.02

Пораоткрытий.Как рождаются чудеса

Уметь определять характер героев

Хр. С 103-

108,вопрос

С 109-112

82

 Н.Н.Матвеев «Солнечный зайчик».

1

11.02

Восхищение хрупким весенним чудом в стих. С.Я Маршака «Ландыш». Словарная работа. Работа в картинной галерее.

Уметь объяснять, как художнику удаётся передать весеннее настроение; находить в тексте контрастные образы.

Ответы на вопросы.

С.45 чит. выразит.

83

В.Ю. Драгунский «Красный шарик в синем небе».

1

12.02

Душевные переживания героя в рассказе В.Ю. Драгунского «Красный шарик в синем небе». Чувства детей в рассказе. «Проверь себя».

Уметь анализировать характер и поступки героев, определять художественные приёмы; определять чувства героев рассказа.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.46-47, пересказ

84

Проверь себя

1

13.02

Прверка знаний по разделу

Умение ориентироваться в пройденном материале

Ответы на вопросы

С48 в2

85

Всмотрись в мир своей души(16ч)

«Прометей с Эпиметеем лепят смертных из глины» (Из древнегреческого мифа)

1

17.02

Мифы разных народов предлагают разные варианты ответа на вопрос о происхождении человека.

Иметь представление о сходстве и родстве людей и животных в древнегреческих мифах .

Фронтальный опрос

С.50-51, читать.

86

Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин»

.

1

18.02

Изменение характера героини стихотворения Н.Н. Матвеевой «Девочка и пластилин». Работа в картинной галерее.

Уметь доказывать, что героиня стих.сначала в роли неумелого и капризного, а потом доброго и умного создателя.

Ответы на вопросы.

С.52, наизусть.

87

И.А. Крылов «Ворона и лисица».

1

19.02

Жанр литературы – басня, содержащая в себе назидание, поучение, мораль. Словарная работа.

Уметь находить мораль басни, находить в тексте слова, которые показывают отношение автора к своим героям.

Творческое задание.

С.53-54, наизусть.

88

И.А. Крылов «Лисица и Виноград».

1

20.02

Жанр литературы – басня, содержащая в себе назидание, поучение, мораль. Работа в картинной галерее.

Уметь находить в басне мораль, при отсутствии таковой выражать мораль своими словами.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.55, наизусть.

89-90

Эзоп «Ворон и лисица». «Лисица и виноград»

Эзоп «Басни»

2

24.02-25.02

Эзоп – баснописец древности. Сравнение басен Эзопа и И.А. Крылова. Способ чтения морали в баснях Эзопа.

Уметь находить мораль в в баснях Эзопа. Знать, можно ли прочитать басню Эзопа по ролям.

Творческое задание. Сочинить свою басню.

С.56-57, пересказ

 Хр. с136-139

91

И.А.Крылов «Басни»

1

26.02

Способ чтения морали в баснях И.Крылова

Уметь находить в басне мораль,

Индивидуальный и фронтальный опрос

Хр с140-143 выучить по желанию

92

Л,Н,Толстой «Басни»

1

27.02

Способ чтения морали в баснях Л,Толстого

Уметь находить в басне мораль,

Ответы на вопросы

Хр. С.144-145

93

С.В. Михалков «Бараны».

1

3.03

Предупреждение поэта в юмористической форме. Обсуждение творчества И.А. Крылова и С.В. Михалкова.

Уметь описывать происшествие одними звуками, выразительно читать.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.58, наизусть.

94

«У страха глаза велики» (русская народная сказка)

1

4.03

Обсуждение названия сказки и одноимённой пословицы: что появилось раньше сказка или пословица. Словарная работа.

Уметь объяснить, почему народная сказка легче запоминается чем авторская, разыграть сказку в ролях так, чтоб было весело и красиво.

Творческое задание. Игра «Театр»

С.59-62, пересказ.

95-96

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

2

5.03

6.03

Понятие «Цитата». Анализ характера главной героини сказки. Обсуждение событий.

Уметь подтверждать цитатой из текста свою точку зрения, давать характеристику чувств героев сказки.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.63-66, пересказ по рядам.

97-98

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».  «Панчатантры» (Фрагмент из индийского собрания сказок).

2

11.03

12.03

Понятие «аннотация». Рассказ лягушки о своих приключениях. Сравнение сказки с басней. Сравнение двух сказок. Словарная работа.

Уметь сравнивать причины полёта лягушки и черепахи. определять детали, которыми насыщено повествование.

Проверка литературной эрудиции.

С.71-72, читать по ролям.

99-100

К.Г.Паустовский «Кот-Ворюга».

2

13.03

17.03

В рассказах К.Г.Паустовского обычная жизнь предстает необыкновенной, насыщенной яркими деталями. Словарная работа.

Уметь находить выражения, подчеркивающие комичность происходящего, почувствовать, в чем состоит глубинный смысл этого рассказа.

Творческое задание. Работа в группе.

С.73-75, пересказ.

С.75-78, пересказ.

101

И.М.Пивоварова «Плохи сны». В.В.Голявкин «Был не крайний случай».

1

18.03

Поведение детей в рассказах И.М.Пивоваровой «Плохи сны». В.В.Голявкина «Был не крайний случай». Воспитательные ценности этих рассказов.

Уметь «оживлять» рассказы: читать монологи героев, помогая себе мимикой, жестами, читать по ролям.

Творческое задание. Игра «театр».

С.79-81, пересказ по вариантам.

102

Проверь себя».

1

19.03

Прверка знаний по разделу

Умение ориентироваться в пройденном материале

Ответы на вопросы

С.82 вопрос1

103-104

Пересоздаем мир в творчестве(20ч)

«Орфей и Эвридика» (Из древнегреческого мифа).

2

20.03-31.03

Культура и искусство – настоящий музей времени. Образы мифов – это достояние мировой культуры. Словарная работа. Работа с иллюстрациями.

Уметь находить подтверждение в тексте, что Орфей – не волшебник, доказывать, в чем сила музыки.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.85-88, читать.

С.88-90, читать.

105

М.Я.Бородицкая «Художник». Ю.И.Коваль «Соловьи»

.

1

1.04

В стихотворении М.Я.Бородицкой «Художник» герой преображает все вокруг и меняет наш взгляд на мир. Звукоподражание в тексте Ю.И.Коваля «Соловьи». Работа в картинной галерее.

Уметь находить строчки, которые являются звукоподражанием, определять скорость чтения рассказа.

Проверка литературной эрудиции.

С.92, наизусть

106

Б.В.Заходер «Что такое стихи?». К.Д.Бальмонт «Трудно Фее».

1

2.04

Искусство не только передает впечатление художника, оно учит нас смотреть на мир по-другому. Слова, которые передают особенности птиц и растений и оживляют их в стихотворении К.Д.Бальмонта «Трудно Фее».

Знать, что многое открывается одаренному читателю, который вместе с поэтом готов посмотреть на мир с необычной точки зрения.

Ответы на вопросы.

С.96-97, наизусть.

107

К.Д.Бальмонт «Гномы»

.

1

3.04

Мотив «маленького» героя в стихотворении К.Д.Бальмонта «Гномы» и в других произведениях фольклора и авторской литературы.

Уметь видеть, как поэт размышляет над тайной, в каких строчках настроение поэта резко меняется.

Творческое задание. Написать отзыв.

С.98, наизусть.

108-109

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

2

7.04

8.04

Приметы волшебства, которые подчеркивают необыкновенное, чудесное рождение девочки. Описание Дюймовочки.

Уметь давать правильную характеристику внешнего вида и характера героини, объяснять, с каким чувством описывает автор жабу и её сына.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.100-104, пересказ по вариантам.

С.105-109, пересказ по вариантам.

110

-111

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

2

9.04

10.04

Жизненные трудности Дюймовочки. Отношения Дюймовочки и майского жука.

Уметь объяснить, почему Дюймовочка недолго задержалась у жука, рассказать о том, как жилось девочке в норе у мыши.

Творческое задание. Игра «театр».

С.109-111, пересказ по вариантам.

С.111-115, выр.читать.

112

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

1

14.04

В авторской сказке Дюймовочке помогает душевная сила, доброта, способность любить. Испытания Дюймовочки.

Уметь составить план событий сказки и рассказать об одном из эпизодов подробно.

Творческое задание. Как продлить цепочку приключений Дюймовочки.

С.115-119, читать.

115-116

С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

2

17.04

21.04

Справедливость наказания, избранного гномом для Нильса. Можно ли Нильсу сочувствовать.

Уметь доказывать, какими потерями обернулась для Нильса его приключение с гномом; чего лишился Нильс, а что получил взамен.

Ответы на вопросы.

С.126-128, краткий пересказ.

С.128-132, читать.

117

М.М.Пришвин «Разговор деревьев». М.Я.Бородицкая «В гостях у лесника».

1

22.04

Шепот леса в рассказе М.М.Пришвина «Разговор деревьев». Течение времени в мире, созданном   М.Я.Бородицкой в стихотворении «В гостях у лесника». Работа в картинной галерее.

Уметь видеть, с помощью каких выражений создается образ почек в рассказе; правильно подбирать скорость чтения, понимать, как расположение строчек помогает понять настроение и интонацию стихотворения.

Творческое задание «В гостях у лесника».

С.136, вопросы

118-119

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

2

23.04

24.04

О чём говорят сказки?черты нравоучительного повествования.

Уметь видеть смысл и мораль сказки, делать правильные выводы

Творческое задание Придумай свою поучительную историю

Хр.с.51-57

Хр.с58-63

120-121

В.Гауф. «Маленький Мук»

2

28.04

29.04

Сказки,где «внутри» одной истории рассказывается другая

Уметь видеть сходство героев волшебной авторской сказки с героями волшебной народной сказки

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Хр.с.146-152

Хр. С.153-

158

122

В.Гауф. «Маленький Мук»

1

30.04

Вчём смысл сказки

Уметь передать содержание произведения

Ответы на вопросы

Хр. С.159-163

123

Проверь себя тест

1

5.05

Прверка знаний по разделу

Умение ориентироваться в пройденном материале

Ответы на вопросы

С.137 в.2

124

Без тебя мир неполный(14ч)

«Девкалион и Пирра» (Из древнегреческого мифа).

1

6.05

Природа – сила добрая и страшная, грозная и живая. Мифы и сказки говорят нам о прошлом и могут научить нас сегодняшних. Библия.

Уметь объяснить, какая новая версия сотворения человека есть в этом мифе; в чем состоит урок этого текста для современных людей.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.138-140, читать.

125

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

7.05

Отношение деда Мазая к беззащитным животным противопоставлено поведению других

Уметь доказать, что в словах деда Мазая есть мудрость и.

Творческое задание.

С.141-144, отрывок по выбору наизусть.

126

Ю.Н.Кушак «Подарок в день рождения». М.Я.Бородицкая «Котёнок». И.С.Тургенев «Воробей».

1

8.05

Отношение автора к своему герою в стихотворении Ю.Н.Кушака «Подарок в день рождения». Любовь придает силы, вдохновляет на добрые дела – основной мотив рассказа И.С.Тургенева «Воробей». Словарная работа. Работа в картинной галерее.

Уметь объяснять свои чувства, возникшие при чтении этих произведений; находить эпизоды, которые произвели самые сильные впечатления.

Ответы на вопросы.

С.145-146, наизусть по вариантам.

127-128

Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка».

2

12.05

13.05

Отношение Тёмы к Жучке и случившемуся с ней несчастью. Сравнение описания столовой и сада. Сон Тёмы.

Уметь доказывать, цитируя текст, что Тёма очень любит Жучку и беспокоится за неё,

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.148-150, читать.

С.150-152, краткий пересказ.

129

130

Н.Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка».

1

14.05

Действия Тёмы, которые показывают его мужество. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» Антуан де Сент-Экзюпери.

Суметь доказать, приводя цитаты из текста, что Тема не только добрый, но и смышленый мальчик.

Творческое задание. Письмо Тёме.

С.155-159, читать.

131-132

Э.Э.Мошковская «Нужен он…».

С.А.Махотин «В тридцатом веке».

1

15.05

Понятие «хороший человек», что значит быть хорошим человеком. Рассказ о человеке, который является примером для ученика.

Уметь выразить свое отношение к понятию «хороший человек» и отношение к себе.

Ответы на вопросы.

С.160, наизусть.

С173

133-134

В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре».

2

19.05

20.05

Разница между воспоминаниями о цирке и новыми впечатлениями. Чувства Дениса во время представления. Работа с иллюстрацией.

Суметь доказать, понравилось ли Дениске в цирке, что бы происходило с Дениской при других обстоятельствах.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

С.161-162, краткий пересказ.

С.162-163, отрывок наизусть.

135-136

В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре».

2

21.05

22.05

Ожидание девочки на шаре. Переживания Дениса и отца.

Суметь доказать, почему отец быстро шел домой, не разговаривая с сыном, объяснить название рассказа.

Творческое задание.

С.166-171, читать по ролям.

Рассказ о видах искусства.

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс (Занков Л.В.)

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс Занков

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » для 3 класса  составлена на основе примерной программы по русскому языку, программы А. В. Поляковой «Русский язык»,    рек...

Рабочая программа по литерному чтению 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по литературному чтению Занков 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению Н.А.Чуракова 3 класс...

Рабочая программа по математике 3 кл УМК Занков

Рабочая программа и тематическое планирование для работы в 3 классе...

Рабочая программа по литературному чтению Занков 2 кл

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...