Рабочая программа по русскому языку 3 класс Занков
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Зимакова Татьяна Петровна

 

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » для 3 класса  составлена на основе примерной программы по русскому языку, программы А. В. Поляковой «Русский язык»,    рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010) и с учётом стандарта начального общего образования по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_klass_zankov.docx97.17 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(образовательная система Л. В. Занков)  

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » для 3 класса  составлена на основе примерной программы по русскому языку, программы А. В. Поляковой «Русский язык»,    рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010) и с учётом стандарта начального общего образования по русскому языку.

  1.  Пояснительная записка

Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка

как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

   Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие умений видеть орфограмму в слове и объяснять ее; выполнять звукобуквенный и слоговой анализ слов; различать звук, слог, слово;
  2. формирование знаний о лексико-грамматическом значении и особенностях различных частей речи, о цели и характере высказывания, знаках препинания;
  3. наличие представлений о предложении, его смысловой и интонационной законченности;
  4. изучение русского языка - включает формирование коммуникативной

компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Изучение предмета «русский язык» способствует решению следующих задач:

  1. формировать коммуникативную компетентность обучающихся – развитие речи школьников во всех её формах: внутренней и внешней (устной и письменной);
  2. формировать навыки грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека;
  3. формировать у обучающихся представление о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке;
  4. формировать языковое мышление детей, опирающееся на образное и логическое   мышление;
  1. формировать сознательное отношение к языку как к ценности;
  2. развивать все виды речевой деятельности детей: умения писать и читать, слушать и

    говорить, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания  

    и письменные тексты-описания, и тексты - повествования небольшого объема;    

  1. развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности учащихся,

   приобщать их к духовно-нравственным ценностям народа;

  1. развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать  

    навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека;

  1. воспитывать у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

 II. Общая характеристика учебного предмета

В 3-м классе в полном объеме изучается состав слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс, главные и второстепенные члены предложения (второстепенные – с разделением
на виды). Учащимся даются сведения о предложениях распространенном и нераспространенном, предложениях с однородными членами. Проводится синтаксический разбор предложения: выделяется основа предложения, определяется, какой частью речи выражен тот или иной член предложения, и дается грамматическая характеристика части речи в пределах уже изученных сведений. Ведется систематическая работа по установлению связи слов в предложении, выявлению главных членов предложения и словосочетаний, составлению предложений. Учащиеся овладевают целым рядом орфографических навыков: правописанием отдельных суффиксов, безударных падежных окончаний существительных, правописанием о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц непроизносимых, удвоенных, звонких и глухих согласных  (в середине слова), количественных числительных, гласных и согласных в приставках, соединительных о и е в сложных словах; а также пунктуационными навыками: постановкой знаков препинания в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях, запятых при однородных членах предложения.

       Программа предъявляет высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности. Насыщенность ее содержания теоретическими знаниями диктуется не только принципом обучения на высоком уровне трудности, но и принципом прохождения материала быстрым темпом.  Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

         Систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике.

       По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы - сочинения. Большое внимание уделяется написанию диктантов (слуховых и зрительных), которые специально составляются на основе анализа ошибок, допущенных в сочинениях. В подобные диктанты включаются те орфограммы, на которые ученики сделали ошибки в сочинениях.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом, предмет «Русский язык » в 3-м классе изучается по  пять часов в неделю, 34 учебные недели. Всего 170 часов в год.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

по русскому языку

ЛИЧНОСТНЫМИ результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  1. осознание языка как основного средства человеческого общения;
  2. восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  3. понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  4. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения русского языка в начальной школе  являются:

  1. умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  2. способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  3. умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  4. стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  1. начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  2. умение применять орфоэпические правила и правила остановки знаков препинания (в объёме изученного);
  3. умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризировать  такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  4. способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

У обучающегося 3 класса будут сформированы

Личностные универсальные  учебные действия:

  1. ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
  2. интерес к познанию русского языка;
  3. ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  4. предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  5. осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  6. развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
  7. представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  8. понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
  9. ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  10. понимание чувств одноклассников, учителей;
  11. понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  1. внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения

к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-

познавательных мотивов;

  1. выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
  2. учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
  3. способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  4. сопереживания другим людям;
  5. следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  6. осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  7. чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
  2. контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  3. отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
  4. вносить необходимые коррективы в действия  и на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  5. действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно - образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
  2. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
  3. на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Познавательные  универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
  2. осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
  3. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными

в учебной литературе;

  1. строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  2. находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
  3. воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т. ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
  4. анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  5. осуществлять синтез как составление целого из частей;
  6. проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
  7. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  8. понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
  9. обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
  10. подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
  11. проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
  2. записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
  3. создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  4. строить сообщения в устной и письменной форме;
  5. находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
  6. осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
  7. строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
  2. ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  3. учитывать другое мнение и позицию;
  4. договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
  5. контролировать действия партнера;
  6. адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  2. допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  3. стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  4. строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  5. использовать речь для регуляции своего действия;
  6. понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
  7. оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  8. использовать речь для планирования своей деятельности.

                                                                   Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

  1. осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  2. выражать собственное мнение, обосновывать его;
  3. владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
  4. строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
  5. применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
  6. определять последовательность частей текста, составлять план.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
  2. сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
  3. находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы );
  4. составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
  5. создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
  6. подробно или выборочно пересказывать текст;
  7. создавать тексты по предложенному заголовку;
  8. подробно или выборочно пересказывать текст;
  9. выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
  10. пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  1. актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
  2. устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ь (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;
  3. использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. узнавать позиционные чередования звуков;
  2. проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  3. оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко- буквенного) разбора слов;
  4. соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих: норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);
  5. находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
  6. совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика

Обучающийся научится:

  1. воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
  2. выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  3. определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
  2. подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  3. подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
  4. различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  5. оценивать уместность использования слов в тексте;
  6. выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
  7. различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
  8. понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
  9. ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.

 Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  1. различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  2. находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  2. узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
  3. понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  4. оценивать правильность разбора слов по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

  1. различать изменяемые и неизменяемые слова;
  2. находить начальную форму имени существительного;
  3. определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение;
  4. находить начальную форму имени прилагательного;
  5. определять грамматические признаки прилагательных - род, число, падеж;
  6. различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;
  7. определять грамматические признаки глаголов - форму времени; число, род (в прошедшем времени).

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
  2. оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  3. устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает;
  4. определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
  5. устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  1. различать предложение, словосочетание и слово;
  2. устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  3. находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  4. выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. различать второстепенные члены предложения - определение, дополнение;
  2. выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  3. устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
  4. использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  1. применять ранее изученные правила правописания, а также:
  1. непроизносимые согласные;
  2. непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  3. гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  4. разделительные ь и ь;
  5. безударные окончания имен прилагательных;
  6. не с глаголами;
  7. раздельное написание предлогов с другими словами;
  1. определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч.

по справочнику в учебнике);

  1. безошибочно списывать текст;
  2. писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
  3. проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. применять правила правописания:
  2. ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
  3. гласные в суффиксах -ик, -ек;
  4. соединительные гласные о, ев сложных словах;
  5. запятые при однородных членах предложения;
  6. объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
  7. объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;
  8. осознавать место возможного возникновения орфограммы;
  9. подбирать примеры с определенной орфограммой;
  10. при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
  11. при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;
  12. различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

V. Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Русский язык» для 3-го класса включает следующие разделы:

Тема раздела

Кол- во часов

1.

Предложение.

3 часа

2.

Главные и второстепенные члены предложения.

10 часов

3.

Состав слова.

31 час

4.

Слова с двойными согласными.  Сложные слова.

11 часов

5.

Парные согласные звуки в середине слова.

10 часов

6.

Слова с непроизносимыми согласными.

8 часов

7.

Словоизменение и словообразование.

4 часа

8.

Изменение имен существительных по падежам. Три склонение имен существительных.

11 часов

9.

Изменение имен существительных по падежам. Существительные 1-го склонения.

20 часов

10.

Второе склонение имен существительных мужского рода.

13 часов

11.

Второстепенный член предложения – дополнения.

2 часа

12.

Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе.

4 часа

13.

Второе склонение имен существительных мужского и среднего рода.

6 часов

14.

Второстепенный член предложения – определение. Однородные члены предложения.

11 часов

15.

Существительные третьего склонения.

8 часов

16.

Имя числительное.

6 часов

17.

Текст.

8 часов

Итого

166 часов

18.

Резерв.

4 часа

Итого

170 часов

VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ  РУССКОГО ЯЗЫКА

Предложение...  

Цель:  формирование умения различать предложения по цели высказывания и выделять грамматическую основу, создавать разные виды текстов с использованием разных видов предложений.

Знать:

  1. виды предложений по цели  высказывания: повествовательное, вопросительное, восклицательное;
  2. изученные орфограммы.

Уметь:

  1. ставить в конце предложения нужные знаки препинания, используя интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  2. распознавать  вид предложения на слух и на письме 

Дата

Тема учебного занятия

Характеристика деятельности

учащихся

Предложения по цели высказывания.

Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.

Предложения восклицательные и побудительные.

Предложения по цели высказывания.

Практическое задание к разделу:  составить таблицу  «Виды предложений по цели высказывания и интонации" для одноклассников.

Главные и второстепенные члены предложения.

Цель:  формирование умения находить главные и второстепенные члены предложения, дополнять нераспространенные предложения до распространенных:  ознакомление учащихся с особенностями местоимений; развитие умения распознавать личные местоимения.

Знать:

  1. главные члены предложения;
  2. понятие «личные местоимения»;
  3. второстепенные члены предложения;
  4. понятие «связи слов в предложении»;
  5. понятие словосочетания;
  6. изученные орфограммы.

Уметь:

  1. выделять главные члены предложения, производить разбор по частям речи, выделять основы предложения;
  2. распознавать  вид предложения на слух и на письме;
  3. находить подлежащее, выраженное местоимением;
  4. находить второстепенные члены предложения;
  5. ставить вопросы к словам в предложении;
  6. устанавливать связь слов в предложении.

Подлежащее и сказуемое.

Распространять предложения по опорным словам.

Различать предложения, слова и словосочетания. Самостоятельно находить в предложении грамматическую основу и словосочетания.

Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие.

 Классифицировать предложение

по цели высказывания, находить в тесте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения.

Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Объяснять способы нахождения главных  членов предложения.

Обозначать графически в предложении его грамматическую основу.

Устанавливать правильные грамматические связи в словосочетании при помощи вопроса.

Оценивать роль местоимений в тексте, выполнять замену повторяющихся в тексте имен существительных соответствующими местоимениями

Подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа предложения.

Подлежащие, выраженные существительными в именительном падеже, и сказуемые, выраженные глаголами. Словарный диктант

Подлежащее, выраженное местоимением. Самостоятельная работа по теме «Грамматическая основа предложения».

Второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения. Синтаксический разбор по схеме.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.

Связь слов в предложении. Словосочетание. Тест по теме

 « Предложение».

Входной контрольный  диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение».

Работа над ошибками. Связь слов в предложении. Словарный диктант

Практическое задание к разделу:  составить схему «Главные и второстепенные члены предложения»  и записать в тетрадь открытий.

 Состав слова.

Цель: формирование умения различать и выделять корень в однокоренных словах;

основные части слова, выделять приставку в словах, отличать предлог от приставки; познакомить

с алгоритмом  разбора слова по составу и использовать его при необходимости, а также формулировать словообразующую роль и значения приставок в словах, анализировать текст

с установкой на поиск слов с заданными приставками, моделировать новые слова и объяснять их значения.

Знать: 

  1. определение корня,  суффикса, однокоренных слов, окончания слова, их значение;
  2. правило правописания суффиксов -ек и –ик;
  3. отличие приставки от предлога;
  4. схему разбора слов по составу ;
  5. о правописании сочетаний -чк, -чн;
  6. словообразующую роль приставки;
  7. правило проверки безударной гласной.

Уметь:

  1. выделять корень, определять проверяемое слово по слабой и сильной позиции гласного;
  2. изменять форму имен существительных по вопросам и числам;
  3. образовывать новые слова при помощи суффиксов, распределять слова по частям речи;
  4. образовывать новые слова с помощью приставки; находить и выделять в слове корень, суффикс, приставку;
  5. различать проверяемое и проверочное слово;
  6. различать предлоги и приставки, правильно их писать;
  7. составлять текст на заданную тему, передавать содержание  текста, пользуясь планом.

Состав слова. Корень.

 Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами).

Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов).

Объяснять способы изменения формы слова, действия изменения формы слова; роль и значение суффиксов/приставок;

значение фразеологизмов.

Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменимые слова в предложения;  родственные слова и формы слова.

Строить алгоритм разбора слова по составу, разбирать слова по составу в соответствии с предложенным алгоритмом.

Осуждать порядок действий при разборе слова по составу. Самостоятельно подбирать слова к данным схемам слова.

Сравнивать  роль приставки и предлога в речи; родственные слова по их лексическому и грамматическому значению. Обсуждать значения наиболее употребимых приставок и суффиксов

Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава; текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками, с заданными суффиксами. Моделировать слова заданного состава.

Писать изложения небольшого текста, понятного младшим школьникам.

Выбирать критерии оценки изложения на основе сравнения работ одноклассников. Применять результаты данной работы при самоанализе и взаимоанализе изложений с последующим их редактированием.

Оценивать правильность учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным.

Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и соотносить их с разработанным алгоритмом.

Однокоренные слова.

Однокоренные слова. Безударные гласные, подбор проверочных слов.

Состав слова. Суффикс. Самостоятельная работа по теме «Суффикс»

Написание слов с суффиксами – ЕК- и –ИК.

Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов.

Диалог, монолог. Словарный диктант

Р.р. Обучающее изложение по теме «Котенок»

Работа над ошибками.  Образование новых слов при помощи суффиксов.

Состав слова. Приставка – часть слова.

Написание приставок  ОТ -, ОБ -, О -, ПО -, ПРО -, ДО-, ПОД-.

Правописание слов с приставками НАД -, НА -, ЗА-.

Закрепление по теме «Разбор слов по составу». Проверочная работа по теме «Состав слова».

Работа над ошибками. Состав слова.

Правописание приставок и предлогов.  Контрольный словарный диктант.

Разбор слов по составу.

Приставка и предлог.

Правописание приставок и предлогов. Самостоятельная работа по теме «Однокоренные слова».

Р.р Изложение  «Вороненок»

 Работа над ошибками.   Закрепление по теме «Правописание приставок и предлогов».

Проверочная работа по теме «Правописание приставок и предлогов».

Состав слова. Окончание. Словарный диктант.

Начальная форма имен существительных.

 Разбор слов по составу. Окончание.

Контрольный диктант за 1 четверть.

Работа над ошибками. Состав слова. Основа слова.

Безударные гласные в корне слов. Самостоятельная работа по теме «Безударные гласные».

Разбор слов по составу. Тест по теме «Состав слова».

Выведение алгоритма определения окончания у имен существительных. Состав слова. Словарный диктант.

Р.р Сочинение - рассуждение «Если бы я был волшебником».

Анализ и редактирование сочинения. Разбор слов по составу.

Практическое задание к разделу:  составить  алгоритм способа проверки гласных в суффиксах.

Слова с двойными согласными.  Сложные слова.

Цель: ознакомление с понятием «сложные слова»;  развитие умения применять соединительные гласные о и е в сложных словах, формирование умения   моделировать сложные слова из простых, толковать значения полученных слов, выделять основные части слова, самостоятельно создавать мини-тексты с использованием сложных слов.

Знать: 

  1.  правило правописания слов с  двойными согласным;
  2. правило переноса слов с двойными согласными;
  3. понятие «сложные слова».

Уметь:

  1. соотносить слова со схемой слов, грамотно писать слова с безударной гласной в корне слова;
  2. сопоставлять на основе звукового анализа написание и значение слова, переносить слова с двойными согласными;
  3. образовывать слова с помощью различных морфем, ведущих к удвоению согласных;
  4. работать с правилом; комментировать письмо; объяснять орфограммы и лексическое значение слов; 
  5. выделять два корня;
  6. на основе наблюдений осмыслить разнообразие морфемного состава сложных слов.

Слова с двойными согласными.

Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава.

Осуждать порядок действий при разборе слова по составу. Самостоятельно подбирать слова к данным схемам слова.

Строить алгоритм разбора слова по составу, разбирать слова по составу в соответствии с предложенным алгоритмом.

Объяснять значение фразеологизмов.

Соотносить фразеологизмы и соответствующие им рисунки.

Создавать собственные шуточные рисунки, основанные на буквальном понимании значения слов входящих в состав фразеологизма.

Обозначение двойных согласных на письме. Перенос слов с двойными согласными.

Разбор слов с двойными согласными по составу.

Перенос слов с двойными согласными. Разбор слов с двойными согласными по составу. Словарный диктант

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с двойными согласными».

Работа над ошибками. Слова с двойными согласными

Образование сложных слов. Самостоятельная работа по теме «Слова с двойными согласными»

Образование сложных слов. Сложные слова с соединительными гласными и без них.

Правописание сложных слов.

Контрольное списывание.

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание сложных слов»  Словарный диктант

Практическое задание к разделу: составить словарик с двойными согласными и сложными словами.        

Парные согласные звуки в середине слова.

Цель: развитие   умения распознавать слова с парными согласными, правописание которых нужно проверять.

Знать: 

  1. правила правописания парных согласных;
  2. что изучает данный раздел русского языка.

Уметь:

  1.  выделять парный согласный звук в слабой позиции в конце и в середине слова;
  2.  понимать смысл устаревших слов;
  3. закончить фразеологизм и использовать его в речи;
  4. писать слова с парными звонкими и глухими согласными.

Разбор слов по составу.

Урок обобщения и систематизации материала.

Парные согласные звуки в середине слова. Слабая позиция парного согласного в середине слова

Находить и отмечать в словах орфограммы (изученные и неизученные);  слова в тексте и самостоятельно приводить примеры с заданной орфограммой

Совместно вырабатывать порядок/алгоритм/ схему проверки орфограммы.

Решать  орфографические задачи с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий.

Составлять в группе задания на отработку определенной орфограммы.

Подбирать несколько проверочных слов для заданной орфограммы.

Совместно обсуждать алгоритм/ план/способ действий при выполнении работы над ошибками. Ио пользовать результат обсуждения в практической деятельности. Взаимно- и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Образование слов с парными согласными в середине с помощью суффикса. Самостоятельная работа по теме

 «Парные согласные».

Р.р  Сочинение по картине И. И. Шишкина «В лесу графини Мордвиновой»

Работа над ошибками. Правописание парных согласных звуков в середине слова.

Парные согласные звуки в конце слова.

Парные согласные звуки в конце и в  середине слова.  Словарный диктант

Правописание парных согласных звуков в конце и в  середине слова.

Контрольное изложение по теме «Друг помог».

Работа над ошибками. Правописание парных согласных.  Тест по теме «Парные согласные в корне слова».

Правописание парных звонких и глухих  согласных.  Самостоятельная работа по теме « Правописание парных согласных».

Практическое задание к разделу: составить и предложить одноклассникам  алгоритм проверки парных согласных в корне слова.

Слова с непроизносимыми согласными.

Цель:  формирование умения образовывать слова с непроизносимыми согласными, применяя изученный способ, находить в тексте слова на данную орфограмму, осуществлять поиск информации о данных словах в словарях и справочниках.

Знать: 

  1. правило правописания слов с непроизносимыми  согласными;
  2. признаки однокоренных слов,  
  3. как образуются слова, для чего они необходимы.

Уметь:

  1. писать слова с непроизносимыми согласными;
  2. делать вывод о способе проверки слов с непроизносимым согласным;
  3. анализировать звуки речи, различать произношение и написание слов, использовать знания и умения в практической деятельности, соблюдать орфографические нормы.

Слова  с непроизносимыми согласными

Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, на-писание которых изученными правилами объяснить нельзя.

Анализировать текст на наличие в нем слов с определенной орфограммой. Оценивать правильность примененного способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Слова  с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить. Словарный диктант.

Р.р  Сочинение «Школьная елка».

Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Контрольный диктант по итогам первого полугодия.

Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Правописание слов с непроизносимыми согласными. Проверочная работа по теме «Непроизносимые согласные».

Практическое задание к разделу: составить презентацию «Кроссворды, ребусы, загадки» для параллельного класса, используя  слова с непроизносимыми согласными.

Словоизменение и словообразование.

Цель:  ознакомление с  отличиями словоизменение от словообразования; формирование умения образовывать различные формы одного и того же слова с одной основой; при словообразовании создавать  однокоренные слова с другим значением.

Знать:

  1. как образуются слова, для чего они необходимы;
  2. признаки однокоренных слов. 

Уметь:

  1. различать  словоизменение и словообразование.

Понятие о словоизменении.

Определять (узнавать) значение ранее неизвестных слов по толковому словарю (в процессе парной и групповой работы).

В процессе практической деятельности осваивать принцип построения толкового словаря.

Образовывать различные формы одного и того же слова с одной основой.

Создавать  однокоренные слова с другим значением.

Словообразование. Словарный диктант

Сравнительная характеристика словоизменения и словообразования. Самостоятельная работа по теме

 «Словообразование».

Р.р  Сжатое изложение «Настоящая зима».

  Практическое задание к разделу:  составить и предложить одноклассникам схему отличия словоизменение от словообразования.

Изменение имен существительных по падежам. Три склонение имен существительных.

Цель: ознакомление с  классификацией имен существительных по родам, числам, склонениям; формирование умения определять падежи у имен существительных, различать три склонения у имени существительного.

Знать: 

  1. способ определения склонения у имен существительных; 
  2. тип склонения в зависимости от их рода и окончания;
  3. название падежей.

Уметь:

  1.  изменять слова по падежам;
  2. ставить слово в начальную форму;
  3. определять  тип склонения в зависимости от их рода и окончания;
  4. ставить вопрос к  существительным;
  5.  использовать данный способ на практике;
  6. находить исправлять ошибки в тексте.

Работа над ошибками. Изменение имен существительных по падежам.

Определять грамматические признаки имен существительных; начальную форму слова.

 Группировать имена существительные по разным основаниям. Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, находить в тексте (например, поэтическом) имя существительное с заданными грамматическими характеристиками. Характеризовать имена существительные как часть речи. Находить в ряду имен существительных лишнее имя существительное (не имеющее какого-то из тех грамматических признаков, которыми обладают остальные слова в группе).

Накапливать опыт правильного употребления в речи форм имен существительных.

Начальная форма имен существительных. Проверочная работа по теме «Словообразование».

Постановка вопросов к существительным.

Р.р  Сочинение по материалам экскурсии “Мороз и солнце, день чудесный!”

Работа над ошибками. Постановка вопросов к существительным. Словарный диктант.

Три склонения имен существительных. Тест по теме «Непроизносимые согласные».

Первое склонение имен   существительных.

Второе склонение имен существительных.

Третье склонение имен существительных.   

Контрольная работа по теме “Проверка орфограмм в корне слова”.

Работа над ошибками.  Самостоятельная работа по теме «Определение склонения существительных в косвенном падеже».

Практическое задание к разделу: составить  в группе словарик  наиболее употребляемых синонимов и антонимов.

Изменение имен существительных по падежам. Существительные 1-го склонения.

  Цель: формирование умения определять падежи у имен существительных, развитие умения различать особенности первого склонения у имени существительного.

 Знать:

  1. способ определения склонения у имен существительных;
  2. падежные окончания сущ. 1-ого склонения;
  3. как образуется множественное число имен существительных.

Уметь

  1. сравнивать окончания существительных в косвенных падежах;
  2. писать  падежные окончания сущ. 1-ого склонения, выполнять грамматическое задание, самопроверку;
  3. определять число;
  4. образовывать слова во множественном числе.

Первое склонение существительных. Именительный и винительный падежи. Словарный диктант.

Совместно вырабатывать порядок/алгоритм/схему проверки орфограммы.

Решать орфографические задачи с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий.

Составлять в группе задания на отработку определенной орфограммы.

Находить слова в тексте и самостоятельно приводить примеры с заданной орфограммой.

Совместно обсуждать алгоритм/ план/ способ действий при выполнении работы над ошибками.

Использовать результат обсуждения в практической деятельности. Взаимно – и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Различать падежи в любом типе склонения; отличать существительные в именительном падеже

от существительных в винительном падеже; определять предлоги, употребляемые с существительными

в косвенных падежах.

Сравнивать окончания существительных в косвенных падежах.

Писать изложения небольшого текста, понятного младшим школьникам. Выбирать критерии оценки изложения на основе сравнения работ одноклассников. Применять результаты данной работы при самоанализе и взаимоанализе изложений с последующим их редактированием.

Оценивать правильность учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным.

Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и соотносить их с разработанным алгоритмом.

Первое склонение существительных. Отличие именительного падежа от  винительного.

Определение падежа существительных первого склонения. Проверочная работа по теме « Склонение существительных».

Р.р  Изложение «Орел и кошка».

Работа над ошибками. Окончания существительных первого склонения в родительном падеже.

Родительный падеж имен существительных первого склонения. Самостоятельная работа по теме « Первое склонение существительных».

Написание имен существительных первого склонения в именительном, винительном и родительном падежах.

Окончание имен существительных первого склонения в дательном и предложном падежах. Словарный диктант

Р.р  Изложение с элементами сочинения.

Работа над ошибками. Окончания существительных первого склонения в дательном и предложном падежах.

Определение падежа имен существительных первого склонения.

Правописание окончаний имен существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Контрольное списывание.

Работа над ошибками. Творительный падеж имен существительных первого склонения. Словарный диктант

Правописание окончаний имен существительных первого склонения в творительном падеже.   Проверочная работа по теме « Изменение имен существительных по падежам».

Правописание окончаний имен существительных первого склонения. Разбор предложений по членам предложения.

Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных первого склонения».

Работа над ошибками Правописание окончаний имен существительных первого склонения.

Множественное число существительных первого склонения. Самостоятельная работа по теме «Множественное число существительных».

Склонение имен существительных первого склонения во множественном числе. Словарный диктант.

Практическое задание к разделу:  составить памятку « Существительные 1 склонения» для своей группы.

Второе склонение имен существительных мужского рода.

Цель: ознакомление с изменением имен существительных мужского рода второго склонения по падежам; формирование умения правильно записывать окончания этих существительных;

применять способ определения падежных окончаний имен существительных.

Знать:

  1. особенности существительных 2-го склонения;
  2. особенность склонения существительных с основой на –й;
  3. особенность правописания о и е в падежных окончаниях.

Уметь:

  1. определять падежи в любом типе склонения;
  2. определять окончания существительных 2-го склонения;
  3. составлять текст- повествование;
  4. склонять имена существительные мужского рода во множественном числе и единственном числе;
  5. работать с существительными 1 и 2-го склонений;
  6. применять полученные знания по теме.

Второе склонение существительных. Склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм.

Обосновывать написание слов.

Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам.

Группировать слова по месту орфограммы. Группировать слова по типу орфограммы. Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю.

Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов.

Анализировать текст на наличие в нем слов с определенной орфограммой.

Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки. Оценивать правильность примененного способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Составлять план написания собственного сочинения.

Оценивать правильность учебной задачи: соотносить собственный текст с заданной темой  сочинения

Именительный, родительный и винительный падежи имен существительных второго склонения.

Р.р  Сочинение «Мой самый родной человек».

Работа над ошибками. Именительный, родительный и винительный падежи имен существительных второго склонения. 

Творительный и предложный падежи имен существительных второго склонения.

Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах имен существительных второго склонения. Словарный диктант.

Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах имен существительных второго склонения».

Склонение имен существительных мужского рода на – й. Самостоятельная работа по теме « Второе склонение существительных».

Контрольная работа по теме «Правописание окончаний имен существительных второго склонения».

Работа над ошибками. Повторение склонения имен существительных второго склонения.  Тест по теме    «Имя существительное».

Правописание о, и, е, в окончаниях после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц.

Р.р  Сочинение по картине И. И. Левитана «Март».

Работа над ошибками.  Закрепление по теме «Правописание о, и, е, в окончаниях после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц».

Практическое задание к разделу:  составить памятку « Существительные 2 склонения» в своей группе.

Второстепенный член предложения – дополнения.

Цель:  ознакомление с второстепенным членом  предложения – дополнение;  формирование умения находить в предложении дополнение; углубление знаний   о главных членах предложения, о связи слов в предложении, о второстепенных членах предложения.

Знать:

  1.   определение дополнения

Уметь:

  1. разбирать предложения по членам;
  2. выделять подлежащее и сказуемое;
  3. выделять сочетания слов;
  4. ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие относятся к подлежащему и какие к сказуемому. 

Второстепенный член предложения – дополнения. Словарный диктант

Объяснять нахождения главных членов предложения.

Находить в тексте второстепенный член предложения - дополнение  и самостоятельно составлять предложения с дополнениями.

Второстепенный член предложения – дополнения. Закрепление.

Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе.

Цель: формирование умения определять и писать падежные окончания существительных мужского рода во множественном числе.

Знать:

  1. правило склонения имен существительных мужского рода во множественном числе.

Уметь:

  1. склонять существительные  мужского рода во множественном числе;
  2. выполнять самостоятельно работу над ошибками.

Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе.

Различать  склонение имен существительных мужского рода во множественном числе.

Анализировать текст на наличие в нем слов с определенной орфограммой.

Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Закрепление  по теме «Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе». Самостоятельная работа по теме « Склонение существительных мужского рода».

Р.р  Изложение – повествование  «Ежик делает запасы».

Работа над ошибками. Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе. Закрепление.

Второе склонение имен существительных мужского и среднего рода.

Цель: формирование умения определять и писать падежные окончания существительных второго склонения мужского и среднего рода, сравнивать падежные окончания у существительных в разных склонениях.

Знать:

  1. правило склонения имен существительных мужского и среднего  рода.

Уметь:

  1. склонять существительные  мужского рода  и среднего  рода;
  2. выполнять самостоятельно работу над ошибками.

Склонение имен существительных среднего рода в единственном числе.

Определять и писать падежные окончания существительных второго склонения мужского и среднего рода.

Сравнивать падежные окончания у существительных в разных склонениях.

Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки, объяснять их причины.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм.

Обосновывать написание слов. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

Писать изложения с элементами сочинения

Склонение имен существительных среднего рода во множественном числе. Словарный диктант

Правописание окончаний имен существительных второго склонения.

Р.р  Изложение с элементами сочинения.

Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных второго склонения.

Закрепление по теме « Правописание окончаний имен существительных второго склонения». Самостоятельная работа по теме « Второе склонение имен существительных».

Практическое задание к разделу:  составить и записать в тетрадь открытий памятку «Падежные окончания имен существительных мужского рода».

Второстепенный член предложения – определение. Однородные члены предложения.

Цель:  ознакомление с второстепенным членом  предложения – определение;  формирование умения находить в предложении  определение; углубление знаний о связи между однородными членами предложения; ознакомление с соединением однородных членов с помощью союзов и, а, но.

Знать: 

  1.  особенность правописания второстепенных членов предложения с союзами.

Уметь:

  1. выделять сочетания слов;
  2. ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие относятся к подлежащему и какие к сказуемому;
  3. определять и выделять второстепенные члены предложении;
  4. правильно произносить предложения с интонацией перечисления;
  5. видеть в предложении однородные члены;
  6. ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов и с одиночным союзом и);
  7. осознавать роль знаков препинания в письменном общении;
  8. составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи.

Второстепенный член предложения – определение.

Находить в тексте второстепенный член предложения – определение.

Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие.

Находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами. Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов предложения.

Сравнивать простые и сложные предложения.

Обозначать графически в предложении его грамматическую основу.

Устанавливать правильные грамматические связи в словосочетании при помощи вопроса. Разделять непунктированный текст на предложения.

Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом анализе простого предложения с двумя главными членами. Использовать выработанный порядок в практической деятельности.

Оценивать правильность выполненной работы.

Второстепенный член предложения – определение. Схема предложений с второстепенными членами.

Второстепенный член предложения – определение. Его роль в предложении. Словарный диктант.

Контрольное списывание с грамматическим заданием.

Однородные члены предложения. Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

Однородные члены предложения. Самостоятельная работа по теме « Однородные члены предложения».  

Однородные члены предложения. Закрепление.

Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения.  Тест по теме  «Однородные члены предложения».

Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения. Закрепление.

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».

Работа над ошибками. Однородные члены предложения. Словарный диктант

Практическое задание к разделу:  составить таблицу «Главные и второстепенные члены предложения» и записать в тетрадь открытий.

Существительные третьего склонения.

Цель: формирование умениями правильного написания падежных окончаний существительных третьего склонения,  ознакомление с грамматическими признаками имен существительных, развитие умения сравнивать имена существительные, находить «лишнее» слово.

Знать:

  1. особенности написания окончаний имен существительных 3 склонения;
  2. правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце.

Уметь:

  1. сравнивать имена существительные разных склонений, правильно писать окончания и выделять их.
  2. писать имена существительных мужского и женского рода с шипящими на конце.

Третье склонение имен существительных.

Находить и отмечать в словах орфограммы (изученные и неизученные).

Совместно вырабатывать порядок/алгоритм/схему проверки орфограммы.

Решать орфографические задачи с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий.

Составлять в группе задания на отработку определенной орфограммы.

Находить слова в тексте и самостоятельно приводить примеры с заданной орфограммой.

Определять грамматические признаки имен существительных.

Писать изложения небольшого текста, понятного младшим школьникам. Выбирать критерии оценки изложения на основе сравнения работ одноклассников. Применять результаты данной работы при самоанализе и взаимоанализе изложений с последующим их редактированием.

Падежные окончания имен существительных третьего склонения.

Множественное число имен существительных третьего склонения. Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения».

Р.р  Изложение.

 Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных во множественном числе.

 Падежные окончания имен существительных во множественном числе. Закрепление. Словарный диктант.

Мягкий знак на конце существительных третьего склонения. 

Закрепление по теме «Мягкий знак на конце существительных третьего склонения». Самостоятельная работа по теме « Существительные третьего склонения».

Практическое задание к разделу:  составить памятку « Падежные окончания имен существительных» и записать в тетрадь открытий.

Имя числительное.

Цель: ознакомление с правописанием количественных и порядковых имен числительных; формирование навыков составления разных видов текстов с использованием числительных.

Знать:

  1. особенности новой части речи, основные группы числительных.

Уметь:

  1. правильно писать количественные и порядковые имена числительные,
  2. использовать числительные при составлении устных и письменных текстов.

Имя числительное.

Классифицировать слова по частям речи, объяснять основания для распределения слов на группы (части речи; самостоятельные и служебные части речи).

 Узнавать количественные и порядковые числительные в речи.

Накапливать опыт житейских и учебных ситуаций с исрользованием имен числительных в речи.

Писать изложения небольшого текста, понятного младшим школьникам. Выбирать критерии оценки изложения на основе сравнения работ одноклассников.

Количественные и порядковые числительные.

  Р.р  Изложение.

Работа над ошибками. Закрепление. По теме «Числительное» Словарный диктант.

Итоговая контрольная работа.

Работа над ошибками.  Закрепление  по теме «Числительное».

Практическое задание к разделу:  составить ребусы, загадки с числительными для одноклассников.

Текст.

Цель: ознакомление с особенностями разных по стилю текстов; формирование умения составлять их, находить смысловые ошибки, анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность, может сравнивать разные типы текстов.

Знать:

  1. определение текста, типы и структуру.

Уметь:

  1. восстанавливать текст.

Текст. Главная мысль текста.

Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связанность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность, практически использовать данные выводы при анализе текстов.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения.

Анализировать собственный опыт целесообразного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога, диалога. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Использовать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Выделять при обсуждении текста его значимые части. Формулировать заголовки к ним, составлять план к заданному тексту.

Стили речи.

Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова». Самостоятельная работа по теме

«Числительное».

Правописание парных согласных звуков в конце и в  середине слова. Повторение.

Правописание слов с непроизносимыми согласными. Словарный диктант.

Правописание окончаний имен существительных.

Р.р  Сочинение «Здравствуй, лето»

Работа над ошибками. Повторение изученного в третьем классе. Олимпиада.

VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение                                         

Программа по  русскому языку обеспечивается учебно-методическими и информационными ресурсами.

  1. Полякова А.В Русский язык: учебник для 3 класса начальной школы: в 2 ч. / А. В. Полякова. –  М: Просвещение, 2011.
  2. Полякова А.В.  Русский язык. 3 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 / А. В. Полякова. - М.: Просвещение, 201…..
  3. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе. 3-4 классы: методические рекомендации: пособие для учителя / А. В. Полякова. - М.: Просвещение, 2007.
  4. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. -
  5. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
  6. Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. Сост. С.Г. Яковлева – Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005 г

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь».

Электронный инновационный  учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой  цифровой  образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru

1. Дополнительная литература.

1. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АСТ-Пресс, 2006.

2. Волина, В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М.: АРТ-Пресс, 1996.

3. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности: 1–4 классы: пособие для учителя / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ООО «5 за знания», 2010.

4. Канакина, В. П. Работа над трудными словами в начальной школе / В. П. Канакина. – М.: Просвещение, 2009.

5. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М.: Русский язык, 1990.

6. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова: учебное пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов: КИЦ «Добродея», 2009.

7. Неусыпанова, Н. М. Толковый словарик русского языка / Н. М. Неусыпанова. – М.: Просвещение, 1989.

8. Нефедова, Е. А. Русский язык. Правила и упражнения. 1–4 классы / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М.: АСТ : Астрель, 2007.

9. Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М.: АСТ, 2009.

10. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе: 3–4 классы: методические рекомендации: пособие для учителя / А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 2007.

11. Семенова, Е. Е. Занимательная грамматика / Е. Е. Семенова. – М.: Омега, 1996.

12. Справочник школьника (1–4 классы) / под ред. О. Л. Соболевой. – М.: АРТ-Пресс, 1999.

13. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

14. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе / сост. Н. Г. Кувашова. – Волгоград: Учитель, 2008.

15. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. – М.: Цитадель-Трейд, 2010.

16. Узорова, О. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: пособие для начальной школы / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Аквариум, 1996.

17. Узорова, О. В. Русский язык: правила и упражнения / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: АСТ, 2009.

18. Узорова О.В., Нефедова А.Е. Большой сборник диктантов по русскому языку: с правилами и объяснениями всех тем курса: 1-4 классы. М.: АСТ-Астрель        2007

19. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. – М. : АСТ : Слово, 2009.

20. Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский. – М., 1971.

21. Шукейло, В. А. Русский язык: сборник проверочных и контрольных работ. 1–4 классы / В. А. Шукейло. – М.: Вентана-Граф, 2010.

        словари:

1.        Андреева Р. П. Этимологический словарь для школьников. - СПб: Издательский Дом «Литература», 2004

2.        Ушаков Д.Н. «Орфографический словарь» для учащихся средней школы.- Москва: Просвещение; 1976.

3.        Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».- Москва: Азбуковник; 2002.

4.                Быстрова Е. А., Окунева А. П., Шанский Н. М. «Фразеологический словарь русского языка», - Москва: АСТ; 2004

5.         Грушников П.А. «Орфографический словарик»: Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1985.

6. Неусыпова Н.М. «Толковый словарик русского языка» Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1989.

7.         Словарь синонимов русского языка: СПб.: ООО «Полиграф услуги», 2005

8.        Ушакова О.Д. Правила русского языка: Орфограммы для учащихся 1-6 классов. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2007.

9.        Ушакова О.Д. Говори правильно: Словарик ударений. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2006.

10.        Ушакова О.Д. Толковый словарик школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2008.

11.        Ушакова О.Д. Фонетический разбор слова: Словарик школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2009.

12.        Ушакова О.Д. Разбор слова по составу: Словарик школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2007

2. Интернет-ресурсы.

1. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

3. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

6. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru

7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed

8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

3. Наглядные пособия.

1. Таблицы по основным темам курса «Русский язык. 3 класс».

2. Схемы по основным темам курса «Русский язык. 3 класс».

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Веселая азбука Кирилла и Мефодия (CD).

2. БДЭЭ: Детский энциклопедический словарь (CD).

3. Тренажёр по русскому языку(CD).

4. Развитие речи 1 – 4 классы. Тесты (CD).

5. Страна Лингвиния. Фонетика. Графика. Орфография. (CD).

6. Словарь синонимов(CD).

5. Технические средства обучения.

Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие  Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:

№ п/п

Наименование техники

Количество

1.

Стационарные компьютеры

1

2.

Принтеры

2

3.

Мультимедийный проектор

1

4.

Интерактивная доска

1

5.

Телевизор.

1

6.

Магнитофон.

1

7.

Колонки

2

8.

Интерактивная доска прямой проекции с короткофокусным проектором

1

9.

Интерактивная указка

1

10.

Мобильный класс        

1

11.

Гарнитура

1

12.

Веб - камера

1

13.

Фотоаппарат

1

14.

Документ – камера

1

6. Учебно-практическое оборудование.

1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

VIII. Планируемые результаты изучения русского языка

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса русского языка в 3 классе у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов

  1. воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  2. самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
  3. производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  4. видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным;
  5. владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова
    с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой
    о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
  6. графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора;
  7. находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  8. правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать
    под диктовку
    текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов),
  9. правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  10. находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
  11. образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова,
    в том числе с чередующимися согласными в корне;
    разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  12.  распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
  13. определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  14.  разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы
    к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие
    к сказуемому;
    выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  15. видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях
    с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом
    и);
  16. составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  17. осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания
    в письменном общении;
  18. читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  19.  читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  20.  письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
  1. изменять имена существительные по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имен существительных, три склонения имен существительных, падежные окончания;
  2. правописание имен существительных мужского и женского  рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ).
  1.  изменять имена существительные по падежам: склонять существительные, писать падежные окончания существительных в  форме единственного и множественного числа;
  2. писать имена существительные мужского и женского рода  с шипящими на конце;
  3. писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные,  зрительно - слуховые, выборочные и т.п.);
  4. использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  5. пользоваться словарями и справочной литературой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс (Занков Л.В.)

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного ...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку Занков 3 класс

Рабочая программа по трусскому языку  3 класс...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Занков

Материал предназначен для составления рабочей программы и тематического планирования для работы в 3 кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...