Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Л.В. Занков
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Харьковская Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия №1» г. Саратов

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


УМК  «СИСТЕМА Л. В. ЗАНКОВА»

4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе учебной программы  Поляковой А. В.

Рабочая программа составлена Харьковской О.Н., учителем начальных классов  высшей квалификационной категории.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В рабочей программе дается  распределение учебных часов по крупным разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

 Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Структура документа

Рабочая программа включает  разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса,  требования к уровню подготовки обучающихся и учебно-методическое обеспечение.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского языка разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие  обучающихся, и является составной частью целостной системы развивающего обучения.

  Рабочая программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту обучающихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы – сочинения (обучающие). Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последо вательности и логической связи мыслей, стилистически грамотно му изложению. Не менее важны и такие показатели качества со чинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятель ность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать должны быть предметом постоянного внимания учителя.

Самое серьезное внимание уделяется анализу сочинений после их написания, разбору стилистических, орфографических и других недостатков. В работе над орфографическими ошибками выделя ются основные их группы: на пройденные и еще не пройденные правила. Ошибки второй группы распределяются на две категории: об одних говорится, как нужно писать данное слово; в других слу чаях нужно указать и правило правописания без развернутого грамматического обоснования (например, написание -тся и -тъся в глаголах по вопросам что делает? и что делать?).

Большое внимание уделяется написанию диктантов (слуховых и зрительных), которые специально составляются на основе анализа ошибок, допущенных в сочинениях. В подобные диктанты включа ются те орфограммы, на которые ученики сделали ошибки в сочи нениях.

В течение всего года систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. В хо де наблюдений над словом обучающиеся узнают, что слово может иметь несколько значений (многозначность слова), слова могут быть близкими (синонимы) и противоположными (антонимы) по смыслу, что следует правильно употреблять их в речи. Одновре менно школьники учатся различать классы (разряды) слов на осно ве лексического значения предметности, признаков и действий предметов в связи с формами словоизменения (склонением и спря жением) и (усвоение слов с непроверяемыми написаниями по спискам для каждого класса). В процессе обучения русскому языку обучающиеся учатся поль зоваться толковым и орфографическим словарями.

В 4 классе дается понятие о сложных предложениях (с союза ми а, и, но и без союзов); о местоимении, изучаются личные мес тоимения; изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, глаголов прошедшего времени по родам и числам, неопределенная форма глагола, глаголы I и II спряжения; склоне ние имен прилагательных, некоторые случаи образования прилага тельных с помощью суффиксов.

Обучающиеся на ознакомительном уровне изучают понятие о на речии.

Знания, получаемые в 4 классе, являются основой овладения та кими орфографическими и пунктуационными навыками, как пра вописание безударных окончаний глаголов, мягкого знака после шипящих (-шь) в окончании глаголов 2-го лица в единственном чис ле, написание глаголов 3-го лица и неопределенной формы (типа нужно готовиться - он готовится), правописание безударных окончаний прилагательных.

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Цели обучения

 Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Место предмета в базисном учебном плане

  Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения русского языка в 4 классе  отводится 170 часов из расчета 5 часов в неделю. В  рабочей программе предусматривается  резерв свободного учебного времени в объеме 15 часов. 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

  В рабочей программе специально выделен раздел «Связная речь», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звуко-буквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Результаты обучения 

  Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми обучающийся может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (170 часов)

Фонетика и графика (5 часов)

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать: классификацию звуков и букв;

уметь: анализировать звуки речи, произношение и написание слов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для письменной  и устной речи.

Морфология (100 часов)

Местоимение (14 часов)

 Местоимение. Общее понятие о местоимении.

Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единствен ного и множественного числа.Склонение личных местоимений.

Предлоги перед личными местоимениями.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

личные местоимения, склонение местоимений; предлоги перед местоимениями;

правописание местоимений с предлогами;

правило обозначения гласных и согласных в приставках;

уметь: 

распознавать местоимения, определять их число и лицо;

писать раздельно местоимения с предлогом;

употреблять местоимения в устной и письменной речи;

распознавать приставки и предлоги;

правильно писать гласные и согласные  в приставках.                        

Глагол (44 часов)

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Суффикс -л в глаголах прошедшего времени.

Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопреде ленной формы -ти, -тъ и глаголы на -чь.

Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицатель ная частица не, правописание не с глаголами.

I и II спряжения глаголов. Глаголы-исключения. Правописание личных окончаний глаголов.

Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе.

Неопределенная форма -ться и 3-е лицо -тся глаголов.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

особенности изменения глаголов в будущем времени; 

изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам;

понятие о неопределенной форме глагола;

роль неопределенной формы глагола в предложении;

образование глаголов в прошедшем времени;

правописание частицы НЕ с глаголами;

понятие о спряжении; определение спряжения глаголов;

признаки 1 и 2 спряжения глаголов; глаголы-исключения;

личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения;

правописание -тся и –ться в 3 лице глаголов;

правописание Ь во 2 лице глаголов;

уметь:

изменять глаголы по временам, лицам и числам;

определять время, лицо и число глаголов;

правильно выделять и писать личные окончания глаголов;

находить и образовывать глаголы в будущем простом и сложном времени;

различать глаголы настоящего и будущего времени;

разбирать глаголы по составу;

находить основу глаголов неопределенной формы;

распознавать и правильно употреблять глаголы неопределенной формы; определять спряжение по неопределенной форме;

правильно писать частицу НЕ с глаголами; отличать возвратные глаголы;

писать глаголы с суффиксом –сь(-ся); писать Ь во 2 лице глаголов;

писать –ться в неопределенной форме и –тся в 3 лице глаголов;

употреблять глаголы в письменной и устной речи.

Наречие (14 часов)

Наречие (на ознакомительном уровне).

Значение наречий (на ознакомительном уровне). Образование наречий от косвенных падежей существительных (кругом, снача ла), от прилагательных с помощью суффиксов one.

Правописание наречий: о и е на конце наречий (горячо, певу че), на конце наречий с приставками с-, из-, до- (справа, издалека, докрасна), о на конце наречий с приставками в-, на-, за- (вправо, налево, засветло).

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

значение наречий, их образование;

правописание суффиксов на конце наречий, правописание наречий с приставками;

уметь:

употреблять наречие, ставить вопросы к наречиям, определять их;

образовывать наречия от прилагательных, существительных;

правильно писать наречия.

Имя прилагательное (28 часов)

Склонение имен прилагательных в единственном числе мужско го, женского и среднего рода.

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов -ск-, -н-, -ист-.

В результате изучения темы обучающийся должен        

знать/понимать:

особенности склонения имен прилагательных  мужского, среднего и женского рода;

правописание окончаний прилагательных в единственном и множественном числе;

способы образования имен прилагательных;

уметь:

распознавать падежи прилагательных;

склонять имена прилагательные; образовывать имена прилагательные;

правильно писать падежные окончания прилагательных в единственном и множественном числе;

употреблять прилагательные в устной и письменной речи;

подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению.  

Синтаксис и пунктуация (25 часов)

Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных пред ложениях (на ознакомительном уровне).

Обобщение сведений о видах предложений (нераспространен ные, распространенные, простые, с однородными членами). Второстепенные члены предложения: определение, дополнение. Второстепенный член предложения - обстоятельство. Однородные члены предложения, запятые при однородных членах предложения.

Прямая речь. Кавычки перед прямой речью и после нее. Напи сание большой буквы в прямой речи (на ознакомительном уровне).

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

понятие сложного  предложения; признаки сложного предложения;

способы соединения простых предложений в сложном;

союзы в сложных предложениях; признаки сложного предложения;

виды связи в сложном предложении, виды сложных предложений.

второстепенные члены предложения: дополнение, определение и обстоятельства места, времени, образа действия;  понятие прямая речь;

уметь:

выделять второстепенные члены предложения: дополнение и определение;

производить разбор предложения по членам предложения и частям речи; определять предложения по цели высказывания и по интонации;

выделять главные и второстепенные члены предложения;

составлять из слов и по схеме предложения; распознавать виды предложений;

ставить знаки препинания в сложных предложениях и  в простых с однородными членами;

различать сложное  предложение и предложение с однородными членами;

находить определения, дополнения и обстоятельства места, времени, образа действия;

находить прямую речь в письменной и устной речи;

расставлять знаки препинания при написании прямой речи.

Связная речь (25 часов)

Устная речь.

Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов пла на, данных к научно-популярной статье. Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и чле нение текста на части. Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения. Соответствие речи орфоэпическим нормам.

Письменная речь.

Текст. Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста. Структура построения текста: зачин, средняя часть, концовка. Расширение опыта построения текста. Термин «композиция тек ста» (соотношение и взаимное расположение частей, обусловлен ное содержанием и назначением произведения). Составление со держательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение и т.д.). Письменные изло жения. Различные виды объявлений: почтовые бланки (переводов, те леграмм, посылок, конверты); инструкции; заявления. Собственные сочинения обучающихся (репродуктивные, творческие). Предварительный отбор материала для сочинения. Использова ние словарей, газет, журналов. Составление плана к собственному сочинению. Анализ обучающимися написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений при изучении различных учебных дисциплин.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

определение текста, типы и структуру текстов;

признаки текста; стили речи;

уметь:

находить главную мысль текста, разбивать текст на части, озаглавливать части текста; отбирать материал к сочинению; составлять план к собственному сочинению;

писать различные виды объявлений; распознавать стили речи;

писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;

писать сочинения повествовательного характера;

пользоваться словарями и справочной литературой.

Резерв времени (15 часов)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русского языка обучающийся 4 класса должен

знать/понимать:

  1. личные местоимения;
  1. правописание предлогов перед личными местоимениями;
  2. наречия; правописание наречий (спра ва, издалека, докрасна, вправо, налево, засветло);
  3. склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
  4. склонение имен прилагательных во множественном числе;
  5. правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;
  6. понятие о неопределенной форме глагола:
  7. изменение глаголов в настоящем и будущем времени по ли цам и числам (спряжение); глаголы I и II спряжения;
  8. правописание безударных личных окончаний глаголов;
  9. мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
  10. изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;
  11. обозначение гласных и согласных в приставках;
  12. правописание частицы не с глаголами;
  13. правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться, -тся);
  14. виды предложений;

уметь:

  1. ставить знаки препинания в предложениях простых, в прос тых с однородными членами;
  2. устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выде лять главные члены предложения (основу предложения) и слово сочетания;
  3. распознавать местоимения, определять их число и лицо;
  4. правильно писать падежные окончания прилагательных;
  5. подбирать к прилагательным слова, близкие и противопо ложные по значению;
  6. определять время, число и спряжение глаголов:
  7. спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;
  8. распознавать неопределенную форму глаголов;
  1. писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;
  2. писать не с глаголами раздельно;
  3. писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице гла голов;
  4. писать диктанты различных видов;
  5. объяснять орфограммы по пройденному материалу;
  6. писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
  7. писать сочинения повествовательного характера;
  8. различать члены предложения..

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1.  адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  2. работы со словарем (алфавит);
  3. соблюдения орфоэпических норм;
  4. создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  5. овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях
  6.  повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность,    поздравительная открытка, письмо другу).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Полякова А. В. Русский язык: Учебник для 4 кл. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Полякова А. В. Тетради по русскому языку для 4 кл. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Полякова А. В. Методические рекомендации по русскому языку для 3-4 класса. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку. – М.: ЗАО ЦОР, 2010.



Предварительный просмотр:

Харьковская Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия №1» г. Саратов

Календарно-тематическое

планирование

по русскому языку

4 класс

        

Список использованной литературы:

  1. Полякова А. В. Русский язык: Учебник для 4 кл. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Полякова А. В. Тетради по русскому языку для 4 кл. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Полякова А. В. Методические рекомендации по русскому языку для 3-4  класса. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку. – М.: ЗАО ЦОР, 2000-2002.
  5. Русский язык. 3 класс. Поурочные планы по учебнику А. В. Поляковой. Изд. Учитель – 2009.

№ п/п

Раздел, тема

Кол - во часов

Тип урока, вид занятия

Содержание учебной темы

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Измерители, виды и формы контроля

Домашнее задание

Сроки проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I ЧЕТВЕРТЬ

Что нужно для общения. (13 часов)

1

Фонетика и графика.

1

Урок повторения изученного

Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация

Знать значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь:

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

– различать произношение и написание слов;

– находить способ проверки написания слова;

– без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

– обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами

Текущий контроль (устный опрос)

 I неделя

сентябрь

 

2

Фонетика. Слог и ударение

1

Урок повторения изученного

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов

Текущий контроль (письмо под диктовку: запись слов, деление их на слоги и для переноса, постановка ударения, подчеркивание гласных или согласных)

 сентябрь

 

3

Корневые  орфограммы.

1

Урок повторения изученного

Правописание безударных гласных, парных звуков и глухих согласных, непроизносимых и удвоенных согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Разделительные Ъ и Ь знаки

Знать: 

– значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

 изученные орфографические правила.

Уметь:

– применять на письме изученные орфографические правила;

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

– различать произношение и написание слов;

– находить способ проверки написания слова;

– без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

– выполнять фонетический разбор

Текущий контроль: тест (разделить слова на группы в соответствии с орфограммой)

II неделя

сентябрь

 

4

Повторение изученных орфограмм

и их графического обозначения

1

Урок повторения изученного

Знать: 

– значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

 изученные орфографические правила.

Уметь:

– применять на письме изученные орфографические правила;

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

– различать произношение и написание слов;

– находить способ проверки написания слова;

– без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

– выполнять фонетический разбор

Текущий контроль (устный опрос)

 

сентябрь

 

5

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания

1

Урок развития умений

и навыков

– находить способ проверки написания слова;

– без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

– выполнять фонетический разбор

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

6

Проверочная работа по теме «Повторение»

1

Урок контроля

Проверочная работа по теме «Повторение»

сентябрь

7

Повторение состава слова.

Работа над ошибками.

1

Урок повторения изученного

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок

Текущий контроль (письменный опрос)

сентябрь

8

Части речи.

1

Урок повторения изученного

Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, их значение и употребление

Знать графическое обозначение орфограмм.

Уметь работать со схемами, выполнять словарную работу

Текущий контроль (устный опрос)

III неделя

сентябрь

 

9

Предложение. Словосочетание.

1

Урок повторения изученного

Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения

Знать порядок разбора предложения и образец записи;

правила постановки запятой в предложениях с однородными членами.

Уметь:

– выполнять словарную работу;

– разбор предложений (главные и второстепенные члены);

– определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

 -  работать со схемами предложений, рассуждать по образцу

Текущий контроль (синтаксический разбор предложений)

сентябрь

10

Предложение. Однородные члены предложения.

1

Урок обобщения и систематизации материала

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)

Предложения с однородными членами, знаки препинания при однородных членах

Тематический контроль (письмо под диктовку предложений

с выделением знакомых орфограмм,  грамматической основы предложения, однородных членов предложения)

сентябрь

11

Входной контрольный диктант №1.

(40 минут)

1

Урок контроля

Знать изученные орфографические правила и уметь применять их на письме

Контрольная работа.

Повторить словарные слова

сентябрь

 

12

Работа над ошибками. «Пишу правильно»

1

Урок коррекции знаний

и умений

Контрольный словарный диктант

Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в диктанте

Текущий контроль: словарный диктант

 

сентябрь

 

13

 Признаки текста.Типы текста.

1

Урок повторения изученного

Отличие текста от группы предложений. Тема и главная мысль текста.Отличительные особенности текста – повествования, текста – описания, текста – рассуждения.

Знать признаки текста;

 - отличительные особенности типов текста.

Уметь определять тип текста

Текущий контроль (устный опрос)

IV неделя

сентябрь

 

Обращение. (6 часов)

1

Обращение.

Словарный диктант №1.

1

Комбинированный урок

Знаки препинания

Прямая речь.

Цель: формировать представление об обращении и знаках препинания

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

2

Обращение.

2

Комбинированный урок

Знаки препинания

Знать 

 - отличительные особенности обращения.

 - правила постановки запятой в предложениях с обращением.

Уметь находить обращение в тексте;

 - выполнять расстановку знаков препинания в предложениях с обращением.

Текущий контроль (синтаксический разбор предложений)

сентябрь

3

Развитие речи.

Обучающее изложение

1

Урок развития связной речи

Отличие текста от группы предложений. Тема и главная мысль текста, план

Уметь самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку

Творческая работа

сентябрь

 

4

Анализ изложений

и работа над ошибками.

Проиведения устного народного творчества с обращениями.

1

Комбинированный урок

Знаки препинания

Знать 

  - правила постановки запятой в предложениях с обращением.

Уметь находить обращение в тексте;

 - выполнять расстановку знаков препинания в предложениях с обращением.

Текущий контроль (синтаксический разбор предложений)

сентябрь

5

Имена в роли обращения.

1

Комбинированный урок

Формы мужских и женских имён. Знаки препинания в предложениях с обращением

Знать 

  - правила постановки запятой в предложениях с обращением.

Уметь 

 - выполнять расстановку знаков препинания в предложениях с обращением.

Текущий контроль (синтаксический разбор предложений)

Vнеделя

сентябрь

6

Составление поздравительной открытки.

1

Комбинированный урок

Тема и главная мысль текста, план

Уметь письменно излагать собственный текст, использовать предложения с обращением.

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

Части речи. (3  часа)

1 -2

Части речи в русском языке

2

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Самостоятельные и служебные части речи.

Уметь:

– распознавать самостоятельные и служебные части в речи;

– производить их морфологический разбор;

Текущий контроль (устный опрос)

сентябрь

сентябрь

3

Проверочный диктант.

1

Урок контроля

Знать изученные орфографические правила и уметь применять их на письме

Контрольный диктант

октябрь

Склонение имён существительных в форме единственного числа. (9 часов)

1

Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных

1

Урок изучения нового материала

Безударные падежные окончания имен существительных

Знать общее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных

Текущий контроль: языковая разминка

VI неделя

октябрь

2-3

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму. Словарный диктант №2.

2

Урок развития умений

и навыков

Безударные падежные окончания имен существительных

Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных.

Уметь применять правило и действовать по алгоритму

Текущий контроль: запись под диктовку

 октябрь

октябрь

 

4

Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета»

(40 минут)

1

Урок развития связной речи

План, тема и основная мысль текста

Уметь писать изложение повествовательного характера

по плану

Творческая работа

 октябрь

 

5

Анализ изложений. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания

1

Урок развития умений

и навыков

Безударные падежные окончания имен существительных

Уметь находить в изложении слова с изученной орфограммой, анализировать и графически объяснять выбор написания

октябрь

6-7

Упражнения на повторение. Проверочная работа  по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» (20 минут)

2

Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний

Безударные падежные окончания имен существительных

Уметь составлять устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану

Текущий контроль: проверочная работа

VII неделя

октябрь

октябрь

8

Обучающее сочинение-описание «Праздник света и тишины».

1

Урок развития связной речи

Текст – описание. Тема и главная мысль текста, план

Уметь использовать в сочинении имена прилагательные

Творческая работа

октябрь

9

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Повторение изученных орфограмм

и пунктограмм

Уметь выполнять работу над ошибками по результатам сочинения.

Текущий контроль: языковая разминка

октябрь

Склонение имён существительных в форме множественного числа. (8 часов)

1

Наблюдение за склонением имён существительных множественного числа

1

Комбинированный урок

Изменение имен существительных по числам и падежам

Знать:

– определение имени существительного, значение и употребление;

– род имени существительного: мужской, женский, средний;

– существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);

Текущий контроль: карточки: а) синтаксический разбор предложения,

б) фонетический разбор,

в) морфологический разбор; г) морфемный разбор

октябрь

2

Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе

1

Комбинированный урок

Падеж, изменение имен существительных по падежам, употребление в предложении существительных в разных формах

VIII неделя

октябрь

3

Именительный и винительный падежи. Словарный диктант №3.

1

Комбинированный урок

Тонкости употребления именительного и винительного падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении, умение определять падеж имен существительных

– правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме

существительных на

-мя, -ий, -ья, -ье, -ия,

 -ов, -ин).

Уметь:

– различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена

существительные мужского, женского и среднего рода;

– различать склонения имен существительных;

– изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы)

Текущий контроль: карточки (изменить слова по падежам, определить падеж существительных в словосочетаниях)

октябрь

4

Контрольный диктант №2  за I четверть (40 минут)

1

Урок контроля

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта

Итоговый контроль: контрольный диктант с грамматическим заданием

 октябрь

 

5-6

Анализ диктанта. Родительный падеж

2

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Особенности употребления имен существительных в родительном падеже, определение падежа имен существительных

Знать:

правописание безударных падежных окончаний имен существительных

октябрь

октябрь

7-8

 Дательный,

творительный,

предложный падежи

2

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Особенности употребления имен существительных в дательном, творительном, предложном  падежах, определение падежа имен существительных

Уметь:

– различать склонения имен существительных;

– изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы)

Текущий контроль (карточки: а) синтаксический разбор предложения,

б) фонетический разбор,

в) морфологический разбор; г) морфемный разбор)

 IX неделя

октябрь

октябрь

 

Склонение имён прилагательных.

1–3

Склонение прилага-

тельных мужского

и среднего рода с твердым согласным звуком на конце основы (с твёрдой основой).

3

Урок изучения новой темы

Цель: развить умения

склонять имена прилагательных, познакомить с падежными окончаниями прилагательных

Иметь представление

о склонении прилагательных мужского и среднего рода с твердой основой. Уметь:

– определять род и число прилагательного, выделять основу;

– поставить прилагательное

в нужном падеже, определить род и падеж;

– подбирать однокоренные слова

октябрь

октябрь

октябрь

II ЧЕТВЕРТЬ

4

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой

1

Комбинированный урок

Уметь группировать синонимы

Уметь:

– склонять имена прилагательные;

– составлять и записывать предложения с данными словосочетаниями;

– определять падеж, число и род имен прилагательных.

Иметь представление

о способе проверки падежных окончаний имён прилагательных с помощью вопроса

Работа с таблицей, алгоритмом

I неделя

ноябрь

5

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой.

1

Комбинированный урок

определять падеж, число и род имен прилагательных

Уметь:

– составлять и записывать предложения с данными словосочетаниями;

– определять падеж, число и род имен прилагательных

Работа с текстом

ноябрь

6-7

Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой.

Работа над ошибками.

Словарный диктант №4.

2

Комбинированный урок

Уметь:

 просклонять словосочетания существительных

с прилагательными;

– определять вид текста (описание, повествование)

Уметь:

– поставить прилагательные в нужном падеже, указать род число и падеж прилагательного;

– находить в тексте прилагательные женского рода

с твёрдой основой, выделять у них окончания и обозначать падеж;

– списать текст, восстановить падежные окончания, доказать правильность с помощью вопроса

Работа с таблицей

II неделя

ноябрь

ноябрь

8-9

Склонение прилагательных во множественном числе

2

Комбинированный урок

– определять род, число, падеж прилагательного;

– определять наречия

в тексте;

– группировать прилагательные по падежам

Знать о склонении прилагательных во множественном числе, словосочетании.

Уметь:

– определять род, число, падеж прилагательного;

– определять наречия

в тексте;

– группировать прилагательные по падежам

Работа с таблицей

ноябрь

ноябрь

10

Проверочная работа по теме «Склонение прилагательных с твёрдой основой».

1

Урок контроля знаний

Применение правил написания слов

Уметь без ошибок списать текст каллиграфическим почерком

Работа с текстом

ноябрь

11

Склонение прилагательных мужского
и среднего рода

с мягкой основой

Работа над ошибками.

1

Комбинированный урок

склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой

Иметь представление

о склонении прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Уметь разобрать предложение по членам предложения и частям речи

Работа с таблицей

III неделя

ноябрь

12

Склонение прилагательных мужского
и среднего рода

с мягкой основой.

Родительный падеж. Переход прилагатель-

ного в существительное

1

Комбинированный урок

Склонение

прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой

Иметь представление

о правописании окончаний прилагательных в родительном падеже, о переходе прилагательного в существительное

Работа с таблицей

ноябрь

13

Склонение прилагательных мужского
и среднего рода

с мягкой основой.

Дательный падеж

1

Комбинированный урок

склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой

Иметь представление

о правописании окончаний прилагательных в дательном падеже

Работа с таблицей

ноябрь

14

Проверочный диктант.

1

Урок контроля знаний

Знать изученные орфографические правила и уметь применять их на письме

Проверочный диктант.

ноябрь

15

Работа над ошибками. Склонение прилагательных мужского
и среднего рода

с мягкой основой.

Творительный падеж

1

Комбинированный урок

склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой

Иметь представление

о правописании окончаний прилагательных в творительном падеже

Работа с таблицей

ноябрь

16-17

 Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Словарный диктант №5.

2

Комбинированный урок

склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой

Уметь правильно писать падежные окончания имён прилагательных с мягкой основой

Работа с таблицей

IV неделя

ноябрь

ноябрь

18

Склонение прилага-

тельных женского рода с мягкой основой

1

Комбинированный урок

склонение прилагательных женского рода с мягкой основой.

Иметь представление

о склонении прилагательных женского рода с мягкой основой.

Уметь:

– определять падеж прилагательного, выделять его окончание;

– определять в тексте эпитеты

Работа с книгой

декабрь

19

Развитие речи.

Обучающее изложение

1

Урок развития связной речи

Тема и главная мысль текста, план

Уметь самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку

Творческая работа

декабрь

20

Склонение прилага-

тельных женского рода с мягкой основой.

Винительный и творительный падежи.

Работа над ошибками.

1

Комбинированный урок

писать окончания имён прилагательных женского рода в винительном и тво-рительном падежах

Уметь:

– записывать предложения с заданными словосочетаниями;

– писать окончания имён прилагательных женского рода в винительном и тво-рительном падежах

Работа с книгой

декабрь

21

Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки

1

Комбинированный урок

находить в тексте слова

с переносным значением

Уметь:

– сопоставить алгоритм про-верки правописания падежных окончаний прилагательных;

– находить в тексте слова

с переносным значением

Работа над составлением алгоритма

V неделя

декабрь

22

Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки

1

Комбинированный урок

грамотно писать падежные окончания имён прилагательных

Уметь грамотно писать падежные окончания имён прилагательных

Работа с книгой

декабрь

23

Контрольный диктант №3 по теме «Пра-

вописание безударных окончаний имён при-лагательных».

1

Урок контроля знаний

соблюдать изученные нормы орфографии

и пунктуации

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии

и пунктуации

Работа с текстом

декабрь

24-25

Работа над ошибками. Склонение прилагательных во множественном числе

2

Комбинированный урок

Уметь находить в тексте эпитеты

Уметь:

– склонять имёна прилагательные во множественном числе; обобщить падежные окон-

чания прилагательных в ро-

дительном, дательном и пред-ложном падежах множественного числа;

– объяснять правописание падежных окончаний прилагат.

Работа с книгой

декабрь

декабрь

1

Общее понятие о местоимении.

Цель: формировать представление о местоимении как части речи

1

Урок изучения нового материала

Отличать местоимения

от других частей речи, употреблять местоимения

в речи

Иметь представление

о местоимении (общее понятие

Работа с таблицей

VI неделя

декабрь

2-3

Личные местоимения. Словарный диктант №6.

2

Комбинированный урок

Понимать основные значения личных местоимений

Иметь представление

о личных местоимениях;

различать личные местоимения по родам и числам

декабрь

декабрь

4

Обучающее сочинение

1

Комбинированный урок

Словарные слова

Обучающее сочинение

Работа с текстом

декабрь

5

Работа над ошибками. Склонение личных местоимений.

Цель: развивать уме-

ния изменять местоимения по лицам

и числам

1

Комбинированный урок

Определять общее в склонении всех личных местоимений

Знать личные местоимения.

Уметь распознавать личные местоимения, определять их число и лицо

Работа с таблицей

декабрь

6

Склонение личных местоимений

1

Комбинированный урок

Определять общее в склонении всех личных местоимений

Знать склонение личных местоимений.

Уметь без ошибок списывать текст

VII неделя

декабрь

7

Склонение местоимений 3-го лица. Словарный диктант №7.

1

Комбинированный урок

Определять общее в склонении всех личных местоимений

Иметь представление

об изменении местоимений с предлогами

Работа с таблицей

декабрь

8

Контрольный диктант  за 2-ю четверть №4

1

Урок контроля знаний

Правила написания слов с изученными орфограммами

Контрольный диктант  

декабрь

9-10

Предлоги перед местоимениями.

Работа над ошибками.

2

Комбинированный урок

Определять общее в склонении всех личных местоимений

Знать предлоги перед ме-

стоимениями.

Уметь писать раздельно местоимения с предлогами

 Работа с учебником

декабрь

декабрь

11

Проверочная работа по теме «Склонение местоимений»

1

 Систематизация знаний

Определять общее в склонении всех личных местоимений

Получить представление о правописании приставок. Уметь отличать правописание предлогов и приставок

 Работа с учебником

VIII неделя

декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс (Занков Л.В.)

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс Занков

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » для 3 класса  составлена на основе примерной программы по русскому языку, программы А. В. Поляковой «Русский язык»,    рек...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по русскому языку Занков 3 класс

Рабочая программа по трусскому языку  3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому 3 класс УМК Л.В.Занков

Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования и   авторской программы «Русский язык...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...