Урок литературного чтения в 3 классе « Путешествие по "Былям - небылицам". Проверка и оценка достижений». (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Цели урока:

·         обобщить знания учащихся по разделу «Были-небылицы»

·         расширять словарный запас учащихся;

·         формировать умение находить в тексте информацию;

·         развивать умение сопереживать героям произведений;

·         развивать творческую самостоятельность учащихся.

Оборудование: карточки со скороговоркой (Приложение 1); стихотворение (Приложение 2);  карточки с заданиями (Приложение 3); карточки для самооценки (Приложение 4)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Бородина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Котлубанская средняя общеобразовательная школа Городищенского района Волгоградской области»

П. Котлубань.

Урок литературного чтения в 3 классе « Путешествие по "Былям - небылицам". Проверка и оценка достижений». (УМК «Школа России»)

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по разделу «Были-небылицы»
  • расширять словарный запас учащихся;
  • формировать умение находить в тексте информацию;
  • развивать умение сопереживать героям произведений;
  • развивать творческую самостоятельность учащихся.

Оборудование: карточки со скороговоркой (Приложение 1); стихотворение (Приложение 2);  карточки с заданиями (Приложение 3); карточки для самооценки (Приложение 4)

ХОД УРОКА.

1.Организация начала урока (класс делится на 3 группы)

Стадия вызова.

 “Верите ли Вы”

Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?

Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по литературной стране. Эта страна волшебная. А путешествовать мы будем на крыльях птиц Мечты и Фантазии. Чтобы дверь в волшебную страну открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку:

Воробей, воробей, лети к кормушке не робей!

читают про себя;

читают хором;

читают парами.

– Итак, дверь открылась. Перед нами город «Былей-небылиц».

– Давайте вспомним, произведения каких писателей мы встретим в этом городе?

2. Работа с отрывками из ранее прочитанных текстов.

- Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова:

«… Ползет, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты. Боком-боком двигается краб, везде на камнях … , рассеяны актинии и всюду множество всяких любопытных штук.»

(М.Горький «Случай с Евсейкой».Вставить слова: «точно курные вишни».)

- Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова

«Слон оказывается больше. Чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги… . Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот - …».

(И.А. Куприн. «Слон». Вставить: 1.»Ноги толстые, как столбы». 2. «Уши большие, как  лопухи». 3. «Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец).

- Вспомните автора произведения. Найдите и вставьте нужные слова.

« - От … смеются, - ответила мама, - а от … плачут. А теперь спи!

Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну.  На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки».

(К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Вставить: 1. «От маленькой радости смеются…» 2. «а от большой – плачут». 3. «и крупный снег …». 4. «счастливые сны …»)

- Вспомните, чьи это  слова, откуда они и о чем идет речь(для всех групп)

Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами;

А теперь нам вышел срок,

Едем прямо на восток,

Мимо …     (острова Буяна)

В царство славного Салтана.

 (Это из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».)  

- Мы проплыли мимо острова и попали на другой. Давайте на нем отдохнем.

3.Физкультминутка:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура – замри!

4. Проверка изученного материала.

Путешествие 1

– Ребята, чтобы продолжить путешествие, мы должны пройти тестирование по произведению «Растрёпанный воробей».

1. Мама Маши работала:

а) в музее
б) в театре

2. Мама впервые танцевала в театре роль:

а) Белоснежки 
б) Золушки

3. Папа служил:

а) на полуострове Камчатка
б) на полуострове Сахалин

4. Папа подарил маме

а) стеклянный букетик
б) стеклянную вазу

5. Папин подарок утащила

а) сорока
б) ворона
в) воробей

6. Подарок нашёл и вернул маме:

а) воробей Пашка 
б) милиционер

7. Воробей Пашка так поступил, чтобы:

а) отомстить вороне
б) отблагодарить девочку Машу

Проверка результатов тестирования, самооценка.

Физминутка

Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.

У воробушка головушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Обхватить голову обеими руками и покачать ею из стороны в сторону, показывая, как у воробья болит голова.)

У воробушка спинушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Положить руки на спину и раскачиваться.)

У воробушка крылышко,

Ох, как болело!

Ох, как болело!

(Погладить левой рукой правую руку.)

У воробушка ноженька,

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Разглаживать рукой «больную» ногу.)

Путешествие 2

«На дне рождения у слона».

-Мы попали на День рождения к слону. Мы там, оказывается, не одни. Мы могли бы прочитать кто еще был у слона, но…слоги в словах перепутались.

 Итак,

Начинаем склейку слов

Из рассыпанных слогов.

Изучите  эти строчки,

Сложите правильно кусочки.

 У слона на дне рождения      

Это было в воскресенье

У слона на дне рождения.

Гости пели, веселились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать:

Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,

Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил,

Ена-мот-ге-бе-раф-ги,

Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!

( Ответ: к слону пришли антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.)    

Путешествие 3 (для всех групп)

-О каком авторе идет речь?

1.Учитель: Он любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг еговспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но он подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. “Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть”. На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Он за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.

(Куприн)

2.Учитель: Он родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. Детство провёл на Украине у деда и бабки.

Всю свою жизнь он любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.

 На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трём основным темам – людям, искусству и природе.

( Паустовский)

Путешествие 4

 Мимические упражнения

1.Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке.

2.Показать: вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья.

3.Изобразить: вы пожалели воробья.

Путешествие 5

-Определите ошибки в последовательности событий:

1 группа

1) Девочка Маша и няня Петровна остались дома вдвоём.
2) Стенные часы пробили восемь раз.
3) Машина мама будет танцевать в театре Золушку.(Найти и прочитать описание театра)
4) Букет из тонкого стекла – папин подарок.
5) Тайна стеклянного букетика.
6) Разбойница ворона (дать характеристику).

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это … .

2 группа

7) Однажды ворона застала в ларьке воробья Пашку.
8) Милиционер подобрал Пашку.
9) Ворона стукнула Пашку по голове клювом и выбросила.
10) Маша берет Пашку на воспитание (стр.17 – чтение отрывка).
11) Желание воробья отблагодарить Машу (стр.18 – чтение отрывка.)
12) Похищение стеклянного букета.

3 группа
13) Мама растроилась и долго плакала
14) Пашка узнал о пропаже.
15) Бой между воробьями и вороной (прочитать отрывок на стр. 20).
16) Маша и Петровна в театре.
17) Воробей подлетел к Золушке и бросил ей стеклянный букет.
18) От маленькой радости смеются,а от большой плачут.

5.Итог урока. Возвращение домой. Рефлексия.

- Пора нам возвращаться домой. Жаль расставаться со старыми друзьями. Как вы думаете, почему они попали в раздел «Были-небылицы»? (ответы детей)

-Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь окружающих тебя людей и животных)

Подведение итогов работы групп.

Самооценка участия в групповой работе.

Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.

Учитель: Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи  – 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.

Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.

Лучше всех в группе работал...

Моя группа работала – 1 2 3 4 5

Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.

Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок” и подарить на память вот таких симпатичных слоников, воробышков и рыбок.

Приложение 1

Карточки со скороговоркой (на 3 группы)

Воробей, воробей, лети к кормушке не робей!

Приложение 2

Стихотворение (на 3 группы)

У слона на дне рожденья      

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать:

Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,

Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил,

Ена-мот-ге-бе-раф-ги,

Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!

Приложение 3

Карточки с заданиями (на 3 группы)

1 группа

1) Девочка Маша и няня Петровна остались дома вдвоём.

2) Стенные часы пробили восемь раз.

3) Машина мама будет танцевать в театре Золушку.(Найти и прочитать описание театра)

4) Букет из тонкого стекла – папин подарок.

5) Тайна стеклянного букетика.

6) Разбойница ворона (дать характеристику).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это … .

2 группа

7) Однажды ворона застала в ларьке воробья Пашку.

8) Милиционер подобрал Пашку.

9) Ворона стукнула Пашку по голове клювом и выбросила.

10) Маша берет Пашку на воспитание.

11) Желание воробья отблагодарить Машу.

12) Похищение стеклянного букета.

3 группа

13) Мама расстроилась и долго плакала.

14) Пашка узнал о пропаже.

15) Бой между воробьями и вороной.

16) Маша и Петровна в театре.

17) Воробей подлетел к Золушке и бросил ей стеклянный букет.

18) От маленькой радости смеются, а от большой плачут.

Приложение 4

Карточки для самооценки (по количеству детей в классе)

Я предлагал идеи  – 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.

Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.

Лучше всех в группе работал...

Моя группа работала – 1 2 3 4 5

Использованная литература:

1.Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Метод. Пособие к учеб. «Родная речь. 3 класс»/Л.Ф. Климанова В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2005. – 96с.

2.Сафронова Л. Н. Значение сказки в решении проблемы литературного образования. //Сибирский учитель. - № 5 (35). - 2004 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Путешествие по былям-небылицам"

Задачи урока.Создать условия для обобщения знаний по разделу "Были -небылицы",способствоваать расширению словарного запаса учащихся,формирование умения находить в тексте нужную информацию,ра...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Анализ стихотворения И.С. Никитина "Русь". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для анализа пройденного материала по стихотворению «Русь» Ивана Саввича Никитина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: А.П. Платонов "Цветок на земле". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка анализа и восприятия фрагмента произведения, навыка прогнозирования сюжета по отдельным частям произведения А.П. Платонова «Цветок на земле» ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : А.П.Платонов «Ещё мама» (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А.П.Платонов «Ещё мама» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве А.П.Платонова ; развитие умения анал...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.М.Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М.М.Зощенко  «Великие путешественники» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; раз...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова» (УМК"Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова».Цели деятельности учителя:знакомствос жизнью и творчеством писателя М.М.Зощенко , с произведением &laq...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Николай Николаевич Носов «Федькина задача»" ( УМК "Школа России")

Конспект урока по литературному чтению                                              ...