«Умеет ли разговаривать природа?»; 1 класс.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Платицына Светлана Викторовна

Методическая разработка урока литературного чтения (обучение грамоте).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературного чтения109.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения (обучение грамоте) «Умеет ли разговаривать природа?» Место проведения: 1 класс

Учитель Платицына С.В.


УМК "Перспектива"

Цель урока:

научить детей понимать язык природы, ценить ее и сопереживать ей

 Задачи:
• обучающие – совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью,
учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности, делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз.
• развивающие - развивать творческое мышление, эмоциональную сферу,
воображение, память, произвольное внимание, речь.
• воспитательные - воспитывать доброту ко всему, что нас окружает, умение чувствовать красоту слова,
взаимоуважение.

Задачи урока:
• Создать условия для отработки темпового чтения.
• Читать небольшой текст с использованием правил выразительности: делать паузы
между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания.
• Объяснять название текста.
• Организовать работу в группах, парах.
• Способствовать развитию желания придумывать свой рассказ по заданной теме.

Личностные  УУД:

-понимание  значение знаний для человека и принятие этих знаний ;  желание и стремление хорошо учиться.

Познавательные УУД:

-моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель;

- рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Регулятивные УУД:

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Тип урока

-изучение нового материала

Формы работы учащихся

 -фронтальная работа

-работа в парах

-коллективная  работа

  Необходимое техническое оборудование

мультимедийный проектор

компьютер

Структура и ход  урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока

3. Актуализация знаний

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

5.  Итоги урока. Рефлексия.

Планируемые результаты:
• Научиться читать небольшой текст с использованием правил выразительности:
делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания.
• Объяснить название текста.
• Плодотворная работа в группах, парах.
• Разнообразные рассказы детей по заданной теме.
Метапредметные результаты 

Личностные: умение оценивать жизненные ситуации; выражать свои эмоции
Регулятивные: определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; принятие цели урока.
Предметные: рассматривание портрета писателя

Регулятивные, предметные: самостоятельное чтение в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность).
Познавательные, предметные: умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст.
Коммуникативные: проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и разгадать авторские подсказки в тексте
Личностные: оценка и рефлексия собственной деятельности и своего настроения

Ход урока

Организационный момент. Самоопределение к деятельности 1 МИН.

-Здравствуйте!.

( Стихотворение)

I этап. Стадия вызова

А. Л. Барто     «Сильное кино»

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне что к чему,

А я большая! Я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а он им– раз!

 А тут как раз она ползла,

 А он как даст ему со зла!

Они ей – раз! Она им – раз!

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно я ещё мала:

Я ничего  не поняла. (4)

-кто с кем общается? (люди)

- как проходит общение?

-почему девочка ничего не поняла?

(Правила общения)

 А как вы думаете, умеет ли разговаривать природа? (ответы детей в таблицу)

знаю

Не знаю

Хочу знать больше

(Анализ ответов) вывод: недостаточно знаний

-Как по вашему мнению она говорит?

-Что может разговаривать в природе? Давайте соберем все ваши предположения в одну корзинку (по щелчку появляется корзина).

Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний урок (о природе, о разговоре природы с человеком)

2 этап. Стадия осмысления 2 МИН.

Я люблю побродить по зеленой стране

Здесь друзей заводить очень нравиться мне

На сюрпризы горазд молчаливый народ

И за то, что отдаст, ничего не берет

В той стране благодать, удивительный свет

Вот бы нам разгадать, в чем тут главный секрет

Загляни – ка со мной в эту славную жизнь

И с зеленой страной навсегда подружись.


- о чем это стихотворение?

-Какая бывает природа? (живая и неживая) Какая же природа умеет разговаривать? (птицы, звери…) А может ли с нами говорить природа неживая?
Динамическая пауза

 Зайцы бегали в лесу

Повстречали там лису.

Прыг-скок, прыг-скок

Сели под кустом и сидят

.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности 3 МИН.
Так о чём мы будем сегодня говорить и читать?

Значит, мы должны выяснить «Умеет ли разговаривать природа?» Откройте Азбуку на стр. 84. Проверьте, правильно ли мы определили тему? Прочитайте тему по учебнику все вместе. А какая будет цель урока?
(Научиться разговаривать с Природой и понимать, как и о чём она говорит)

Открытие нового знания 2 МИН.
Мы много говорим, мы много участвуем в беседах, много читаем и слушаем из разных источников информации потоки слов и предложений, но при этом остаемся глухи к истинным звукам мира. Где-то на уровне подсознания, когда нас тянет на природу, в горы и к морям, мы осознаем важность процесса происходящего там, но не наученные истинному общению с Вселенной, мы проходим мимо важных ответов на важные для нас вопросы. Природа ищет пути донести до нас смысл нашего бытия, мы отмахиваемся, заглушая эти попытки электронной музыкой, телевизорами, шумами деланного веселья и рокотом моторов.
Тогда Вселенная находит свои способы вернуть нас к пониманию: морской прибой нашептывает нам мудрые мысли, Луна своими фазами подсказывает правильные ритмы жизни, цикличность суток и времен года настраивают нас на нужный режим. Мы же в суматохе не обращаем на это внимание, демонстрируя ей полное непонимание процессов, происходящих во Вселенной, частью которой является каждый из нас.


Понять красоту  природы нам помогают поэты, композиторы, художники
- ( слайд). Вы видите портрет И.Токмаковой.  которая услышала необычный разговор в природе.

На стр. 84 есть стихотворение И.Токмаковой. Прочитайте, как оно называется. Посмотрите на иллюстрацию к нему. Как вы думаете, кто главные герои? Что такое ива? Как художник изобразил их общение? О чём же могут говорить Ива и Дождь?

« Дерево предсказаний»: кластер

О чем произведение?

Сейчас в группах попробуйте обсудить и составить рассказ в лицах на тему «Разговор Ивы и Дождя». В каждой группе есть костюмы ивы и дождя. Кого вы определите на роль ивы и дождя, те артисты и будут выступать перед нами.Не забудьте изобразить характер и настроение героев. Желаю вам удачи!
(две группы. Во время работы групп я помогаю детям, предлагая варианты тем, на которые могут разговаривать Ива и Дождь. Но решают сами дети, о чём будет идти разговор героев, и кто будет представлять свой рассказ)
Выступление артистов. Аплодисменты.


Чтение стихотворения. Анализ.

-Угадали ли вы, о чем разговаривала ива с дождем?

 -Как поэт оживил иву и дождь? Прием, когда предмету приписывают качества человека называется олицетворением.
Групповая дискуссия. Синквейн после первичного чтения
На доске есть слова. Прочитайте их и выберите те слова, которые можно отнести к дождю, иве и вашему настроению.
1 ряд: Дождь (какой?) грустный, печальный, весёлый, беспокойный, радостный, заботливый, добрый
2 ряд: Ива (какая?) радостная, грустная, весёлая, печальная, любознательная
3 ряд: Настроение (какое?) тревожное, грустное, радостное, весёлое, печальное
(На слайде те же самые слова. После того, как каждая пара покажет свои карточки, мы коллективно определим, какие у нас ива, дождь и настроение. Лишние слова дети убирают сами

-Какими словами вы описали свое настроение?

-По какому признаку они сформированы?
-Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

-слова с общим лексическим значением называются синонимы

Вторичное чтение

Работа в парах. Чтение по ролям.

Обучение грамоте (письмо)

-Разговором наших друзей заинтересовалось….

Кто, отгадайте загадку.

-Желтое с горячими лучами.

-Откройте свои тетради на стр.58 и напишите отгадку. Составьте схему этого предложения.

А сейчас мы немного отдохнем.

За солнышком вслед наши глазки пойдут, в танце весеннем они отдохнут (слайд)

 Читаю следующее задание

Найди в записи слова. Запиши предложения. Где поставишь точку, а где - вопросительный знак?

Работа с деформированным текстом

На доске схемы предложений

--  ----  ----  -----  ----.

----   -----   ----  -----?

Соотнесите предложения и схемы

Отгадайте эти загадки._

_ а как эти предметы с нами разговаривают?

Подведение итогов 2 МИН.
-Как вы думаете, ответили мы на главный вопрос нашего урока? (Ответы детей). Что надо делать, чтобы слышать то, что говорит Природа? (Ответы детей).

Природа говорит с тобой.
Опушка леса. Ясный день,
Лучи играют по росе,
Сосна отбрасывая тень,
Волной стелиться по траве.
А если взглянешь на просвет,
Через сплетения ветвей,
Увидишь в мареве рассвет,
Предвестник ярких светлых дней.
Прислушайся к тиши лесной,
И ты услышишь много песен,
Природа говорит с тобой,
Она поёт, как мир чудесен.
-Но природа хочет к себе бережного отношения. Она прислала вам свое послание.

_что это? (цветик- семицветик)

- Что она хочет нам сказать?

 
Рефлексия деятельности 2 МИН.
Понравился вам урок? А что больше всего понравилось? С кем мы разговаривали на уроке? (….) А что происходит в природе, если встречаются дождик и солнышко? (Появляется радуга). Радуга тоже разговаривает с нами, передавая настроение своими цветами. Посмотрите на экран, и скажите, с каким настроением вы заканчиваете урок. (слайд)

Молодцы, спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте "Умеет ли разговаривать природа. Стихи Н.Матвеевой". УМК"Перспектива".

В данной презентации содержатся фото и аудиофайлы голосов птиц, также краткая биография Н.Матвеевой и её портреты....

Урок литературного чтения в 1 классе в рамках технологии проблемного обучения на тему: "Умеет ли разговаривать природа?"

На этом уроке  через фантазию и творчество ребята убеждаютсяв том, что природа умеет "разговаривать"....

Умеет ли разговаривать природа?

Презентация к уроку литературного чтения. 1 класс....

Умеет ли разговаривать природа?

Урок обучения грамоте со здоровьесберегающими технологиямиУМК «Перспектива»....

Конспект урока окружающего мира "Что умеет компьютер" для 1 класса

Урок соответствует требованиям ФГОС,с применением системно - деятельностного подхода....

2 кл. 10 ур. "Умеет ли разговаривать музыка?"

laquo;Музыка. 2 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...