пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Чтение» для учащихся 3 класса специальной (коррекционная) общеобразовательной школы.
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида  под редакцией В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2004 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_chtenie.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа  предусмотрена для учащихся 3 класса ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

 Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида  под редакцией В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2004 г.

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В., согласно этой дифференциации все учащиеся делятся на 4 группы.

Первую группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся второй группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. У них меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.

К третьей группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Учащимся  трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Деятельность этих учеников нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале, потом школьники уверенно выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднённом, но в определённой мере осознанном процессе усвоения программного материала. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы, хорошо выученный материал на других уроках.

К четвертой группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях.

Согласно учебному плану 2014 – 2015 учебного года для обучения чтению    в 3  классе отводится следующее количество часов:

Период

Кол-во часов

неделя

4ч.

год

131 ч.

 Продолжительность занятия 40 минут.  Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.

Содержательный минимум образования

  • Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
  • Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
  • Чтение про себя простых по содержанию текстов.
  • Понимание читаемого.
  • Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
  • Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
  • Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
  • Развитие устной речи

Подробный пересказ содержания прочитанного.

Содержательный минимум образования

  • Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
  • Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
  • Чтение про себя простых по содержанию текстов.
  • Понимание читаемого.
  • Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
  • Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
  • Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
  • Развитие устной речи
  • Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
  • Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
  • Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
  • Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
  • Внеклассное чтение.
  • Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный школьной библиотекой.
  • Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Примерная тематика

 Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.

 Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Цель обучения: создание условий для коррекции и развития  коммуникативной функции речи, мышления  у учащихся  на уроках чтения для дальнейшей интеграции в обществе.

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно-информационную,  коммуникативно - деятельностную,    ценностно - ориентационную).              

Составляющие качества образования.

1.Предметно - информационная:

  • Формирование представлений о литературных произведениях, их содержании и смысле.
  • Формирование представлений об устном народном творчестве на примере сказок, пословиц, загадок и др.
  • Формирование  у учащихся адекватных  представлений о правилах поведения  и этикетных нормах.
  • Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

2.Деятельностно - коммуникативная:

  • Формирование осознанного, правильного чтения целыми словами
  • Формирование умения соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания.
  • Формирование умения давать элементарную оценку прочитанного.
  • Формирование умения находить в тексте предложений для ответа на вопросы;
  • Формирование умения пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
  •  Формирование умения заучивать стихотворения наизусть и читать их перед классом.
  • Коррекция  общего и речевого развития учащихся.
  • Формирование умения  последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

3.Ценностно - ориентационная:

  • Формировать нравственные качества, целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность;
  • Воспитывать у обучающихся навыки контроля и самоконтроля.

Компетенции:

1.        Предметные

1) Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения практических задач:

  • овладение учащимися основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом, рассуждением;
  • давать полный словесный ответ;
  • формирование умений и навыков использования умений в различных сферах и ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся;
  • формирование  умения комментировать свои действия.

2) Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции реализуются в процессе решения познавательных и практических задач:

  • коррекция и развитие правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
  • Формирование  навыка выразительного чтения.
  • Формирование основных  орфографических и пунктуационных навыков.
  • Формирование умения анализировать, обобщать группировать, систематизировать даже элементарный языковый материал, давать простейшие объяснения  должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
  • Обогащение словарного запаса  учащихся.
  • Формирование у учащихся способности к анализу, сравнению, синтезу, оценке  явлений и фактов.
  • Воспитание интереса к родному языку.

3)   Культуроведческая  компетенция:

  • владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

2.  Общепредметные:

  • Воспитание учащихся средствами данной учебной дисциплины.
  • Обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания.
  • Повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими.
  • Формирование умения получать информацию и передавать другим.
  • Развитие зрительного восприятия и узнавания.
  • Развитие пространственных представлений и ориентации.
  • Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
  • Коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы.
  • Обогащение словаря.
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

3. Ключевые

1) Деятельностно-коммуникативные – способность субъекта выполнять устную и письменную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс.  

2) Социальные – способность, готовность субъекта брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.

       а) Социально-трудовая:

  • продуктивно сотрудничать;
  • действовать в социуме;
  • осознание себя и своего места в обществе.

     б) Культура личностного самосовершенствования:

  • способность к ценностно-смысловой ориентации;
  • способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).

     в) Ценностно-смысловая:

  • понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение;
  • способности принимать человека как высшую ценность;
  • способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;
  • целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям;
  • принимать решение.

3)  Информационно-методологические:

а) Учебно-управленческая: умение внимательно слушать и воспринимать информацию.

б) Учебно-логическая: критически относиться  к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.

Содержательные линии:

1.Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)

2.Социально-правовая (человек и общество, человек- человек):

  • демократический стиль общения учителя с учащимся;
  • развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;
  • развитие чувства ответственности за сохранение книг;
  • воспитание чувства гордости за  культуру речи;
  • воспитание чувства патриотизма за родину и др.;

3. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа  и др.

4. Экологическая (человек и природа).

5. Культура здоровья (человек и здоровье):

а) Валеологический подход (физический и психический уровень):

  • благоприятный климат в кабинете (освещённость, время и др.);
  • физическое состояние учащихся (здоровье);
  • доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации;

б) пропаганда ЗОЖ

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
  • трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
  • пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся

Учащиеся должны знать:  

  • наизусть 5—8 стихотворений.

Педагогические условия и средства реализации стандарта.

Технологии обучения

1.        Современное традиционное обучение (классно – урочное).

2.        Дифференцированное обучение.

3.        Педагогика сотрудничества.

4.        Проблемное обучение.

5.        Личностно – ориентированное обучение.

6.        Игровое обучение.

Принципы обучения

1.        Общепедагогические:

Принципы гуманизации:

­        принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;

­        принцип персонификации – отказ от ролевых «масок».  Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;

­        принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;

­        принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей);

Принцип коррекционной направленности

Обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

2.         Принципы изучения грамматики, правописания развития речи:

Обще методические принципы:

        экстралингвистический;

­        функциональный;

­        структурно – семантический;

­        межуровневых и внутриуровневых связей;

­        нормативно – стилистический;

­        исторический.

    В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений.

При обучении  чтению используются следующие принципы:

­        принцип коррекционно-речевой направленности,

­        принцип доступности обучения,

­        принцип последовательности,

­        принцип наглядности в обучении,

­        принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;

­        воспитывающий и развивающий принципы и т.д.

   При последовательном изучении курса чтения может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.      

Виды и формы контроля

Форма: проверка техники чтения, пересказ прочитанного, заучивание стихотворений.

Виды:  вводный, тематический, рубежный, итоговый.

Программное и учебно - методическое обеспечение

  1. Программы  специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы.  Сб.1. –М.: «Просвещение», 2004  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, с. 192
  2. Учебник  Чтение 3 класс,  автор и составитель З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева  Москва  «Просвещение» 2007
  3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С.272.
  4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — С.416.

Программа составлена на основе документов:

  1. Федеральный Закон от 28.12.2012  № 273 - ФЗ  «Об образовании в РФ»  
  2. Образовательная программа ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» на 2013-2017 г.г.;
  3. Учебный план ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» на 2014 – 2015 учебный год;
  4. Годовой, учебный, календарный  график ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат»  на 2014-20145учебный год.
  5. Расписание уроков.

Оборудование.

Мультимедиа, компьютер, интерактивные доски.

Примечание.

В рамках данного предмета реализуется раздел «Культура безопасности жизнедеятельности учащихся» (КБЖ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по Литературному чтению во 2 классе ("Школа России", ФГОС)

В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Литературное чтение" ("Школа России") ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета,  предметные результаты изучения...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Русский язык" 4 класс "Школа России"

Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Окружающий мир" 4 класс "Школа России

Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению для 4 класса по УМК "Школа России"

Пояснительная записка к рабочей программе составлена на основе требований ФГОС НОО...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению для 3 класса УМК "Планета Знаний"

Рабочая программа написана на основе-  Федерального образовательного стандарта начального общего образования,-  Примерной программы начального обра...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 1-4 класс Начальная школа 21 века

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области Примерной основной обр...