Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Калинина Светлана Николаевна

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_zklass.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Пояснительная записка

   Рабочая программа по курсу « Русский язык » для 3  класса разработана в соответствии:

   -  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;

   - с рекомендациями Примерной программы начального общего образования, авторской программы Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук « Русский язык», утверждённой МО РФ;

   - с возможностями УМК « Перспективная начальная школа».

Рабочая программа для 3 класса рассчитана на 170 часов в год – 5 часов в неделю.

За год проводятся 2 контрольные работы с грамматическим заданием по полугодиям и в конце учебного года – контрольный тест, а также в течение года предусмотрены организационные формы, обучающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.

   Примерное распределение часов на изучение основных разделов программы:

развитие речи: 34 часа;

синтаксис: 13часов;

морфология: 70 часов;

фонетика и орфография: 20часов;

лексика: 13 часов;

морфемика и словообразование: 20 часов.

Словарь:

автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, растение, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофер, экскурсия, январь (всего 76 слов).

   Рабочая программа составлена для обучения и развития детей разного возраста. Уровень программы – базовый стандарт. 

                                      Фонетика и орфография 

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.

Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.

Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з.

Правописание предлогов.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного.

Написание суффикса -ок- после шипящих.

Звукобуквенный разбор слова.

                                              Лексика 

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

                 

                                  Морфемика и словообразование 

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.

                                                Морфология

 Понятие о частях речи

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

                                                     Синтаксис

               

  Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

Формирование умения составлять схему предложения.

Разбор простого предложения по членам предложения.

                      Развитие речи с элементами культуры речи

   Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи.

Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

   

                Для реализации программного содержания используются: 

                Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Части 1 и 3. — М.: Академкнига/Учебник, 2011;

                Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2011;

                Байкова Т.А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. 3 класс. — М.: Академкнига/ Учебник, 2011;

                Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 3класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2010;

                Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3 - 4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник,2011.

   Логика изложения и содержание авторской программы Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук « Русский язык» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

  Цель изучения курса  «Русский язык»  в начальной школе — развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и « чувства языка»; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.  

 С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

   Специфика предмета «Русский язык » состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, окружающим миром, математикой в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми.

На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая обучающемуся ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающую часть знаний в «другой» книге.

Интеграция позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по применению этих знаний, например интрига. Интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуждает обучающихся постоянно удерживать в сознании два плана – план интриги и план решения учебной задачи, что является важным и полезным психологическим тренингом.

Основными задачами начального образования являются: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного позитивного отношения к себе и окружающим.

  Данный курс создан на основе принципов, сформулированных в развивающей личностно – ориентированной системе обучения                             « Перспективная начальная школа», основной целью которой является оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности( возраста, способностей, интересов, склонностей, развития ) в условиях специально организованной учебной деятельности. Ученик как равноправный участник процесса выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

    Принцип непрерывного общего развития каждого обучаемого (одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) предполагает ориентацию содержания курса математики на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающих принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в образовательном процессе.

                 Принцип целостности картины мира предполагает отбор интегрированного содержания курса, который помогает обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира.

      Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти герои — действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, возродить почти утраченную культуру клубной работы для младших школьников, восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников. Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка — хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает:

        а) иллюстрации внешней интриги, которые позволяют школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге;

        б) дидактические иллюстрации, которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности;

          в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам.

                 Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций, помещенных в учебнике «Литературное чтение».

    Принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) ориентирован на педагогическую поддержку всех детей в образовательном процессе с целью обеспечения роста их творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; усвоения учебного материала.

Реализация этого требования стала возможной в условиях работы школы по Стандарту. В соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов курса особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий для последующего обучения. Задаваемый в Стандарте базовый уровень образовательных результатов («Выпускник научится») включает систему таких знаний, умений и учебных действий, которые крайне необходимы для успешного обучения. Кроме того, при наличии целенаправленной специальной работы учителя базовый уровень может быть достигнут подавляющим большинством детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Более высокий (по сравнению с базовым) уровень образовательных результатов («Выпускник получит возможность научиться») характеризуется системой учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, и достигается группой одаренных детей.

   Принцип практической направленности предусматривает формирование средствами курса универсальных учебных действий; способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты, Интернет); умений работать в сотрудничестве в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).

   Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья. Это требование базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. 

   Принципы прочности и наглядности реализуют ведущую дидактическую идею курса через рассмотрение частного (конкретного наблюдения) к пониманию общего (постижению закономерности), и от общего, т. е. от постигнутой закономерности, к частному, т. е. к преобразованию и применению усвоенной закономерности.

                Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы звука в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.

                                     Цель комплекта учебников — сделать все три вида анализа слова и предложения (три вида разбора) функционально необходимыми, добиться того, чтобы школьник обнаружил, что разбор помогает ему решать практические задачи правописания. Сведения о происхождении слов (их этимологический анализ — 4-й вид анализа, и данные о том, из какого именно языка пришли слова в русский язык) используются не только для того, чтобы расширить представления школьников об истории языка. Процедура исторического (этимологического) анализа (разбора) помогает обнаружить меняющуюся со временем структуру слова, и — самое главное — привлечь значение слова (т. е. его лексический анализ) для решения орфографической задачи. Суть проводимого все усложняющегося синтаксического анализа простого предложения состоит в том, чтобы помочь школьнику обнаружить функции разных членов предложения и понять зависимость между смыслом высказывания и структурой предложения.

                  Возможности использования транскрипции в учебниках комплекта «Перспективная начальная школа» ограничиваются тем, что московская младшая норма произношения имеет распространение далеко не во всех регионах страны, а тем более в сельской местности.                 Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

   

               Состав участников образовательного процесса.

    В соответствии со Стандартом участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагог, родители обучающихся.

    В 3А классе обучается 26 учащихся в возрасте как восьми, так и  девяти лет. При отборе учебного материала, методического аппарата курса учтены общие положения:

- возраст школьника;

- разный уровень готовности к обучению к школе;

- разный уровень владения русским языком;

- особенности мировосприятия школьника.   

   В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса русского языка у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

 

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения.

   В области познавательных общих учебных действий

обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

•   свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

•   свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

•   работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

•   работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых — система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации — другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

   В области коммуникативных учебных действий:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

•   работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

•   понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированна присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;

•   находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели-в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

   В области регулятивных учебных действий:

•   осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

          Все результаты (цели) освоения учебно-методического курса образуют целостную систему вместе с предметными средствами.

                          ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                 изучения курса « Русский язык » в 3  классе.

                 

                           Смыслообразование и самоопределение.

   Система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, принятие образа» хорошего ученика», самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. Организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей младшего школьника на помощь героям интриги с целью решать интеллектуальные задачи, на понимание чувств других людей и сопереживание им.

Задания типа «— А если дело не в букве, а в слитном или раздельном написании, это тоже называется орфограммой? — спросила Маша. Как ты ответишь Маше?»; «Помоги ребятам ответить на этот вопрос»; «Почему у твоего соседа по парте на один пример меньше? Глагола с какой приставкой у него не оказалось и почему?»; «Помоги Мише переделать его рассказ, используя синонимы, которые есть у слова "маленький"»; «Миша сказал, что не сумеет точно определить, какой это падеж: Р.п. или В.п. Ты сумеешь помочь Мише?», «Объясни соседу по парте, почему во всех этих словах пишется удвоенная буква Н» и т. д.

Часть 1: с. 8, 20-21, 31, 36 (28), 45, 66, 72, 77, 82, 83, 85, 99, 108, 111, 119, 124-125 (116), 125, 130 (122), 130 (123), 145, 157.

                   Нравственно – этическая ориентация:

эстетические потребности, ценности и чувства;

этические чувства: доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость;

навыки сотрудничества в разных ситуациях.

   Средством формирования этих действий служит использование проблемно – поисковых методов.     

                 

                     МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                 изучения курса « Русский язык» в 3 классе.

                                                   КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

                                        Коммуникация как кооперация.

Задания, требующие распределения работы с соседом по парте: часть_1: с. 11,20(13, 15), 21, 31, 35, 36,43-44,99, ПО, 124, 130, 134, 159.

Инициативное сотрудничество: обращаться за помощью, ставить вопросы.

Планирование учебного сотрудничества: задавать вопросы.

Взаимодействие: строить монологическое высказывание, слушать собеседника, строить понятные для партнёра высказывания.

   Средством формирования этих действий служит организация работы в парах, проблемный диалог.

                                                ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

                  ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

•  Обучение работе с разными видами информации:

 а) формирование умения поиска информации в учебных словарях по заданию типа «Открой словарь на букву И. Найди там

группу слов»; «Посмотри в словаре, как пишутся слова...» и по условным обозначениям: часть 1: с. 10, 14 (2 раза), 15 (2 раза), 18, 20 (2 раза), 26, 30, 33, 35, 37, 38, 42 (2 раза), 43, 45 (2 раза), 46, 48, 49, 50 (2 раза), 51 (2 раза), 58, 66, 71, 99, 100 (2 раза), 101, 106, 108, 112, 113, 114 (2 раза), 119 (2 раза), 121 (2 раза), 123, 124 (2 раза), 125, 126, 128, 129, 131, 132, 133 (3 раза), 134, 135, 136, 137, 138 (2 раза), 139 (3 раза), 141, 144, 147, 157.

б) обучение работе с информацией, представленной в табличной форме: часть 1: с. 56, 63, 71, 116, 117, 122, 127; часть 3: с 6, 15, 42, 69, 104, 105, 107, 108, ПО, 121, 134, 137, 146, 162, 174, 178, 180;

в) формирование умения пользоваться инструкциями в начале и в конце учебника (на форзаце) и инструкциями на страницах учебника: часть 1: с. 18, 19, 22;        часть 2: с. 7, 67, 103.

   •   Получение, поиск и фиксация информации.

Задания типа «Посмотри в словаре, как пишутся слова... Запиши их с нужными буквами». Часть 1: с. 10(5), 14, 15, 18, 20 (14, 15), 30 (23), 33 (25), 42, 51.

   •   Понимание и преобразование информации.

Задания типа «Можешь привести примеры?»: «Подтверди строчки, выделенные жирным шрифтом, своими примерами»; «Теперь ты сможешь доказать, что КРАСОТА - это имя существительное?». Часть 1: с. 24, 33, 41, 42, 56 (48), 60 (51).

   •   Применение и представление информации.

Задания типа «Найди слова, на примере которых можно показать чередование согласных в корне, видимое на письме»; «Открой словарь. Найди и выпиши любое существительное вместе с теми буквами, которые за ним следуют. Попробуй рассказать о нём КАК О ЧАСТИ РЕЧИ»; «Дополни каждое из выписанных слов словосочетаниями по смыслу, используя справочный материал»; «Открой словарь на букву Д. Найди и зачитай примеры многозначных слов». Часть 1: с. 15-16 (11), 26-27 (19), 29, 35 (27), 38-39 (33), 43-44 (38), 45, 46 (40), 48 (42), 49 (43) и т. д.

В части 3 учебника организована система работы, нацеленная на проверку понимания и применения знаний, полученных на уроках по русскому языку. Эта система включает задания, нацеливающие школьников:

   а) иллюстрировать изучаемые правила примерами из текущих упражнений;

   б) заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями. Часть 3: с. 23, 24, 26, 27, 33-34, 53, 57, 70, 77, 81, 88, 91, 180.

                УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

   •   Подведение под правило:

часть 1: с. 6—7 (понятие орфограмма), 23 (16), 28 (20), 52—53;

часть 3: с. 23, 24, 26, 27, 33-34, 53, 57, 70, 77, 81, 88, 91, 180.

   • Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Задания типа «Сравни, какими буквами передаётся на письме один и тот же звук»; «Скажи, усвоение какой орфограммы проверялось в этом упражнении?»; «На какие две группы можно поделить эти слова? Обоснуй своё мнение». Часть 1: с. 7, 10, 11 (6), 23 (16), 26 (18), 49-50 (44), 60 (51) и т. д.

            ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов:

   а) проблема различения прямого и переносного значений слов и записи многозначных слов в Толковом словаре: часть 1: с. 45—49, 138, 149-150, 153-154;

   б)   проблема использования в речи личных местоимений и идентификации местоимений в формах косвенных падежей: часть 1: с.52-58, 106-107;

   в)   проблема различения предлогов и приставок: часть 1: с. 58-60;

   г)  проблема идентификации существительных, имеющих не только предметное значение, но и значение признаков или действий: часть 1: с. 40-42, 156—157;

   д)  проблема различения членов предложения и частей речи: часть!: с. 61—63;

   е) проблема сходства и различения в предложении функций дополнений и обстоятельств: часть 1: с. 147—152, 156;

  ж) проблема различения омонимичных форм существительных И.п. и В.п., а также Р.п. и В.п.: часть 1: с. 71-73, 81—85;

  з) проблема разных оснований для написания слов с удвоенной буквой согласных: часть 1: с. 128—134.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

                                    ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                 изучения курса « Русский язык» к концу 3 класса. 

                     Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

 Обучающиеся научатся:

   •   выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся научатся:

  •   правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;

 правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, ...).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

 Обучающиеся научатся:

  •   сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);

  •   мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

  •   обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).

Раздел «Лексика»

 Обучающиеся научатся:

  •   отличать прямое и переносное значения слова;

  •   находить в тексте синонимы и антонимы;

  •   отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.

Раздел «Морфология»

 Обучающиеся научатся:

« различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

  •   различать на письме приставки и предлоги;

  •   изменять существительные по числам и.падежам; определять их род;

  •   различать названия падежей.

  •   изменять прилагательные по числам, падежам и родам;

  •   изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени —- по лицам.

Раздел «Синтаксис»

 Обучающиеся научатся:

  •   находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;

  •   находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);

  •   задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

  •   определять орфограммы;

  •   использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);

  •   писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

  •   писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;

  •   писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з;

  •   писать слова с суффиксами -ек- и -ик-;

  •   писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;

  •   писать о-ё после шипящих ир падежных окончаниях существительных;

  •   находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

Содержательная линия «Развитие речи»

 Обучающиеся научатся:

  •   определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;

  •   членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

  •   грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;

  •   владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);

  •   работать со словарями;

  •   соблюдать орфоэпические нормы речи;

  •   устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

  •   писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

                 

          Все ключевые ЗУН и УУД, которые приобретут обучающиеся  за учебный период,  соответствуют государственным стандартам.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

В результате освоения предметного содержания курса русского языка у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может  эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет  испытывать мотивацию к деятельности.

Диагностические мероприятия (формы контроля, психолого-педагогическая диагностика и др.)  - самостоятельные  работы,проверочные и итоговые диктанты, итоговая контрольная работа( тест).

Критерии оценивания различных видов работ  (методическое письмо Минобразования России

от 19.11.1998 г. № 1561/14-15)

 «5» («отлично»):   отсутствие ошибок  как  по текущему,   так   и по предыдущему   учебному материалу; но не более одного недочета; логичность и полнота изложения;

«4» («хорошо»): наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные   нарушения логики изложения    материала;   использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно»): не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«2» («плохо»): наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу: более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Ведущая технология - проблемно – диалогическая. 

Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения русскому языку будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Основные методы работы на уроке: проблемно-диалогические: побуждающий диалог, подводящий диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом, поиск решения.

Формы организации деятельности учащихся: работа в парах, работа в группах, коллективная работа, индивидуальная; самостоятельная работа.

Совершенствование работы начальной школы может быть обеспечено при реализации гуманистической направленности всей системы начального обучения, которая должна проявляться в уважении к личности ребенка, в развитии его творчества, самостоятельности.

Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса:

               1. Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Части 1 и 3.     — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

                2.Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

                3. Байкова Т.А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. 3 класс. — М.: Академкнига/ Учебник, 2011.

                4.Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

                5.Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3 - 4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник,2010.

                6.Панов М. В. «Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения».

                7.Жедек П. С. «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова».

                8.Жедек П. С., Тимченко Л. И. «Списывание в обучении правописанию».

                9.Скобликова Е. С. «Синтаксис простого предложения».

                10.Репкин В. В. «Принципы развивающего обучения русскому языку».

                11.Занков Л. В. «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения».

                12.Соловейчик М. С. «Требования к современному уроку русского языка».

                13.Жинкин Н. И. «Развитие речи младших школьников».

      14. Веера с гласными и согласными буквами.

   15.  Печатный раздаточный материал (карточки, задания, перфокарты)

  16.  Печатный иллюстративный материал (картинки, ребусы)

  17. Личностно – ориентированной системе « Перспективная начальная школа» посвящены материалы сайта http://teater.ucoz.ru/load/7.

 18.       Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru – базовая составляющая проекта ИСО.

 19.    http://www.it-n.ru/reg.aspx? -  сеть творческих учителей

 

 20.   http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

 21. CD диск - поурочные планы курса « Русский язык» УМК « Перспективная начальная школа». – М.: « Учитель».

 22.http://festival.1september.ru/articles/501801/ -

контрольные измерители по УМК « Перспективная начальная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс по программе "Школа 2100"...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Перспективная начальная школа"

Пояснительная запискаРабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе:В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в ком...

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1 класс "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка Рабочая программа предмета  «Окружающий мир» составлена на основе:·         В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 27...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 3 класс

Данный документ содержит пояснительную записку к рабочей программе по русскому языку 3 класса. Составлена по программе Канакиной В.П....

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Перспективная начальная школа"

Поснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс по программе "Перспективная начальная школа"...

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"...