Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Поснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_zapiska_rus_yaz.docx52.31 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский язык» (М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова), утвержденной МО РФ (М., 2008) в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни: а также в соответствии с теми принципами, которые сформированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т.е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).

Цель: обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Задачи:

-развивать речь, мышление, воображение школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развивать интуицию и «чувства языка»;

-осваивать первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладевать элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

-овладевать умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

-воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову; стремление совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного курса

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфографической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.

Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны - организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождение интереса к языковым проблемам.

Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы буквы в слове, слова - в предложении, предложения - в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.

Решение проблем развития речи опирается на развитие представлений о языке и о речи: язык, как система, позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна - это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

Теоретическими и методическими источниками программы по русскому языку являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах: М.В. Панова (фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения); П.С. Жедек (теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова); П.С. Жедек, М.И. Тимченко (роль списывания в обучении правописанию); Е.С. Скобликовой (синтаксис простого предложения); В.В. Репкина (принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения); М.С. Соловейчик (требования к современному уроку русского языка); Н.И. Жинкина (развитие речи младших школьников).

Основные содержательные линии

В рабочей программе по русскому языку, в соответствии с ФГОС начального общего образования, представлены следующие содержательные линии: «Алфавит», «Фонетика и орфография», «Лексика», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Лексикография», «Развитие речи с элементами культуры речи».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания курса русского языка у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (звук, слово, предложение, текст и др.), выявлять изменения, связи, устанавливать зависимости между объектами речи, анализировать, давать характеристику, сравнивать, обобщать и делать умозаключения.

Учащиеся применяют простейшие предметные, знаковые, графические модели, схемы.

В процессе изучения основ русского языка формируются речевые умения и навыки, графические умения письма.

Содержание обучения русскому языку позволяет развивать организационные умения и навыки: планирование этапов предстоящей работы, определение последовательности намеченных действий, осуществление контроля и оценки правильности выполнения, поиск путей преодоления ошибок.

Объём и сроки изучения

На изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, всего - 170 часов. Из них 33 часа отведено на развитие речи.

Количество часов в 1 четверти - 45.

Количество часов во 2 четверти – 35.

Количество часов в 3 четверти - 50.

Количество часов в 4 четверти - 40.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате освоения курса «Русский язык» второклассники должны знать:

  • пары согласных по глухости-звонкости;

- названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных слов);

  • изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;
  • виды предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске).

Умения, формируемые в процессе обучения

Речевые умения

Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к грамотной речи; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов.

Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем.

Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией. Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что?) в ясных случаях, при ее словесной выраженности; отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.

Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45-55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку).

Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку, обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).

Языковые умения (фонетико-графические и грамматические)

Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять различие в количестве звуков и букв (если оно есть).

Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й']), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.

Различать слова по их функции (названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам- названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? что сделала? и т.п.

Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями (рис, рисовая - рисовать; гора, гористая - горе, горевать), от изменений одного и того же слова (река, речной - у реки, на реке).

Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки).

Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить - значение начала действия, вбежать, влететь - движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький - уменьшительно-ласкательное значение и т.п.). Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, ти- хота, учувствовали), встречающиеся в детской речи.

Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).

Давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.

Орфографические умения

Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й1] (сначала без их выбора, записывая как «дробь», а потом осуществляя выбор).

 Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.

Замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким согласным, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость). Указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных варианты букв, из которых осуществляется их выбор.

Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безудар-

ных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-.

Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.

Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения курса русского языка по данной программе у второклассника
будут сформированы
 предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные
программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные,
коммуникативные) универсальные учебные действия
 как основа умения учиться.

Личностные результаты

У второклассника будут сформированы:

  • первичное представление о русском языке как языке его страны;
  • осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля над ней.

Второклассник получит возможность для формирования:

  • понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
  • познавательного интереса к русскому языку;
  • сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

  • принимать учебную задачу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
  • действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной
    форме;
  • использовать речь для регуляции своих действий;
  • оценивать свои достижения.

Второклассник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

  • осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
  • находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
  • самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
  • пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
  • владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
  • строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.

Второклассник получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

-делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

  • осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки);
  • поздравить кого-то или научить чему-то (в устной или письменной форме, адресат взрослый или сверстник и т.д.);
  • выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
  • осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к другим точкам зрения;
  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
  • строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Второклассник получит возможность научиться:

  • начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
  • создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка.

Предметные результаты

Общие результаты освоения программы:

Второклассники:

  • овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
  • освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
  • приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.

Результаты освоения основных содержательных линий курса

В области формирования речевых, коммуникативных умений, совершенствования речевой деятельности второклассник научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
  • самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
  • пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;
  • замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
  • соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
  • озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
  • письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление);
  • проверять правильность своей письменной речи.

Второклассник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
  • понимать главную мысль текста; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
  • конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
  • делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
  • создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции);
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
  • соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.

В области формирования языковых умений (фонетика и графика) второклассник научится:

  • различать понятия «звук» и «буква»;
  • определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
  • сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
  • объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;
  • объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й']; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й1] при письме;
  • определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);
  • определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных слогов;
  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом (красной строкой).

Второклассник получит возможность научиться:

  • обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
  • сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области словообразования второклассник научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
  • выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
  • конструировать слова из заданных частей слова.

Второклассник получит возможность научиться:

  • выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
  • отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  • правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);

-самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;

  • выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.

В области лексики второклассник научится:

  • осознавать, что понимание значения слов - обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
  • спрашивать о значении слов или обращаться к толковому словарю;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
  • стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Второклассник получит возможность научиться:

  • выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1-2 синонима, антоним;
  • понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении.

В области синтаксиса и пунктуации второклассник научится:

  • различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
  • пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но\ ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);
  • проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации.

Второклассник получит возможность научиться:

  • строить вопросы со словом «почему» и ответы на них;
  • строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;
  • создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания.

В области формирования орфографических умений второклассник научится:

  • по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
  • разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
  • пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
  • применять изученные орфографические правила (в объёме программы);
  • пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
  • писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
  • списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45-55 слов;
  • проверять написанное и вносить коррективы.

Второклассник получит возможность научиться:

  • обнаруживать изученные орфограммы в предъявленной и собственной записи;
  • применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);
  • эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Содержание курса 

Фонетика и орфография.  (65 часов)

            Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]-ды в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а дру[к], ло[ж]ечка ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

            Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

            Правописание сочетаний чк, чн, нч.

            Написание ы или и после ц в разных частях слова.

            Написание частицы не со словами, называющими действия.

            Разграничение на письме приставок и предлогов.

            Написание разделительных ь и ъ.

            Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

            Основные виды учебной деятельности обучающихся:

            Определение в слове количества слогов, определение ударных и безударных слогов.

            Характеристика гласных и согласных звуков.

            Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах, формулирование орфографического правила; упражнения в правильном написании слов.

            Различение периферических звуковых оппозиций (свистящие-шипящие, шипящие между собой, свистящие между собой, звонкие-глухие парные согласные), важные для освоения круга орфограмм 2-го класса, связанных с правописанием шипящих, а также звонких-глухих парных согласных.

            Формирование фонематического слуха (звуковая работа), которая приведёт к пониманию многих закономерностей, например: как и почему используются приставки о- и об-; зачем используются Ь и Ъ,  правильное определение корней и окончаний.

 

          

Лексика (4 часа)

            Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

            Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Определение основного представления о слове (форма слова,  изменение по числам и по команде вопросов, родственные слова, многозначные слова и слова-омонимы, слова-синонимы, этимология слова). Понимание смысла ОПРЕДЕЛЕНИЙ.

Распознавание формы слова и родственных слов. Различение многозначных слов и омонимов.

Морфемика и словообразование (4  часа )

            Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

            Корень слова. Понятие о родственных словах.

            Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

            Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

            Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

            Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

            Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Различение ЭТОГО слова и ДРУГОГО слова; формирование понятия родственных слов и выделение корня слова.

Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе и нулевого окончания).  Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания.

Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов.

Нахождение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания).

Выделение в слове окончания и основы.

Определение образования слова. Выполнение разбора слова по составу. Определение исторических чередований.

Морфология (49 часов)

            Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

            Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

            Изменение слов-названий признаков по числам, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Различение прямого и переносного значения слова.

Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе и нулевого окончания).  Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания.

Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов.

            Определение начальной формы слов-названий предметов, слов-названий признаков, слов-названий действий.

            Изменение слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определение их рода.

            Изменение слов-названий признаков по числам, команде вопросов и родам.

Синтаксис (15 часов)

            Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

            Понятие о предложении. Типы предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

            Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

            Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

            Рассмотрение слова в контексте. Различение предложения, словосочетания и слова. Упражнения в нахождении в составе предложения все словосочетания. Определение в словосочетании главного и зависимого слова, постановка вопроса от главного к зависимому слову.

            Оценка значения окончания в слове (связывать слова в предложении).

            Оценка значения предлогов (связывать слова в предложении).

            Определение типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Нахождение в предложении основы (главных членов) и неглавных членов. Постановка вопросов к разным членам предложения.

Лексикография (изучается во всех разделах в течении года)

            Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:       

Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим). Ориентировка в алфавитном столбике. Использование словарной информации как справочной и как способ проверки орфограмм. Осознание особенностей каждого вида словаря. Чтение словарной статьи (в толковых и энциклопедических словарях) и понимание системы обозначений и сокращений в словарях.

Работа со 2-ой частью учебника, где размещаются словари.

Проверка правильного написания слов в орфографическом словаре учебника. Выяснение значения слов в толковом словаре учебника. Рассмотрение слов старославянского и древнерусского происхождения в этимологическом словаре учебника. Решение определённых грамматических задач с помощью обратного словаря. Упражнения по произношению слов с помощью орфоэпического словаря.

           

Развитие речи с элементами культуры речи (33 часа)

            Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

            Текст-описание и текст-повествование.

            Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа.

            Определение темы и основной мысли живописного произведения.

            Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

            «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от  адресата и содержания.

            Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Устное и письменное изложение короткого текста. Определение темы текста и основной мысли текста. Составление плана текста и использование его при устном и письменном изложении. Членение текста на абзацы, оформление абзаца на письме.

Употребление формул вежливости в поздравительной открытке и письме.

Устные ответы на вопросы по произведению живописи (сравнение содержания и названия живописного произведения, тема произведения и основное переживание автора, обнаружение сходств приёмов, которыми пользуются поэты и художники).

            Словарь

            Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).

 

Итоговый контроль

Программой предусмотрено проведение 2 контрольных работ с грамматическим заданием по полугодиям и контрольного теста в конце учебного года. В течение года применяются организационные формы, обучающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3-х ч. Части 1 и 3. - М.: Академкнига /Учебник, 2012.
  2. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3-х ч. Часть 2. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  3. Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку по учебнику Иванова 3 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Перспективная начальная школа"

Пояснительная запискаРабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе:В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в ком...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 1-4 класс Начальная школа 21 века

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области требованиями Примерной...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку. УМК «Школа России». 1 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...