Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Кремлева Юлия Сергеевна

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе:

В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных предметов, курсов   дисциплин.

Настоящее Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (далее – Положение) разработано в соответствии с:

Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413;

Уставом ГБОУ средней школы № 235 им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

учебным планом образовательного учреждения ГБОУ школы № 235 им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на 2014/2015 учебный год, принят на заседании педагогического совета № 1  от 30.08.2014, утвержденный приказом директора школы № 235 № 197 - О от 01.09.2014

Авторская  программа по обучению грамоте (письмо) Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А. и   программа по систематическому курсу русского языка  М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Программы по учебным предметам»,   М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1:  240 с.    Проект  «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

    В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

·         познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

·         социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

·         развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

·         освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

·         овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

·         воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_russkiy_2_klass_pnsh.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 235                          с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла                                              им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

решением Педагогического совета

ГБОУ средней школы № 235

им. Д.Д. Шостаковича

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

от  «___» _________20____ г.

Протокол №  ______

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ средней школы № 235

им. Д.Д. Шостаковича

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

________________________ Т. В. Стаховский

«_____»______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

класс

2 - Б

учитель

Кремлева Юлия Сергеевна

учебный год

2014-2015

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе:

В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных предметов, курсов   дисциплин.

Настоящее Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (далее – Положение) разработано в соответствии с:

Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413;

Уставом ГБОУ средней школы № 235 им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

учебным планом образовательного учреждения ГБОУ школы № 235 им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на 2014/2015 учебный год, принят на заседании педагогического совета № 1  от 30.08.2014, утвержденный приказом директора школы № 235 № 197 - О от 01.09.2014

Авторская  программа по обучению грамоте (письмо) Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А. и   программа по систематическому курсу русского языка  М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Программы по учебным предметам»,   М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1:  240 с.    Проект  «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

    В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Место курса в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным   планом  для начального общего  образования  и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 235 им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на изучение математики в 2 классе отводится 5  часа в неделю, 170 часов  в год.

Часы на изучение курса русского языка выделены из федерального компонента.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.

УМК «Перспективная начальная школа» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом в УМК «Перспективная начальная школа» сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.

Количество учебных часов

Период

обучения

Кол-во

часов

Слов.

диктанты

Контр.

списыв.

Контр.

дикт.

Диагн.

работы

Провер.

диктанты

1 четверть

45 часов

2

1

2 четверть

35 часов

1

3 четверть

50 часов

1

1

4 четверть

40 часов

1

1

2

1

ИТОГО:

170 часов

1

1

6

2

1

Система контроля по курсу русский язык включает проведение 1 словарную работу,1 контрольное списывание, 6 контрольных диктантов, 5 проверочных работ, 1 проверочный диктант, 2 диагностические работы.

Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения.

В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:

  • Урок изучения нового материала.
  • Урок закрепления знаний.
  • Урок обобщения и систематизации знаний.
  • Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
  • Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
  • Урок – исследование.
  • Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
  • Урок - проект.
  • Урок – практика.
  • Урок – конференция (викторина).
  • Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
  • Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».

        Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения,  технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового                       (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

в рамках внеурочной деятельности – 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Виды и формы текущего, промежуточного, итогового контроля, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения ГБОУ школы № 235 им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на 2014/2015 учебный год, принят на заседании педагогического совета № 1  от 30.08.2014, утвержденный приказом директора школы № 235 № 197 - О от 01.09.2014

Виды контрольно-измерительных материалов

№ урока

Вид работы

Вид контроля/Тема

Стартовая диагностическая работа

Констатирующий

12

Входной мониторинг

Констатирующий

41

Контрольный диктант

Констатирующий (за 1 четверть)

Промежуточная диагностическая работа

Констатирующий (за 1 полугодие)

88

Проверочная работа

Констатирующий

122

Контрольный диктант

Констатирующий

135

Контрольный диктант

Констатирующий (за 3 четверть)

147

Словарный диктант

Итоговый

148

Контрольный диктант №5

Констатирующий (за год)

Контрольное списывание №4

Констатирующий (за год)

166

Итоговая диагностическая работа

Итоговая

Предметными результатами изучение курса «Русский язык» во 2классе являются формирование следующих умений

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся научатся:

определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;

соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся получат возможность научиться:

правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;

правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающиеся научатся:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);

мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);

разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

Раздел «Лексика»

Обучающиеся научатся:

▪ выявлять слова, значение которых требует уточнения;

▪ определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Раздел «Морфология»

Обучающиеся научатся:

определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий;

изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:

различать предложение, словосочетание и слово;

находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;

задавать вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);

различать на письме приставки и предлоги;

употреблять разделительные ь и ъ;

находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся научатся:

определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложениях;

членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).

соблюдать орфоэпические нормы речи;

устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);

писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

работы со словарями;

соблюдения орфоэпических норм речи;

устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);

написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета. «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со

взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Особенности класса:

Во 2-б классе обучается 18 человек, из них 6 мальчиков и 12 девочек. 14 детей  высоким уровнем мотивации (развития, восприятия материала...) Они отличаются высоким уровнем самостоятельности,  инициативностью, успешны в работе по образцу и могут справиться с творческими заданиями. Некоторые ребята (4 ученика) отличаются средним уровнем мотивации, проявляют старание в силу своих возможностей.

    С учетом этого в содержание уроков включен материал повышенного и базового  уровня, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки ЗУНов, так и на этапе контроля. Есть необходимость использования в работе разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

Содержание программы

Фонетика и орфография (67 часов)

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]­ды — в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка — ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний чк, чн, нч. Написание ы или и после ц в разных частях слова. Написание частицы не со словами, называющими действия. разграничение на письме приставок и предлогов. написание разделительных ь и ъ. написание слов­названий предметов с основой на шипящий звук. Основные виды учебной деятельности обучающихся: Определение в слове количества слогов, определение ударных и безударных слогов.

Характеристика гласных и согласных звуков. Нахождение по определенным признакам изучаемых орфограмм в словах, формулирование орфографического правила; упражнение в правильном написании слов. Различение периферических звуковых оппозиций (свистящие­шипящие, шипящие между собой, свистящие между собой, звонкие­глухие парные согласные), важные для освоения круга орфограмм 2 класса, связанных с правописанием шипящих, а также звонких­глухих парных согласных. Формирование фонематического слуха (звуковая работа), которая приведет к пониманию многих закономерностей, напри­ мер: как и почему используются приставки о- и об-; зачем используются ь и ъ,  правильное определение корней и окончаний.

Лексика (4 часа)

Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Понятие о происхождении слов. слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач. Основные виды учебной деятельности обучающихся: определение основного представления о слове (форма слова,  изменение по числам и по команде вопросов, родственные слова, многозначные слова и слова­омонимы, слова­синонимы, этимология слова). Понимание смысла определений. Распознавание формы слова и родственных слов. Различение многозначных слов и омонимов.

Морфемика и словообразование (4 часа)

 Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов­ названий предметов, слов­названий признаков и слов­названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончаний (неизменяемых). окончания, выраженные звуками, и нулевые. Корень слова. Понятие о родственных словах. как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одно­ временно. Сложные слова с соединительными гласными. Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при слово­ образовании и словоизменении. Основные виды учебной деятельности обучающихся: Различение этого слова и другого слова; формирование понятия родственных слов и выделение корня слова. Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе и нулевого окончания).  Определение неизменяемых слов, не имеющих окончаний. Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов. Нахождение значимых частей слова (корня, приставки, суф­ фикса, окончания). Выделение в слове окончания и основы. Определение образования слова. Выполнение разбора слова по составу. Определение исторических чередований.

Морфология (50 час)

 Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение). Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов­ названий предметов, слов­названий признаков и слов­названий действий. Изменение слов­названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов­названий предметов. Изменение слов­названий признаков по числам, по команде вопросов (по падежам) и по родам. Основные виды учебной деятельности обучающихся: Различение прямого и переносного значения слова. Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе и нулевого окончания).  Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания. Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов.

Определение начальной формы слов­названий предметов, слов­названий признаков, слов­названий действий. Изменение слов­названий предметов по числам и команде вопросов; определение их рода. Изменение слов­названий признаков по числам, команде вопросов и родам.

Синтаксис (15 часов)

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения. Понятие о предложении. Типы предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения. Понятие об обращении и способах его оформления на письме. Основные виды учебной деятельности обучающихся: Рассмотрение слова в контексте. Различение предложения, словосочетания и слова. Упражнение в нахождении в составе предложения всех словосочетаний. Определение в словосочетании главного и зависимого слова, постановка вопроса от главного к зависимому слову. Оценка значения окончания в слове (связывать слова в предложении). Оценка значения предлогов (связывать слова в предложении). Определение типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Нахождение в предложении основы (главных членов) и неглавных членов. Постановка вопросов к разным членам предложения. Лексикография знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях. Основные виды учебной деятельности обучающихся: работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения слов, толковым, этимологическим). Ориентировка в алфавитном столбике. Использование словарной информации как справочной и как способ проверки орфограмм. Осознание особенностей каждого вида словаря. Чтение словарной статьи (в толковых и энциклопедических словарях) и понимание системы обозначений и сокращений в словарях. Работа со 2­й частью учебника, где размещаются словари. Проверка правильного написания слов в орфографическом словаре учебника. Выяснение значений слов в толковом словаре учебника. Рассмотрение слов старославянского и древнерусского происхождения в этимологическом словаре учебника. Решение определенных грамматических задач с помощью обратного словаря. Упражнения по произношению слов с помощью орфоэпического словаря.

Развитие речи с элементами культуры речи (30 часов)

Построение текста. выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Текст-описание и текст-повествование. Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. определение темы и основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно- популярных и художественных текстов. «азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого эти кета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Правила употребления приставок на­ и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать. Основные виды учебной деятельности обучающихся: устное и письменное изложение короткого текста. Определение темы текста и основной мысли текста. Составление плана текста и использование его при устном и письменном изложении. Членение текста на абзацы, оформление абзаца на письме. Употребление формул вежливости в поздравительной открытке и письме. Устные ответы на вопросы по произведению живописи (сравнение содержания и названия живописного произведения, тема произведения и основное переживание автора, обнаружение сходств приемов, которыми пользуются поэты и художники).

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием2. 

Словарь

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Фонетика и орфография

67 ч

2

Лексика

4 ч

3

Морфемика и словообразование

4 ч

4

Морфология

50 ч

5

Синтаксис

15 ч

6

Развитие речи с элементами культуры речи (30 часов)

30 ч

ИТОГО

170 часов

Ожидаемые результаты формирования УУД
к концу 2-го года обучения

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностными результатами изучения курса «Русский язык» во 2-м классе является формирования следующих умений:

  • - самоопределение - система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на  оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;
  • - смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - организация участия  детей в действиях интриги, ориентирующей  младшего школьника помогать  героям  интриги с  целью решить интеллектуальные задачи.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

            В области познавательных УУД (общеучебных) обучающийся научится:

  • - работать с разными видами информации ( с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту;
  • -анализ и интерпретация информации;
  • - применение и представление информации;
  • -оценка получаемой информации;
  • - формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

        Обучающиеся получат возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • моделировать
  • подводить под понятие;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

В области коммуникативных УУД обучающийся должен уметь:

  • - в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы,
  • -в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
  • выполнять работу по цепочке;        
  • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области регулятивных УУД:

  • -контроль и самоконтроль учебных действий;
  • -самоконтроль процесса и результатов деятельности.

(Обучающийся научится понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;  

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Интернет-ресурсы.

 Электронная версия газеты «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/index.php

 Я иду на урок начальной школы : уроки русского языка. – Режим доступа : http://nsc.1september. ru/urok/index.php?SubjectID= 150010

 Занимательные уроки русского языка для всех и каждого. – Режим доступа : http://uroki-russkogo-jazyka.narod.ru/

 Учительская. – Режим доступа : http://www.nachalka.com

 Русский язык: 2 класс : методическое пособие. – Режим доступа : http:// www.akademkni-ga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=111

 Методическая копилка. – Режим доступа : http://www.it-n.ru/resource.aspx? cat_no=201360

 Медиатека. Русский язык. Раздел «Начальные классы». – Режим доступа : http://pedso-vet.su/ load/273

 Мы и образование. – Режим доступа : http://www.alleng.ru/index.htm

 Журнал «Начальная школа». – Режим доступа : http://n-shkola.ru

 Русский язык. 2 класс. – Режим доступа : http://www.mamapapa-arh.ru/publ/102

2. Информационно-коммуникативные средства.

 Мультимедийный учебно-методический комплекс «Начальная школа. Медиатеки и уроки Кирилла и Мефодия».

 Тренажер по русскому языку. 2 класс. Обучающая программа для детей начальной школы.

3. Технические средства обучения.

 Магнитная доска;

 персональный компьютер;

 мультимедийный проектор;

 экспозиционный экран.

4. Учебно-практическое оборудование.

 Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт;

 укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

5. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку по учебнику Иванова 3 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Перспективная начальная школа"

Поснительная записка к рабочей программе по русскому языку 2 класс по программе "Перспективная начальная школа"...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 1-4 класс Начальная школа 21 века

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области требованиями Примерной...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку. УМК «Школа России». 1 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...