Главные вкладки

    Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р.Рождественский " Реквием"
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Гнездилова Зоя Николаевна

    Урок посвящен Великой Отечественной войне с привлечением краеведческого материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл УМК Перспектива44.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Великая Отечественная война 1941-1945гг. Р.Рождественский «Реквием»

    Цели:

    - расширить знания детей о ВОВ;

    -  создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведения о ВОВ;

    • Актуализировать умения:

    — выразительно читать произведение;

    • Научить:

    — раскрывать значение слова  «реквием», и использовать его в активном словаре;

    — определять тему произведения и обосновывать своё мнение;

    — составлять рассказ об обороне Брестской крепости;

    — составлять летопись основных событий края во время Великой Отечественной

    войны;

    — проводить исследование жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны:

    — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре

    Оборудование: портрет Р.Рождественского, музыкальное сопровождение, презентация.
                                                               Ход урока
    1. Мотивация.

                   Тихонечко сели. Я попрошу вас настроится на интересную и серьёзную работу на уроке литературного чтения. Наш урок сегодня будет носить творческий характер и я хочу, чтобы никто не остался в стороне. Представим, что мы сегодня  попали  на  читательскую  конференцию, на которой мы обменяемся имеющимися знаниями и откроем для себя что-то новое. А главный гость конференции – это ответственный докладчик и внимательный слушатель. Удачи!

    2. Знакомство с темой урока.

    • Рассмотрите картины, помещённые на доске. Что у них общего? (на них изображена война, это ВОВ).
    • Как вы думаете, с какой целью эти картины помещены  на доске? (мы будем изучать тему «Великой Отечественной войны»).

    1. Подготовка к восприятию нового материала.

    Произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством.

    Какие смысловые ассоциации у вас возникли?

    (смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач).

    Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она?

     (жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская).

    Какие чувства у вас вызывает война?

     (тревожные, беспокойные, печальные, горькое).

    Что вы знаете о ВОВ?

     (начало 22 июня 1941 года – окончание 9 мая 1945 года).

    1. Работа над новой темой

    Слайд 1. Грозные события четырехлетней войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них  живет и всегда будет жить слава героических дел советского народа и его Вооруженных Сил, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения.        

    Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, и все же Великая Отечественная война 1941—1945 гг., занимает особое место в истории нашей Родины. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил советского человека, самой суровой проверкой боевых качеств.

    Слайд 2. 22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена.  Началась самая страшная в истории нашей страны Великая Отечественная война. Она длилась почти четыре года (1418 дней и ночей) и принесла гибель      30 миллионов советских воинов и мирных жителей.

    Слайд 3. Красная Армия вынуждена была отступать, ведя тяжелые оборонительные бои. Народ хранит память о героической обороне пограничной Брестской крепости.

     Рабочая тетрадь с.33,34(чтение, работа по вопросам)

    Расскажите историю находки «Песни защитников Брестской крепости».

    Назовите факты, которые вас поразили из истории Брестской крепости.

    Верно ли, что защитники Брестской крепости боялись расстаться со своей жизнью? Обоснуйте своё мнение.

    Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующую интонацию.

    Слайд 4. Оказался во вражеском кольце и Ленинград. 900 дней длилась осада. Ленинградцы героически отстояли свой город. Здесь погибли более миллиона жителей и защитников, но врагу не удалось войти в город.

    Рабочая тетрадь с.35,36(чтение, работа по вопросам)

    Слайд 5. Осенью 1941 года фашисты подошли к Москве. В битве под Москвой гитлеровская армия впервые потерпела поражение. Советский народ поверил в свою будущую победу.

    Доклад о Московской битве.

    Слайд 6. Осенью 1942 года началось величайшее сражение под Сталинградом. Около двух месяцев продолжалась героическая оборона города. Каждый его дом стал неприступной крепостью для гитлеровцев. 

    Доклад о Сталинградской  битве.

    Слайд 7. Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.

    Доклад о Курской битве.

    Слайд 8. Смертельная угроза нависла над нашей Родиной. Все, кто мог воевать, пошли на фронт. Остальные помогали армии в тылу, обеспечивая её продовольствием, снаряжением и боеприпасами. 

    Слайд 9. «В небе над Любостанью» - о судьбе самолета бомбардировщика, упавшего над селом в ноябре 1941 года и судьбе захороненного на территории сельского кладбища летчика.

    Доклад о летчике В.К. Лессовом.

    • Какое задание получили летчики?
    • Что произошло?
    • Где похоронен В.К.Лесовой?

    Слайд 10. « Славный путь 240 гвардейская стрелковая дивизии», включает материал о дивизии, освобождавшей наше село в феврале 1943 г. и о земляках воевавших в составе этой дивизии.

    От Мценска до Чехословакии пошла свой славный  путь 240-я Краснознаменная, Киевско-Днепровская орденов Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковая дивизия. Это она в тяжелый для страны 1942 год упорно вела свои бои под Мценском. Это ее бойцы в январе 1943 года освобождали многие населенные пункты курской области (Тим, Мантурово, Солнцево) и на территории Суджанского района – Любостань,  Леоновка, Сторожевое, Скородное, Большесолдатское и другие.

    21 февраля части 240-й дивизии начали наступление за освобождение районного центра Большесолдатское. Зацепившись за поселок Кукуй, противник оказывал упорное сопротивление, в результате двудневных боев отдельным подразделение наших войск удалось вступить на окраину поселка. И еще два дня наши войска держали оборону. А 24 февраля поступил приказ  готовиться к ночной атаке. По неизвестным причинам атака была отложена до утра. А утром на Кукуйской возвышенности противнику все было видно, как на ладони. Он контролировал движение каждого человека. Стоило кому-либо проползти полметра, как на него сразу обрушивались пулеметные очереди. Пришлось солдатам целый день пролежать на снегу. И только с наступление темноты атака возобновилась. Сопротивление противника постепенно ослабело. К 7 часам утра 26 февраля Большесолдатское было полность освобождено от гитлеровцев.

     Воины 240-й стрелковой дивизии это наши земляки Долженко Петр Александрович (бывший учитель и директор нашей школы), Разиньков Федор Ефимович и многие другие, прошедшие весь ее славный путь.

    - Назовите дату освобождения с. Большесолдатское, с.Любостань (26 и 23 февраля 1943 года)

    Слайд 11. В защите своей Родины героизм проявили сотни тысяч солдат и офицеров. Многие из них были награждены орденами и медалями, стали Героями Советского Союза.

    Воины 240-й стрелковой дивизии удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Среди них командир 836 полка Терентий Фомич Уманский, командир 2 взвода 842 полка Петр Прохорович Нефедов, рядовой Павлюченко, Забояркин  наши земляки.

    Забояркин Александр Васильевич (23. 7. 1925 - 26. 3. 1996 Герой Советского Союза) – сапёр 368-го отдельного сапёрного батальона 240-й стрелковой дивизии 38-й армии Воронежского фронта, красноармеец. 

    Родился 23 июля 1925 года в селе Волоконск  Большесолдатского района Курской области в крестьянской семье. Русский. В 1941 году окончил восемь классов средней школы. 

    В марте 1943 года призван в ряды Красной Армии. Сразу же направлен в действующую армию. Воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. 

    В ночь на 29 сентября 1943 года, 18-ти летний сапёр 368-го отдельного сапёрного батальона, комсомолец, красноармеец А.В. 3абояркин на лодке переправил через Днепр в районе села Лютеж Вышгородского района Киевской области Украины и высадил десант, за ночь переправил сорок человек. В последующие дни доставил на плацдарм свыше 250 бойцов с вооружением и боеприпасами, семнадцать пулемётов, двенадцать 45-милиметровых пушек, миномёт, снаряды и мины. 

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Александру Васильевичу Забояркину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

    Жил в Киеве. Скончался 26 марта 1996 года. Похоронен в Киеве на Лесном кладбище. 

    Слайд 12. В мае 1945 года после ожесточенных сражений наши войска взяли штурмом столицу фашистской Германии и водрузили флаг своего отечества над рейхстагом  в центре Берлина.

    Слайд 13. Огонь вечной памяти горит не угасая во многих городах России. В каждом городе и селе России стоят памятники погибшим. В День Победы 9 мая мы вспоминаем с благодарностью всех павших и выстоявших в Великой Отечественной войне.

    Ветер времени открыл нам самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война. 68 лет назад отгремели последние залпы войны. Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной Войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для нашего поколения. Это память мужества и отваги.

    5.Знакомство с  биографией писателя. Слайд 14.

    Сегодня мы с вами познакомимся с новым автором - Робертом Ивановичем Рождественским, окунёмся в мир его творчества.
    Узнать о жизни и творчестве Р.Рождественского нам поможет  Дементьев  М.  Внимательно послушайте.
    Биография
    Рождественский Роберт Иванович родился 20 июня 1932 в селе Косиха Алтайского края в семье военнослужащего. В девять лет оказался в детском доме - родители ушли на фронт. После окончания школы поступил в Петрозаводский университет, где начинает писать стихи. Умер Роберт Рождественский 20 августа 1994 года. После смерти поэта вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».
    -Что вы узнали об авторе? В какое время рос мальчик? Когда начал писать стихи?
    Максим  нас познакомил с основными фактами их жизни Р.Рождественского. А я хочу их дополнить, прочитав вам отрывок из автобиографии писателя.

    - Что такое автобиография? (Биография, которую пишет человек сам о себе)

                 «…Мать у меня — врач, отец — военный. Мы переехали в Омск — большой город на берегу Иртыша. С этим городом связаны мои самые первые детские впечатления. Самое большое — война. Я уже кончил первый класс школы и в июне сорок первого жил в пионерском лагере под Омском. 
               Отец и мать ушли на фронт. Война затягивалась. Для нас, пацанов, она была в ежедневных сводках по радио, в ожидании писем с фронта, в лепёшках из жмыха, в цветочных клумбах на площади, раскопанных под картошку.    А потом — уже в конце — она была ещё и в детских домах, где тысячи таких, как я, ждали возвращения родителей. Мои — вернулись. Точнее — взяли меня к себе. 

             Книжек у меня вышло десять, начиная с 1955 года. Я писал стихи и поэмы. Одна из поэм «Реквием» — особенно дорога мне. 
              Дело в том, что на моём письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это — шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Кем бы они стали? Они успели только стать солдатами. И погибнуть. 
              Я писал свой «Реквием» и для этих шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними. И ещё что-то: может быть, вину. Хотя, конечно, виноваты мы только в том, что поздно родились и не успели участвовать в войне. А значит, должны жить. Должны. За себя и за них. 

    • Что вы узнали из автобиографии? (ответы детей) Молодцы!
    • А о каком произведении рассказал Рождественский в автобиографии? («Реквием»)
      Толковый словарь дает определение реквиему:

    Реквием — это траурное, заупокойное песнопение в церковном богослужении; музыкальное произведение траурного характера. Посвящен памяти умершим.

    6. Знакомство с  отрывком  из “Реквиема” Р. Рождественского. (аудиозапись)

     Разве погибнуть

          ты нам завещала,

    Родина?

    Жизнь  обещала,

    Любовь обещала,

    Родина.

    Разве для смерти

              рождаются дети,

    Родина?

    Разве хотела ты

                  нашей

                    смерти,

    Родина?

    Пламя

        ударило в небо!—

    ты помнишь,

    Родина?

    Тихо сказала:

         «Вставайте

              на помощь...»

    Родина.

    Славы

        никто у тебя не выпрашивал,

    Родина.

    Просто был выбор у каждого:

    Я  или

       Родина.

    Самое лучшее

              и дорогое —

    Родина.

    Горе твое —

    это наше

           горе,

    Родина.

    Правда твоя —

    это наша

         правда,

    Родина.

    Слава твоя —

    это наша

         слава,

    Родина

    1.Выявление  первого впечатления.

    -Назовите тему произведения Р. И. Рождественского «Реквием».  (Тема ВОВ, Родины и выбора человека)

    - Можно ли утверждать, что тема стихотворения Р. И. Рождественского «Реквием» посвящена только Великой Отечественной войне? Обоснуйте своё мнение.

    -Назовите главную мысль произведения «Реквием».     (Родина)                                   

    - Определите главную мысль произведения Р. И. Рождественского «Реквием» цитатой из стихотворения. (Самое главное и дорогое - Родина)

    -Опишите чувства, которые вы испытывали при чтении стихотворения Р. И. Рождественского «Реквием».

    ( Чувство гордости, ответственности, благодарности, патриотизма, гражданственности)

    2.Словарная  работа («завещала», «Просто был выбор у каждого: я  или Родина»)

    3.        Обоснование и уточнение непосредственной эмоциональной оценки через анализ после целостного восприятия в процессе самостоятельного чтения.

    4.Работа по совершенствованию навыка чтения стихотворения (определение места пауз, понижения и повышения голоса), вникая  в название произведения, обращая внимание на конкретные образы и детали, на «яркие» слова, слова, выделенные рифмой, на звучание отдельных строк, слов и звуков, словом, на все те особые выразительные приемы, которые детям удастся заметить.

    - Какой характер у этого отрывка? (торжественный, величественный, сильный, трагический, призывающий, гордый, героическое, грустное, печальное, благодарственное)

    5.  Прочитайте стихотворение Р. И. Рождественского «Реквием» выразительно, подбирая соответствующую интонацию.

    1. Работа над пословицами в парах.

    О подвигах, о героизме людей создано много пословиц, соберите их и объясните смысл.

    1 пара

    Главное в жизни – служить отчизне.

    2 пара

    Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

    3пара

    Русский солдат не знает преград.

    4 пара

    Кто за Родину горой, тот истинный герой.

    - А какую из этих пословиц можно отнести к отрывку и поэмы Реквием?(1)

    1. Обобщение. Рефлексия

    С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству.

    Слайд 15.     Что нового вы узнали на уроке?

               Были ли военные действия в нашем крае?

                      Есть ли могилы погибших солдат и ухаживают ли за ними?

    Закончите предложение: События Великой Отечественной войны помогают мне…(узнать больше о мужестве,    чести,  смелости, отваге, бесстрашии, храбрости обычных людей и героев того времени)

    Домашнее задание.

    1. Выразительное чтение стихотворения, подбор пословиц о войне.
    2. Самостоятельно познакомиться с другими произведениями на военную тему или подготовить сообщение о своих родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

      Выставляются оценки за урок.

      - Спасибо всем за урок!

    Приложение 4

    Владимир Карпович Лессовой родился в 1918 году в селе Рубежное Волчанского района Харьковской области. Вырос Лессовой в многодетной семье. У него шесть братьев и четыре сестры. Володя учился хорошо, занимался спортом. Окончил он 10 классов.

    С детства он хотел быть патриотом своей Родины. Посещая авиационный клуб, он 5 раз прыгал с самолета с парашютом. В свободное время любил петь, особенно военные песни, умел играть на балалайке, гитаре, мандолине.

    Он прожил совсем короткую, но героическую жизнь. Лессовой выполнил солдатский долг перед Отчизной и погиб за то, чтобы зрели хлеба, за солнце лучистое, синее небо. За детей, невест, матерей, за счастье отчизны своей.

    Шел пятый месяц Великой Отечественной войны. Враг рвался к Москве – сердцу нашей Родины, оставляя на полях сражений тысячи и тысячи убитых, бросая в бой все новые и новые бронированные силы. Страна оказалась в опасности. Нашему командованию стало известно, что на Западный фронт, под Винницу, из Германии должен выехать генеральный штаб вместе с главным нацистом. Поезд должен проходить через главный вокзал города Варшавы в 19 часов вечера. Нашим командованием было принято решение направить три самолета бомбардировщика с задачей, нанести удар с воздуха по упомянутому составу, чтобы разбить его. В 98-м авиаполку, был подобран экипаж старшего лейтенанта И.О.Тихого, который не раз выполнял особые задания. В состав экипажа вошли также радист Я.З. Ковалев, штурман И.О. Петелько и радист-стрелок В.К. Лессовой.

           11-го ноября 1941 года с Липецкого аэродрома самолет поднялся в воздух. Предстояло пролететь более двух тысяч километров над территорией, занятой врагом. Когда летели на передний край, отчетливо виделись разрывы мин и снарядов, танковые атаки. При подходе к главному вокзалу города Варшава самолет был замечен противником. В сумерках вспыхнули прожекторы, заработала зенитная артиллерия, пулеметы. Но самолет шел на цель, маневрируя, стараясь уйти от огня. На седьмой минуте полета самолет бросило в сторону, на время управление им было нарушено, появилось пламя, кабину заполнило дымом. Экипаж мужественно боролся: удалось погасить огонь, вывести машину из-под обстрела. Выяснилось, что самолет подбит зенитным снарядом. Радист-стрелок В.К.Лесовой убит. Но задача была выполнена.

    Оставшись в  живых члены экипажа И.О.Тихий, Я.З. Ковалев, И.О. Петелько с неимоверными трудностями вели поврежденный самолет на восток, то и дело меняя маршрут. Им удалось дойти до курщины, а точнее до села Любостань. До переднего края оставалось около 120 километров. Но приборы показывали, что вот-вот закончится топливо. Внизу территория занята противником. Решено покинуть самолет и пробираться через линию фронта пешком. Темной ночью приземлились у окраины села Любостань. В два часа ночи они постучали в хату к Гнездиловым. Как родных приняли воинов Иван Феактистович и его жена Наталья Федоровна. Накормили, обогрели, дали все необходимое в дорогу. К сожалению, И.Ф.Гнездилов погиб позднее на фронте, а Наталья Федоровна выехала в Краснодарский край.

    На вторые сутки пути под вечер в районе Быково - Чемеривка, не доходя до шоссе дороги Курск - Обоянь, летчики увидели колонну арестованных советских граждан. Конвоиров было семеро. Воспользовавшись внезапностью, атаковали, перебили конвой, арестованные разбежались. Знаю, что будет  погоня и поиск, воины спешили, минуя села и хутора.

    На десятый день нелегкого пути им удалось перейти линию фронта и доложить о выполнении боевого задания, о гибели радиста-стрелка В. К. Лесового. По-разному сложились их судьбы. Петелько погиб в 1942 году под Ливнами, Тихий - в 1943 году на Курской Дуге. До конца войны сражался в авиации лишь Я.З.Ковалев.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внекласное мероприятие, посвящённое великой Отечественной Войне 1941-1945 года для 2-3 класса

    Цель: воспитание патриотизма, сострадания. Подготовлена презентация....

    Адыгея в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

    Адыгея в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)          ...

    "Окружающий мир" во 2-м классе на тему "Что такое экономика. Экономика в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." Автор: А.А. Плешаков

    Сформировать понятие «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономики, показать взаимосвязь этих частей; познакомить с развитием экономики во время ВОВ 1941-1945 гг....

    Сценарий мероприятия "Моя семья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." для 1-4 классов.

    В этом сценарии собраны стихи детей о войне и о Победе, рассказы учащихся о своих родных и близких в годы Великой Отечественной войны, их вклад  в   приближении Великой Победы.Весь сценарий ...

    Приказ № 365 от 30.08.2014 "Об организации и проведении мероприятий, посвященных 70- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"

    Об  организации и проведении мероприятий,посвященных 70- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг....

    Сценарий Парада Победы, посвящённого 72-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

    День Победы — это праздник, важный для каждой семьи и каждого гражданина. По традиции во всех городах нашей федерации в этот день проходят военные парады. Парад Победы давно уже с...