Конспекты уроков по теме стихотворения поэтов Серебряного века.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Нестерова Наталья Олеговна

В данной работе изложены конспекты уроков по стихотворениям поэтов Серебряного века.Рассмотрены особенности творчества и биографии поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: 1. Познакомить учеников с фактами биографии М. И. Цветаевой.

             2. Выявить особенности творчества М. И. Цветаевой на примере                       стихотворений «Красною кистью» и «За книгами».

Ход занятия.         

- Моим  стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я поэт.

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти

В святилище, где сон и фимиам

Моим стихам о юности и смерти,

Нечитанным стихам

Валявшимся в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берет.

Моим стихам, как драгоценным винам

Настанет свой черед…

- Их черед настал. Когда-то стихотворения Марины Цветаевой были запрещены. Сейчас же все изменилось, и мы можем познакомиться с особенностями творчества этой поэтессы серебряного века.

- Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве в 1892 году. Папа поэтессы – известный деятель культуры (вы подрастете и побываете в музее изобразительных искусств имени Пушкина, этот музей организовал Иван Владимирович Цветаев). Мать – Мария Александровна – известная пианистка. Марина Цветаева росла, окруженная книгами, картинами, музыкой. На всю жизнь Москва станет любимым городом (хотя поэтесса жила в красивейших городах Европы: в Берлине, Париже, Праге), а также станет героиней стихов М. Цветаевой. Москва для нее – это колокола  и красная рябина.

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение из цикла «Стихи о Москве». Вы подумайте, почему именно так я читаю это стихотворение.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

- В основе этого стихотворения личные ощущения, любовь к Москве. Прочитайте стихотворение самостоятельно. Как написано это стихотворение: короткие или длинные строчки? Вы слышали, как звонят колокола? Отсюда особый ритм этого стихотворения. Объясните выражение «рябина зажглась». Это метафора. Почему поэтесса называет рябину «жаркой» и «горькую кисть»?

- Цветаева была великолепным чтецом. Она любила читать. И, будучи ребенком, мучила своих родных требованиями, слезами, когда речь шла о покупке книг. Сейчас я прочитаю вам стихотворение «За книгами». Вы понаблюдайте за ритмом этого стихотворения.

     "Мама, милая, не мучь же!

     Мы поедем или нет?"

     Я большая, - мне семь лет,

     Я упряма, - это лучше.

     Удивительно упряма:

     Скажут нет, а будет да.

     Не поддамся никогда,

     Это ясно знает мама.

     "Поиграй, возьмись за дело,

     Домик строй". -  "А где картон?"

     "Что за тон?" - "Совсем не тон!

     Просто жить мне надоело!

     Надоело... жить... на свете,

     Все большие - палачи,

     Давид Копперфильд"... - "Молчи!

     Няня, шубу! Что за дети!"

     Прямо в рот летят снежинки...

     Огонечки фонарей...

     "Ну, извозчик, поскорей!

     Будут, мамочка, картинки?"

     Сколько книг! Какая давка!

     Сколько книг! Я все прочту!

     В сердце радость, а во рту

     Вкус соленого прилавка.

- Похожи ли по ритму стихотворение «Красною кистью» и «За книгами»?

- Посмотрите на текст. Не читайте его. Что вы видите?  Большое количество знаков препинания и есть герои. Много восклицательных знаков, это указывает на эмоциональность речи.

- Мы с вами выявили особенности творчества М. И. Цветаевой. Все в ее произведениях связано с личными ощущениями. Какие у вас впечатления о стихотворениях М. Цветаевой? О самой поэтессе?  

- Сейчас я вам предлагаю взять в руки карандаши и нарисовать иллюстрацию к стихотворению «За книгами».

Цели: 1. Познакомить учеников с фактами биографии Б. Л. Пастернака.

             2. Выявить особенности творчества Б. Л. Пастернака на примере                       стихотворения «Золотая осень».

Ход урока.

Как бронзовой золой жаровень,

Жуками сыплет сонный сад.

Со мной, с моей свечою вровень,

Миры расцветшие висят.

И, как в неслыханную веру,

Я в эту ночь перехожу,

Где тополь обветшало-серый

Завесил лунную межу,

Где пруд, как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой,

Где сад висит постройкой свайной

И держит небо под собой.

- Я вам прочитала  стихотворение поэта серебряного века Бориса Леонидовича Пастернака. Родился Пастернак в Москве в 1890 г. Отец поэта – знаменитый художник Леонид Осипович. Мать, Розалия Исидоровна, - известная пианистка. Пристальное внимание отовсюду окружало мальчика. От него ждали успехов и на него возлагали надежды. Он изначально привык быть первым и остро переживал неудачи. Пастернак  был прекрасным художником и музыкантом. А учился он на философском факультете.

- Кто знает, чем занимаются философы?

- Пастернак был музыкантом, художником и философом. Но стал поэтом. Невероятная музыкальность, художественность и размышления о жизни являются отличительными особенностями поэзии Пастернака.

- Вы дома читали стихотворение «Золотая осень».

Золотая осень.

   Осень. Сказочный чертог,

        Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

                                               Как на выставке картин:

                                               Залы, залы, залы, залы

                                               Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

                                              Липы обруч золотой-

      Как венец на новобрачной.

                                              Лик березы под фатой

       Подвенечной и прозрачной.

                                              Погребенная земля

         Под листвой в канавах, ямах.

    В желтых кленах флигеля,

     Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

                                               И закат на их коре

    Оставляет след янтарный.

      Где нельзя ступить в овраг,

        Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

        Под ногами лист древесный.

  Где звучит в конце аллей

                                              Эхо у крутого спуска

                                              И зари вишневый клей

  Застывает в виде сгустка.

                                              Осень. Древний уголок

         Старых книг, одежд, оружья,

                                              Где сокровищ каталог

                                              Перелистывает стужа.

- Почему поэт называет осень «золотой»?  С какого предложения начинается стихотворение? (Осень.). Почему автор использует такое короткое предложение? Такие предложения, которые одним или двумя словами называют картину – назывные. Найдите в тексте другие назывные предложения.

- Что такое чертог? Почему он «сказочный»?

- Без чего художник не может нарисовать свою картину? (Без красок). Найдите в тексте слова, называющие цвета, краски.

- Ребята прочитаем еще раз третье четверостишие. Оказывается, осень-невеста? Значит, она живет какой-то своей жизнью. Что за «обруч» одет на липе? Почему береза напомнила поэту невесту? (Белый ствол, ветки вниз, как фата). Получается, что кругом одни свадьбы. На Руси принято было играть свадьбы по осени.

- Но, ребята, Пастернак был еще и музыкантом. Давайте прислушаемся, какие звуки слышны в этом стихотворении?

- Как заканчивается стихотворение? (Похоже на начало). Будто начинается какой- то новый рассказ. Природа неисчерпаема. И тут Пастернак выступает как философ.

- Итак, сейчас я вам предлагаю изобразить осень такой, какой увидел ее Б. Л. Пастернак.  

Цели: 1. Познакомить детей с понятием «серебряный век».

             2. Познакомить детей с некоторыми поэтами серебряного века и их произведениями.

Ход занятия.

-Ребята, сегодня мы начнем с вами разговаривать об особой эпохе в развитии русской культуры, которая называется «серебряный век». Как вы думаете, почему та эпоха имеет такое странное название? На самом деле это название пришло к нам из мифологии. Согласно древнегреческому мифу, когда-то на Земле жили люди Золотого поколения. Они никогда не старели, всю жизнь танцевали и много смеялись. Затем были люди Серебряного века. Они были хороши тем, что не воевали друг с другом. Затем пришли люди Медного века, вооруженные медным оружием. Они были жестоки, любили воевать. Четвертыми были тоже люди меди, но отличающиеся от своих предшественников благородством и добротой. Пятыми стали нынешние железные люди, недостойные потомки поколения. Они ожесточились, стали несправедливыми, злобными, нечестивыми к родителям и лживыми.

- О каких веках вы узнали из мифа? Этот миф актуален и по сей день. Чем дольше человек живет на земле, тем больше он грешит, больше проявляется отрицательная сторона человека, чем положительная. И об этом также писали поэты серебряного века.

- Итак, серебряный век- это особая эпоха в русской культуре. Самой яркой чертой литературы серебряного века было отношение к слову, как к Богу. Слово считалось невероятной ценностью. К поэтам серебряного века относятся В. Я. Брюсов, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, С. А. Есенин, М. И. Цветаева и др. Слышали ли вы о них раньше? Сегодня мы познакомимся с творчеством некоторых поэтов того периода.

- Послушайте стихотворение замечательного поэта Саши Черного.

  Бобина лошадка

Мальчик Боб своей лошадке

 Дал кусочек шоколадки, —

 А она закрыла рот,

Шоколадки не берет.

Как тут быть? Подпрыгнул Бобик

Сам себя вдруг хлопнул в лобик

И с комода у дверей

Тащит ножницы скорей.

Распорол брюшко лошадке,

Всунул ломтик шоколадки

И запел: «Не хочешь в рот,

Положу тебе в живот!»

Боб ушел играть в пятнашки,

А за полкой таракашки

Подсмотрели и гуськом

Вмиг к лошадке все бегом.

Подобрались к шоколадке

И лизнули: «Очень сладко!»

Пир горой — и в пять минут

Шоколадке был капут.

Вот приходит Боб с прогулки.

 Таракашки шмыг к шкатулке,

 — Боб к лошадке «Съела... ай!

Завтра дам еще,— будь пай».

День за днем — так две недели

Мальчик Боб, вскочив с постели,

Клал в живот ей шоколад,

И потом шел прыгать в сад.

Лошадь кушала, старалась,

Только кошка удивлялась:

«Отчего все таракашки

Растолстели, как барашки?»

 - Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение у этого стихотворения?  Черный - это ненастоящая фамилия поэта. Настоящая фамилия поэта Гликберг. Как вы думаете, почему он взял себе такой псевдоним?  Поэт всю жизнь видел в черном свете. Все казалось ему враждебным и  унылым. Но, тем не менее, он написал замечательную книгу для детей, которая  называется «Детский остров».

- Что такое остров?  А чем может быть окружен детский остров? Саша Черный всегда считал, что взрослые люди скучные, у них свои законы и порядки, а вот вас, детей, он считал самыми хорошими и добрыми созданиями.

- Теперь познакомимся со стихотворением К. Д. Бальмонта «Трудно фее».

«Фея»,— шепнули сирени,

       «Фея»,— призыв был стрижа,

«Фея»,— шепнули сквозь тени

       Ландыши, очи смежа.

«Фея»,— сквозя изумрудно,

       Травки промолвила нить.

Фея вздохнула: «Как трудно!

       Всех-то должна я любить».

- Как вы думаете, какой человек мог написать такое стихотворение? На самом деле Бальмонт жил в нищете, когда писал это стихотворение. Само вкусное, что он ел в тот период, была ржавая селедка и кусок хлеба, а писал он все же о феях, о волшебстве.

- В чем же состоит работа феи? Кто же эта фея? Вы верите в ее существование?

- Итак, о какой литературной эпохе мы будем с вами говорить на последующих уроках?  Что является главной ценностью поэзии серебряного века? (Слово).  

Цели: 1. Познакомить учеников с фактами биографии поэтов серебряного                        века (К. Д. Бальмонта, О. Э. Мандельштама, В. Хлебникова).

          2. Выявить особенности творчества поэтов серебряного века на примере стихотворений К. Д. Бальмонта «Росинка», О. Э. Мандельштама «Калоша», В. Хлебникова «Зангези» (отрывок)».

Ход занятия.

- Ребята, знаете ли вы что такое «сравнение»? Я разделю яблоко пополам. Сравните что больше – Целое яблоко или половина? Почему? Мы сравнили предметы по признаку. Сегодня мы будем читать произведения поэтов серебряного века. И наша с вами задача – найти признаки, по которым стихотворения одного поэта можно сравнить со стихотворениями другого поэта.

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение К. Д. Бальмонта. Оно называется «Росинка».  К. Д. Бальмонт – наш земляк. Учился он во Владимирской гимназии. Ходил по улицам, по которым сейчас ходим мы.

Росинка дрожала

На тонком листке.

Речонка дышала,

Шурша в тростнике.

В росинку гляжу я

И вижу, что в ней

Играет, ликуя,

Так много огней.

…Их еле заметишь,

Так малы они.

Но где же ты встретишь

Такие огни?

- Какое настроение у этого стихотворения? Есть ли в нем какая-то тайна? Могут ли в этом мире жить феи? Вы обратили внимание, что звуки выстроены необычно? Какое ощущение они создают?  Можем ли мы сказать, что эта росинка особенная? А как мы можем ответить на вопрос: «Но где же ты встретишь такие огни?». Все это волшебство в другом мире. Этот мир полон огнями. Итак, мы выделили следующие признаки поэзии Бальмонта: двоемирие, звукоподражание, сопровождение, таинственность.

- Что бы вы могли рассказать о человеке, который написал такое произведение? Он мог видеть в обычных вещах волшебные явления.

- Другое стихотворение О. Э. Мандельштама. Оно называется «Калоша». Что такое калоша?  Она существует в нашем мире? Реальна?

 

Для резиновой калоши

 Настоящая беда,

Если день — сухой, хороший,

Если высохла вода.

Ей всего на свете хуже

В чистой комнате стоять:

То ли дело шлёпать в луже,

Через улицу шагать!

- Какое настроение у этого стихотворения? Прочитайте первую часть стихотворения. Какое настроение? А во второй части?  Кто из вас любит шлепать по лужам? Как создается в стихотворении это веселое  настроение?

- Что вы можете рассказать о человеке, который написал это стихотворение? Он, будучи взрослым человеком, не утратил потрясающего качества – детскости.

- Выделим особенности этого стихотворения: веселое игривое настроение,  герой из обыденной жизни, восклицательная интонация, олицетворение, разнообразие чувств.

- Сравним стихотворения К. Д. Бальмонта и О. Э. Мандельштама.

- Ребята, а вы знаете, кто такие боги?

- А кто знает, где они живут?

- А мы их видим?

- Ребята, а боги - это обычные люди, как мы?

- У них есть свой язык, на котором они разговариваютмежду собой. Это особый язык — язык богов. Этот язык создал поэт серебряного века В. Хлебников. Идеей всей его жизни была идея создания научной дисциплины, которая объединила бы математику, историю и поэзию. Хлебников был словно гостем из будущего, он часто оставался непонятым. И сегодня на занятии мы с вами овладеем языком богов. Хотите?

Послушайте разговор богов.

Один бог говорит:

Мара - рома, биба - буль!

Укс кукс эль!

Редэдиди дидиди!

Пири пэпи, па па пи!

Чоги гуна, гени - ган!

Аль,Эль, Иль! Али, Эли, Или!..

Другой ему отвечает:

Брувуруруруруру!

Пице цане сэ сэ сэ!

Бруву руру ру - ру - ру!

Сици, лици, ци - ци - ни!

Пенч, панч, пенч!

Третий бог:

Пирарара - пируруру!

Лео лоло буароо!

Вичеоло сесесэ!

Вичи! Вичи! Иби би!

Зизазиза изазо!

Эпсь Апсь Эпс!

Мури - гури рикоко!

Мио, мао, мум! Эп!

Четвертый бог:

Рапр, грапр, апр жай

Каф! Бзуй! Каф!

Жраб, габ, бокв - кук

Ртупт! Тупт!

- Вы что - нибудь поняли?

- Давайте читать еще раз, слушайте внимательно. 1-й отрывок.

- Ребята, как вы считаете, о чем тут может идти речь? Это

ругают кого - то или, наоборот, хвалят? А может здесь в

любви признаются?

- Какие чувства передает этот отрывок?

- Какие звуки вы в нем слышите?

- В этом отрывке говорит бог Эрот - бог любви, и здесь

он признается в любви.

- Теперь послушайте 2-ой отрывок.

- А здесь какие чувства: тоже нежные и ласковые или

другие?

- А как вы думаете, это говорит мужчина или женщина?

Какие здесь вы слышите звуки?

- А здесь говорит бог Велес - покровитель домашних

животных и богатства.

Послушайте 3-й отрывок.

А здесь, как вы думаете, о чем говорится? Кто так

говорит?

-   Это   говорит   Юнона   —   богиня   женщин,   брака,

материнства.

- И последний отрывок.

- А здесь, как вы думаете, кто говорит? Какие звуки здесь мы слышим? -

- Смотрите, ребята, как интересно получается, мы не понимаем из этих отрывков ни слова, но с помощью звуков смогли определить, о чем здесь идет речь и даже кто говорит.

- Попробуем выделить особенности поэзии Хлебникова: заумный язык (язык из звуков), герои-боги, у каждого героя свои звуковые характеристики.

- Сравним стихотворения трех поэтов. Итак, они совершенно разные. О том, что происходит с нами, вокруг нас, внутри нас поэты и писатели пишут абсолютно по-разному. А нам надо больше читать, чтоб замечать эти особенности. И все же удивительное время – период серебряного века. Существовало много самых разных писателей, и у каждого из них был свой, непохожий на другой поэтический голос.  

- А сейчас я посмотрю, как вы овладели языком богов. Попробуйте написать свое  произведение на этом языке, стараясь передать чувства, настроение, эмоции через звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: "Стихотворения русских поэтов о зиме"

На уроке создается образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства....

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Искусство России 19 века. "Золотой век" русской культуры. Поэты и писатели 19 века. А.С.Пушкин"

Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" Данный урок относится к разделу "Человек и общество, в котором он живёт". Цель урока расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Формировать ин...

Детство в творческом создании писателей XIX века и поэтов Серебряного века

В статье представлен материал о творчестве писателей и поэтов 19 века...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...