Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения http://nsportal.ru/node/1308226/edit
статья по чтению по теме

Мальцева Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения.

Где царствует фантазия

Во всём своём всесилии?

Где все мечты сбываются?

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения?

     Ответ на этот вопрос прост: в эту страну Вообразилию попасть очень легко, надо просто взять в руки учебник литературного чтения Н.А. Чураковой и начать работать по нему.

  Если учитель ставит цель – развитие творческих способностей, то он непременно пробудит в ребёнке интерес к чтению, научит  чувствовать, переживать, ценить юмор.

  Учебник построен так, что ребёнок – не пассивный читатель, а СОАВТОР или соучастник событий, и для него - большое количество заданий для роста творческих способностей:

* дополнить

* изменить

* предположить

* придумать

* нарисовать

* разыграть по ролям.

   Например, знакомясь c японскими трёхстишиями, дети сначала рисуют своё видение хокку, далее – придумывают своё Хокку – это стихи, но только необычные стихи. Всего три строчки, но каждое стихотворение – маленькая волшебная картинка. Помимо учебника и методического пособия, материал о жизни и творчестве поэтов беру из предисловий к сборникам хокку или исследовательских статей переводчика Веры Марковой. Мои ученики пробуют писать такие стихи. Это подражание сродни ролевой игре, которая сводится к копированию формы.

И мы всмотрелись и сразу увидели и услышали, что говорят деревья в лесу или звезды на небе, так родились наши миниатюры:

         ***

О жизни на Земле

Говорят звезды.

Кто же их слышит?

Грищенко Настя

           ***

О чём говорят звезды на небе?

О весенних ручьях

Или обо мне?..

Пилипенко Виктория

          ***

Прекрасный цветок…

Он красив!

Для кого он расцвёл?

***

Дождик…

Он откуда взялся?

Ответь мне, небо.

***

Длинная дорога,

Где твоё начало?

Дай мне ответ.

Целью развития творческих способностей является формирование восьми качеств:

* любознательности;

* находчивости или фантазии;

* альтернативного мышления;

* изобретательности;

* оригинальности;

* гибкости;

* самостоятельности;

* широты и глубины мышления.

Показателем творческих способностей детей явились, например, рифмованные строчки на тему: «Мир наоборот»:

- Рылся кролик в помидорах,  

Он искал гвоздей штук сорок,

Чтоб сварить из них компот:

Не болит от них живот. (Мелёхина Виктория).

- Сидел на ветке бегемот

И мяукал во весь рот.

- Буквы с цифрами в углу

Заиграли в чехарду.

Ну, а циркуль и линейка

Пели песни с канарейкой. (Красникрва Виктория).

  Детям очень нравится что-то выдумывать, проявляя свою оригинальность. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, дать ему имя, представить, придумать свои  вредные советы.

Любое творчество – деятельность, результатом которой является создание чего-то нового, необычного. Работая  на уроках литературы творчески, ребёнок создаёт своё, новое.

Очень важно для ребёнка: если он понял, что и как нужно выполнить, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть  (услышать, прочитать) как можно большее число людей.

     Если ребёнок уверен, что с его творением учитель познакомит одноклассников, других учеников школы, родителей, то ему захочется САМОМУ творить, творить  и творить.

       Об уровне развития ребёнка, о полёте его фантазии можно судить, читая детские сочинения. Ведь на уроке литературного чтения ребенок не только слушатель, но одновременно и участник, и даже автор. В рубрике «Проба пера» создаём свои сочинения.

Вот, например, тема урока: рассказ В. Драгунского «Друг детства». В конце урока детям было предложено написать мини-сочинение на тему «Мой друг». Интересны были ответы детей:

«Мой друг – книга. С ее помощью я могу оказаться в волшебной стране, в космосе, под землей. Она помогает развивать воображение и ум. В ней можно найти много интересного. Книга – нужная и полезная вещь. Ее надо беречь».

«Мой самый лучший друг – мама. Она со мной и в беде, и в радости. Понимает и помогает мне во всем».

«Мой друг – школа. Она раскрыла передо мной мир знаний».

       Сочинение – свобода для творчества. Это то, что формирует личность, повышает ученика в глазах  одноклассников, помогает учителю находить «изюминки» в высказываниях даже самых слабых учеников.

     Как же приятно, когда учитель хоть фразу, а чаще и всё сочинение, прочтёт притихшим детям, которые от чистого сердца аплодируют тебе, радуясь твоему успеху и зная, что сейчас и их строчки будут прочитаны!

       Темы  для сочинений  разнообразны:

«Осенний парашютист».

 - Осень мягкая. Ветер тёплый. С деревьев осыпаются золотые листья. Листочки добрые и красивые. Очень они мне нравятся.

 - Подули сильные духи осени. С деревьев падают жёлтые парашютисты. Я люблю разглядывать листочки. Мне нравится осень.

Выдвини версию (можно сказочную) «Откуда у кенгуру сумка?»

Пошла однажды кенгуру  к врачу и говорит: «Здравствуй, у меня родились детки. Где мне моих деток носить?»

Врач отвечает: «А ты сделай операцию. Мы тебе чуть–чуть шкурку подрежем. Появится карман. Вот там и будут сидеть твои кенгурята».

Вот так у кенгуру появилась сумка.

 «Почему не летает птица курица?»

   -  Жили–были деревенские курицы. Однажды одна курица спросила: «Почему петухи не летают, как мы, курицы?»

   Другая курица ответила: «Они обломали крылья при драке с другими петухами».

В системе Л.В. Занкова очень хорошо подобран литературный материал, который учит ненавязчиво, в игровой форме, побуждать ребенка перечитывать тексты и работать с произведением.

Тема: «Красота спасет мир. Сергей Козлов, «Как ежик и медвежонок сумерничали». После анализа произведения был дан тест.

Тест: Выбери идею произведения:

1. Красота спасет мир.

2. Друг – это мое второе Я.

3. Сумерки – самое загадочное время дня.

Интересно, что мнения детей разделились при выборе идеи произведения. Они  выбрали  1-й или 2-й вариант ответа. Значит, дети поняли, что духовная красота, как и дружба, не всегда заметна. Просто должен наступить определенный момент, когда она себя обнаружит.

Литературные игры настраивают на ожидание, на предугадывание, на читательское творчество; развивают вкус к слову, расширяют словарный запас детей, заставляют «добровольно» ребенка «заглянуть в душу слова», т.е. перейти к его смысловым тайнам и глубинным языковым связям. Игры со словами и в слова вводят ребенка в стихию языка, раскрывают ему законы языковой гармонии. Детям очень нравится игра «допиши стихотворение» – «Буриме», а чтобы технические трудности не подавляли творческой активности детей, я, будто бы повторяя строчки, «нечаянно» подправляю их.

 

Создаем книжки-самоделки, литературные сборники с собственными иллюстрациями.

На уроках мы также обсуждали с детьми важные нравственные проблемы, которые воспитывают личность. Что такое добро и зло, честь, долг, красота. При этом использовались различные методы и приемы (чтение с разным настроением, разные виды рассказывания, словесное рисование, уроки-отчеты по изученным произведениям, творческие задания в виде кроссвордов, работы с пословицами и поговорками, фразеологизмами…). 

Например, после изучения темы «Басни Эзопа и И.А. Крылова» был проведен урок, где дети по ролям  читали басни и давали краткие характеристики героям этих произведений. Ребята очень любят такие уроки и с удовольствием готовятся к ним.

.

Важен самостоятельный поиск ученика, добывание знаний из разных источников, исследовательская деятельность. Дети, готовясь к уроку, идут в библиотеку, читают энциклопедии, статьи в журналах, работают со справочниками, находят материал в сети Интернет.

В третьем классе, обобщая исследовательскую работу учащихся и учителя по теме переводные стихи, английские народные песенки в переводе детских поэтов, мы с детьми выстроили собственный вариант подхода к сравнению разных переводов одного и того же текста и оформили как памятку для самостоятельной поисковой работы ученика.

Можно предложить следующий вариант подхода к аналитической работе по сравнению разных переводов одного произведения.

1. Прочитайте и подумайте, почему эти два стихотворения оказались рядом?

2.Чем похожи эти стихотворения? А переводы чем похожи?

3. Сравнить темп, ритм, интонацию; обратить внимание на рифму (на что выйдут дети, не оставлять без внимания).

4. Чем отличаются?

5. Рассмотреть характер героя (по темпу, интонации...).

6. Можно ли назвать эти стихи серьезными? (юмор, ирония, гротеск).

7. Эта история в самом деле могла произойти или фантастическая?

8.. Читайте как дразнилки (нарастание темпа, I – удивление, II – выкрикивание (ирония).

9. С помощью каких слов авторы смеются над своими героями? (гипербола, гротеск).

10. Почему так получилось: на английском языке стихотворение одно, а переводы получились разные? (Кстати, один из ответов был таким: «А может авторам попались разные варианты, ведь они переводили народную песенку-дразнилку»).

11. Найдите слова, которые, по-вашему, точно были в английском тексте.

Такая работа не только интересна, но и полезна, так как в ее процессе, кроме приобретения литературоведческих знаний, у детей развивается воображение, рождаются ощущения и представления о чужом языке и особенностях родного языка; они осознают смысл каждой строчки, развивается привычка вчитываться в каждое слово.

И это только малая часть тех творческих заданий, с которыми мои ребята встречаются на уроках литературного чтения, обучаясь по учебникам Н.А. Чураковой, и малая часть детских работ учеников – творческих личностей моего класса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...

Презентация "Развитие творческих способностей на уроке литературного чтения в первом классе"

В публикации представлен материал творческих заданий на уроках обучения грамоте и литературного чтения...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий".

В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

В этой работе прибоводятся некоторые примеры по развитию творческих способностей учащихся....