Чудесный мир классики
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Современный урок литературного чтения должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным, ориентированным на практическую составляющую образования. Проектная деятельность играет особую роль в формировании и развитии УУД учащихся, которые предусмотрены ФГОС
Проектирование как технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов. Поэтому на данном уроке дети обобщают полученные знания по изученному разделу, составляя мини-проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesnyy_mir_klassiki.rar | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Венгеровская СОШ № 2
Урок литературного чтения
Тема: « Чудесный мир классики»
4 класс
Провела учитель высшей категории
О.М.Юмашева
Венгерово 2014
Цели: обобщить полученные знвния по разделу; развивать творческие способности; воспитывать чувство коллективизма, ответственности , гордости и восхищения отечественной литературой.
Планируемые результаты:
предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и реккомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию;
Метопредметные:
регулятивные: формироание учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы
познавательные: анализ прочитанного текста, выделение основной мысли
коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;
личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правила выбора книги.
Оборудование: учебник « Литературное чтение» 4класс Л.Ф.Климановой,выставка книг по теме урока, портреты писателей , карточки с заданиями,словарь, компьютер, презентация, мультимедийный проектор, экран.
- Организационный момент
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.
- Вступительное слово учителя
-У нас сегодня обобщающий урок по разделу: « Чудесный мир классики». И нам с вами предстоит создать проекты по изученному разделу. Но перед тем, как начать нашу работу и отправиться в увлекательный мир классики, я хочу поставить перед вами вопрос, на который вы ответите в конце урока. Действительно ли мир классики чудесный? Почему?
- Ребята, кто из вас ответит, что такое «Классика»? Более точное определение этому слову мы найдем в словаре.
-В большом Энциклопедическом словаре слово обозначает образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
Действительно все прочитанные произведения являются общепризнанными и имеют непреходящую ценность для национальной культуры, а авторы, с которыми мы познакомились являются выдающимися.
Кто же эти авторы? ( дети называют ФИО и распределяют на ватманах фото)
- Работа над проектом.
-Каждый автор имеет свою биографию. А что такое « биография»? Дайте определение этому слову. Сейчас вашему вниманию будут представлены отрывки текста, а вы определите, о ком идет речь.
*Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. ( ПП ЕРШОВ)
*Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных.( АС ПУШКИН)
*Семья писателя была талантливой русской семьёй. Павел Егорович, отец, играл на скрипке, пел, рисовал. Два брата – Александр и Михаил – стали впоследствии писателями; брат Николай был превосходным художником, Иван – выдающимся педагогом; сестра Мария Павловна, самый близкий его друг, – художница.
*Когда собирались соседи, устраивались танцы, и раза два в год был домашний спектакль; бабушка была ласкова и добра и любила, чтобы дети играли и веселились, и нам было у неё очень весело.
Так прожили мы два года. В1827 году она поехала с Мишелем в Москву, для его воспитания.
*
4. Игра «Составь слово»
-А сейчас я хочу предложить вам сыграть в одну игру, называется она «Составь слово»
Басня.
- Дети, кто из вас может объяснить,что такое, басня?
( БАСНЯ, — краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ).
Рассказ.
- Дети, кто из вас может объяснить, что такое, рассказ?
(РАССКАЗ — малая форма эпической прозы, Значит, рассказ – это произведение, в котором сообщаются подлинные, действительно бывшие события.)
Сказка.
- Дети, кто из вас может объяснить, что такое, сказка?
СКАЗКА - один из видов фольклорной прозы. (Три повтора, волшебные предметы, рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном заканчивается хорошо В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она всегда несет в себе элемент нравоучения.)
- Как одним словом назвать Басню, рассказ, сказку? Ж А Н Р Ы
А вот теперь прослушайте произведение и определите жанр.
- Как вы думаете, как Л.Н.Толстой назвал своё произведение
Сказка, рассказ, или басня??
Почему? (Очень короткий, поучительный)
- Можно ли из услышанного за 1 минуту чему- нибудь научиться?
5. Инсценировка басен
- Вам было дано домашнее задание, подготовить инсценировку басен Л.Н.Толстого. «Белка и волк». «Собака и волк».
-Какова мораль басен Л.Н.Толстого?
6. Работа в группах
Следующая работа предполагает сотрудничество, значит нам нужно…..
- На столе у вас лежат карточки, а на них записаны произведения, которые изучали в этом разделе и их авторы. Вам нужно с левой стороны выложить произведения, с правой авторов, а затем проверим.
- «И молния грозно тебя обвивала…» (А.С.Пушкин «Туча»)
- «Вскормлен грудью облаков…» (М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»)
- «Глядишь в забытые ворота…» (А.С.Пушкин «Няне»)
- «И редкий солнца луч, и первые морозы…» (А.С.Пушкин «Унылая пора»)
7. Чтение стихотворений
Теперь от каждой группы приглашаю по одному ученику. Вам нужно будет выразительно прочитать любое стихотворение, которое вам понравилось.
8. Работа в парах
Игра: « Узнай произведение по слову».
- У меня в мешочке – карточки. На них записаны слова. Ребёнок, прочитав слово, должен назвать произведение и его автора. (7 человек). А класс ответить ещё и на вопросы учителя.
* ЗЕРКАЛЬЦЕ
- Найдите в тексте с. 72 как А.С.Пушкин описывает зеркальце.
* КАМЕНЬ с.121.
- Найдите в тексте и прочитайте, что решил сделать мужик, чтобы убрать камень?
* ДАРЬЯЛ с.98
- Найдите и прочитайте четыре строки, в которых автор описывает, ТЕРЕК.
* ПЕРО с.41 (44)
- Найдите отрывок, в котором рассказывается как в дозор собирался Иван.
* СААЗ – Что такое СААЗ? /турецкая балалайка./
* МОЛНИЯ
- Что значит выражение «Алчную землю поила дождём?»
* АМЕРИКА
- Зачем мальчики решить уехать в Америку?
9. Работа с иллюстрациями
-И для того, чтобы наш проект приобрел эстетический вид, нам надо распределить иллюстрации.
– К какому произведению эта иллюстрация? Кто автор? Кто изображен на этой иллюстрации?
10. Подведение итогов
- В конце урока мне очень бы хотелось, чтобы вы доказали, что вы все прекрасно усвоили Мир чудесной классики и распределили ФИО авторов на созданный вами проект.
- Ершов…Петр Николаевич, 1815 – 1869
- Пушкин… Александр Сергеевич, 1799 – 1837
- Лермонтов… Михаил Юрьевич, 1814 – 1841
- Толстой… Лев Николаевич, 1828 – 1910
- Чехов… Антон Павлович, 1860 – 1904
И вот пришла пора ответить на вопрос, который я вам задавала в начале урока . Действительно ли мир классики чудесен? Чем? (разнообразием жанров произведений, много нового узнали о творчестве великих классиков, содержанием произведений, красочным, богатым языком написания произведений).
10.Рефлексия
Замечательно! Ведь вы сейчас тоже превратитесь в писателей и напишите синквейн
первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Классика
Чудесная запоминающая
Учит, воспитывает, развивает
Вижу прекрасный мир
Незабываемо
А закончить наш урок я хочу замечательными словами Радина Виктора Викторовича
Дети и книга
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий
В мир жизни реальной,
Мир науки и знаний.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни
– Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
Книги им помогают
Красоту постигать,
Как прекрасное видеть,
Как его передать,
И как в малом увидеть
Большое значенье,
И как в жизни найти
Золотое сеченье.
Мудрость книжных страниц
– Это жизни уроки
О дне предстоящем
И о наших истоках.
Они побуждают
Мечтать о высоком,
О будущем думать
– О потомках далеких.
В книгах знания, свет,
В книгах память веков,
В книгах мудрость людей
– Наших дедов, отцов.
Нам без книг, как без хлеба,
Даже дня не прожить.
Так давайте же будем
Их беречь и любить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квн по литературному чтению "Чудесный мир классики" в 4 кл.
Урок с презентацией и оформлением....
Квн по литературному чтению "Чудесный мир классики" в 4 кл.
Урок с презентацией и оформлением....
Проверочная работа по литературному чтению по теме "Чудесный мир классики"
Контрольно-измерительный материал для учащихся 4 класса....
Презентация Викторина по теме "Чудесный мир классики" 4 класс
Викторина по литературному чтению по теме "Чудесный мир классики" 4 класс в виде презентации...
Проверочная работа по разделу "Чудесный мир классики"
Проверочная работа по литературному чтению....
Конспект и презентация к уроку литературного чтения в 4 клссе "Обощение по разделу "Чудесный мир классики"
конспект с презентацией урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России"...
конспект урока по литературному чтению "Чудесный мир классики"
открытый урок по литературному чтению во 2 классе...