Обобщение по разделу :"Устное народное творчество".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Бектурганова Рауза Сеильбековна

Урок проходит в форме путешествия героя сказки-Колобок. На уроке повторяют жанры фольклора: сказки,загадки,считалки,потешки,народные песни, небылицы, кулямасы-анекдоты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Бектурганова Рауза Сеильбековна.

Название образовательного учреждения: МБОУ СОШ № 85 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа  Республика Башкортостан.            

                                                                                                                                                            Время реализации занятия: 40 минут.                                                                                                                                                                    Задачи урока:

Обучающие:

  • читать тексты, выполнять задания к ним.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать и обобщать;
  • способствовать развитию фонематического слуха;
  • развивать внимание, речь, логическое мышление.

Воспитывающие:

  • воспитывать положительное отношение к чтению как к виду речевой деятельности;
  • воспитывать аккуратность, желание трудиться;
  • формировать позитивные взаимоотношения между учащимися классного коллектива.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике .

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию;

- моделирование;

- проводить сравнение;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Тип урока: Урок  обобщение.

                               

Интегрированный урок (русская литература,музыка, литература и культура Башкортостана)

Тема : «Обобщение по разделу «Устное народное творчество»».

  1. Вступительное слово:

-Сегодня ,ребята,мы отправляемся в страну,которая называется «Устное народное творчество».

Устное народное творчество-это история народа.Оно началось с древнейших времен и до сегодняшнего дня народ не прерывает своего творчества.

Итак ,сначала проведем речевую разминку и отправимся  в путь.

П.Тренировочные упражнения:

  1. Поставьте логическое ударение. Выделите голосом ударную гласную.

Иуаоуыэ

  1. Прочитайте слоги:

чню                                      нчи

вче                                        лчу  

пчу                                        рчи

чнэ                                         учк

  1. Прочитайте скороговорку:

В ночи не кирпичи

Лопочут на печи,

Лопочут на печи

В опаре калачи.

А)читают индивидуально 3 человека.

Б)читают хором по рядам.

В) Объяснение значения слова:

ОПАРА-заправленное дрожжами жидкое тесто.

 КАЛАЧ-пшеничный хлеб.

Г)Какие скороговорки вы знаете?

Ш.Путешествие.

Учитель:-Отправляемся в путь.Поведёт нас по волшебным тропинкам сказочный персонаж.Отгадайте кто же это?

 На сметане мешон,

На окошке стужон,

Круглый бок,румяный бок.

Кто же это?                                                       КОЛОБОК.

-Из какой сказки этот герой?

-Почему народная?

-Жанром какого большого раздела литературы являются сказки?

-Каким словом можно назвать «Устное народное творчество»? (ФОЛЬКЛОР)

-Какие еще жанры фольклора вы знаете?

-Остановимся более подробно на каждом из этих жанров, а поможет нам Колобок.

  1. СЧИТАЛКИ.

Учитель:-Испекла баба Колобок и положила на окошко студиться.А он с окна на завалинку,с завалинки на травку,с травки на тропинку и покатился по дорожке.

-Пойдем и мы за ним.

-А навстречу нам:

«Маленький,беленький

По лесочку прыг,прыг

По снежочку тык,тык

Кто это?                                                             ЗАЙЧИК.

-Зайчики решили поиграть в «догонялки», но никак не могут  выбрать водящего.

Колобок решил помочь  зайчатам и подсказал считалочки.

Дети, какие считалочки  вы помните и можете рассказать.

-Зайчатам понравились считалочки , выучили они их и стали играть.

 -В это время прибежал заяц-отец и говорит:

-Колобок, Колобок, я тебя съем!

-Если не успокоишь моих малышек, они капризничают и шалят.

-Не ешь меня заяц, я твоим деткам потешки расскажу.

Учитель: Что такое потешки?

Дети:Потешка-это стихотворение, при помощи  которого поучают и развлекают детей.

Дети читают.

1 потешка-«Петушок».

2 потешка-«Мыши»  

3 потешка-«Кошка и курочка».

Учитель:-Сегодня мы познакомимся  еще и с башкирскими потешками.

Дети читают:

1 потешка-«Ай не плачь.»

2 потешка-«Кисонька-мурысонька.»

Учитель: Заяц остался доволен и отпустил Колобка.

-Покатился Колобок дальше,а навстречу …

Отгадайте:

«Зубовато,серовато.

По полю рыщет,

Ягнят,телят ищет.

Кто это?

Дети  отгадали. Волк.

Учитель:Колобок,Колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня , я тебе песенку спою.

-Не хочу песню,-отвечает Волк.

-Я загадки люблю.

Учитель:-Наши ребята тоже любят загадки и сейчас их вам загадают.

(Несколько учеников загадывают заранее подготовленные загадки с отгадками-рисунками.)

Учитель:-Волк остался  доволен  загадками,отпустил  Колобка.

Учитель:-А Колобок хочет напомнить вам, что раньше сообразительность,сме-калку людей проверяли по тому, как отгадывали загадки.Вот какую загадку предлагает Колобок:

«Стоят столбы белые,

На них шапки зеленые,

Летом мохнатые,

Зимой сучковатые.

Где они стоят, там и шумят.»    (отгадка-береза).

Учитель:-По каким признакам вы догадались?

Учитель: Береза-это символ России. Ее воспевают в стихах-поэты, в песнях-композиторы, рисуют художники в картинах.

1 ученик-читает наизусть стихотворение о березе С Есенина.

Учитель:Покатился  Колобок дальше, видит «красны девицы» хоровод вокруг березы водят и русскую народную песню поют.

                                         физминутка

                          под песню «Во поле береза стояла.»

Учитель: Повеселился Колобок с красавицами и покатился дальше, а навстречу Медведь.

-Колобок, Колобок я тебя съем!.

-Не ешь меня, я тебе песенку спою.

-Не хочу песню-отвечает Медведь.

-Я люблю сказки.

-Дети ,давайте вспомним, что такое сказка?

Дети:-Сказка-это занимательный рассказ , в котором говорится о невероятной, но поучительной истории.

Учитель:-Какие бывают сказки?

Дети:волшебные,бытовые,о животных.

Учитель: -Пришлось Колобку рассказать сказки Медведю.

-Дети , угадайте сказки,

Викторина «Угадай сказку.!

(записи отрывков из сказок прослушивают дети)

По ходу отгадывания учитель задает вопросы:

                        1 сказка –«Кот и лиса.»

1)Из какой сказки этот отрывок?

2)К какой сказке относится?

      3)Назовите героев сказки.

      4)Охарактеризуйте героев сказки.

       5)Инсценирование  сказки «Кот и лиса».

                               2 сказка-«Как мужик гусей делил.»

1)К какому эпизоду относится иллюстрация?

2)Работа с учебником. (дети находят отрывок и читают «цепочкой»)                           3)К какому виду сказки относится? Почему?

4)Чтение по ролям.

Учитель:Медведю и этого мало.Он не отпускает.Просит,еще что-нибудь рассказать.

На уроках мы разбирали  много пословиц .Они возникли давно, но и в современной жизни мы их часто вспоминаем  и напоминаем .Что такое –пословицы?

Пословицы-это короткие  выражения, содержащие большой смысл .

Игра:»Доскажи пословицу».

  1. Не дорого начало,а похвален…(конец)

2) На языке медок, а на уме…     (ледок)

3)За добро добром и …(платят)

4)Не опирайся на силу, а опирайся …(на дело)

5)Умный и камень… (в еду превратит)

-Какие пословицы подходят по смыслу к прочитанным сказкам ?

Учитель:Наконец-то,отпустил Колобка Медведь.

Колобок вздохнул и покатился дальше, а навстречу Лиса.

Колобок рассказал веселое.

«Рано утром вечерком ,

Поздно, на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

На заборе чепуха

Жарила варенье

Куры съели петуха

В одно воскресенье.

Учитель: что же это ? (небылицы)

-Дети, сейчас мы прочитаем  небылицу «У Иванова двора»…

(текст на партах)

Учитель: Лиса осталась довольна и отпустила Колобка.С тех пор Колобок стал потешат и развлекать всех.

Учитель: Прочитайте слово на доске «КУЛЯМАСЫ».

-Что это такое?

Дети: Кулямасы-это анекдоты, короткий рассказ о забавном происшествии.

Дети рассказывают и читают кулямасы.

Итог урока:

-Что понравилось на уроке?

-Какие жанры Устного народного творчества русского и башкирского народов  вспомнили на уроке?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по разделу "Устное народное творчество" 3 класс

Данный материал предназначен для проведения обобщающего  урока литературного чтения в 3 классе по разделу "Устное народное творчество". Он содержит разнообразные задания, которые обучающимся пред...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".

Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

Обобщение по разделу «Устное народное творчество» «Осень в загадках, потешках, песенках, пословицах и поговорках».

Тип урока: урок - обобщение.Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять жанры устного народного творчества,...

Урок по литературному чтению 3 класс Обобщение по разделу "Устное народное творчество"

Урок по литературному чтению 3 класс Обобщение по разделу "Устное народное творчество"...