Обобщение по разделу: Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры. Народные промыслы. Урок в школьном музее «Русская изба».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 3 класса в предметной области литературное чтение по теме «Устное народное творчество».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1) формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
4) воспитание чувства гордости за свою Родину и за русский народ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 2. Разработайте обобщающий урок – дидактическую игру в 3 классе на материале фольклора.
Обобщение по разделу: Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры. Народные промыслы.
Урок в школьном музее «Русская изба».
Тема: обобщение по разделу «Устное народное творчество».
Тип урока: урок-обобщение.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 3 класса в предметной области литературное чтение по теме «Устное народное творчество».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1) формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
4) воспитание чувства гордости за свою Родину и за русский народ.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Коммуникативные УУД: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать и работать в группах;
Познавательные УУД: развитие умения работать с информацией, развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта), развитие умения использовать различные способы поиска информации, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1) формирование навыка чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
2) формирование умения распознавать особенности фольклорных жанров (сказки, загадки, небылицы, пословицы, потешки, песни, докучные сказки, скороговорки);
3) формирование потребности в систематическом чтении;
4) развитие творческих способностей.
Основные понятия: устное народное творчество (фольклор), жанры устного народного творчества, докучные сказки.
Оборудование: помещение школьного музея «Русская изба», выставка книг с русскими народными песнями, русский народный костюм, надписи с названиями жанров фольклора.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | УУД |
1.Организация начала урока. | - Добрый день, ребята. Место проведения этого урока – наш школьный музей «Русская изба». Не случайно, сегодня мы говорим о фольклоре, устном народном творчестве. | Дети рассаживаются поудобнее, занимают места за большим столом на лавках. | Учить детей навыкам психологической готовности к уроку в необычном месте проведения урока. |
2. Постановка цели урока. (появляется Василиса – ученица класса) (появляется Домовой – ученик класса) | - Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном дед Мороз и баба Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. От печки тёплый жар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают. Пожалуйте, дорогие гости, пожалуйте! Веселья вам да радости! Давно я вас жду – поджидаю, урок без вас не начинаю! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. Принесла я забавушек на всякий вкус! Кому стишок, кому загадку, кому песенку. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? -Ой, кто там за печку спрятался? И меня перебивает, слово молвить не даёт? Это я – запечный житель Домовой. Дед хозяйственный такой – старый добрый Домовой. Сказки сказывать могу, всем испечь по пирогу. Чтобы в доме был покой, рад стараться Домовой. Чтобы мир был и лады – охраняю от беды. | Звучат народные наигрыши в исполнении ученика класса на балалайке (экспонат музея). Печка – музейный экспонат. (На столе – скатерть, на ней – угощение.) | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви. |
3.Повторение изученного материала. (загадки) | - В. А ещё говорят, что ты мастер загадывать загадки. Правда это? - Д. Конечно. Отгадайте. (Дети отгадывают загадки.) | 1.Мать пузата, сын горячь, а внук кучеряв. (Печка, огонь, дым.) | Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое |
(пословицы и поговорки) (считалки) (заклички) | А теперь попробуйте сочинить или вспомнить свои загадки. Только у меня условие: все отгадки покажите. Да, любишь кататься – люби и саночки возить. - В. Домовой, ты и пословицы вспомнил. Давай проверим, как дети знают пословицы и поговорки, в которых есть числительные. - Д. Ой, сколько желающих. Кого спросить первым? Что надо сделать? (дети предлагают считалки) - Д. А я тоже знаю считалки. Вот: Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, погуляй весь денек. Божья коровка, улети на небо, Принеси нам хлеба: черного, белого, Только не горелого. - В. Умный ты, Домовой, но и проказник, говорят, большой. Оставит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснётся - всё съедено. Говорят - Домовой съел. Потерялась в доме вещь, Домовой утащил. - Д. Сказки всё это. Запомните, каждой вещи своё место должно быть, чтобы ничего не терять и на утро голову не ломать. - В. Кстати, о сказках. Расскажи нам, Домовой, сказочку. - Д. Слушайте: сказка про гуся-вот она и вся. А вот ещё: приходил дед Овёс, он и сказки унёс. - В. Нет, Домовой. Что-то у тебя неправильные сказки получаются, есть конец, а начала нет. - Д. Начало? Пожалуйста. Жил-был поп, у попа был двор, на дворе стоял кол, на колу-мочало, начинай сказку сначала. Вот какие сказки знаю я. А вы узнаёте эти сказки? (докучные сказки) (лучшие сказки читают авторы) - Д. Да, велико значение устного народного творчества. А что значит УНТ? – ответы детей: (Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не 1 человек. Автора установить нельзя. Творчество – от слова «творить» - создавать.) |
(лапти)
Выходи из круга ты!
Положил её на лавку. Кто травку возьмёт, Тот и вон пойдёт. Ответы детей (это не считалки, а заклички), (объяснение отличия) (детские сказки) Дети предлагают свои сказки: Жили были зайка с мишкой, Собирали в лесу шишки, Ягоды, грибочки на сухом пенёчке. Встретили гуся. Вот и сказка вся! (Ситкина Настя) Жил да был медведь и заяц. Вот решили как то раз, Смериться они хвостами, | мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные: Уметь обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные: -уметь под руководством учителя определять последовательность действий на уроке. |
- В. Предлагаю вам вспомнить жанры УНТ. Их вы знаете, мы не сомневаемся, но попробуйте найти послания, которые спрятаны в изделиях – экспонатах нашего музея.
А в нутрии секреты есть: Может, три, а может, шесть. Разрумянилась немножко наша русская…. (матрешка)
Рощи-перелески, шёлковые всплески Солнечно медовой Золотой листвы…
Вот вам барыни, а вот и кавалеры.
Ну-ка, ну-ка, говори, Что там у тебя в нутрии? -Верь, не верь ли, мой хороший, А в нутрии-то - ничего, Кроме двух сухих горошин и дыханья твоего.
По розанам и купавкам Городецкий скачет конь, И цветами весь расписан, До чего ж красивый он.
| Завязался спор тот час: -У медведя хвост поменьше, А у зайца ка-а-аплю больше. Что же делать, как же быть. Как вопрос им тот решить? И пошли они к сове, К самой мудрой голове! А сова им отвечает: -Лучше вы не спорьте, детки, И получите конфетки! (Королёв Илья) Жили-были две старушки, Пили чай и ели сушки, Вдруг корова замычала, Не начать ли всё сначала? Жили-были кот и крот, Кот пошел на огород, Крот попался ему в рот, Вот такой переворот! (Горбунов Матвей) (дети находят изделия русских мастеров, находят письмо с жанром УНТ) | Уметь обобщать, делать выводы. Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости; воспитание чувства гордости за свою Родину и за русский народ. Метапредметные: -формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать и работать в не |
классном помещении. | |||
4.Домашнее задание. | - Учитель. Все ли жанры УНТ вы нашли? (ответы детей) - Правильно. Именно этого жанра здесь нет. Но вы сможете познакомиться с русской народной сказкой в учебнике. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Прочитаете внимательно, найдёте характерные особенности сказки. А что такое сказка? Выберите более точное определение сказки! 1.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. 2.Сказка – это научно-фантастическое произведение. 3.Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные. - Какие виды сказок вы знаете? - Как быстро время возле печки пролетело, потому что беседа приятная и компания хорошая. И я думаю, что возле нашей печки – символа домашнего тепла и уюта – мы встретимся ещё не раз. | - Нет! Не можем найти жанр сказка. Ответы детей: -Волшебные, бытовые, о животных. | Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
5.Итог урока. Рефлексия. | Аз да буки, да и конец науки. Поедим, попьем, да и домой пойдем. | Все приглашаются на чаепитие у самовара (экспонат музея). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".
Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....

Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»
На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...

Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»
На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...

Презентация на тему: "Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры"
Презентация поможет уч-ся систематизировать свои знания....

Экскурсия в школьном музее "Русская изба"
Материал содержит развлекательно-познавательный характер. Знакомство с устройством быта крестьянской избы, происходит в игровой форме основанной на русском фольклоре....


