Обобщение по разделу: Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры. Народные промыслы. Урок в школьном музее «Русская изба».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Бурмистрова Елена Александровна

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 3 класса в предметной области литературное чтение по теме «Устное народное творчество».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:   

1)       формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2)       развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)       развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

4)       воспитание чувства гордости за свою Родину и за русский народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burmistrova_elena_pdd-120_modul_2_zadanie_2.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 2. Разработайте обобщающий урок – дидактическую игру в 3 классе на материале фольклора.

Обобщение по разделу: Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры. Народные промыслы.

Урок в школьном музее «Русская изба».

Тема: обобщение по разделу «Устное народное творчество».

Тип урока:        урок-обобщение.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 3 класса в предметной области литературное чтение по теме «Устное народное творчество».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:        

1)        формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2)        развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

4)        воспитание чувства гордости за свою Родину и за русский народ.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Коммуникативные УУД: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать и работать в группах;

Познавательные УУД: развитие умения работать с информацией, развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта), развитие умения использовать различные способы поиска информации, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:        

1)        формирование навыка чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;

2)        формирование умения распознавать особенности фольклорных жанров (сказки, загадки, небылицы, пословицы, потешки, песни, докучные сказки, скороговорки);

3)        формирование потребности в систематическом чтении;

4)        развитие творческих способностей.

Основные понятия:        устное народное творчество (фольклор), жанры устного народного творчества, докучные сказки.

Оборудование:        помещение школьного музея «Русская изба», выставка книг с русскими народными песнями, русский народный костюм, надписи с названиями жанров фольклора.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

ученика

УУД

1.Организация начала урока.

- Добрый день, ребята. Место проведения этого урока – наш

школьный музей «Русская изба». Не случайно, сегодня мы говорим о фольклоре, устном народном творчестве.

Дети рассаживаются

поудобнее, занимают места за большим столом на лавках.

Учить детей навыкам психологической

готовности к уроку в необычном месте

проведения урока.

2. Постановка цели урока.

(появляется Василиса – ученица класса)

(появляется Домовой – ученик класса)

- Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней всегда пахнет смолой.

Особенно хорошо в избе зимой. За окном дед Мороз и баба Вьюга

снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. От печки тёплый жар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают.

Пожалуйте, дорогие гости, пожалуйте! Веселья вам да радости!

Давно я вас жду – поджидаю, урок без вас не начинаю! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. Принесла я забавушек на всякий вкус!

Кому стишок, кому загадку, кому песенку. Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

-Ой, кто там за печку спрятался? И меня перебивает, слово молвить не даёт?

Это я – запечный житель Домовой.

Дед хозяйственный такой – старый добрый Домовой. Сказки сказывать могу, всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой, рад стараться Домовой. Чтобы мир был и лады – охраняю от беды.

Звучат народные наигрыши в исполнении ученика класса

на балалайке (экспонат музея).

Печка – музейный экспонат.

(На столе – скатерть, на ней – угощение.)

Регулятивные: нацеливание на успешную

деятельность.

Личностные: формирование

положительного отношения к

процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви.

3.Повторение изученного материала.

(загадки)

- В. А ещё говорят, что ты мастер загадывать загадки. Правда это?

- Д. Конечно. Отгадайте. (Дети отгадывают загадки.)

1.Мать пузата, сын горячь, а внук кучеряв. (Печка, огонь,

дым.)

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое

(пословицы и поговорки) (считалки)

(заклички)

А теперь попробуйте сочинить или вспомнить свои загадки. Только у меня условие: все отгадки покажите.

Да, любишь кататься – люби и саночки возить.

- В. Домовой, ты и пословицы вспомнил. Давай проверим, как дети знают пословицы и поговорки, в которых есть числительные.

- Д. Ой, сколько желающих. Кого спросить первым? Что надо сделать? (дети предлагают считалки)

- Д. А я тоже знаю считалки. Вот:

Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка.

Сядь на пенек, погуляй весь денек. Божья коровка, улети на небо, Принеси нам хлеба: черного, белого, Только не горелого.

- В. Умный ты, Домовой, но и проказник, говорят, большой. Оставит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснётся - всё

съедено. Говорят - Домовой съел. Потерялась в доме вещь, Домовой утащил.

- Д. Сказки всё это. Запомните, каждой вещи своё место должно быть, чтобы ничего не терять и на утро голову не ломать.

- В. Кстати, о сказках. Расскажи нам, Домовой, сказочку.

- Д. Слушайте: сказка про гуся-вот она и вся. А вот ещё: приходил дед Овёс, он и сказки унёс.

- В. Нет, Домовой. Что-то у тебя неправильные сказки получаются, есть конец, а начала нет.

- Д. Начало? Пожалуйста. Жил-был поп, у попа был двор, на дворе

стоял кол, на колу-мочало, начинай сказку сначала. Вот какие сказки знаю я. А вы узнаёте эти сказки? (докучные сказки) (лучшие сказки читают авторы)

- Д. Да, велико значение устного народного творчества. А что значит УНТ? – ответы детей:

(Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не 1 человек. Автора установить нельзя. Творчество – от слова «творить» - создавать.)

  1. Как называется посуда для печки? (чугунок)
  2. Как на Руси называлась обувь, сплетённая из коры дерева?

(лапти)

  1. В одной сказке солдат варил кашу из чего? (из топора)
  2. Веду я внучка по всем комнатам за ручку. (веник)
  1. Ехала белка на тележке, Продавала всем орешки. Кому два, кому три,

Выходи из круга ты!

  1. Серый зайка вырвал травку,

Положил её на лавку. Кто травку возьмёт, Тот и вон пойдёт.

Ответы детей (это не считалки, а заклички), (объяснение отличия) (детские сказки)

Дети предлагают свои сказки:

Жили были зайка с мишкой, Собирали в лесу шишки, Ягоды, грибочки на сухом пенёчке.

Встретили гуся. Вот и сказка вся! (Ситкина Настя)

Жил да был медведь и заяц.

Вот решили как то раз, Смериться они хвостами,

мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Уметь обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

-уметь под руководством

учителя определять последовательность действий на уроке.

- В. Предлагаю вам вспомнить жанры УНТ. Их вы знаете, мы не сомневаемся, но попробуйте найти послания, которые спрятаны в изделиях – экспонатах нашего музея.

  1. Алый шелковый платок, Яркий сарафан в цветок, Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть: Может, три, а может, шесть. Разрумянилась немножко наша русская…. (матрешка)

  1. Хохломская роспись - Алых ягод россыпь, Отголоски лета В зелени травы,

Рощи-перелески, шёлковые всплески Солнечно медовой Золотой листвы…

  1. Почтеннейшие господа! Посмотрите вы сюда! Игрушки вятские на все манеры.

Вот вам барыни, а вот и кавалеры.

  1. Птица-свиристелка, Звонкая поделка!

Ну-ка, ну-ка, говори, Что там у тебя в нутрии?

-Верь, не верь ли, мой хороший, А в нутрии-то - ничего, Кроме двух сухих горошин и дыханья твоего.

  1. Наши доски расписные, Посмотрите вот какие. Все хотим вам показать и подробно описать.

По розанам и купавкам Городецкий скачет конь, И цветами весь расписан, До чего ж красивый он.

  1. Синь озер голубых, белые снега. Подарила гжели матушка-земля.

Завязался спор тот час:

-У медведя хвост поменьше, А у зайца ка-а-аплю больше. Что же делать, как же быть. Как вопрос им тот решить? И пошли они к сове,

К самой мудрой голове! А сова им отвечает:

-Лучше вы не спорьте, детки, И получите конфетки! (Королёв Илья)

Жили-были две старушки, Пили чай и ели сушки, Вдруг корова замычала, Не начать ли всё сначала? Жили-были кот и крот, Кот пошел на огород, Крот попался ему в рот, Вот такой переворот! (Горбунов Матвей)

(дети находят изделия

русских мастеров, находят письмо с жанром УНТ)

Уметь обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

-развитие этических чувств,

доброжелательности и эмоционально – нравственной

отзывчивости; воспитание чувства гордости за свою Родину и за русский народ.

Метапредметные:

-формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами

коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения

взаимодействовать и работать в не

классном

помещении.

4.Домашнее задание.

- Учитель. Все ли жанры УНТ вы нашли? (ответы детей)

- Правильно. Именно этого жанра здесь нет. Но вы сможете познакомиться с русской народной сказкой в учебнике. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Прочитаете внимательно, найдёте характерные особенности сказки. А что такое сказка? Выберите

более точное определение сказки!

1.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

2.Сказка – это научно-фантастическое произведение.

3.Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

- Какие виды сказок вы знаете?

- Как быстро время возле печки пролетело, потому что беседа приятная и компания хорошая. И я думаю, что возле нашей печки – символа домашнего тепла и уюта – мы встретимся ещё не раз.

- Нет! Не можем найти жанр сказка.

Ответы детей:

-Волшебные, бытовые, о животных.

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

5.Итог урока. Рефлексия.

Аз да буки, да и конец науки.

Поедим, попьем, да и домой пойдем.

Все приглашаются на чаепитие у самовара

(экспонат музея).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".

Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....

Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»

На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...

Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»

На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...

Презентация на тему: "Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры"

Презентация поможет уч-ся систематизировать свои знания....

Экскурсия в школьном музее "Русская изба"

Материал содержит развлекательно-познавательный характер. Знакомство с устройством быта крестьянской избы, происходит в игровой форме основанной на русском фольклоре....

Школьный музей " Русская изба"

Школьный историко-этнографический музей«РУССКАЯ ИЗБА»...