Урок литературного чтения 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Мойсиевич Елена Михайловна

Урок литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" "Л.Н. Толстой "Правда всего дороже. Котёнок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_vo_2_klasse_tolstoy.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 

      Подготовила  учитель

первой квалификационной

категории МБОУ

 «Алешковичская СОШ»

Мойсиевич Елена Михайловна

2013

                                             

Тема:   Л.Н Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»

Задачи:

1 Предметные:

- организовать деятельность учащихся  по формированию навыка правильного чтения и понимания содержания.

2 Метапредметные

 Познавательные :

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизнь человека, о важности чтения.

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку; -адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи .

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и не знания.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

-содействовать развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.

Предполагаемый результат :

-овладение навыком правильного чтения, понимание содержания текста;

-умения полно и правильно отвечать на вопросы  по содержанию стихотворения;  

-обогащение словарного лексического запаса, развитие устной речи  и познавательного интереса ;

-умение давать оценку нравственным  поступкам людей.

 Цели: создание условий для:

        - раскрытия смысла художественного произведения, через эпиграф урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Сент-Экзюпери)

        - формирования представления об особенностях жанра;

        - формирования художественно-эстетического восприятия учащихся;

 Ход урока

1. Организационный момент.

  Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь  хорошим  настроением с другими.

-  Вспомните, с каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?

    Кто написал рассказ «Филипок»?  (слайд 2)

 2.Проверка домашнего задания.  

- Проверим домашнее задание.

  Работа с тестом.  (слайд 3 )

 Самопроверка.     (слайд 4)

 Самооценка. (смайлики  !, +, -)

3.Актуализация знаний. Мотивационная готовность.

   Речевая разминка.  (слайд 5 )

- Начнём с речевой разминки.    Для чего нам разминка?  Чтобы читать правильно и выразительно       Прочтите с разной  интонацией                                

           - удивление                  

           - огорчение                                                                          

            - очень быстро                                                             

Определите жанр. Для чего мы работали со скороговоркой? Чтобы чётко и правильно произносить звуки.         

                   

Работа с пословицами     (слайд 6)                                              

Всякий правду любит, да не всякий её скажет.

Засыпь правду золотом, затопчи её грязь, а она всё наружу выйдет.                

- Что вы можете рассказать о Л.Н.Толстом? Что знаете из биографии?

 Родился в Ясной Поляне.  В 16 лет поступил в университет.  В Ясной  Поляне открыл школу для   крестьянских детей. Написал для них Азбуку и учил по ней. Любил  много трудиться, много времени проводил с детьми. Прожил долгую  жизнь, написал много художественных произведений, в которых все просто, кратко и понятно.

 Обобщение: Писатель понимал и любил детей, отвечал им на самые трудные вопросы. Сегодня мы продолжим изучать творчество Л.Н. Толстого. Проанализируем  поступки ваших сверстников, но уже в других художественных произведениях.

- Чему будем учиться на уроке?

Обобщение: прогнозировать, анализировать, определять тему и идею произведения, отношение автора к проблеме, выражать свое отношение, раскрывать смысл поступка, работать над настроением и чувствами.

4. Работа по теме урока

Л.Н. Толстой «Правда всего дороже» (слайд 7)

- Прочитайте рассказ.

О каком человеческом качестве хотел напомнить нам автор?

5. Зрительная физминутка. (слайд 8)

6. Подготовка к первичному восприятию.

Прочтите слова на доске.

«Мы в ответе за   тех, кого приручили»(Сент- Экзюпери)

Как вы понимаете эти слова?

-Что значит приручить?                    

-Кто это может сделать?                    

«Мы» - кто это?              

 Глубже понять эти слова нам поможет следующее произведение  Л.Н.Толстого«Котёнок»(Слайд 9)

Соотнесите название рассказа с эпиграфом и попытайтесь предположить, о ком это произведение. Значит и рассказ о детях, которые приручили  котёнка к себе и должны за него нести ответственность.

В конце урока проверим наши предположения.

7.Первичное восприятие.

Чтение вслух хорошо читающими детьми.

Какие чувства испытали?

-Докажите, что это рассказ.

Это небольшое по объёму произведение, в котором действуют герои. Показаны их взаимоотношения.

Назовите главных героев.

8.ФИЗМИНУТКА

9. Вторичное осмысленное чтение (сюжет)

Словарная работа:  (Слайд 10)

амбар

подле

что было духу

прочь

Самостоятельное чтение  (птичий базар)

   Работа над сюжетом

Какие черты характера проявились в поступке мальчика? (Слайд  11)

-Какой эпизод читали с особым волнением?  Какой эпизод вы хотели бы  добавить?

10. Аналитическая работа

Работа в парах

- Разделите текст на законченные смысловые части.

Вступительная часть.

Основная часть.

Кульминация.

Концовка.

Восстановление картинного плана. (слайд 12)

Что случилось у Васи и Кати?              Весной пропала кошка.

Как вели себя ребята?                       Искали везде, но не могли найти.

Какое чувство испытывали ребята?     Тревогу.

Озаглавим 1 часть (вступление)      Пропала кошка

 Основная часть

 Сколько эпизодов-картинок в  основной части?          3

 Где ребята играли?                                                         Подле амбара.

Что услыхали?                                                          Над головой кто-то мяучит.

 Куда Вася влез?                                                          По лестнице под крышу амбара.

 Какой он?                                                                  Смелый.

 Где стояла Катя?                                                           Она стояла внизу и переживала.

 Охарактеризуйте ребят                                                  беспокойные, заботливые,    внимательные

 Прочтите отрывок из текста, который меняет ваше настроение.

Сколько было котят?                      

 Какого котенка дети выбрали себе и для чего?

 Дети понимали, что это живое существо, крохотное.

 Какие чувства испытывали, когда играли с котенком?

 Как озаглавим?                                                                                    «Любимый котенок»

Как развивались события дальше?                         

 Как вел себя котенок?                                                                             «Прогулка с котёнком» Обобщение: Унесли котенка из  дома, где он был в безопасности  поиграли с ним, а потом забыли.    .Охарактеризуйте ребят                    .

 Кульминация

 Какая опасность угрожала котенку?  Кто пришёл к нему на помощь?    Что пережил Вася?        

 Озаглавьте эту часть                        «Спасение котенка»

 Да, действительно, Вася настоящий друг и хозяин. Он осознал, что котенок – живое существо, которое нуждается в защите.

 Концовка (развязка)

 Кто помог Васе справиться  с бедой?  А где Катя ?                                                        
Как озаглавим концовку?                «Опасность миновала»

 Парная работа по восстановлению композиции рассказа по слайдам. (Слайд 13)

10.Художественное исполнение

 Чтение рассказа для того, что бы передать слушателям настроения и чувства рассказчика и выразить свое отношение к прочитанному.

 Как будем читать?                        

 Обобщение

 О ком рассказ?  Придумайте свои названия  к данному тексту.                      

Вернемся к началу урока        

 Действительно, Вася был в ответе за котенка, которого приручил к себе и он смог его спасти в трудную минуту.

 Для чего автор написал этот  рассказ?

 Над чем заставил вас задуматься?

 Вывод:

 Те, кого мы любим, требуют заботы и внимания всегда: каждый день, каждый час и каждую минуту.

11. Рефлексия                            

- Какие трудности испытали при чтении произведения?                

- О чем расскажете дома?                                

- Что посоветуете своим друзьям?                                

- Изменилось ли настроение в конце урока?        

        Продолжите предложение…..(слайд 14)

 Домашнее задание        (слайд 15)

      1.Составить план рассказа.

      2.Придумать рассказ о своём домашнем любимце и оформить его в виде книжки- малышки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...