Сказки о животных
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок внеклассного чтения по сказкам о животных "Заюшкина избушка" и "Петушок-золотой гребешок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.51 КБ
Microsoft Office document icon pril.1.doc495.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • познакомить с русскими народными сказками о животных;
  • ввести термин "анималистические" сказки;
  • развивать мышление, умение объяснять смысл пословиц;
  • расширять словарный запас;
  • воспитывать умение дружить, милосердие.

Оборудование:

  • на доске пословицы о дружбе, взаимовыручке;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • элементы костюмов сказочных героев;
  • "сказочный" кроссворд.

Выставка книг:

  • "Гуси-лебеди". Русские народные сказки в обработке А. Толстого;
  • "Лисичка-сестричка и волк", русская народная сказка;
  • "Кот и лиса". Русская народная сказка в обработке А. Толстого;
  • "Лиса и заяц". Русская народ-сказка;
  • "Заюшкина избушка". Русская народная сказка и др.

Учебный материал:

  • "Лиса и заяц". Русская народная сказка;
  • "Петушок - золотой гребешок". Русская народная сказка.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей урока

Кто нарисован на обложкахКак вы думаете, это сказочные звери или настоящие?

Как вы поняли, что же мы будем читать на урокеВерно. Мы будем читать русские народные сказки о животных, или анималистические сказки. В анималистических сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью.

Недаром говорится

Хитер как... (лиса).    Голоден как... (волк).    Труслив как... (заяц).  Болтлив как... (сорока).

- Сегодня мы прочитаем две сказки о животных.

III. Чтение произведения учителем

1. Ознакомление с книгой.

Я вам прочитаю сказку "Лиса и заяц".

- Кто изображен на обложке?

-Что можно сказать о характере лисы по иллюстрации? А что можно сказать о зайце? Откроем первую страницу. Что вы видите на иллюстрациях? (Заяц строит избушку из коры деревьев, сучков)

-Кусок коры некоторых деревьев (вяза, липы) назывался луб. -Поэтому избушка у зайца была лубяная.

-А что делает на иллюстрации лиса? 2. Чтение сказки учителем.

-Послушайте сказку.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном.

- Понравилась вам сказка? Чем?

Прочитайте пословицы на доске. Какая из них подходит к нашей сказке?

  1. Сила сломит все, а ум - силу.
  2. Как аукнется, так и откликнется.
  3. За добро добром и платят.
  4. Друг не испытанный, что орех не колотый.
  5. На языке медок, а на уме ледок.

Какую избушку построил себе Зайчик?

- Что же сделала весна с "Лискиным дворцом"?

- Как Лиса пробралась в зайкину избу?

- Что можете сказать о Лисе по этому поступку?

- Кто вызывался помочь Зайке?

- Как они себя вели, когда шли выгонять Лису

- Кто же оказался настоящим другом Зайке?

- Какую пословицу вы бы подобрали к этому отрывку?

- Какими словами заканчивается сказка

Физкультминутка

1.Самостоятельная работа учащихся

Ознакомление с книгой «Петушок-золотой гребешок»

-Кто изображен на обложке?

Эта птица называется дрозд. Это лесная птица. Кто же герои сказки

- Как они выглядят?

Прочитайте, как называется книга?

Есть ли на обложке автор?

2.Самостоятельное чтение сказки детьми.

-Прочитайте сказку самостоятельно.

3.Беседа о прочитанном.

- Назовите еще раз героев сказки

- Что вы можете сказать о лисе?

А о петухе

- Как выручали петуха кот и дрозд? 

- Что вы можете сказать о них

- Подходит ли по содержанию сказка к теме урока

4. Индивидуальная работа по карточкам (см. приложение).

VI. Подведение итогов урока

1. Беседа.

-Какие сказки вы сегодня прочитали?

-Что их объединяет?

-Прочитайте тему урока.

2. Отгадывание кроссворда.

-Давайте проверим, как внимательно вы читали сказки.

Разгадаем сказочный кроссворд.

http://festival.1september.ru/articles/531796/img1.gif

1) О каком животном из сказки эти слова: "Масляна головушка, шелкова бородушка"? (Петух.)

2) Лесная птица с черным оперением из сказки "Петушок - золотой гребешок". (Дрозд.)

3) Какое животное носит в сказке имя Михаила Потапыч?(Медведь.)

4) Во всех сказках у этого животного хитрый, коварный нрав. (Лиса.)

5) Недаром о нем говорят "Голоден как ...". (Волк.)

6) Из этого материала строил избушку Зайка. (Луб.)

7) Хоть и говорят о нем, что он "здоров", а лису выгнать не смог. (Бык.)

8) Какой герой напевал лисе эту песенку:

Трень, брень, гусельцы 
Золотые струночки. 
Еще дома ли Лисафья-кума 
Во своем ли теплом гнездышке? (кот.)

-Почему урок так называется? (В сказках животные помогали друг другу, выручали попавших в беду друзей.)

VI. Домашнее задание

-В домашней библиотеке поищите другие сказки о животных. Принесите эти книги в уголок внеклассного чтения. Нарисуйте иллюстрации к сказкам, прочитанным на уроках или дома.




Предварительный просмотр:

Друг познается в беде.

Урок внеклассного чтения

Сказки о животных

1),О каком животном из сказки эти слова: «Масляна головушка, шелкова бородушка»?

2)Лесная птица с черным оперением из сказки «Петушок — золотой гребешок».

3)Какое животное носит в сказке имя Михаила Потапыч?

4)Во всех сказках у этого животного хитрый, коварный нрав.

5)Недаром о нем говорят «Голоден как ...».

6)Из этого материала строил избушку Зайка.

7)Хоть и говорят о нем, что он «здоров», а лису выгнать не смог.

8)Какой герой напевал лисе эту песенку:

Трень, брень, гусельцы

Золотые струночки.

Еще дома ли Лисафья-кума

Во своем ли теплом гнездышке?

Карточка № 1

  • Вспомни имена сказочных героев из сказки «Лиса и Заяц».
  • Соедини линией животное и его имя.

Карточка № 2

  • Соедини черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и Заяц». 

Карточка № 3

Соедини черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и Заяц». 

Карточка № 4

Поставь галочку около главной мысли сказки «Лиса и Заяц».

  • За добро добром и платят
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Как аукнется, так и откликнется 

Карточка № 5

Выучи слова Лисы. Прочитай и изобрази Лису.

Как слезу с печи,  

Да выскочу

Да выпрыгну,

Да пойду тебя трепать,

Так только клочья по ветру полетят.

Карточка № 6

Выучи слова Петуха. Изобрази, как он выгонял Лису.

Идет кочет на пятах,

Несет саблю на плечах,

Хочет Лиску зарубить,

 Себе шапку сшить,

— Выходи, Лиса, Пожалей себя.

Карточка № 7

Соедини черты характера со сказочным героем из сказки

«Петушок — золотой гребешок».

Карточка № 8

Соедини черты характера со сказочным героем из сказки

«Петушок — золотой гребешок».

Карточка № 9

Соедини черты характера со сказочным героем из сказки «Петушок — золотой гребешок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки о животных. В Сутеев "Мешок яблок"

план-конспект урока литературного слушания по программе "Начальная школа 21 века"...

План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс

Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....

Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Цель: сравнение  литературной (авторской) сказки с народной; осознанное восприятие  содержания текста, оценка его характера.Задачи: развивать навыки осознанного, правильного, выразитель...

Презентация детского литературного творчества. Сочиняем сказки сами. Сказки о животных.

Презентация, иллюстрирует итоговый урок по теме "О братьх наших меньших". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки.  В презентации приведены  ...

Сказки о животных. Украинская народная сказка "Колосок"

УУД:- формирование читательских умений (определение темы, жанра, названия произведения); умения составлять блок-схему произведения, формировать навыки самоконтроля;- развитие интеллекта младших школьн...

Мудрые сказки о животных. "Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц»

Проверка домашнего задания.Чтение наизусть стихотворений о животных.– Что объединяет стихотворение Ю. Мориц и английскую народную песенку? Работа с авторским текстом учебника.– О каких особенност...

Технологическая карта образовательного мероприятия по технологии АМО. Тема: Традиционные сказки о животных. Народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Урок плотный и насыщенный, но не в ущерб здоровью детей за счет равномерного распределения различных видов заданий и чередование мыслительной деятельности с разминкой,  определение времени подачи...