М. Пришвин "Медведь"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Головочесова Светлана Николаевна

Конспект урока чтения по произведению М. Пришвина "Медведь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prishvin_medved.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение. «Капельки солнца», 1класс. – Изд.3-е, перераб. - М.: Баласс, 2007.

(Образовательная система «Школа 2100»)

 

Тема. М. Пришвин «Медведь»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 Форма проведения: урок – презентация, урок – размышление.

 Цель: познакомить с рассказом М Пришвина «Медведь»

 Задачи урока:

Обучающие:

·развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста;

·формулировать главную мысль текста;

·находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою;

  • учить анализировать текст;
  • совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью

  

Ориентированные на развитие личности учащегося:

·развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;

·развитие творческих аналитических способностей;

развитие коммуникативной культуры.

 

Воспитательные:

· содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;

·помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

·воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова;

воспитывать чувство толерантности.

  

Коррекционные:

· корректировать устную речь учащихся.

 

Здоровьесберегающие:

  • создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.

 

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.

 

Ход урока

1.     Организационный момент

Я рада видеть каждого из вас

И пусть весна пока прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

 

2. Фонетическая зарядка.

 – А сейчас проведем тренировку для нашего голоса и язычков, чтобы на протяжении всего урока правильно и четко говорить.

 Читаем наше стихотворение сначала в медленном, затем быстром темпе. Не забудьте про дыхание. Набираем воздух и читаем на выдохе каждое четверостишие.

 Чтобы разговаривать,

Надо выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

 – Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить.

  

  1. Введение в тему. Сообщение темы и цели урока

 Учитель: Давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем?

 Дети: Мы изучаем раздел учебника «Ребятам о зверятах»

 Учитель: Какое произведение из этой главы мы изучили?

 Дети: Б.Заходер «Мохнатая Азбука»

 Учитель: Чему учит нас это произведение?

 Дети: Оно учит нас любить природу, быть наблюдательными, внимательными, бережно к ней относиться. Тому, что только наблюдательный и чуткий человек сможет заметить скрытую жизнь насекомых, птиц, различных зверей.

 Учитель: А как вы считаете, чему сегодня мы будем учиться?

 Дети: Мы продолжим беседовать о природе, учиться любить природу, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в ее тайны и секреты.

 Учитель:  Ребята, всем ли природа открывает свои секреты?

 Учитель:  Какому же человеку она их раскрывает?

 Дети: Природа может открыть свои секреты только заинтересованному. Наблюдательному человеку, любящему природу.

 

4.     Чтение рассказа М. Пришвина «Медведь»

 Учитель:  Давайте посмотрим на портрет и прочитаем фамилию автора.

Что вы можете сказать о внешнем облике писателя, о его глазах, очертаниях лица? (Он строгий, серьезный…)

Послушайте рассказ о Пришвине, который подготовил …. Эти сведения помогут вам лучше понять произведения автора. Подумайте над вопросом: Какова главная черта характера?

 Дети: М.М. Пришвин родился в 1873 году, прожил долгую жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, которая проживала в Орловской губернии. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.

Писать он начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

 Учитель:  Какую черту характера писателя вы выделили? (Любовь к природе, Родине, животным).

 

Ребята, Михаил Михайлович Пришвин посвящал свои рассказы и сказки неразрывной связи человека и природы. Он считал, что чудеса «совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем»

Рассказы М. М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. В его рассказах даже растения, звери и птицы становятся живыми.

  

Выставка книг

- Вот трудолюбивый дятел продолбил дырок на осине, чтобы извлечь из него червя, и так спас дерево. (“Лесной доктор”)

 - О замечательном свойстве одуванчика раскрываться при солнечном свете и сжиматься в бутоны вечером поведал писатель в рассказе “Золотой луг”.

 - Сколько открытий для детской души в рассказах “Журка”, “Сметливый беляк”, “Верхоплавки” и других.

  Сегодня мы познакомимся с новым произведением Пришвина.

-Кто герои нашего рассказа, вы узнаете, отгадав загадку

 …Вперевалку зверь идет, по малину и по мед

Любит сладкое он очень, а когда приходит осень,

Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны(Медведь).

 

Учитель: рассмотрите иллюстрацию на стр. 126. Соответствуют ли название и иллюстрация друг другу?

- Как вы думаете, где будут происходить события, описанные в рассказе?

Словарная работа

Соедини стрелочкой слово и его значение

Затаивался                           еда

Продовольствие                  обидно

Досадно                          прятался

Подшумел                        спугнул

Ускользнул                       скрылся

 

РАЗМИНКА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ

 

Чтобы легче было читать, проведем дыхательную разминку:

 

вдох носом, выдох через рот

вдох, задержка дыхания, выдох

вдох, выдох по порциям

Прочитайте скороговорку:

Мёд в лесу медведь нашёл.

Мало мёду, много пчёл.

 

Прочитайте с вопросительной интонацией, с весёлой, грустной. А сейчас скороговоркой, быстро, ещё быстрее.

 

Чтение вслух учителем, учащимися и комментирование по ходу чтения

 

Чтение 1-й части

Вопросы после чтения:

 

-Какое представление о медведях у многих людей?

-Как к этому мнению относится автор – Михаил Пришвин?

-Что узнали мы о медведе?

 

Чтение 2-й части

- Зачем рассказчик отправился на то место, где водилось много медведей?

- Как вёл себя рассказчик, выслеживая медведя?

Почему же ему не удалось встретить медведя?

 

Самостоятельное чтение 3-й части

 

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

 

Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственное в тексте, дадим им немного отдохнуть.

 

Какой красивый лес вокруг нас!                       посмотреть вправо, влево

Справа – лисья нора,                                                 посмотреть направо

Слева – медвежья берлога.                                        налево

Внизу, под осиной – ежиная нора,                              вниз

А высоко на дереве – беличье дупло.                        вверх

А далеко – далеко, за лесом –                                      посмотреть вдаль

Наша школа!                                                               закрыть глаза

 

Тест

(«+» или «-»)

1. Я направился к тому месту, где был спрятан корабль и продовольствие.                   - (спрятана лодка)

2. Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась сама.                               +   

3. «Птичка какая-нибудь», - подумал я.              – (зверушка) 

4. Забрав своё ружьё, сел я в лодку и поплыл.          – (мешки)

 

    Чтение 4-й, 5-й частей

Что значит «вымахнул» из тайги?      (Выскочил резко, одним махом, неожиданно)

- Кто же оказался терпеливее – человек или медведь?

 

Самостоятельное чтение 6-й части

- Почему Михаил Пришвин начал и закончил свой рассказ похожими строчками?                                (Случай с героем рассказа лишний раз подтвердил эту мысль)

 

5.    Итог урока

- Согласны ли вы с утверждением М. Пришвина, что у зверей есть характер? Какой характер был у медведя?

- Какое впечатление оставил у вас этот рассказ?

- Как вы думаете, почему М. Пришвин решил рассказать нам эту историю?

 

6. Рефлексия

Закончить урок я хочу словами М. Цуранова, которые он посвятил М. Пришвину

 

               «Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И том о лесе рассказать

Как этот человек…


Тест («+» или «-»)

  1. Я направился к тому месту, где был спрятан корабль и продовольствие.

______________________________

  1. Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась сама. ______________________________
  2. «Птичка какая-нибудь», - подумал я.__________________________
  3. Забрав своё ружьё, сел я в лодку и поплыл._________________________

 

Тест («+» или «-»)

  1. Я направился к тому месту, где был спрятан корабль и продовольствие.

______________________________

  1. Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась сама.______________________________
  2. «Птичка какая-нибудь», - подумал я.__________________________
  3. Забрав своё ружьё, сел я в лодку и поплыл._________________________

 

Тест («+» или «-»)

  1. Я направился к тому месту, где был спрятан корабль и продовольствие.

______________________________

  1. Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась сама.______________________________
  2. «Птичка какая-нибудь», - подумал я.__________________________
  3. Забрав своё ружьё, сел я в лодку и поплыл._________________________

 

Тест («+» или «-»)

  1. Я направился к тому месту, где был спрятан корабль и продовольствие.

______________________________

  1. Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась сама.______________________________
  2. «Птичка какая-нибудь», - подумал я.__________________________
  3. Забрав своё ружьё, сел я в лодку и поплыл._________________________

 

Тест («+» или «-»)

  1. Я направился к тому месту, где был спрятан корабль и продовольствие.

______________________________

  1. Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась сама.______________________________
  2. «Птичка какая-нибудь», - подумал я.__________________________
  3. Забрав своё ружьё, сел я в лодку и поплыл._________________________