Презентация на тему:"Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения"
презентация к уроку по чтению на тему

Краткий обзор способов работы над развитием творческого мышления в системе РО Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова по учебнику Е. И. Матвеевой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения Аникина Е. В. Учитель начальной школы МБОУСОШ С УИОП №80

Слайд 2

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности и форма самореализации личности, а ещё возможность выразить своё неповторимое отношение к миру. Каждый ребёнок рождается с творческими способностями, но не все дети сами могут открыть дорогу к созиданию, и таланты, порой действительно заложенные самой природой, так и остаются не раскрытыми.

Слайд 3

Некоторые рекомендации для стимулирования творческого мышления детей: - предлагайте учащимся для обсуждения какой-либо парадокс; - воздерживайтесь от оценок; - учите детей замечать противоречия; - помогайте увидеть аналогии (соотношения); - настраивайте их быть настойчивыми в добывании необходимой информации; - учите преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь; - доверять догадке, интуиции; - рассматривать объект с нескольких точек зрения, то есть создавать условия для «умственной разминки».

Слайд 4

Приёмы развития творческого воображения учащихся можно свести к четырём основным направлениям: - агглютинация – склеивание образа из разных частей (кентавр); - аналог – отражение, образ похож на реально существующий в природе; - акцентирование – заострение образа на какой-нибудь черте, детали (преуменьшение, преувеличение); - типизация – процесс разложения и соединения, в результате которых получается зримый образ (персонаж).

Слайд 5

Приёмы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение. Особый интерес для процесса обучения представляют следующие. 1.Найти новую формулировку проблемы, задачи. - Сочинение по картине. Не описать, а составить рассказ ( боевик, комедия, сказка, ужасы.) 2.Поставить к исследуемой проблеме вопрос: «А что если…?» (исчезнут глаголы.) 3.Не бояться шуточных импровизаций, так как юмор – показатель развитости абстрактного мышления. 4.Пытаться проанализировать происходящие события с иной точки зрения. Сочинение от имени части речи, от имени героя произведения. 5. Не бояться самых разных аналогий. 6.Отказывться от привычных стереотипов мышления. 7.Любую проблему рассматривать не менее чем с четырех точек зрения: А) опираясь только на конкретные цифры и факты; Б) критически оценивая ситуацию; В) ориентируясь только на конструктивный подход; Г) давая выход полёту фантазии.

Слайд 6

Творчество ребёнка – это рождение во внутреннем мире читателя нового желания созидать, сочинять, творить новое. Залогом развития культурного читателя и создателя собственного текста является развитие воображения. Фантазии ребёнка становятся необходимой ценностью на нашем пути к рождению замыслов, творчества, открытий.

Слайд 7

Что же такое воображение? Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Творчество – сложный психический процесс, связанный с особенностями характера, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, главной составляющей.

Слайд 8

Некоторые творческие задания по литературному чтению. 1 класс. (13 заданий). - Изменение темы в сочинении о весне «Видите?» (по сказке Э. Ю. Шима «Весна»). - Создание «виртуального» диафильма по тексту шуточного стихотворения Г. М. Кружкова «Пёс Прогноз». - Изменение настроения в сочинении о мечте Лужицы (по сказке Ф. Д. Кривина «Мечта»). - Сочинение рассказа по заданным словам. - Рассказ о чудаке (по стихотворению О. Е. Григорьева «Человек с зонтом»). - Сочинение – история о чуде. - Продолжение сказочной истории Н. К. Абрамцевой «Стёклышко». - Сочинение – рассуждение «Что я вижу сквозь волшебное стекло?».

Слайд 9

2 класс. (14 заданий). - Поучительная история по пословице о слове. - Предыстория событий сказки Е. А. Пермяка «Волшебные краски». - Продолжение сказочной истории Е. А. Пермяка «Пастух и скрипка». - История о том, как тучи помирились. (по юмористическому стихотворению А. К. Дитриха «Говорила туча туче…»). - История «О чём мечтал кораблик?» (по стихотворению Н. Н. Матвеевой «Кораблик»). - Рассуждение «Что мне известно о слове?» - Описание времени года (создание образа зимы). - Сказка по начальным словам основных частей.

Слайд 10

3 класс. (16 заданий). - Продолжение «Шёлковой сказки» Н. К. Абрамцевой. - Продолжение сказки Н. К. Абрамцевой «Сказка о тумане». - Этюд на одну из тем: «Эти облака похожи на …», «Эти тучки похожи на …». - Сочинение пьесы (перевод сказочной истории Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» на язык драмы). - Сочинение о предмете как о живом существе. - История о кошке, коте или котёнке (описание животного). - Сочинение на одну из тем: «Весенний кот», «Зимний кот», «Осенний кот» (описание животного). - Письмо Ваньке Жукову от дедушки Константина Макарыча (по сказке А. П. Чехова «Ванька»). - Ответ на письмо А. Я. Яшина в «Лесную газету» (по стихотворению А. Я. Яшина «Письмо в «Лесную газету». - Сочинение на тему: «Встреча с живым существом» (сочинение на свободную тему).

Слайд 11

4 класс. (21 тема). - Рассказ, стихотворение, сказка, история «Моя страна детства» (по произведениям разных авторов о детстве). - Миниатюра на одну из тем: «Здорово! Моя мечта сбылась!», «Увы, моя мечта не сбылась…». - Рассуждение о том, изменились ли представления о Стране детства после знакомства с новыми произведениями? - « А что значит счастье для тебя?» (Записная книжка.) - Миниатюра «Кто такие дети?» - 1 – 2 миниатюры на темы: «Что я люблю…» и «Что не люблю…» (по рассказам В. Ю. Драгунского). - Рассуждения: «Понимание -…», «Счастливый миг -…» (записная книжка). - Сочинение в любом жанре на одну из тем: «Райский денёк». «Райское местечко». - Каким я представляю себе детского поэта (писателя)? - Рассуждение «Радость -…» (записная книжка). - Сочинение – презентация любимой книги. - Сочинение колыбельной.

Слайд 12

Ф ормы работы с текстом могут быть названы интерпретацией читателя – его творческим «выходом» из пространства прочитанного текста: Интонирование произведения (отрывка) вслух, т. е. выразительное чтение, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя; Устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, сообщение, доклад, изложение точки зрения своей групповой); Создание нового текста (сочинения): 1) «по следам» прочитанного; 2)на свободную тему, сопряжённую с уже знакомой идеей поэта или писателя; «Раскадровка» текста с целью создания виртуального диалога (Мультфильма) на сюжет прочитанного художественного произведения; Чтение произведения по ролям с целью показать особенности личного восприятия роли каждого персонажа в произведении; Драматизация произведения (подготовка и постановка спектакля по заранее продуманному сценарию); Перевод произведения с языка одного литературного рода на язык другого рода (например, подготовить текст драмы на основе повествовательного произведения); Иллюстрирование произведений, прочитанных на уроке и самостоятельно. Создание индивидуального образа героя, события.

Слайд 13

1 –й класс. Особенности первых литературных опытов. Учим их находит в тексте особые сигналы: Видеть незнакомые слова и искать способы их толкования; Обращать внимание на то, как слова соединяются между собой в словосочетания; искать необычные соединения слов, создающих образ; Обращать внимание на порядок слов, помогающих автору передать свои особые чувства и переживания; Видеть интонационную сторону текста: обращать внимание на знаки препинания и пояснять их роль в предложении и произведении в целом.

Слайд 14

2-й класс. Особенности освоения литературных жанров и оценивания творческих работ учащихся. В этом году ученики знакомятся с особенностями продолжения рассказа. Рассказ – небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение с реалистической окраской, содержащее развернутое и законченное повествование о каком – либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.

Слайд 15

Что оценивается в детских работах? Во – первых, удается ли авторам подхватить, развить мысль автора. Во – вторых, умение грамотно выражать мысли. В – третьих, оригинальность нового продолжения. Важно учесть: - Во – первых, история должна продолжаться. Для этого ученики будут придумывать новое интересное событие. - Во – вторых, можно ввести в сказку нового героя. - В – третьих, эпизод, который сочиняют наши «авторы», должен логично заканчивать сказку. - В – четвертых, хотелось бы сохранить авторский стиль повествования.

Слайд 16

3 –й класс. Способы открытия изобразительных средств авторского языка. В этом году происходит исследование изобразительных средств, которые помогают нашим авторам видеть и осмысливать, каким образом каждый писатель или поэт достигает особого совершенства, изобретательности в создании художественного образа природы, человека, животного, неодушевленного предмета.

Слайд 17

Этапы работы с текстом, которые проходят наши читатели: - знакомятся с содержанием произведения: героями, описанием места действия, развивающимися событиями; - учатся наблюдать за тем, как удивительно просто построена сказка, в какой форме она написана; - улавливают основную идею писателя; - проникают в «мастерскую слова»: исследуют изобразительные средства, прислушиваются к «мелодике прозы» писательницы, отыскивают особенности индивидуального авторского стиля.

Слайд 18

Критерии для оценивания творческой работы: оригинальность в раскрытии темы; умение создать интересный образ; необычность авторского языка.

Слайд 19

4 – й класс. Жанры литературы, помогающие взрослеть. Способы их исследования. В этом году дети знакомятся с самыми интересными литературными жанрами, которые позволяют читателю стать взрослее, учат свободно выражать свои суждения, философствовать, рассказывать о том, что близко, что волнует, что толкает к творчеству. Такие жанры, как миниатюра, записная книжка, отзыв, эссе, важны для исследования и потому, что они помогают автору определиться в нравственных ориентирах, заглянуть в будущее, а главное – сделать собственный выбор в вопросах дружбы, взаимопонимания, любви, отношения к природе, близким и чужим людям, их мыслям и поступкам.

Слайд 20

Миниатюра – небольшое сочинение, которое предусматривает завершенный, цельный и живописный характер. Темы: «Моя Страна детства»; «Здорово! Моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…»; «Что я люблю?»; «…И что не люблю?»; «Что мне известно о слове?» и т. д.

Слайд 21

Каждый класс посвящен определенной теме в развитии творческих способностей. 1 –й класс. Особенности первых литературных опытов. 2-й класс. Особенности освоения литературных жанров и оценивания творческих работ учащихся. 3 –й класс. Способы открытия изобразительных средств авторского языка. 4 – й класс. Жанры литературы, помогающие взрослеть. Способы их исследования.

Слайд 22

Дневник – это подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям жизни. Внешняя, но более других обязательная примета дневников – обозначение дат. Дневник является разновидностью жанра мемуаров. Основные черты: автор выражает свою точку зрения; его суждение кратко; запись отличается естественностью, ясностью; то, о чем пишет автор, волнует любого читателя; язык писателя ясный, поэтичный, образный.

Слайд 23

Темы для рассуждений: - «Райское местечко»; - «Райский денек»; - «Кто такие взрослые?»; - «Кто такие дети?»; - «Моя Страна Детства» и т. д. Темы для ведения записной книжки: - «Что такое мысль?»; - «Можно ли услышать тишину?»; - «Как, по-твоему, создаются образы?».

Слайд 24

Наш путь можно сформулировать так: « От автора к читателю, от читателя к автору». Чтобы стать грамотным, вдумчивым автором собственной работы, нужно многому учиться у мастеров слова. Творчество не рождается на пустом месте, оно идет из глубины души, сопряжено с трудолюбием и наблюдательностью за тем, что происходит в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая статья "Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения".

В данной статье представлен опыт педагогической деятельности по теме самообразования....

Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

В статье описываются методы и приёмы, которые можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе....

Презентация по теме "Развитие творческого мышления на уроках математики"

Данная презентация содержит различные типы и виды занятий для разных этапов урока. Задания подобранны с учетом возрастных особенностей младших школьников....