Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения.
методическая разработка по чтению (4 класс)

Лысухина Марина Геннадьевна

Методические рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

        Каждому учителю хочется, чтобы среди его учеников были одаренные, талантливые люди. Период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей.        

        Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

           Первыми такие способности, как правило, замечают родители. И в зависимости от выбранной ими позиции, пойдёт дальнейшее формирование ребёнка. Если же способности ребёнка остались незамеченными в семье, то выявить их и создать условия для дальнейшего развития, должны педагоги.

        Следует помнить, что каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? А решение в том, что – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

        Урок литературного чтения, особенно в начальной школе, - это всегда урок творчества. Прежде всего, это творчество самого учителя, и если оно есть - будет и творчество учащихся. Творчество является постоянным спутником детского развития. Литературное творчество самое характерное для школьного возраста. Прежде всего, это творчество читателя. В нём, в чтении, участвуют разные сферы психики человека: чувство, воображение, мышление, память. Здесь важна активность и точность эмоциональной реакции, глубина осмысления художественного текста, конкретизация литературных образов в читательском воображении, способность эстетически оценить форму произведения, видеть за художественным миром его автора.

          Педагогический опыт показывает, что обучение детей по развивающим программам  и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся способствует развитию  гибкости ума, оригинальности  мышления; формированию речевых умений, образного мышления, креативности; развитию познавательных интересов учащихся. Кроме того, у учащихся формируется  положительная учебная мотивация, повышаются навыки самоконтроля, развивается уверенность в своих силах и способностях.

        Л.С. Выготский писал, что под творческой деятельностью нужно понимать такую деятельность, которая создаёт нечто новое. Именно творческая деятельность, делает человека существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. Именно в начальной школе должен закрепиться один из приёмов положительной мотивации учения – опора на творчество учащихся.

        Мы не понаслышке знаем, что есть ученики, которых не удовлетворяет работа только со школьными пособиями, им не всегда интересно на уроках, они читают самостоятельно подобранную литературу, словари и энциклопедии, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.

        Посредством проведения олимпиад по литературному чтению и другим предметам важно выявить таких детей и помочь им осуществить планы и мечты, наиболее полно раскрыть свои способности.

        Современный выпускник начальной школы должен не просто владеть суммой знаний, а уметь организовать свою учебную деятельность. Следовательно, современный учитель должен организовать процесс развития ребенка так, чтобы новое знание давалось ему не в готовом виде, а было открыто в процессе собственной деятельности. Среди приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

        На уроках литературного чтения, я вначале урока отвожу время на выполнение творческих заданий, которые посильны всем ученикам и задания, которые допускают несколько иной подход к поиску решения олимпиадных заданий.

         Разные по степени сложности задания в сочетании с увлекательностью тестов научат детей размышлять, наблюдать, сравнивать, объяснять полученные результаты, обобщать и делать выводы. Именно они способствуют выявлению одаренных учащихся.

 Несколько примеров:

1.С первых уроков обучения грамоте, и на уроках литературного чтения, дети с интересом включаются в работу по составлению загадок о предметах и героях прочитанных произведений

Игра «Узнай кто я?»

Узнайте героя или предмет по устному описанию.

Загадка.

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки? (заяц)

Или при изучении загадок детям предлагается нарисовать картинки – отгадки.

2.Работают с пословицами:

«Собери пословицу»

Делу - время… …тому без дела не сидится.

Кто любит трудиться… …хлеб не уродится.

Не потрудиться… …потехе час.

Хорошо потрудиться… …так и хлеба не добиться.

«Продолжи пословицу»

Без труда не выловишь …

Любишь кататься люби …

«Переведи на русский язык»

Дерево крепко корнями, а человек друзьями.

«Подбери пословицу по теме»

•  Ученье — лучшее богатство.

• Нет краше Родины нашей.

• Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

• В труде рождаются герои.

Об учебе, книге: • Умение везде найдет применение.

• Люби дело — мастером будешь.

•  Кто на все руки, у того нет скуки.

О Родине: • Порядок бережет время.

• Кончил дело — гуляй смело.

О труде, трудолюбии, лени: • Делано наспех и сделано на смех.

• Ученому везде дорога.

• Грамоте учиться всегда пригодится.

• Испокон века книга растит человека.

«Подбери пословицу к рассказу»

3.Дидактические игры:

«Составь название сказок»

Гуси Зернышко

Каша Лебеди

Петушок Топор

Девочка Мороза

Два Снегурочка

.«Узнай сказку»

Прочитай название русских народных сказок, добавив гласные.

«ВЛК СМР КЗЛТ»

«КЛБК»

«МШ МДВДЬ»

«ЛСЧК С СКЛЧКЙ»

«РПК»

«ГС – ЛБД»

«Угадай название сказки по опорным словам»

Петух, мыши, веселые, пироги. ( «Колосок»)

Красивая, девочка, мать, лепешка, гусь. («Айога»)

Девочка, жаба, ласточка, мышь, крот. («Дюймовочка»)

Осел, собака, петух, кот, разбойники. («Бременские музыканты»)

        В учебнике «Литературное чтение» под редакцией Л. Ф. Климанова и В.Г. Горецкого , мы видим множество пословиц и поговорок, загадок и считалок, дразнилок.

А также встретим задания, например, после ряда предложенных для прочтения и анализа считалок, детям предлагается самим попробовать сочинить считалкупопробовать свои силы и в качестве художников, например, после прочтения дразнилок:

Антошка – картошка,Соломенная ножка

Сам с ноготок,Голова с локоток

Прокоп – укропМедный лобСам с аршинГолова с кувшин

Лешка – лепёшкаГолова с лукошкоШапка колышкомНоги брёвнышком

Даётся задание: «Попробуй нарисовать иллюстрации к этим дразнилкам»

4.Викторины по прочитанным книгам.

 « О каком герое идёт речь? Кто автор»

Герой устроил дела своего хозяина так, как никакому волшебнику не удавалось. И невесту хорошую нашёл,  и дом - настоящий дворец. А ещё он съел людоеда.

( Кот  в сапогах, Ш.Перро)

Он вывернул волка наизнанку, вытянул себя из болота за косичку парика, летел на ядре, побывал на Луне, застрелил бешеную шубу.

( Барон Мюнхгаузен,Эрих Распе)

« Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня за то, что я,  такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть, лучше погибнуть от их ударов…»

( Гадкий утёнок, Г.Х.Андерсен)

А этот сказочный герой даже и не знал, как его зовут.

( Чебурашка,Успенский)

« Если ты опоздаешь на одну минуту, твоя карета снова станет тыквой, лошади – мышами, лакеи - ящерицами, а твой пышный наряд превратится в старенькое, залатанное платьице»

( Золушка, Ш.Перро)

Его имя на человечьем языке означает « лягушонок». Но он смелый, отважный. Он стал властелином всего населения джунглей.

(Маугли, Редьярд Киплинг))

«Разгадай анаграммы»

Развивающее задание ( к Н.Носову «Живая шляпа»)

-Не все слова из итого списка встречаются в рассказе «Живая шляпа».Найди лишнее слово.

НАТАМОК (комната) ЧЕРОГАК (кочерга)

ТОРКАШКА (картошка) ВАТЬРОК (кровать)

ДОМОК (комод) НОТЁКОК (котёнок)

ЗИРКОНА (корзина)

(Помимо того, что задание развивает внимание, здесь 5 словарных слов).

«Кто  написал ?»

Необходимо назвать автора произведения.

  • Про Красную Шапочку    -  Ш. Перро.
  • Про маленького Мука     - Гауф.
  • Про крокодила Гену       - Э. Успенский.
  • Про чёрную курицу - А. Погорельский.
  • Про Алису в стране чудес – Кэрролл.

 « Третий лишний»

Необходимо из перечисленных героев найти лишнего, объяснить свой выбор.

  • Незнайка, Красная шапочка, Знайка.
  • Али - Баба, 40 разбойников, 33 богатыря.
  • Маугли, Чиполлино,  сеньор Помидор.
  • Малыш , Карлсон,Том Сойер.
  • Барон Мюнхгаузен, Страшила, Элли.
  • Кот Матроскин, дядя Фёдор,  Серый волк.

Это все должны знать.

1. Какому литературному жанру присуще наличие морали?

а) сказке; б) стихотворению; в) рассказу; г) басне.

2. Какой жанр не является жанром устного народного творчества?

а) сказка; б) статья; в) легенда; г) небылица.

3. Какое предложение является скороговоркой?

а) Свой огонёк ясней горит;

б) Что это за дорога: кто по ней идёт – тот хромает?

в) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Раскрой переносный смысл каждого высказывания.

Остаться у разбитого корыта. _____________________________________________ _______________________________________________________________________

Как снег на голову ______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Как две капли воды ______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение:

Дождь лил как сивый мерин

Я знал городские переулки как снег на голову

Скоро дело наладилось и пошло как рыба в воде

У себя во дворе Мишка был как по маслу

Гости свалились как из ведра

Он всегда врёт как свои пять пальцев

Кто автор строк?
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Принакрылася сосна.

а) Никитин
б) Тютчев
в) Фет
г) Есенин

Как называется план, который помогает ориентироваться в книге?
А) аннотация
Б) послесловие
В) оглавление

Какие книги относятся к справочной литературе?

А) справочники
Б)словари
В) энциклопедии

Расшифруй фамилии авторов, напиши правильно:
сеинен, ошела, шпирнив, дорира (Есенин, Олеша, Пришвин, Родари)

        Что значит дать ребёнку почувствовать свою умелость, значимость, право на авторство? Произойдёт чудо: раскроются способности, о которых мы даже не подозревали, ребёнок начнёт успешно управляться с тем, что ему было недоступно ранее. Для ребёнка станет нормой мотив: «Если я могу это, значит я смогу и другое». И (25)если мы хотим видеть детей всесторонне развитыми, творчески способными личностями, то вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая статья "Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения".

В данной статье представлен опыт педагогической деятельности по теме самообразования....

Презентация на тему:"Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения"

Краткий обзор способов работы над развитием творческого мышления в системе РО Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова по учебнику Е. И. Матвеевой....

Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

В статье описываются методы и приёмы, которые можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе....

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

Развитие критического мышления на уроках литературного чтения при работе с литературным и художественным произведениями»

Данный мастер - класс представляет собой анализ произведений с использованием ТРКМ...