В гостях у сказки
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Морозова Светлана Николаевна

Урок внеклассного чтения или классный час во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 В гостях у сказки 

(2 класс, 1-я четверть)

Цели: познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра; развивать мышление, речь, формировать умение передавать содержание произведения; воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности.

Оборудование: выставка книг со сборниками русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, карточки с пословицами, видеокассета или диск с русской народной сказкой; на доске – названия русских народных сказок.

Ход урока

  1.   Оргмомент.
  2.  Постановка целей

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.

  1. Актуализация знаний

       Рассказ учителя:

- Ребята, когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

  Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя ее автора не запоминалось.

      Беседа.

- Как первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? (ответы детей)

- Молодцы! И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…» Продолжите пословицу хором: …намек, добрым молодцам урок.

  1. Изучение нового материала.

 - Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?

- Есть ли на обложке фамилии авторов?

- Почему?

- Иногда в книге указывается фамилия писателя, который пересказал для нас эту народную сказку.

- Перелистаем страницы книги. В нашей книге одна сказка или несколько?

Книга, в которой собраны несколько сказок, называется сборником сказок.

- Как нам найти сказку, которую мы хотим прочитать в сборнике?

- Верно, надо открыть содержание.

- Давайте найдем в содержании сказку «Волк и Коза».

-  Кто обработал сказку? (А.Н.Афанасьев)

- Давайте прочитаем сказку вместе. Я буду читать слова автора. Девочки хором – слова козы, а мальчики – слова волка.

   Работа с текстом.

- Чему учит эта сказка? Какова ее главная мысль? Подберите одну из пословиц на доске:

   Волков бояться – в лес не ходить.

   Как аукнется, так и откликнется.

   Худо тому, кто добра не делает никому.

- Чем закончилась сказка? Как волк был наказан за свое коварство? Прочитайте.

- Перечитайте начало сказки.

- Часто сказки начинаются словами «Жили-были…»Это одна из примет русских народных сказок – сказочный зачин.

- Прочитайте сказочную концовку – еще одну примету русских народных сказок.

- Какие еще приметы народных сказок вы заметили в тексте? (старинные слова) Приведите примеры. (воротится, запрут, отопрут, бирюк, волк, причитывать, брюхо, доставалися)

- В сказках встречаются устойчивые сочетания слов. Например: давным-давно, видано-невидано и др. Найдите и вы в сказке такие слова (крепко-накрепко, строго-настрого, жить-поживать)

   Сегодня на уроке мы выясним, какие еще сказки вы читали. Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы, определять главную мысль сказки.

  1. Проверка домашнего задания.

 На столах у вас лежат карточки с пословицами. Прочитайте их. Вспомните, к какой русской народной сказке подходит та или иная пословица, подтверждая главную мысль сказки?

  Работа по карточкам.  

  1. Закрепление изученного.

       - Все сказки можно условно разделить на три группы? Какие? (бытовые, о животных,  волшебные)

     - Какие волшебные персонажи встречаются нам в сказках? (Баба Яга, Жар-Птица, Сивка-Бурка и т.д.)

   Волшебные сказочные персонажи – это одна из примет народных сказок. Давайте отыщем и другие сказочные приметы.

  Работа с таблицей.

  1. Литературная игра.

  А теперь поиграем и выберем знатоков русских народных сказок.

Первый тур.

- Угадай, из какой сказки этот предмет?

Учитель показывает картинки: репа, кувшин и тарелка, печка, яйцо, стрела, гусли, яблоко, перо.

Второй тур.

- Кому принадлежат эти слова?

«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.»

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная?»

«Не пей, братец, козленочком станешь»

«Фу-фу! Русским духом пахнет!»

«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой.»

«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам!»

«Вижу-вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок!»

«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве».

Третий тур.

Разгадывание кроссворда.

Четвертый тур.

- Назовите сказки, в которых главным героем была лиса (заяц, медведь).

Пятый тур.

- Доскажи словечко:

 Курочка …, Баба …, Жар …, Иванушка …, Царевна …, Гуси …, Ковер …, Скатерть …, Сапоги…, Коза …, Лисичка …, Петушок …, Мальчик …, Змей …, Крошечка …, Василиса …,  Сивка …..

Шестой тур.

- Ответьте на вопросы:

- Чем угощала лиса журавля?

- Чем подавился петушок?

- Из чего варил кашу солдат?

- Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси-лебеди».

- Кого заморозил Мороз - Синий нос?

Награждение активных памятными медалями и дипломами.

8. Просмотр русской народной сказки (видео).

    Анализ содержания по вопросам учителя (определение главной мысли, положительные и отрицательные герои и т.д.)

  1. Итог урока.

- Итак, сегодня мы вспомнили… русские народные сказки.

- Какие признаки русских народных сказок вы знаете? (Сказочные зачин и концовка, волшебные предметы, устойчивые сочетания слов  и т.д.)

10. Домашнее задание.

Волк и коза

  Жила – была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдёт, козлятки запрут за ней избушку, а сами никуда не выходят.  Воротится коза, постучится в дверь и запоёт:

     Козлятушки, детушки,

     Отопритеся, отомкнитеся.

     Ваша мать пришла,

     Молока принесла;

     Бежит молочко по вымечку,

     Из вымечка на копытечко,

     С копытечка на сыру землю!

 Козлятки тотчас отопрут двери и впустят мать. Она покормит их и опять уйдёт в бор, а козлятки запрутся крепко – накрепко. Волк всё это и подслушал. Выждал время, и только коза в бор, он подошёл к избушке и закричал своим толстым голосом:

       Козлятушки, детушки,

       Отопритеся, отомкнитеся.

       Ваша мать пришла,

       Молока принесла…

 А козлятки отвечают:

- Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поёт тонким голоском.

 Волк ушёл и спрятался.

 Вот приходит коза и стучится:

       Козлятушки, детушки,

       Отопритеся, отомкнитеся.

       Ваша мать пришла,

       Молока принесла;

       Бежит молочко по вымечку,

       Из вымечка на копытечко,

       С копытечка на сыру землю!

  Козлятки впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть. Коза накормила их и, уходя в бор, строго – настрого наказала: коли кто придёт к избушке и станет просить толстым голосом, того ни за что не впускать в двери.

Только что ушла коза, волк прибежал к избе, и начал причитывать тоненьким голоском :

     Козлятушки, детушки,

     Отопритеся, отомкнитеся.

     Ваша мать пришла,

     Молока принесла;

     Бежит молочко по вымечку,

     Из вымечка на копытечко,

     С копытечка на сыру землю!

   Козлятки не признали волчьего голоса и отперли двери. Волк вбежал в избу, разинул свою широкую пасть и бросился на бедняжек; что ни схватит, то проглотит, - всех поел. Уцелел только один козлёночек, и тот в печь забился.

   Приходит коза. Сколько ни причитывала – никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что они отворены; в избу – а там всё пусто. Заглянула в печь и нашла одного козлёночка. Как узнала коза о своей беде, села она на лавку, начала горько плакать и причитывать:

- Ох вы детушки мои, козлятушки! На что отворялися – отпиралися злому волку доставалися?

 Услышал это волк, входит в избушку и говорит козе:

- Эх кума – кума ! что ты на меня грешишь! Неужели – таки сделаю это!   Пойдем – ка в лес погуляем.

- Нет, кум, не до гулянья!

- Пойдем! – уговаривает волк.

Пошли они в лес, нашли яму, а в той яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней ещё довольно горячих углей.

   Коза говорит волку:

- Кум давай попробуем, кто перепрыгнет через эту яму.

   Стали прыгать.  Волк прыгнул и ввалился в горячую яму; брюхо у него от огня лопнуло, и козлята выбежали оттуда, да прыг к матери. И стали жить – поживать, ума наживать, а лиха избывать.

 

 

ПОСЛОВИЦЫ

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  • За добро добром платят.

  • Робкого и тень страшит.

  • Много захочешь – последнее потеряешь.

  • Мороз невелик, а стоять не велит.

  • Жадность всякому горю начало.

  • Трусливому зайке и пенек волк.

  • Худо тому, кто добра не делает никому.

  • Готовь сани летом, а телегу зимой.

  • Ненасытному все мало.

  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.

  • Где лад, там и клад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " В гостях у сказки" ( загадки по русским народным сказкам)

Загадки по русским народным сказкам можно разбить на три раздела: первый "Узнай сказку по загадке" слайды 3 - 12, второй "Узнай сказочный предмет или персонажа" слайды 13 - 17, третий - "Загадки- обма...

В гостях у сказки! Мы в гостях у Кузи

Данная презентация помогла мен провести внеклассное мероприятие по страницам сказок.  Разработки и задания могут быть составлены самим учителям в соответствии со слайдами. Данная презентация расч...

КВН по сказкам "В гостях у сказки".1 класс.

КВН по сказкам " В госях у сказки" .1 класс....

КВН по сказкам "В гостях у сказки".1 класс.

КВН по сказкам " В госях у сказки" .1 класс....

Занятие кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Задания были следующего содержания: ...

Презентация к занятию кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Показ презентации с заданиями ...

Презентация проекта "В гостях у сказки" (по мотивам сказки С.Я.Маршака "Теремок")

Театрализованное представление отрывка из сказки Самуила Яковлевича Маршака "Теремок"....