Урок литературного чтения "Секреты чайного домика"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Жукова Нина Валентиновна

УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16

ГОРОДА БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок  литературного чтения во 2 классе «Секреты чайного домика»

УМК «Перспективная начальная школа»

Автор: ЖУКОВА НИНА ВАЛЕНТИНОВНА,

учитель начальных классов

Предмет:

Литературное чтение

Класс:

2

Учебник:

Н.А. Чураковой  «Литературное чтение 2 класс». Учебник и хрестоматия для общеобразовательных учреждений.

Тема:

«Секреты чайного домика» - 1 урок в теме: «В гостях у Барсука» (21 ч).

Представление о результатах:

Личностные результаты:

- осознание значимости чтения для дальнейшего обучения и формирования собственной позиции в жизни;

- умение эмоционально отзываться  на прочитанное.

Метапредметные результаты:

- овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного текста малой стихотворной формы, элементарными приемами интерпретации и анализа смысла хокку;

- умение вести диалог, составлять несложные монологические высказывания о хокку;

-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты:

-выпускник научится: осознанно воспринимать при прослушивании и чтении вслух текстов малой поэтической формы  хокку;

- вести диалог в ситуации анализа хокку: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль;

- устанавливать связи, не высказанные в тексте н67апрямую, понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр и язык.

- выпускник получит возможность научиться: - создавать поэтический текст по аналогии на основе авторского текста;

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста хокку и высказывать собственное суждение;

- создавать иллюстрации по содержанию хокку.

Цель урока:

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по осознанному восприятию текстов японской поэзии – хокку и овладению приемами понимания прочитанного и прослушанного текста, приемами интерпретации и анализа смысла данных произведений в ходе групповой и коллективной работы под руководством учителя.

Задачи:

  1. познакомить детей с такой малой поэтической формой, как хокку;
  2. создать ощущение, что у народов мира - единый круг ценностей: в России так же любят и ценят природу, как в Японии;
  3. привлечь эстетический опыт самого школьника для прояснения смысла этой главы учебника (На материале текста учебника и хокку поэта Исса про луну.);
  4. способствовать развитию интереса учащихся к получению знаний, опереться на опыт самого школьника: выяснить, чем пришлось любоваться ему;
  5. продолжить воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, умения общаться, считаясь с мнением одноклассника.

Оборудование

Учебник Н.А. Чураковой  «Литературное чтение 2класс», рабочая тетрадь №1;  Толковый словарь, учебник 2 часть;  букет голых веток в вазе с одним  желтым листом.

ХОД УРОКА:

Этап урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия ученика

Результат

1.

Самоопределение к деятельности

Общая установка на урок, включить учащихся в деловой ритм восприятия материала, организовать внимание

Музыкальное вступление.

Сегодня на уроке мы начнем работу по новой главе учебника. Какие знания и умения нам пригодятся в работе?

Умение работать с произведением, ориентироваться в тексте, рассуждать, знание правил читателя и слушателя

Ученики готовы к работе. Заинтересованы в получении новых знаний.

2.

Актуализация знаний

Подготовка обучающихся к восприятию новых знаний

-Давайте прочтем тему раздела.

-Как вы понимаете это предложение?

- О настоящем и ненастоящем богатстве.

Ответы учащихся.

Определили цель урока.

Определение темы урока.

3.

Постановка проблемы

Зафиксировать проблему

- Вы, наверное, поняли, о какой стране пойдет речь на сегодняшнем уроке.

- Сегодня мы попробуем войти в мир, сохранивший аромат и потаенную душу страны восходящего солнца, отразившийся в поэзии, традициях Японского народа. Японская классическая поэзия – хокку создана более 300 лет назад (в 17 веке). Всё, что странно и непонятно, необязательно должно быть скучным и неинтересным.

Главное в них – намёк. Автор намекает  на что-то, а мы должны его понять. (Презентация: слайд 1)

Чтение внешней интриги учебника с.93-96

по ходу чтения   объяснение детям, что такое Чайный домик и чайная церемония, рассказ об уроках любования, которые являются обязательными для японских школьников (Приложение 1). 

Затруднения в определении и страны, о которой звучит эта музыка.

Фиксирование затруднений.

Принятие целей урока.

4.

Открытие нового знания

Первичное чтение

Перечитывание текста и открытие новых знаний

Установка на первичное восприятие

Целостное эмоциональное восприятие

Анализ текста хокку

Воссоздание целостного образа

Чтение внешней интриги учебника с.95.

- Мальвина перечисляет все то, чем реально любуются в Японии и что нашло отражение в классической японской поэзии. Поэтические японские сборники трехстиший (хокку, или хайку) то же строятся по сезонному принципу, а внутри сезона уже можно почитать стихи про пион или хризантему, про вишню или клен. Причем у каждого крупного  мастера хокку обязательно есть стихи практически про все предметы любования (снег или пион, хризантему, вишню, клен и т.д.).

- Что такое пион?

- Но пион ведь не цветёт круглый год. В разные времена года японцы любуются разными вещами. (Презентация: 2 слайд.) Зимой объектами любования являются – зимняя слива, снег, чёрный цвет. Весной  – пение лягушек, пион, обильный дождь, цветение деревьев, ива в пуху. Летом – лотос, соловей, кукушка. Осень – жёлтые листья, хризантемы, ветер, поющие насекомые. И в течение всего года можно любоваться луной.

Чтение хокку  с.96

Задания: представить сначала уголок природы безлунной ночью, а потом — этот же уголок, но ярко освещенный луной.

- Луна  одинаково щедро освещает и деревья, и кусты, и цветы, и травинки — никто не обделен ее вниманием и ее подарками, все принимают участие в ее световом празднике.

Поиск  слова «пион» в Толковом словаре  (см. слайд 5.)

Практическая работа с текстом.

Характеристика главного героя

роверка предположений о содержании текста

Обобщение на уровне впечатлений.

5.

Динамический момент

–Вы, наверное, устали?

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

Учащиеся выполняют упражнение.

Отвлечение, снятие напряжения и утомления.

6.

Первичное закрепление

Творческая групповая работа

Анализ текста на уровне героя.

Воссоздание целостного образа фантазий героя.

- А вы можете быть поэтами? Представьте, что наш класс Чайный Домик есть кое-что, чем можно любоваться в нашем классе. Что же это?

- Попробуем сочинить хокку?

“Желтый листок
на голой ветке
как солнце освещает вокруг”.

Выполнение заданий тетради для самостоятельной работы: задание 18. с.24-25,

- Прочитайте отрывок из сказки С.Козлова «Необыкновенная весна».

- Какие растения наблюдал Ежик весной около дома?

- Зачитайте строки, в которых об этом говорится:

  - Закрасьте эти строки голубым карандашом.

- А какие чудесные образы родились в воображении Ежика?

- Зачитайте строчки, их которых это видно.

Закрасьте эти строки желтым карандашом.

-Веточки дерева в вазе с одним листочком.

- Сочинение высказывания о ветке, о листе, восхищение красотой желтого листа, коллективное сочинение стихотворения из трех строчек.

-Подснежники, одуванчики, побеги старого пня.

-Учащиеся зачитывают строки из сказки.

- Море, желтая-прежелтая Африка, лев.

-Учащиеся зачитывают строки из сказки, закрашивают.

Создание поэтического текста по аналогии с авторским текстом.

7.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученного. Обращение к личному опыту учащихся

Систематизировать полученные знания.

Чтение внешней интриги учебника на с.96-97 о том, чем любуются в поселке Мирном. Подвести к выводу, что у разных народов существует традиция любования красотой природы:

- А чем доводилось любоваться тебе?

-Есть ли у тебя любимые животные?

- Какое время года кажется тебе самым красивым?

Ответы учащихся.

Аргументация ответов.

Уточнение собственной позиции

Развитие  интереса учащихся к получению знаний

8.

Домашнее задание

Обеспечить понимание домашнего задания.

с. 93-97, читать; выполнить рисунок к хокку

9.

Рефлексия

Установление ассоциативных связей с жизненным опытом детей.

– Кто оценит свою работу на уроке на “отлично и хорошо”?

– Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?

–  На ваш взгляд, кто был самым активным на уроке?

Ответы учащихся.

Оценка и самооценка работы на уроке детьми.


Приложение 1

- Чайный домик в Японии — как маленький индивидуальный храм: место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Он пустой. Хозяин и гости сидят на полу — на циновках из соломы — татами. Очаг установлен в центре. Украшением служит лишь ваза или свиток. В Чайном домике проводится чайная церемония — определенный ритуал, когда готовится зеленый Чай (хозяин взбивает измельченный в порошок зеленый чай с кипятком специальным веничком, разливает по чашкам, раздает друзьям). Чашки, как правило, глиняные и у каждой своя форма, иногда с заливкой глазурью, иногда с росписью. Раньше специальные чашки для чайной церемонии изготавливались известными мастерами, и мастера чайной церемонии гордились тем, что у них есть какие-то особые, ценные чашки. Но ценность чашки понималась не в современном смысле слова: важно было обнаружить природные свойства глины, рассмотреть естественный затек глазури, полюбоваться рукотворностью чашки — специально  спланированной неправильностью ее формы и т.д. На чайной церемонии принято рассматривать свою чашку, пить чай крошечными глоточками, читать стихи, поддерживать неторопливую беседу, рассматривать вазу или свиток, которые помещаются в специальную нишу.

Ваза часто бамбуковая или глиняная. В ней — веточка, или цветок, или прутик — для рассматриваниями вазу, и свиток хозяин тщательно подбирает для конкретной чайной церемонии — в зависимости от того, какой теме он решил ее посвятить. Разговором, который всегда носит философско-поэтический характер, руководит хозяин.

Мастерство разговора состоит в том, чтобы все компоненты церемонии — чашки, свиток (или ваза), читаемые стихи, задаваемые вопросы, получаемые ответы — все складывалось в единую духовную ткань, проникнутую общим поэтическим смыслом. Кроме мастерства хозяина (а были и профессиональные мастера чайной церемонии), на чайной церемонии очень ценится мастерство гостя (его способность, рассматривая чашку, породить какое-нибудь точное и редкое сравнение; рассматривая свиток или росток бамбука в вазе, сделать какое-нибудь тонкое замечание, которое поддержит тему разговора и позволит открыть в ней новый аспект. ( см. слайд 3 и 4.)

Уроки  любования являются обязательными для японских школьников носят традиционный характер и связаны с общенациональными праздниками любования (весной — цветением дикой вишни сакуры, осенью — кленами). Истоком этого является древнейшее поклонение тотемным деревьям — т.е. тем деревьям, от которых, считается, произошел данный народ.

В Японии существует три важнейших понятия красоты:

ханами – любование цветами, (см. слайды 5-7.)
цукими – любование луной,

юкими – любование снегами.

- Всё, что связано с красотой прочно входит в жизнь людей Японии и Китая.

С развитием больших городов было уничтожено очень много лесов, но люди не могут жить в каменных джунглях без растений. Люди искали выход из этой ситуации и его нашли в Японии и Китае, где много людей, но мало земли. Люди находят место, где можно развести маленький садик, эти места они почитают и берегут. Если нет даже самого маленького садика, то люди покупают удивительные деревья, посаженные в цветочные горшки – это бонсай, высота которого не более 60 см. В Европу они были завезены только в XIV веке. Один цветок способен заменить японцу целый сад

Приложение 2 презентация

Источники:

  1. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение [Текст]: 2 кл.: Методическое пособие/Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская — Изд. 2-е испр. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
  2. Энциклопедический словарь, издательство «Дрофа», 2004г.
  3. Интернет-ресурсы: www.haiku.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты Чайного домика 2 класс ПНШ

В презентации собран иллюстративный материал для урока литературного чтения во 2 классе по программе Перспективная начальная школа. Материал иллюстрирует секреты любования, характерные для Японии, кот...

Урок по литературному чтению "Таинственный мир Японии. Секреты чайного домика. Хокку»

Урок для учащихся 2 класса по УМК "Перспектичная начальная школа" знакомит учащихся с японской культурой. дает  представление о жанре хокку; позволяет развивать творческое воображение и художеств...

Урок литературного чтения во 2 классе "Секреты чайного домика"

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа". Тема "Секреты чайного домика"....

Конспект открытого урока по ручному труду «Домик для собачки»

Девиз : «Мир спасет доброта»Тема: Аппликация «Домик для собачки».Цель:   познакомить с искусственным материалом – вискоза, развивать художественное во...

Проектная работа "Чайный домик"

Проектная работа в технике декупаж....

Конспект урока "Образ и характер домика сказочного героя" (2 класс, УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование представлений о разных типах построек, основных частях дома; формирование навыков работы в декоративном оформлении; совершенствование умение выстраивать по...

Тест по литературному чтению "Лесные домики"

Тест по литературному чтению позволяет проверить внимательно ли ребёнок прочитал произведение, помогает лучше запомнить его  содержание....