Статья " Обучение пересказу как одно средств развития речи "
статья по чтению (1 класс) на тему

Богадевич Надежда Антоновна

   Материал можоет быть использован для выступления на метод. объединениях, пед. советах, семинарах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья18.47 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ как ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

        

Богадевич Н. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 89 Калининского района г. Санкт-Петербурга

       Работа над пересказом в начальной школе является одним из важнейших этапов на уроках литературного чтения. Пересказывая текст, ребенок не только развивает мышление, память, увеличивает словарный запас, но и учится анализировать, выделять главное и второстепенное. На первый взгляд это кажется несложным заданием. Нужно прочитать текст, понять его содержание и рассказать своими словами. Ребенку с хорошей памятью и связной речью это сделать по силам. А вот нашим  «проблемным» детям с этим бывает не справиться. Поэтому пересказу нужно учить на каждом уроке.

      Подбирая произведения нужно учитывать, чтобы была четкая сюжетная линия, последовательность действий. Также необходимо обратить внимание на язык произведения. Он должен быть образцовый, с доступными кругозору детей словами, без сложных грамматических форм.

      Кроме того, нужно помнить, что обучение и воспитание это единый процесс. Поэтому любой выбранный текст должен учить ребенка чему-то хорошему, доброму; то есть и иметь воспитательную ценность

      При работе, как правило, возникают следующие проблемы:

- непоследовательность пересказа ( нарушение порядка событий )

- искажение сюжета

- смешение краткого и подробного пересказа ( одна часть пересказывается подробно, а другая кратко )

- ошибки в построении предложений, повторы, неправильное употребление слов.

       Здесь выделяются три общих методических условия успешности этого процесса:

      1.Правильный выбор вида пересказа.

      2. Проведение всевозможных форм подготовки к определенному виду пересказа.

      3. Правильная организация пересказа, как вида работы, на самом уроке.

     Очень важным является вопрос о выборе учителем вида пересказа. Он бывает трех видов: подробный,  творческий и сжатый (краткий).

       Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по размеру художественных произведений с четко обозначенными  логическими частями. Для учеников 1-2 классов  это самая удобная форма пересказа. Например,  рассказ В. Бианки «Приспособился». Рассказ носит научно-художественный характер. Сюжет построен, как повествование с элементами описания. Четко выделяются 3 части, что очень удобно для полного пересказа. Менее подготовленным в речевом  отношении детей можно предложить частичный пересказ: как медведь устраивал берлогу.

      Начиная с 3 класса целесообразно вводить подробный пересказ научно-познавательных текстов. Пересказу научной статьи учитель может обучать путем ответов на вопросы с выборочным чтением текста. Хороший прием- чтение по частям, озаглавливание каждой части, формулировка основной мысли, перечитывание отрывка про себя и пересказ, подражая языку текста.

     Развитию речи детей очень хорошо способствует творческий пересказ. Для этого вида пересказа следует брать такие рассказы, которые позволяют читателю представить себя в положении литературного героя. Это может быть пересказ от лица рассказчика, пересказ от лица одного из персонажей, творческие дополнения к тексту. Например,  рассказ Л. Н. Толстого можно предложить пересказать от лица мальчика, К. Паустовского «Барсучий нос» глазами мальчика,  Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» от лица уточки и т. д. Подготовка к таким пересказам предполагает установление того, какие изменения в содержание рассказа следует внести. Ведь новому рассказчику могут быть неизвестны какие-то факты. Также нужна работа по изменению грамматических форм, лица.

          Самый сложный вид пересказа – сжатый или краткий  пересказ. Обучение строится на выборе основных мыслей статьи, ключевых фраз. Такой пересказ целесообразно готовить только в классе. Необходимо выделить, что важно в прочитанном тексте, а что нет. Сокращение текста нельзя сводить к выбрасыванию отдельных предложений или абзацев. Это может привести к искажению передачи содержания. Важно научить сказать о главном по-своему. Целесообразно на первоначальном этапе готовить к краткому пересказу не весь текст, а какую-то отдельную часть. Попросить сказать ее одним предложением. Далее,  при работе над другими произведениями, предложить кратко пересказать несколько частей. Таким образом, можно подвести учеников к краткому пересказу всего текста.

        Второе условие успешного пересказа – проведение правильной подготовки  к нему. Работу следует начинать с анализа текста, характеристики главных героев, языковых особенностей произведения.  Важно помнить, что основа любого пересказа – план. В  1 классе – план в виде вопросов предлагает сам учитель. Хороший результат дает использование сюжетных картинок. Они могут быть как  нарисованы самим ребенком, так и даны в готовом виде.  Постепенно переходим к коллективному его составлению, озаглавливая части. К 4 классу ребенок должен сам делить рассказ на части  и составлять план.

             При обучении можно использовать памятку:

1. Перечитай весь рассказ и наметь для себя его части.

2. Раздели рассказ на части, отметь начало и конец каждой части ( одно часть от другой отличается содержанием ).

3.Перечитай каждую часть и озаглавь ее (вырази главное)

4. Проверь себя (перечитай план; убедись, что заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

      Для подготовки к пересказу можно использовать и ключевые слова и словосочетания, которые либо даются детям в готовом виде, либо выделяются вместе с учителем. Например, при работе над рассказом Е. Чарушина «Страшный рассказ»,  выделяются слова: на даче, шуршит, топает, зажгли свет, свернулся шариком, ежик.  Они  помогут ребенку вспомнить  содержание текста и правильно пересказать его.

    Третье условие – правильная организация самого пересказа, как вида работы на уроке. Возможны следующие приемы:

     -постановка интересной цели ( например, перескажите «Страшный рассказ» младшей сестренке или брату )

    -вовлечение в работу всего класса ( Что пропущено?  Лишнее? )

     -пересказ цепочкой и т. д.        

         То есть успешность пересказа обеспечивают избирательность приемов работы, нацеленность на усвоение текста, выявление тех достоинств  произведения, которые помогут пересказу.

          Таким образом, работа над пересказом занимает важное место в работе  по развитию речи ребенка. Когда ученик является не только читателем и слушателем литературных произведений, но и рассказчиком, усиливается воздействие на его личность, развивается речь, память, внимание. Работу над пересказом необходимо использовать не только на уроках литературы и русского языка, но и окружающего мира, ОРКСЭ путем включения специальных развивающих упражнений.

    Литература:

1. Т. А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи» С-Пб «Детство-Пресс» 1998г.

2. А. М. Бородич «Методика развития речи детей» Москва 1981г.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ как средство развития речи учащихся. Виды пересказов.

Пересказ  тесно  связан  с  развитием  речи  учащихся.  Для  того,  чтобы  речь  детей  развивалась,  они  должны  чётко...

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...

Статья " Театральная деятельность как средство развития речи младших школьников"

Театральная деятельность на логопедических занятиях обогащает и активизирует словарный запас обучающихся, развивает монологическую и диалогическую речь, даёт возможность связно и выразительно пересказ...