Урок чтения "Стихи русских поэтов 19 века о природе родного края", 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Ермилова Наталья Николаевна

Урок литературного чтения в 4 классе обобщает знания учащихся о стихах русских поэтов 19 века.  На данном  уроке дети самостоятельно обобщают полученные знания, не боятся высказывать свою точку зрения, учатся работать в группе, «открывают» учебные (предметные) понятия оценивают результаты своего труда. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_4_kl.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: с применением информационных технологий, парной и групповой работы

Дидактические цели:

  1. Образовательные: 
  • обобщить знания детей о стихах русских поэтах 19 века;
  • отрабатывать умения определять автора по строкам из его произведения;
  • совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;
  • ввести новый приём «аллитерация».
  1. Развивающие: 
  • создавать условия для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать);
  • развивать речь у детей,  виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;
  • обогащать словарный запас учащихся.
  1. Воспитательные: 
  • создавать условия для воспитания таких качеств личности, как взаимопомощь, сопереживание, сочувствие;
  • показать значимость нравственной категории «человечность»;
  • формировать интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация с видеороликом с музыкальным сопровождением, карточки для групповой работы, портреты поэтов:  И.С. Никитина, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, Е.А.Баратынского, А.Н.Плещеева, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина; книги русских поэтов; карточки со словами "рифма", "интонация", "поэзия", "аллитерация", "олицетворение", "метафора"; рисунки учащихся к произведениям русских поэтов; карточки со словами для речевой разминки; оценочный лист; словарь настроений, толковый словарь русского языка С.И Ожегова.

Организация рабочих мест: парты расставлены по группам (2 группы); на столах  карточки – схемы; оценочный лист; словари настроений;  учебник "Литературное чтение" (авт. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий)

Рекомендации по составу группы: группы сборные, в каждой должен быть и слабый, и сильный ученик.

Подготовка детей к уроку: деление учащихся на группы, подборка книг поэтов 19 века, иллюстрации к изученным произведениям.        

                 

                                                         Ход урока:

I. Организационный момент.

 -  Все ли готовы к уроку? Передадим хорошее настроение своему соседу по парте хлопком в ладони.

- Как вы думаете, ребята, что нам пригодится для успешной работы на уроке?  (ответы учащихся:  знания, умение рассуждать, взаимовыручка и самооценка)

- Улыбнёмся друг другу. Желаю всем удачи на уроке литературного чтения.

II. Проверка домашнего задания.

          А сейчас обратимся к вашему домашнему заданию. Расскажите,  к какому стихотворению    нарисовали рисунок и назовите автора. С каким настроением вы работали? Какое время года передали?  Оцените свой ответ, поставив в оценочный лист отметку за этот вид деятельности. (Ученики представляют свои рисунки, оценивают свой ответ)

     (Приложение 1)

        

III. Актуализация опорных знаний.  

  1. Возникновение проблемной ситуации.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Сегодня мы завершаем путешествие по миру поэзии.  Как вы думаете, что такое поэзия? (Ответы детей: Стихотворное  творчество;  стихи, написанные поэтами)

- Прочитайте предложения.

<Слайд 1>

Поэзия летнего утра.
Поэзия зимнего дня.
Поэзия родной природы.

- Замените слово "поэзия" словом красота. Прочитайте предложения.

- Что вы теперь скажете о поэзии?

- Сколько значений слова "поэзия" знаем теперь?

2. Работа со словарем

- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

(Учитель зачитывает значения слова «поэзия» из словаря С.И.Ожегова: изящество и красота, возбуждающее чувство очарования)

-Известный педагог Василий Сухомлинский писал: (Учитель читает слова на слайде)

<Слайд 2>

 «Кто был  глух к природе с детства, в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и просто человечность».

3. Сообщение темы урока

- Какая проблема вытекает из этого высказывания? (Проблема человечности)

- Как вы думаете, можно ли её решить? Кто нам её может помочь  решить?  (поэты)

- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Дети называют тему урока.

<Слайд 3>

 «Стихи русских поэтов 19 века о природе родного края» (звучит музыка)

 

   IV. Постановка учебной задачи и включение нового знания в систему знаний и повторения.    

  1. Цели и задачи урока

- Итак, сегодня мы повторим и обобщим знания о произведениях русских поэтах 19 века, вспомним средства и приёмы лирического произведения, позволяющие развивать у нас чувства чуткого отношения к красоте родной природы, Родине, познакомимся с новым приёмом аллитерация.

  2. Речевая разминка.  Дикционные упражнения.

- Я предлагаю вам упражнение для дикции.

- Читаем по указке молча, шепотом, тихо, громко.

Шум, блеск, всплеск, гам,
Гром, треск, плеск, трам!

- Похожи ли эти строки на стихотворение? Если да, почему?

- Один из признаков стихотворения рифма.

- Назовите ещё один признак стихотворения? (интонация).

- Прочитаем строки, выделив первое слово. Попытайтесь передать радость.

- Читаем с интонацией удивления, выделяя четвёртое слово.

(Вывешиваются слова "рифма", "интонация")

V. Обобщение знаний и открытие нового знания.

  1. Выявление познавательного интереса

<Слайд 4>

-   В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем времена года… Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют времена года поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.

- Есть ли у вас любимые стихи о природе? Назовите автора. Прочитайте наизусть.

2. Выразительное чтение стихов наизусть

(Чтение стихов учащимися:  Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», И.С.Никитин  «Встреча зимы», А.А. Фет  «Весенний дождь»).

- Оцените свои ответы (Работа с оценочным листом)

3. Выявление читательского опыта. Развитие навыков говорения.

-  Назовите произведения, с которыми познакомились в разделе «Поэтическая тетрадь» (Учащиеся называют произведения)

- Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь?» (это стихи о природе)

4. Групповая работа. Видеоролик с вопросами от учителей русского языка и литературы по изученным произведениям.

- Ребята, сегодня к вам обратятся учителя литературы старших классов с вопросами, позволяющими дать ответ, работая в группе.

- Работая в группе, нужно помнить о взаимном уважении  друг к  другу, выслушивать мнение товарищей, приходить к единому ответу.

- Итак, вы готовы? Тогда начнём?

<Слайд 5>  Видео-вопрос 1. 

- Из какого стихотворения взяты эти строки:

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.      

(Иван Савич Никитин «В синем небе плывут над полями»…)

- Оцените свои ответы (Работа с оценочным листом)

<Слайд 6>  Видео-вопрос 2.

- Найдите олицетворение. Что оно помогает почувствовать и понять?

(шаром встаёт;  лес обдаёт; восхищение поэта природой).

- Ребята 1 группы  прочитают выразительно всё стихотворение (чтение стихотворения по цепочке)

- Оцените свои ответы (Работа с оценочным листом)

<Слайд 7>  Видео-вопрос 3. 

- Какие приёмы помогают Евгению Абрамовичу Баратынскому создать торжественное настроение в стихотворении «Весна, весна! Как воздух чист!»…

(Много восклицательных предложений, повторы, короткие слова, которые не употребляются в повседневной жизни, а только в книжной речи)

- Послушаем ребят 2 группы. Постарайтесь передать торжественное настроение этого стихотворения (чтение стихотворения в парах)

- Оцените свои ответы (Работа с оценочным листом)

<Слайд 8>  Видео-вопрос 4.

- Почему слово «Осень» Иван Алексеевич Бунин пишет с большой буквы? (Автор одушевляет осень, сравнивает её со вдовой, использует приёмы олицетворения и сравнения)

- Оцените свои ответы (Работа с оценочным листом)

<Слайд 9>  Видео-вопрос 5.

- Чего он достигает необычным изображением осени?

(Эти приёмы помогают ему нарисовать живой и печальный образ вдовы-Осени и дать всем понять, что красота осени недолговечна)

- Зачитайте отрывок об образе вдовы – Осени. Почему её так назвал автор? (выборочное чтение)

- Оцените свои ответы (Работа с оценочным листом)

5. Знакомство с новым приемом

-  Прочитайте последние восемь строк стихотворения (жужжащее чтение).

-  Какие согласные звуки повторяются? (Ш-ш-ш-ш.)

-  Этот приём повторения согласных звуков для усиления выразительности речи называется  

   аллитерация. 

VI.  Минутка отдыха.

Звучит музыка,  ребята выполняют плавные  движения похожие на явления природы: летят и падают снежинки,  кружатся листики, идёт дождь….

<Слайд 10>

  - Настала минутка отдыха. Представьте, что вы часть природы, также летите,  как снежинки, кружите, как листики и как дождик капаете по крышам.

 

 VII. Первичное закрепление нового знания. Работа с учебником.  Работа в парах.

- Откройте учебник на стр.154.

- Найдите задание 3. Прочитайте, подготовьте выразительное чтение стихотворных строк в парах, назовите авторов следующих строк и найдите аллитерацию.

                                        Здравствуй, гостья зима!

                                        Просим милости к нам

                                        Песни севера петь

                                        По лесам и степям.     (И.С.Никитин «Встреча зимы», с-с-с-с)

- Оцените свои ответы (Работа с оценочным листом)

VIII.  Коллективная работа всех групп. Заполнение схемы в карточке.

  1. Рассматривание картин известных художников о природе

<Слайд 11, 12, 13, 14>

- Посмотрите на картины. Перед вами картины великих русских художников А.Саврасов
«Грачи прилетели», И.Левитан «Большая вода»,
 И.Левитан «Март», Исаак Левитан «Осень».

- Какие чувства вызывают у вас эти картины? (чувства гордости за нашу природу, за её красоту, чувства гордости за свою великую Родину)

<Слайд 15>

- Обратимся к словам на слайде

 (Человек может быть счастлив только тогда, когда он живёт в гармонии с природой. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Любите природу и свою Родину!)

 2. Работа  в группах по карточке-схеме.

- Какими словосочетаниями могли бы дополнить схему “Родина”?

(Моя деревня,  мой дом родной,  милее нет,…..(Родины моей) (Приложение 2)

- Прочитайте схему «Родина»

- Оцените свои ответы (Работа с оценочным листом)

<Слайд 16>

3. Вывод.

- Как вы понимаете пословицу: «Нет на свете ничего краше, чем Родина наша»? (ответы детей)

- И художники, и поэты рисуют картины. Изображая красоту природы, родного края художники пользуются красками, а поэты рисуют словами.

IX. Выполнение компьютерного теста «Поэты 19 века о природе родного края»

        Учащиеся работают за компьютерами, выполнят тест закрытого типа средствами текстового процессора Word с установкой флажковой формы. Учащиеся отвечают на вопросы «Кто из поэтов написал эти строки?» и выбирают вариант ответа «Да» или «Нет».

X. Оценивание учащихся

( работа с оценочным листом, самооценка учащихся)

XI. Рефлексия деятельности (итог урока).  

1. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-  Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

- Обратите внимание на выставку книг. Произведений русских поэтов о природе очень много. Я думаю, вы ещё не раз воспользуетесь лирическими произведениями.

<Слайд 17>

- У вас, ребята, есть уникальная возможность в детском возрасте развивать умение чуткого отношения к красоте родной природы, Родине  именно через поэзию. Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют времена года поэты, мы с вами станем богаче

2. Работа со словарем настроений

- Предлагаю вам в словарике настроений отметить своё настроение, которое у вас возникало в течение всего урока и хочу поблагодарить всех за хорошую работу. (Приложение 3)