Главные вкладки

    Рабочая программа по курсу "Брянский край" 2 класс "Природа родного края"
    рабочая программа (2 класс)

    Воробьёва Лариса Васильевна

    Курс "Брянский край"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon priroda_rodnogo_kraya.doc132 КБ

    Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Троснянская средняя общеобразовательная школа

    «Рассмотрено»

    Руководитель МО:

    __________/Е. В. Малкина/

    Протокол № 1  

    от «26»  августа  2018г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР             /Л. В. Воробьева/

     «29»августа 2018г.

             «Утверждаю»

    Директор ……  /И. Н. Курашова/

    Приказ № _____ от «31» августа 2018г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ

     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА

    Счастливцевой Нины Сергеевны,

    Ф.И.О., категория

    учителя, первой квалификационной категории

    кружка «Занимательная математика», 6 класс

    предмет, класс

                                                                                                               Рассмотрено на заседании

                                                                                                          педагогического совета

                                                                                                          протокол №1

                                                                                                                от «30» августа 2018г.

    2018-2019учебный год                                      

    Планируемые результаты изучения курса

    Личностными результатами изучения курса являются:

    •  интерес к познанию мира природы;
    •  потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
    • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
    • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

    Метапредметными результатами изучения курса «Природа родного края» являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
    • проговаривать последовательность действий на уроке;
    • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
    • учиться работать по предложенному учителем плану.

    Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

    Познавательные УУД:

    • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
    • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

    Коммуникативные УУД:

    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
    • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
    • выразительно читать и пересказывать текст;
    • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
    • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

    Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

    Предметными результатами изучения курса «Природа родного края» является знание наиболее типичных представителей животного мира России, Брянской области;

    • какую пользу приносят представители животного мира;
    • некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
    • планета Земля - наш большой дом;
    • Солнце - источник жизни на Земле;
    • неживое и живое в природе Брянской области;
    • основные группы растительных и животных организмов Брянской области и их приспособленность к условиям существования (примеры);
    • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
    • самоценность любого организма;
    • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
    • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
    •  многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
    •  основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
    • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
    •  человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
    •  условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
    • различия съедобных и несъедобных грибов;
    • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
    • способы сохранения окружающей природы Брянской области;
    • что такое наблюдение и опыт;
    • экология - наука об общем доме;
    • экологически сообразные правила поведения в природе.

    Умения:

    - узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;

    -ухаживать за домашними животными и птицами;

    • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
    • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
    • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
    • составлять экологические модели, трофические цепи;
    • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
    • заботиться о здоровом образе жизни;
    • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
    • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

    -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

    • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
    • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
    • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
    • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

    Содержание учебного курса

    Тема 1 Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы.

    Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес»

    В гостях у осени 9ч

    Тема 2. Вводное занятие: В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

    Тема 3. В царстве растений Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах - «Раскрась»

    Тема 4. Осенние прогулки по брянскому лесу. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

    Тема 5. Загадки. Пословицы, поговорки об осени Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

    Тема 6. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления детей о приспособлениях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику»  

    Тема 7. В царстве рыб Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку»

    Тема 8. Народные приметы осени Неживая и живая природа.

    Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня».

    Тема 9. Происхождение названий месяцев. Чтение сказки «12месяцев» С.Маршака. Беседа о месяцах. Легенда происхождения названий. Деление на составные части. Инсценировка эпизода сказки.

    Тема 10. Викторина «Что? Где ? Когда?» на тему «ОСЕНЬ»  Итоговое повторение материала по разделу «В гостях у осени»

    В гости к зиме 8ч

    Тема 11. В гости к зиме. Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра: «Поле чудес»

    Тема 12Народный зимний календарь Предсказание погоды по народным приметам

    Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

    Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.

    Тема 13.. Для самых любознательных. Новый год 

    работа над скороговорками и народными приметами.

    Тема 14. Зимние слова. Февраль в народном календаре 

    Игра – викторина «Зимние слова»

    Тема 15. Жизнь животных зимой Кабан - дикий родственник домашней свиньи.

    Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан». Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

    Тема 16. Для самых любознательных. Красная книга Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)

    Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области.  Разгадывание загадок.

    Тема 17. Растения зимой Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время.

    Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

    Тема 18.  Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы»

     В гости к весне 9ч

    Тема 19. В гости к весне. К истокам слова Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок

    Тема 20.. Растения весной Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.

    Тема 21. Первоцветы Брянского края Подготовка и проведение акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов).

    Тема 22. Береза-символ России. Иллюстрации на тему, аппликации «Берёза – родное дерево»

    Тема 23. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья 

      Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН - крылатая компания. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах Брянской области.

    Тема 24. . Верные друзья 

    Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

    Тема 25Звери весной 

    Конкурс знатоков жизни лесной.

    Тема 26 Проснулись ящерицы, змеи, лягушки 

    Викторина «Кто это?»

    Тема 27.. Первые насекомые 

    Конкурс рисунков «Мир бабочек»

    В гостях у лета 7ч

    Тема 28. В гостях у Лета. К истокам слова 

    Признаки лета. Лето в брянском краю. Виртуальная  экскурсия «Вот оно, какое наше лето!»

    Тема 29. Признаки хорошей погоды. Ненастья Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

    Тема 30. Как образуется дождь? 

    Составление схемы образования дождя. Составление загадок о дожде.

    Тема 31 Почему бывают грозы? 

    Просмотр видеофильма «Почемучкам о грозе». Правила поведения во время грозы.

    Тема 32.. Отчего бывает радуга?

    Просмотр видеофильма «Почемучкам о радуге». Игра «Разноцветная радуга»

    Тема 33 Охраняемые природные территории и объекты.

    Виртуальная экскурсия в заповедник «Брянский лес»

    Тема 34.. Игра – путешествие «Природа родного края» Итоговое повторение, изученного материала  за год.

    Формы  организации деятельности учащихся.

    Программа предусматривает различные формы и методы работы:

    • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
    • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
    • практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

     Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.         

    Календарно – тематическое планирование

    № урока

    Дата проведения

    Количество часов, отводимых на освоение  темы

    Раздел (количество часов)

    Тема урока

    По плану

    фактически

    1

    07.09

    1

    Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы

    9

    В гостях у осени.(9часов)

    2

    14.09

    1

    В гостях у осени.

    3

    21.09

    1

    В царстве растений.  Экскурсия.

    4

    28.09

    1

    Осенние прогулки по брянскому лесу.

    5

    05.10

    1

    Загадки. Пословицы, поговорки об осени

    6

    12.10

    1

    В царстве животных. Кто и как готовится к зиме.

    7

    19.10

    1

    В царстве рыб

    8

    26.10

    1

    Народные приметы осени

    9

    02.11

    1

    Происхождение названий месяцев.

    10

    16.11

    1

    Викторина «Что? Где ? Когда?» на тему «ОСЕНЬ»

    8

    В гости к зиме(8 часов)

    11

    23.11

    1

    В гости к зиме

    12

    30.11

    1

    Народный зимний календарь

    13

    07.12

    1

    Для самых любознательных. Новый год

    14

    14.12

    1

    Зимние слова. Февраль в народном календаре

    15

    21.12

    1

    Жизнь животных зимой

    16

    28.12

    1

    Для самых любознательных. Красная книга

    17

    11.01

    1

    Растения зимой

    18

    18.01

    1

    Зимние мотивы-стихи, песни, забавы

    9

    В гости к весне (9 часов)

    19

    25.01

    1

    В гости к Весне. К истокам слова

    20

    01.02

    1

    Растения весной

    21

    08.02

    1

    Первоцветы Брянского края

    22

    15.02

    1

    Береза-символ России.

    23

    22.02

    1

    Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья

    24

    01.03

    1

    Верные друзья

    25

    08.03

    1

    Звери весной

    26

    15.03

    1

    Проснулись ящерицы, змеи, лягушки

    27

    22.03

    1

    Первые насекомые  

    7

    В гостях у лета.(7 часов)

    28

    05.04

    1

    В гостях у Лета. К истокам слова

    29

    12.04

    1

    Признаки хорошей погоды. Ненастья

    30

    19.04

    1

    Как образуется дождь?

    31

    26.04

    1

    Почему бывают грозы?

    32

    03.05

    1

    Отчего бывает радуга?

    33

    10.05

    1

    Охраняемые природные территории и объекты.

    34

    17.05

    1

    Игра - путешествие « Природа родного края»

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР                     _________/Л. И. Сивакова/

     «__»____________20___г.

    «Утверждаю»

    Директор  __________/И. Н. Курашова/

    Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

    Лист корректировки Рабочей  программы

    внеурочной деятельности педагога

    Воробьевой Ларисы Васильевны

    Ф.И.О.

    природа родного края, 2 класс

    предмет, класс

    № урока по тематическому планированию

    До корректировки

    Способ корректировки

    После корректировки

    Тема урока

    Кол-во часов

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата урока


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа "Люби ,цени и изучай родной край"

    Главной задачей этой программы является духовно-нравственное развитие и воспитание ,положенное в основу Госстандарта образования Цель программы:формирование у младших школьников черты гражданственнос...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

    Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...

    рабочая программа по курсу Изучаем природу родного края 1-4 класс

    разработка программы по курсу внеурочной деятельности " Изучаем природу родного края! 1-4 класс...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мой родной край»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  « Мой родной край »Срок реализации программы: 4 годаВозраст обучающихся: 7-11лет...

    Рабочая программа по курсу краеведения «Знатоки родного края» (внеурочная деятельность)

    Рабочая программа по курсу краеведения  «Знатоки родного края»   1, 2, 3   класс (внеурочная деятельность) Калининградская область....