Главные вкладки
Рабочая программа по курсу "Брянский край" 2 класс "Природа родного края"
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Троснянская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО: __________/Е. В. Малкина/ Протокол № 1 от «26» августа 2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР /Л. В. Воробьева/ «29»августа 2018г. | «Утверждаю» Директор …… /И. Н. Курашова/ Приказ № _____ от «31» августа 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Счастливцевой Нины Сергеевны,
Ф.И.О., категория
учителя, первой квалификационной категории
кружка «Занимательная математика», 6 класс
предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1
от «30» августа 2018г.
2018-2019учебный год
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса являются:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметными результатами изучения курса «Природа родного края» являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Природа родного края» является знание наиболее типичных представителей животного мира России, Брянской области;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе Брянской области;
- основные группы растительных и животных организмов Брянской области и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы Брянской области;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Умения:
- узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Содержание учебного курса
Тема 1 Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы.
Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес»
В гостях у осени 9ч
Тема 2. Вводное занятие: В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 3. В царстве растений Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 4. Осенние прогулки по брянскому лесу. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Тема 5. Загадки. Пословицы, поговорки об осени Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 6. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления детей о приспособлениях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. В царстве рыб Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Народные приметы осени Неживая и живая природа.
Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня».
Тема 9. Происхождение названий месяцев. Чтение сказки «12месяцев» С.Маршака. Беседа о месяцах. Легенда происхождения названий. Деление на составные части. Инсценировка эпизода сказки.
Тема 10. Викторина «Что? Где ? Когда?» на тему «ОСЕНЬ» Итоговое повторение материала по разделу «В гостях у осени»
В гости к зиме 8ч
Тема 11. В гости к зиме. Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра: «Поле чудес»
Тема 12Народный зимний календарь Предсказание погоды по народным приметам
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.
Тема 13.. Для самых любознательных. Новый год
работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 14. Зимние слова. Февраль в народном календаре
Игра – викторина «Зимние слова»
Тема 15. Жизнь животных зимой Кабан - дикий родственник домашней свиньи.
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан». Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 16. Для самых любознательных. Красная книга Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области. Разгадывание загадок.
Тема 17. Растения зимой Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время.
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Тема 18. Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы»
В гости к весне 9ч
Тема 19. В гости к весне. К истокам слова Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок
Тема 20.. Растения весной Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.
Тема 21. Первоцветы Брянского края Подготовка и проведение акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов).
Тема 22. Береза-символ России. Иллюстрации на тему, аппликации «Берёза – родное дерево»
Тема 23. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН - крылатая компания. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах Брянской области.
Тема 24. . Верные друзья
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 25Звери весной
Конкурс знатоков жизни лесной.
Тема 26 Проснулись ящерицы, змеи, лягушки
Викторина «Кто это?»
Тема 27.. Первые насекомые
Конкурс рисунков «Мир бабочек»
В гостях у лета 7ч
Тема 28. В гостях у Лета. К истокам слова
Признаки лета. Лето в брянском краю. Виртуальная экскурсия «Вот оно, какое наше лето!»
Тема 29. Признаки хорошей погоды. Ненастья Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Тема 30. Как образуется дождь?
Составление схемы образования дождя. Составление загадок о дожде.
Тема 31 Почему бывают грозы?
Просмотр видеофильма «Почемучкам о грозе». Правила поведения во время грозы.
Тема 32.. Отчего бывает радуга?
Просмотр видеофильма «Почемучкам о радуге». Игра «Разноцветная радуга»
Тема 33 Охраняемые природные территории и объекты.
Виртуальная экскурсия в заповедник «Брянский лес»
Тема 34.. Игра – путешествие «Природа родного края» Итоговое повторение, изученного материала за год.
Формы организации деятельности учащихся.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Количество часов, отводимых на освоение темы | Раздел (количество часов) Тема урока | |
По плану | фактически | |||
1 | 07.09 | 1 | Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы | |
9 | В гостях у осени.(9часов) | |||
2 | 14.09 | 1 | В гостях у осени. | |
3 | 21.09 | 1 | В царстве растений. Экскурсия. | |
4 | 28.09 | 1 | Осенние прогулки по брянскому лесу. | |
5 | 05.10 | 1 | Загадки. Пословицы, поговорки об осени | |
6 | 12.10 | 1 | В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. | |
7 | 19.10 | 1 | В царстве рыб | |
8 | 26.10 | 1 | Народные приметы осени | |
9 | 02.11 | 1 | Происхождение названий месяцев. | |
10 | 16.11 | 1 | Викторина «Что? Где ? Когда?» на тему «ОСЕНЬ» | |
8 | В гости к зиме(8 часов) | |||
11 | 23.11 | 1 | В гости к зиме | |
12 | 30.11 | 1 | Народный зимний календарь | |
13 | 07.12 | 1 | Для самых любознательных. Новый год | |
14 | 14.12 | 1 | Зимние слова. Февраль в народном календаре | |
15 | 21.12 | 1 | Жизнь животных зимой | |
16 | 28.12 | 1 | Для самых любознательных. Красная книга | |
17 | 11.01 | 1 | Растения зимой | |
18 | 18.01 | 1 | Зимние мотивы-стихи, песни, забавы | |
9 | В гости к весне (9 часов) | |||
19 | 25.01 | 1 | В гости к Весне. К истокам слова | |
20 | 01.02 | 1 | Растения весной | |
21 | 08.02 | 1 | Первоцветы Брянского края | |
22 | 15.02 | 1 | Береза-символ России. | |
23 | 22.02 | 1 | Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья | |
24 | 01.03 | 1 | Верные друзья | |
25 | 08.03 | 1 | Звери весной | |
26 | 15.03 | 1 | Проснулись ящерицы, змеи, лягушки | |
27 | 22.03 | 1 | Первые насекомые | |
7 | В гостях у лета.(7 часов) | |||
28 | 05.04 | 1 | В гостях у Лета. К истокам слова | |
29 | 12.04 | 1 | Признаки хорошей погоды. Ненастья | |
30 | 19.04 | 1 | Как образуется дождь? | |
31 | 26.04 | 1 | Почему бывают грозы? | |
32 | 03.05 | 1 | Отчего бывает радуга? | |
33 | 10.05 | 1 | Охраняемые природные территории и объекты. | |
34 | 17.05 | 1 | Игра - путешествие « Природа родного края» |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _________/Л. И. Сивакова/ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор __________/И. Н. Курашова/ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
Лист корректировки Рабочей программы
внеурочной деятельности педагога
Воробьевой Ларисы Васильевны
Ф.И.О.
природа родного края, 2 класс
предмет, класс
№ урока по тематическому планированию | До корректировки | Способ корректировки | После корректировки | |||
Тема урока | Кол-во часов | Тема урока | Кол-во часов | Дата урока | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Главной задачей этой программы является духовно-нравственное развитие и воспитание ,положенное в основу Госстандарта образования Цель программы:формирование у младших школьников черты гражданственнос...
Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...
разработка программы по курсу внеурочной деятельности " Изучаем природу родного края! 1-4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Мой родной край »Срок реализации программы: 4 годаВозраст обучающихся: 7-11лет...

Рабочая программа по курсу краеведения «Знатоки родного края» 1, 2, 3 класс (внеурочная деятельность) Калининградская область....

историческое краеведение...