РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мой родной край»
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Метальникова Нина Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  « Мой родной край »

Срок реализации программы: 4 года

Возраст обучающихся: 7-11лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 « Мой родной край »

Срок реализации программы: 4 года

Возраст обучающихся: 7-11лет

                                                                             

                                                                           

        

                                                                    Самара

                                                      2014

1.Пояснительная записка

Актуальность. Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. 

Программа модифицирована на основе  «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. и авторской программы С.П. Казачковой / Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011.

 Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Ощутимый вклад в формирование  гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру должна внести современная школа.  

Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности.

В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных образовательных стандартов.

В основе программы лежат следующие направления: нравственное  и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.

Нравственный аспект  способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др.

Гражданско-правовое направление  позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего города, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.

Программа курса «Мой родной край» является пропедевтической для обучения учащихся демократическим ценностям и правам человека в основной и средней школе.

Программа интегрированного курса «Мой родной край» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Цель программы

Цель программы – способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.

Основные задачи:

  • формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;
  • формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
  • способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;
  • получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов  учебного плана);
  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам станицы, города, района, изучения  учебных дисциплин);
  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Самарского края, (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, изучения вариативных учебных дисциплин);
  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного  участия в социальных проектах и мероприятиях)
  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).

          Организация занятий:

Программа предусматривает  4  года обучения  с  1 по 4 класс   образовательных учреждений. Программа составлена из расчёта 1 час в неделю для 1 класса - 33 занятия , на 2-4 год обучения отводится  по  35 часов  (1 час в неделю).

Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденных тем.

         В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей.)

Организационно-методические условия

В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:

  • системность;
  • единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
  • стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
  • постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.

                                     Методы и формы обучения

Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы.  Формой  проведения становятся нетрадиционные уроки, построенные как урок-путешествие.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Всего  часов

теория

Практич.

1 класс

1

«Школа – мой дом родной».

11

5

6

Осознать свою новую роль - «школьник».

Развивать аналитико-синтетическое восприятие.

Учиться работать в парах. Формировать  толерантные отношения к другим людям. Уметь находить  структурно-речевые связи между высказываниями, разрешать конфликтные ситуации.

Воспитывать чувства дружелюбия, справедливости, уважения друг к другу, самостоятельность.

Воспитывать бережное отношение и уважение  к книге; школьному имуществу;  внимательное отношение к ученикам и учителям. Знать  права и обязанности школьника.

2

«Я - мы» (гражданское отношение к коллективу).

6

3

3

Уметь определять  свою роль в обществе, выполнять.   Формировать  нравственные чувства и понятия.

Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.  Научиться смотреть на себя  со стороны.

Анализировать своё поведение.

Уметь находить в различных ситуациях не только отрицательные моменты, но и положительные, рассматривать ситуацию с разных точек зрения.

Определять и оценивать поступки героев различных ситуаций с точки зрения этики;  основные понятия курса, уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях.

3

 «Я и моя семья».

10

5

5

Знать и защищать  свои права и права других людей, уметь определять ситуации, где нарушаются права человека. На примере литературных героев учиться отстаивать свои права. Уметь определять  свою роль в обществе, выполнять обязанности.

 Уметь находить в различных ситуациях не только отрицательные моменты, но и положительные, рассматривать ситуацию с разных точек зрения.

Формировать первичные представления о толерантности как качестве личности.

Воспитывать чувство терпимости к людям.

4

«Самара – моя маленькая Родина».

7

3

4

Знать название своего города, достопримечательности,  историю своего города. Определять и оценивать поступки героев.

Итого:

33

14

17

2 класс

1

Самара – моя маленькая Родина.

10

5

5

Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условия её реализации.

Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства.

 

2

Я и моя семья.

5

2

3

Изучить историю своей семьи.

3

Самарский край – моя Родина.

8

4

4

Территория и географическое положение города. Знакомство с картой города, границы, история образования.  

4

Самара – столица области.

6

3

3

Знать историю возникновения города, достопримечательности Самары.  Формирование интереса к изучению истории, культуры родного города.

3

Улицы города.

6

3

3

Знать   названия улиц города, знакомство с их историей. Знакомство с   историческими объектами, мемориальными досками.

Итого:

35

17

18

3 класс

1

«Горжусь тобой -  мой Самарский край».

12

6

6

Знакомство с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края.Воспитание любви и чувства гордости к своему краю

2

 Самарский край – родимая земля.

8

4

4

Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.

3

Народные мастера  Самарской области.

8

4

Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края.Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным  культурным ценностям; бережного отношение к природе,  умения видеть и понимать красоту родной природы.

4

Моя семья.

7

3

4

Слушать и понимать речь других людей. 

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний,обсуждать полученные сведения по данной теме.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

Итого:

35

3

3

4класс

1

Я – житель Самарского края.

9

4

5

Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия.

Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Осознанно и произвольностроить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

2

Самарский край - многонациональный край.

10

5

5

Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условия её реализации.

Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

Работать по предложенному плану,использовать необходимые средства.

2

Мой город-Самара

8

4

4

Делать предварительный отбор источников информации для  решения задачи.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные выводы.

4

Держись православия – веры наших предков.

 8

  4

 4

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в храме.

Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Итого:

35

17

18

Содержание программы.

1 год  обучения: (33 часа)

I раздел  «Школа – мой дом родной»- 11 ч.

Я  школьник. Я среди других. История гимназии. Герб, гимн гимназии. Школа – мой дом   родной и я хозяин в нём (дискуссия о бережном отношении к школьному имуществу). « Книги - реки, наполняющие Вселенную мудростью…» (экскурсия в библиотеку). Акция «Наш чистый школьный двор». Учителя и ученики. Поведение в школе. Правила поведения в столовой, на спортивной площадке, на лестнице. Общение со сверстниками, уважение друг к другу.

II раздел «Самара - моя маленькая Родина»  – 6 ч.

Экскурсия в Самарский историко-краеведческий музей.   Достопримечательности г.Самары.

Пою моё Отечество (конкурс патриотических стихотворений).

III  раздел «Я и моя семья» - 10 ч.

Я и моя семья. Семейные традиции. Что  значит дружная семья? Труд в семье. Дружная семья: отдыхаем вместе. Труд родителей.  Золотые бабушкины руки (акция ко дню пожилого человека, конкурс стихов). День матери (праздник). Боевой путь моих родственников (встреча с участниками ВОВ). Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи (совместные спортивные соревнования).                                                                                                   

 IV раздел «Самарский край – моя   Родина» - 6ч.

 Экскурсия в музей. Из истории Самары. Символика Самарского края. Герб Самарского края. Гимн Самарского края.

 

2  год  обучения:(34 часа)

I раздел «Самара – моя маленькая Родина»- 10 ч.

История родного города. Герб, гимн, флаг г.Самары. Боевой путь горожан (встреча с участниками  войн). Экскурсия. История памятников. «Забота о старших – дело совести каждого» (акция заботы о бабушках и дедушках). Люди в белых халатах.

         II раздел  « Я и моя семья» - 5 ч.

Начало славного рода. Семья Володчиковых. Мать и её дети.  

Ш  раздел  «Самарский край– моя Родина» -8 ч.

Рельеф   города. Воды. Почвы. Климат. Растительность города.  Книга рекордов Самары. Выставка рисунков  «Мой край».

 IV раздел  «Самара – столица Самарского края » - 6 ч.

  Образование г.Самары. Жизнь  города. Возрождение традиций. Герои, рожденные  в Самаре.

         Их увенчала военная слава. Отмечены за трудовую доблесть.  

V раздел   «Улицы города» - 5 ч.

.  Экскурсия по улицам города.

3 год  обучения:(34 часа)

I раздел «Горжусь тобой  Самарский край » - 12 ч.

Самарский край – родимая земля   

Экс Экскурсия. Из истории Самарского края  (музей). Символы Самарского края (беседа).

Самара– город Чемпионата по футболу 2018 года. Краеведческая викторина.

Самарский край – родимая земля. Экскурсия. «Обычай сильнее закона»

II раздел «Город в котором я живу» – 8 ч.

Экскурсия Самара – город воинской славы. Самара – запасная столица.

 Ш  раздел  Народные мастера Самарского края     5 ч.

 Земляки , которыми гордится Самарский край .

Экскурсия в историко – краеведческий музей.                                                                                                                                                                   IV раздел  «Моя семья» - 10 ч. 

Родословная. Моё имя и фамилия. Творческая работа «Герб моей семьи».

4 год  обучения:(35 часов)

 I раздел  «Я – житель Самарского края» - 9ч.

 Символика Самарского края. Государственный герб.

 Государственный гимн.

Государственный  флаг. Конституция – основной закон государства.

 Самарская область - многонациональный край. Есть такая профессия – родину

 защищать. Память наших прадедов!  

II раздел  «Самарский край – многонациональный край» - 10 ч.

История,  традиции и обычаи народов. Самарский фольклор.

Святые места Самарского края. Экскурсии.

Ш  раздел  « Мой город - Самара» - 8 ч.                                                                                                                                                                                       Памятники истории Самары. .Храмы и церкви Самары.

Экскурсия в историко – краеведческий музей .

IV раздел «Держись православия – веры наших предков»-8ч

Православная вера. Православные традиции. Православные святыни.        

Межпредметные связи

Данный курс имеет межпредметные связи  и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Обучение грамоте», «Литературное чтение», «Внеклассное чтение», «Окружающий мир».

Он имеет не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием. В программе отражены различные формы проведения занятий: проведение бесед, мультимедийных занятий, праздников, экскурсий, игр и другие формы. Цель этой работы – закрепление знаний учащихся на практике.

Основные понятия курса

Конституция, закон, право, правительство, президент, гражданин, федерация, государственные праздники, Государственная дума, независимость, обязанность, государство, Россия, Родина, Отечество, малая Родина, флаг, герб, гимн, столица, поколение, старина, уважение, дружба, взаимопомощь,  добро, зло, защита, жадность.

Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.

Герб  – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства.

Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия.

Государственная дума – так в России называют собрание избранных народом представителей, которое разрабатывает и утверждает законы.

Государственные праздники – праздники, нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

Государственные символы - флаг, герб и гимн государства.

Гражданин государства – человек, который связан с каким-то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Жадность – настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость.  

Закон – обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Защита – охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности.

Зло – нечто плохое, вредное, противоположное добру.

Конституция – основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан.

Независимость – самостоятельность, свобода.

Общество – так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.

Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь, обязательных для выполнения.

Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в стране.

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Президент - глава государства.

Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой он является.

Российская Федерация – полное название современного российского государства, которое образовано союзом всех входящих в него территорий (республик, краев).

Старина - давнее, давно минувшее время.

Столица – главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.

Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Федерация – это государство, образованное в результате союза (объединения) всех входящих в него территорий (земель). Каждая территория- участник такого союза, имеет свои законы и свое местное правительство. Но есть общие для всех союзные (федеральные) законы, единая армия, единые для всех деньги и центральное правительство, которое управляет всей страной.

Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

и ключевым компетенциям

В результате изучения курса учащийся демонстрирует компетенции:

Когнитивная составляющая – знание:

- общечеловеческих ценностей;

- прав человека на образование в РФ;

- государственных символов России, края, города;

- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;

-  прав и обязанностей обучающихся;

- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;

- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;

- конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;

- правил дорожного движения и пожарной безопасности.

 

Деятельностная составляющая - умения:

 - выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;

- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;

- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;

- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.

Ценностносная составляющая – проявлять личностные свойства и качества в решении жизненно важных задач:

-  чувство собственного достоинства в различных ситуациях;

- человечность к окружающим людям;

- честность;

- целеустремлённость;

-трудолюбие;

- самодеятельность и самостоятельность;

- жизнестойкость.

Оценка эффективности реализации  программы

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры: 

  1. Сформированность гражданских навыков:
  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.
  1. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан- гражданственность.

Количественные параметры: 

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
  • отсутствие детей с девиантным поведением;
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации программы ожидается:

  1. В учреждении, как в образовательной системе:
  • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  1. В образе выпускника:
  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы и виды контроля: устный журнал, уроки – отчёты, акция ко дню пожилого человека, конкурсы стихов и сочинений, праздники, соревнования,  фестиваль, трудовой десант, встречи с участниками Великой Отечественной войны, дискуссии, практикумы.

 

                                           Тематическое планирование

1 класс – 1 час в неделю (34 часа в год)

№ П/П

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ВСЕГО ЧАСОВ

ЗАНЯТИЯ

ДАТА

ТЕОРИЯ

ПРАКТИЧ.

ПЛАН

ФАКТ

1

ШКОЛА – МОЙ ДОМ РОДНОЙ.

11

5

6

1.

Я – школьник. Экскурсия по школе.

1

2.

История гимназии.

1

3.

Герб и гимн гимназии.

1

4.

Школа – мой дом родной.

1

5.

Книги – реки, наполненные мудростью.

1

6

Экскурсия  в школьную библиотеку.

1

7

Наш школьный двор.

1

8

Правила поведения в школе.

1

9

Общение со сверстниками.

1

10

Мой класс.

1

11

Праздник «Посвящение в первоклассники»

1

2

САМАРА – МОЯ МАЛЕНЬКАЯ РОДИНА

6

3

3

1

Моя малая  Родина.

1

2

Экскурсия в Самарский  историко - краеведческий музей.

1

3

Самара - Куйбышев.

1

4

Достопримечательности г.Самары.

1

5

Экскурсия по городу.

 

1

6

Конкурс рисунков «Мой город».

1

 

3

Я И МОЯ СЕМЬЯ

10

5

5

1

Я и моя семья.

1

2

Семейные традиции.

1

3

Дружная семья.

1

4

Труд родителей.

1

5

Мои дедушки и бабушки (конкурс стихов).

1

6

Праздник «Моя семья».

1

7

Боевой путь моих родственников.

1

8

Встреча с ветеранами ВОВ.

1

9

Здоровый образ жизни.

1

10

Спортивный праздник «Самая спортивная семья».

1

4

САМАРСКИЙ КРАЙ – МОЯ   РОДИНА.

7

3

4

1

Самарский край – моя    Родина.

1

1

2

Экскурсия в   историко - краеведческий музей.

1

3

История Самарского края.

1

4

Самара – областная столица .

1

5

Моё Отечество (конкурс патриотических стихов).

1

6

Викторина «Мой край».

1

Всего:

34

17

17

                                                        Тематическое планирование

2 класс – 1час в неделю (34 часа в год)

№ П/П

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ВСЕГО ЧАСОВ

ЗАНЯТИЯ

ДАТА

ТЕОРИЯ

ПРАКТИЧ.

ПЛАН

ФАКТ

1

САМАРА– МОЯ МАЛЕНЬКАЯ РОДИНА

10

5

5

1.

История родного города.

1

2.

Экскурсия в  историко - краеведческий музей.

 

2

3.

Символика города Самары.

1

4.

Самара в годы ВОВ.

1

5.

Встреча с участниками ВОВ.

 

1

6

История памятников Самары.

1

7

Забота о старших – дело совести каждого.

1

8

Люди в белых халатах.

1

9

Экскурсия к памятным местам города.

 

1

2

Я И МОЯ СЕМЬЯ

5

2

3

1

Начало славного рода.

1

2

Традиции моей семьи.

1

3

История семьи Володчиковых.

1

4

Мать и её дети.

1

5

Игра – конкурс «Самая дружная семья».

 

1

3

САМАРСКИЙ КРАЙ – МОЯ РОДИНА

8

4

4

1

Житница России – Самарская губерния.

1

2

Древние города Самарского края.

1

3

Растительность Самарского края.

1

4

Животный мир Самарского края.

1

5

Красная книга  Самарского края.

1

6

Экскурсия в   историко - краеведческий музей.

1

7

Моря и реки Самарского края.

1

8

Викторина «Мой край – Самарская губерния».

1

4

САМАРА – ОБЛАСТНАЯ СТОЛИЦА .

6

3

3

1

Первые населённые пункты

1

2

Образование города Самары.

1

3

Жизнь города.

1

4

Возрождение традиций.

1

5

Герои, рождённые в Самаре.

1

6

Выставка рисунков «Мой город».

1

5.

УЛИЦЫ ГОРОДА.

6

3

3

1

История города.

1

2

Улица, на которой я живу.

1

3

Улицы города. История их названий.

1

4

Главная улица  города.

1

5

Экскурсия по городу.

1

6

Выставка рисунков «Улица на которой я живу».

1

Всего:

35

17

18

                                                   Тематическое планирование

3 класс – 1 час в неделю (34 часа в год)

П/П

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ВСЕГО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИ.

ДАТА

1

ГОРЖУСЬ ТОБОЙ – САМАРСЛИЙ КРАЙ

12

6

6

1.

История родного края.

1

2.

Экскурсия в  краеведческий музей.

 

1

3.

Символика Самарского края.

1

4.

Самара в годы ВОВ.

1

5.

Встреча с участниками ВОВ.

 

1

6

Самара– запасная столица.

1

7

Самара – столица Чемпионата мира.

1

8

Викторина « Мой край».

1

9

Писатели и поэты Самарского края.

1

10

Конкурс стихов «Моя Самарская земля»

1

11

Художники Самарского края.

1

12

Экскурсия в художественный музей .

1

2

ГОРОД В КОТОРОМ Я ЖИВУ

8

4

4

1

Самара -  город воинской славы.

1

2

Экскурсия в музей боевой славы.

 

2

3

Самара – культурная столица.

1

4

Театры, музеи Самары.

1

5

Кукольный  театр

 

1

6

 Самара – промышленный город.

1

7

Викторина «Мой город»

1

3

НАРОДНЫЕ МАСТЕРА САМАРСКОГО КРАЯ

8

4

4

1

ДПИ Самарского края. Глиняная игрушка.

1

2

ДПИ Самарского края.  Вышивка.

1

3

ДПИ Самарского края.  Плетение.

1

4

ДПИ Самарского края. Ткачество.

1

5

 Мастера ДПИ Самарского края.

1

6

Экскурсия в  краеведческий музей.

1

7

Земляки, которыми гордится Самарский край.

1

8

Выставка детских поделок.

1

4

МОЯ СЕМЬЯ

7

3

4

1

Моя семья. Моя родословная.

1

2

 Я и моё имя.

1

3

История моей фамилии.

1

4

Мой дом – моя крепость.

1

5

Герб моей семьи (творческая работа).

1

6

 Игра – конкурс «Папа, мама и Я».

 

1

7

Семьи, прославившие Самарский край.  

1

Всего:

35

17

18

                                                  Тематическое планирование

4 класс – 1 час в неделю (34 часа в год)

№ П/П

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ВСЕГО ЧАСОВ

ЗАНЯТИЯ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИЧ.

ДАТА

1

Я – ЖИТЕЛЬ САМАРСКОГО КРАЯ

9

4

5

1.

Я – житель Самарского края.

1

1

2.

Символика. Самарского края.

1

1

3.

Конституция – основной закон государства.

1

1

4.

Самарский край.  – Родина моя.

1

1

5.

Национальные парки Самарского края.

1

1

6

Наши добрые соседи.

1

1

7

Память наших прадедов

1

1

8

 Большая забота о маленьких детях.

1

1

9

Детские санатории Самарского края.

1

1

2

САМАРСКИЙ КРАЙ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КРАЙ

10

5

5

1

История Самарского края.

1

2

Традиции самарских народов.

1

3

Обычаи самарских народов.

1

4

 Самарский фольклор.

1

5

 Традиционная одежда.

1

6

 Жилище, двор, хозяйство.

1

1

7

Самарские сказки (спектакль).

1

8

 Древние и современные ремёсла.

1

9

Святые места Самарского края.

1

10

Экскурсия в  краеведческий музей.

1

3

МОЙ ГОРОД – САМАРА

8

4

4

1

Без прошлого нет настоящего.

1

2

Памятники истории вокруг нас.

1

3

 Храмы и церкви Самары.

1

4

Экскурсия «Золотые купола над городом»

 

1

5

Знаменитые люди нашего города.

1

6

Парки и скверы Самары.

1

7

Экскурсия в сквер «Фестивальный».

 

  1

8

Фотоконкурс «Город моими глазами».

1

4

ДЕРЖИСЬ ПРАВОСЛАВИЯ – ВЕРЫ НАШИХ ПРЕДКОВ

8

4

4

1

Православная вера – основа семьи.

1

2

Православные традиции.

1

3

Православные святыни Самарского края.

1

4

Храмы и соборы Самарского края.  Правила поведения в храме.

1

5

Экскурсия в Воскресенский монастырь.

 

2

6

Православные праздники. Рождество Христово. Пасха. Троица.

1

7

Праздники в моей семье.

1

Всего:

35

17

18

Описание материально – технического обеспечения образовательного

№п /п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения.

Количество

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция )

  Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.

1

Кутузов И.А., Ушаков Л.А. Атлас «Города-герои Великой Отечественной войны». Москва.        

1

Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

1

2

Печатные пособия

Карты России и Самарского края

  1

3

Технические средства обучения

Компьютер.

1

4

Экранно – звуковые пособия

Экран

1

5

Игры и игрушки

-

6

Оборудование класса

7

Перечень наглядных средств обучения:

Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации»

Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн края, города»

Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».

Портрет президента РФ

Портрет губернатора Самарского края.

Географические карты РФ, края.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучаем родной край"

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знатоки родного края» духовно - нравственное направление

Наименование: «Знатоки родного края» (духовно – нравственное направление направление) Класс: 2«Б» Учитель:       Макарова Ю.В....

рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука родного края» для 1 класса

Рабочая программа внеурочного курса «Азбука родного края» является частью основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), разработана в соответствии с ФГОС НОО ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура родного края" 2023-24г

Рабочая программа по внеурочной деятельности Брянского края...