Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучаем родной край"
рабочая программа (3, 4 класс)

Духовская Елена Леонидовна

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа  предназначена для духовно-нравственного направления развития личности младшего школьника. Программа курса внеурочной деятельности «Изучаем родной край» углубляет и расширяет знания об истории и культуре своей малой Родины, о народных традициях и промыслах.

Цель: воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников.

Задачи:

1) формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории Смоленского края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;

2) углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов;

3) развитие интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала.

  1. формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, в т.ч. ИКТ-компетентности, определённых ФГОС.

Программа предназначена для школьников 9 лет.

Срок реализации программы — 2 года.

Планируемые результаты

  1. Личностные результаты

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Смоленской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
  • установление причинно-следственных связей

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • особенности истории и жизни коренного населения Ярославского края;
  • о вкладе жителей Ярославского края в развитие и культуру России;
  • значимые исторические события, в которых принимали участие земляки;
  • свою родословную, значение своего имени;
  • символы некоторых городов Ярославского края (герб, флаг, историю из создания).

Учащиеся получат возможность:

  • рассказать о достопримечательностях своего края, об интересном человеке-земляке, о своей семье;
  • принимать участие в мероприятиях, посвящённых празднованию дат, связанным с героическим прошлым нашей  страны;
  • проводить наблюдения, фиксировать факты, сравнивать их, обобщать;
  • соблюдать правила поведения в обществе.

Содержание

        (68 ч)

Тема 1: Мы живем в России (5 ч)

 Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы.    

Тема 2: Край, в котором я живу (13 ч)

Понятие  край, область, регион. Территория и географическое положение Смоленской  области. Знакомство с картой района, границы, история образования.     Символика края. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой Смоленска.

Тема 3: Моя семья  (4 ч)

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Выяснить, кем работают их  родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 4: Наши традиции (12 ч) 

Ремесла нашего края. Семейный быт. Традиции русского чаепития. Экскурсия во Фленово.

Тема 5:  Красота природы родного края (18 ч)

Речная сеть области,  реки. Озера, их происхождение.

Климатическая область расположения района. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Лекарственные  и  комнатные растения.  Редкие     и  исчезающие  виды  растений (Красная   книга). Охрана  растений.

Животный  мир. Дикие  и  домашние  животные. Роль  животных  в  жизни  человека.  Редкие  и  исчезающие  виды  животных (Красная  книга)   Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов;  сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.

Птицы.  Птицы  нашей  области. Группы птиц: перелетные,  оседлые,  кочующие. Хищники. Зимовка  птиц.  Охрана  и  подкормка  птиц.  Красная  книга.  

Законы  об  охране  природы. Заповедники, заказники,  охраняемые  территории. Организации  по  охране  природы.

Тема 5:  Творческая и музыкальная культура Смоленской области (16 ч)

Фольклор нашего края. Колыбельные, прибаутки, частушки.

Азбука и первые книги на Руси и в нашем крае. Кирилл и Мефодий – учителя славян, составители славянской азбуки. Книги писателей и поэтов Смоленской области. Музыканты и композиторы Смоленской области.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Мы живём в России.

5

2

Край, в котором я живу.

13

3

Моя семья.

4

4

Наши традиции.

12

5

Красота природы родного края.

18

6

Творческая и музыкальная культура Смоленской области.

16

Всего

68

Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Дата

Тема занятия

Примечания

План

Факт

Раздел 1. Мы живём в России.

1

Вводное занятие по теме: «По дорогам родных просторов»

2

Игра-путешествие: «По родному краю»

3

Географическое положение России. Крупные города РФ.

4

Кем и чем гордится Россия.

5

Смоленская область на карте России. Наши соседи.

Раздел 2. Край, в котором я живу.

6

Города Смоленского края.

7-8

Проект «Сказочная карта нашего края».

9-12

Смоленск – город древний,  город молодой. Экскурсия

13-16

Исторические памятники Смоленска. Экскурсия

17-18

Проект «Исторические памятники Смоленска»

Раздел 3. Моя семья.

19-20

История моего имени.

21-22

Проект «История русских имён».

Раздел 4. Наши традиции.

23-24

Ремёсла нашего края.

25-26

Семейный быт.

27-28

Пища и домашняя утварь. Традиции русского чаепития.

29-30

Игры и развлечения нашего края.

31-34

Экскурсия в историко-архитектурный комплекс «Теремок»

Раздел 5. Красота природы родного края.

35-36

Геология. Геологические эры развития Земли. Практическая работа «Лепим динозавра».

37-38

Условия жизни в лесу и в городе.

39-40

Экскурсия. Наблюдение за природой.

41-42

Фотовыставка «Наблюдаем за птицами».

43-44

Муравейник – лечебница для птиц. Экскурсия в лес

45-46

Красная книга Смоленской области. Оформление газеты.

47-48

Природные памятники Смоленской  области.

49-50

Заочное путешествие по реке Днепр

51-52

Природа нашего края в стихах и рассказах. Знакомство с творчеством писателей.

Раздел 6. Творческая и музыкальная культура Смоленской области.

53-54

Фольклор нашего края. Колыбельные, прибаутки, частушки.

55-56

Азбука и первые книги на Руси и в нашем крае. Кирилл и Мефодий – учителя славян, составители славянской азбуки.

57-58

Книги писателей и поэтов Смоленской области.

59-60

Музыканты и композиторы Смоленской области.

61-62

Конкурс стихов и песен о нашем крае.

63-66

Экскурсия в городской парк

67-68

Праздник «Край мой любимый»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс

Рабочая программа по краеведению "Введение в изучение родного края", 2-4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"

Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс  введен в часть ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мой край родной»

В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"  для 1 класса.Программа направлена на формирование обществоведческих представлений младших школьников....

Программа по внеурочной деятельности «Родной край»

Изучение курса «Родной край» в 1-2 классах направлено на достижение следующих целей: – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...