Главные вкладки
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Брянский край. Природа родного края
Раздел 1. Пояснительная записка.
Программа данного курса содержит краеведческий материал, занимательные задания, стихотворения брянских поэтов о родной земле. Большое значение для развития и воспитания младших школьников имеет непосредственное общение ребят с миром природы. Систематическое и
целенаправленное наблюдение картин родной природы пробуждает у детей понимания прекрасного, бережное отношение к природе. Изучение окружающей жизни формирует уважение к людям труда, чувство гордости за свой край. Перед ребятами раскроются тайны природы, закономерная взаимосвязь явлений природы. Целеустремлённая работа учителя по организации наблюдений детьми явлений природы, знакомство учащихся с произведениями живописи и литературы, раскрывающими перед ними новые грани видения мира, обогащают чувства, речь детей, способствуют воспитанию более глубокого и тонкого понимания природы. Чем богаче становится душевный мир ребенка, тем глубже он начинает понимать природу, тем больший интерес вызывает у него искусство, литература, отражающие мир во всех его проявлениях.
Тематическое планирование составлено по содержанию учебника Н.Е. Пряниковой «Природа родного края» рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Направленность образовательной программы – туристко-краеведческая.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди - гордость и слава нашего края.
Актуальность программы
Актуальность данной программы базируется на социальном заказе муниципального образования.
Уточнение и изменение акцентов в образовании привело к введению новых курсов. Один из них — "Брянский край" (начальные сведения по истории своего народа, о природе своего края, истории родного края, культуре родного края). Переход к дифференцированному выделению отдельных предметов определяется углублением и расширением теоретических сведений предмета, возрастными и психологическими особенностями детей.
В базисный учебный план нашей школы включён предмет регионального компонента «Брянский край».
2. Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край. Культура родного края»:
- краеведческий подход - выявление историко - культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьников;
- содержательно - деятельностный подход - включает учащихся в активную творческую проектно - исследовательскую деятельность;
- личностно - ориентированный подход - создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.
Цель программы:
- формирование целостной картины природы родного края и осознание места в ней человека на основе единства рационально-научного познания
и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Брянской области.
Главная идея курса всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов. Практическая реализация данного курса находит выражение:
- в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;
- в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;
- в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.
Задачи программы:
формирование уважительного отношения к населенному пункту, региону, в котором проживают дети, её природе и культуре, истории современнее жизни; осознания ребенком ценности и многообразия окружающей природы, своего места в ней;
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к природе родного края.
Формы занятий.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «С Азбукой по родному краю» предусматриваются различные формы организации учебных занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.
Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение.
Применяются разнообразные средства обучения: разно уровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
Методы и формы работы:
- Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- Практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Брянский край» в программе используются такие формы проведения занятий как экскурсии.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью курса является возможность реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы, используются и подкрепляются умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира.
Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, наблюдения за объектами и явлениями природы, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы тематических плакатов; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Учебная группа постоянна из учащихся 2 класса. Процесс обучения строится с учётом особенностей развития учащихся этого возраста, познавательной активности и потребности в саморазвитии.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на один года обучения. Продолжительность – 34 недели, режим занятий - 1 раз в неделю.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Брянский край. Природа родного края» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Природа родного края», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Учащийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Учащийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Учащийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Учащийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
В процессе освоения содержания курса у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты живой природы;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Результаты обучения
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- неживую и живую природу;
- сезонные явления природы;
- последовательность смены времен года и названия месяцев;
- зависимость природных явлений от смены времен года;
- народные и научные предсказания погоды
- дикорастущие и культурные растения родного края;
- диких и домашних животных;
- насекомых, рыб, птиц, зверей родного края;
- правила поведения в природе;
- охраняемые объекты и территории родного края;
- основные сведения о своем городе.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
- различать объекты неживой и живой природы;
- классифицировать объекты природы по существенным признакам;
- рассказывать о явлениях живой природы, устанавливать взаимосвязи;
- приводить примеры погодных явлений;
- вести наблюдение за погодой, фиксировать результаты;
- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;
- выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные группы растений и животных;
- узнавать животных на рисунке, описывать их по плану;
- узнавать растения на рисунке, описывать их по плану;
- вести наблюдения в природе под руководством учителя;
- извлекать информацию из разных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
• установления связи между сезонными изменениями в живой природе;
• ухода за растениями;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• оценки бережного или потребительского отношения к природе;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
Раздел 3. Тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Содержание (тема занятия) | Количество часов | Примечание |
1 | 01.09 | В гостях у осени. Краски осени | 1 | |
2 | 08.09 | В царстве растений | 1 | |
3 | 15.09 | Осенние прогулки по брянскому лесу | 1 | |
4 | 22.09 | Загадки. Пословицы, поговорки об осени | 1 | |
5 | 29.09 | Для самых любознательных. Соображалки | 1 | |
6 | 06.10 | В царстве животных. Кто и как готовится к зиме | 1 | |
7 | 13.10 | В царстве рыб | 1 | |
8 | 20.10 | Народные приметы осени | 1 | |
9 | 27.10 | Происхождение названий месяцев | 1 | |
10 | 03.11 | В гости к Зиме. Зимние месяцы | 1 | |
11 | 10.11 | Народный зимний календарь | 1 | |
12 | 17.11 | Для самых любознательных. Белая книга | 1 | |
13 | 24.11 | Зимние слова. Февраль в народном календаре | 1 | |
14 | 01.12 | Жизнь животных зимой | 1 | |
15 | 08.12 | Для самых любознательных. Белая книга | 1 | |
16 | 15.12 | Растения зимой | 1 | |
17 | 22.12 | Зимние мотивы — стихи, песни, забавы | 1 | |
18 | 12.01 | Как относятся к деревьям разных народов | 1 | |
19 | 19.01 | В гости к Весне. К истокам слова. | 1 | |
20 | 26.01 | Растения весной | 1 | |
21 | 02.02 | Первоцветы Брянского края | 1 | |
22 | 09.02 | Береза — символ России | 1 | |
23 | 16.02 | Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья! | 1 | |
24 | 02.03 | Верные друзья | 1 | |
25 | 09.03 | Звери весной | 1 | |
26 | 16.03 | Проснулись ящерицы, змеи, лягушки | 1 | |
27 | 23.03 | Первые насекомые | 1 | |
28 | 30.03 | В гостях у Лета. К истокам слова | 1 | |
29 | 06.04 | Признаки хорошей погоды. Ненастья | 1 | |
30 | 13.04 | Как образуется дождь? | 1 | |
31 | 20.04 | Почему бывают грозы? | 1 | |
32 | 27.04 | Отчего бывает радуга? | 1 | |
33 | 04.05 | В лес по ягоды пойдем | 1 | |
34 | 11.05 | Охраняемые природные территории и объекты | 1 |
Раздел 4.Содержание курса внеурочной деятельности .
Беседа, викторина, встреча с интересными людьми, занятие-игра, посиделки, ярмарка, экскурсия, игра-путешествие
Устное изложение, беседа, показ видеоматериалов, иллюстраций, работы практические работы.
Раздел 1. В гостях у осени (9 ч.)
В гостях у осени. Краски осени. В царстве растений. Осенние прогулки по брянскому лесу.
Загадки. Пословицы, поговорки об осени. Для самых любознательных. Соображалки. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. В царстве рыб. Народные приметы осени.
Происхождение названий месяцев
Раздел 2. В гости к зиме (9 ч.)
В гости к Зиме. Зимние месяцы. Народный зимний календарь. Для самых любознательных. Новый год. Зимние слова. Февраль в народном календаре. Жизнь животных зимой. Для самых любознательных. Белая книга. Растения зимой. Зимние мотивы — стихи, песни, забавы. Как относятся к деревьям разных народов
Раздел 3. В гости к весне (9 ч.)
В гости к Весне. К истокам слова. Растения весной. Первоцветы Брянского края. Береза — символ России. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья! Верные друзья. Звери весной. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. Первые насекомые
Раздел 4. В гостях у лета (7 ч.)
В гостях у Лета. К истокам слова. Признаки хорошей погоды. Ненастья. Как образуется дождь? Почему бывают грозы? Отчего бывает радуга? В лес по ягоды пойдем. Охраняемые природные территории и объекты
Раздел 5. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Библиотечный фонд
Природа родного края. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных школ Н.Е. Пряникова.- Брянск: «Курсив» 2012
Технические средства обучения.
Компьютер
Мультимедийный проектор
Колонки для компьютера
Карта Брянской области.
Электронные образовательные ресурсы.
Презентации с сайтов:
• http://www.rusedu.ru/subcat_30.html
• http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3
• http://www.proshkolu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...

Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...

В основе программы лежат следующие направления: нравственное и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невоз...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Мой родной край »Срок реализации программы: 4 годаВозраст обучающихся: 7-11лет...

историческое краеведение...