Рабочая программа курса внеурочной деятельности «По дорогам родных просторов»
рабочая программа (1 класс)

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_dorogam_rodnyh_prostorov.docx47.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Стерина» г. Рославля

      ПРИНЯТО                                                                                    УТВЕРЖДЕНО                                  

      на заседании                                                                                 приказом по МБОУ                

      педагогического совета школы                                                  «Средняя школа № 1»

      (Протокол от __.08.2019 г. № 1)                                                от _________ г. № ___ (о)

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА                                                                                                                                       внеурочной деятельности «По дорогам родных просторов»                                                                                                      на 2019- 2020 учебный год

Класс 1В

         

Количество часов на год всего   33ч.;

в неделю 1 ч.

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе

(полное название, автор, издательство, год издания)

Полекутина Ольга Александровна, учитель начальных классов,                             ________

(ФИО полностью, должность, квал. категория)                                                                                                                 (подпись) 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

Будут сформированы:  

  • осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик»;  
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы;  
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Ученик научится: осознавать свои возможности в учении на основе личных наблюдений, систематизации полученных знаний, практической деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;  
  • адекватного понимания причин успешности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные УУД:  

Ученик научится: 

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;  
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

Ученик получит возможность научиться:

  • - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • - самостоятельно учитывать выделенные учителем  приоритеты, ориентироваться в новом учебном материале,  действовать по определённому алгоритму.
  •  - строить  свои действий, ориентируясь  на образцы мастеров.

Познавательные УУД:

Ученик научится:  

  • ориентироваться в музеях родного города.
  • освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
  • внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их;  
  • устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;  
  • объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
  • оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Ученик получит возможность научиться:

  • - понимать  логику развития культурного наследия родного края; представлять её в своих отчётах;
  • различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя в целом;  представлять логику развития культурного наследия родного края;
  • проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух экспонатов одного и того же периода истории;  
  • осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:  

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;  
  • строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
  • получит возможность научиться:  
  • точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Получит возможность научиться:

  • доступно для окружающих выражать свои мысли;
  • - точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1 занятие. Работа в классе. 2 часа

Вводная беседа учителя. Знакомство с программой кружка «По дорогам родных просторов». Ознакомление с правилами ТБ при пеших прогулках по городу, при передвижении в автобусе. Вспоминаем правила культурного поведения в общественных местах. Разыгрывание ситуаций «Мы в музее».

2 занятие. Работа в классе. 2 часа

Наши великие земляки. М.К. Тенишева – русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер. Знакомство с биографией, просмотр видеофильма о  Рисовальной школе и Музее русской старины в Смоленске, художественно-промышленной мастерской в собственном имении Талашкино.

3 занятие. Экскурсионная поездка. 8 часов

Поездка в Талашкино. Знакомство с историко-архитектурным комплексом в имении М.К. Тенишевой.

4 занятие. Работа в классе. 2 часа

        Оформление альбома «Журнал наших впечатлений». Составление фоторяда поездки. Выполнение письменных творческих работ, проектов «Копилка впечатлений».

5 занятие. Экскурсия по городу. 2 часа

        Экскурсия по теме «Сезонные изменения. Природа осенью». Экскурсия в парковую зону города. Интегрированное занятие урок окружающего мира – внеурочная деятельность.

6 занятие. Экскурсия по городу. 2 часа

Экскурсия в городской музей. «Рославль – один из древнейших городов России» (1 и 2 залы).

7 занятие. Экскурсионная поездка. 8 часов

Поездка в цирк г. Брянска. Посещение завода елочных игрушек. Знакомство с профессиями стеклодува, художника. Знакомство с историей ёлочных украшений.

8 занятие. Работа в классе. 2 часа.

Оформление альбома «Журнал наших впечатлений». Составление фоторяда поездки. Выполнение письменных творческих работ, проектов «Копилка впечатлений».

9 занятие. Экскурсия по городу. 2 часа.

Экскурсия по теме «Сезонные изменения. Природа зимой». Экскурсия в парковую зону города. Интегрированное занятие урок окружающего мира – внеурочная деятельность.

10 занятие. Отдых на природе. 6 часов.

        Поездка в загородную оздоровительную зону «Прудок». Катание на лыжах, санках, зимние игры.

11 занятие. Работа в классе. 2 часа

Оформление альбома «Журнал наших впечатлений». Составление фоторяда поездки. Выполнение письменных творческих работ, проектов «Копилка впечатлений».

12 занятие. Экскурсия по городу. 2 часа

Экскурсия в городской выставочный зал. Знакомство с работами учащихся  школ города и района по направлению «Декоративно-прикладное искусство» в рамках ежегодного фестиваля детского творчества «Радуга».

13 занятие. Работа в классе. 2 часа

Оформление альбома «Журнал наших впечатлений». Составление фоторяда поездки. Выполнение письменных творческих работ, проектов «Копилка впечатлений».

14 занятие. Экскурсия по городу. 2 часа

Экскурсия по теме «Сезонные изменения. Природа зимой». Экскурсия в парковую зону города. Интегрированное занятие урок окружающего мира – внеурочная деятельность.

15 занятие. Экскурсионная поездка. 10 часов

Экскурсия в Могилёвскую область. Знакомство с этнографической деревней Буйничи. Как жили наши предки, их будни и праздники, знакомство с разными ремёслами. Посещение зоосада.

16 занятие. Экскурсия по городу. 2 часа

Экскурсия в городской музей. «Наш город в годы Великой Отечественной войны» (4 зал). Знакомство с историей Рославля в годы войны 1941 – 1945 г.г., рассказ о подвиге, о доблести, о славе людей.

17 занятие. Экскурсия по городу. 2 часа

Возложение цветов в Сквере погибших воинов. Рассказ о сражениях за город и район.  

18 занятие. Работа в классе. 2 часа

Оформление альбома «Журнал наших впечатлений». Составление фоторяда поездки. Выполнение письменных творческих работ, проектов «Копилка впечатлений».

19 занятие. Отдых на природе. 4 часа.

        Совместный отдых  учащихся и их родителей в лесопосадочной зоне Дубинин луг.

20 занятие. Работа в классе. 2 часа

Подведение итогов.  Оформление альбома «Журнал наших впечатлений». Составление фоторяда поездки. Выполнение письменных творческих работ, проектов «Копилка впечатлений».

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации занятий

  • работа в классной комнате;
  • экскурсионные  занятия;
  • просмотр видеофильмов;
  • организация игр;
  • посещение музеев, выставочных залов и др.;
  • подготовка  проектов совместно с родителями школьников.

Методы  обучения

  1. личностно-ориентированный,
  2. частично-поисковый,
  3. объяснительно-иллюстративный:

словесные методы: сообщение, рассказ, беседа, лекция -  способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, картин, иллюстраций - дают возможность  детально  обследовать объекты; дополняют словесные методы, способствуют развитию образного мышления детей, зрительной памяти;

проектный метод: изготовление отчёта, фотоматериалов, рисунков, плакатов, схем; практические работы, выполненныё по образцам с выставок  - способствует развитию навыков и умений, позволяет воплотить теоретические знания подростков на практике.

Виды деятельности

1. Учебная деятельность

  •   классная работа: уроки различных типов, в том числе лекции, проведение викторин, олимпиад, элементы фольклорного и  краеведческого театра; заочные путешествия по  городу, стране и миру;
  •   внеклассная работа с книгой, энциклопедией: чтение и изучение материалов), поиск справок в словарях и справочной литературе; работа с периодическими изданиями, журналами,  их классификация и т.д.);
  •   классная и внеклассная: развитие устной и письменной речи, формирование богатой, насыщенной (интонационно и лексически) речи, в которой отражается  культура  народа, отдельного человека.

2. Эвристическая деятельность 

участие в городских экскурсиях; поиск информации из различных источников  для заочных экскурсий  по музеям города, региона, страны, мира и открытие новых знаний.

3. Творческая деятельность

  • устное рассказывание о своих впечатлениях;
  • письменное изложение  собранного материала;
  • выпуск специальных стенгазет, подготовка заметок и статей,
  •  работа над проектами, презентациями.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия, экскурсии

Кол-во

часов

Дата

проведения

Виды

деятельности учащихся

Формируемые УУД

по плану

по факту

1.

Вводная беседа. Знакомство с программой кружка «По дорогам родных просторов». Правила по ТБ

2

Сентябрь

4

учебная

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  словесно описывать музейные экспонаты. 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

2.

Наши великие земляки. М.К. Тенишева - русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер .

2

11

Учебная, эвристическая

Познавательные: знакомиться с музеями изобразительного искусства, деревянного зодчества под открытым небом в Талашкино, музеем народного творчества (Дом-музей - усадьба княгини  М. К. Тенишевой)

- освоить лексику, необходимую для выражения чувств; внимательно рассматривать картины музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их; представлять логику развития культурного наследия родного края; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; знать жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в культурное наследие  нашего региона,  страны.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой  речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  словесно описывать музейные экспонаты. 

3.

Поездка в Талашкино, загородное имение М.К. Тенишевой. Знакомство с достопримечательностями исторического комплекса.

8

Октябрь9

эвристическая

4.

Оформление альбома «Журнал наших впечатлений»

2

16

Учебная, творческая

5.

Экскурсия по теме «Сезонные изменения. Природа осенью»

2

23

Учебная, эвристическая

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

6.

Экскурсия в городской музей. «Рославль – один из древнейших городов России» (1 и 2 залы)

2

30

Познавательные: освоить лексику, необходимую для выражения чувств; внимательно;

- проявлять познавательную инициативу; осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников;

- рассматривать фотоматериалы: «Архитектура Рославля», «Город русской славы» и др.

-  объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.

Коммуникативные: владеть диалогической формой  речи при обсуждении увиденного;

- точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию для  построения  действий  по созданию  панно, пряника, плакетки;

 -  умение работать в группе при выполнении задания;

- умение вести сотрудничество с учителем   и  коллективом;

 -слушать собеседника,  излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе 

- умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

 Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свой город, страну, любви к Отечеству.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- создавать алгоритмы действий и  выполнять их; анализировать изделие по заданным критериям;

7.

Поездка в цирк г. Брянска. Посещение завода елочных игрушек.

8

Ноябрь

13

эвристическая

Познавательные: знакомиться с историей ёлочной игрушки

- освоить лексику, необходимую для выражения чувств; внимательно рассматривать музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их;  осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой  речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  словесно описывать музейные экспонаты.

8.

Оформление альбома «Журнал наших впечатлений»

2

Декабрь

11

Учебная, творческая

9.

Экскурсия по теме «Сезонные изменения. Природа зимой»

2

18

Учебная, эвристическая

См. № п/п 5.

10.

Поездка в загородную оздоровительную зону «Прудок»

6

25

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

11.

Оформление альбома «Журнал наших впечатлений»

2

Январь

29

Учебная, творческая

12.

Экскурсия в городской выставочный зал. Знакомство с творческими работами учащихся  в рамках фестиваля «Радуга»

2

Февраль

5

эвристическая

Познавательные: ориентироваться в выставочных залах  родного города; внимательно рассматривать музейные экспонаты  и  находить указанные детали в одежде;

- устанавливать причинно - следственные связи между тем, что видим, и тем, как  изготовлен тот или иной экспонат  выставки;

- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

- понимать логику изготовления того или иного экспоната;

-  проявлять познавательную инициативу; осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников;

- создавать алгоритм действий и  выполнять их;

- анализировать изделие по заданным критериям.

Коммуникативные: умения общаться, договариваться  с партнёрами по проектной деятельности; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить понятные высказывания; владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов; точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу;

-  уметь выполнять действия по образцу: учитывая, выделенные ориентиры действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-  адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;

-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни;

13.

Оформление альбома «Журнал наших впечатлений»

2

19

Учебная, творческая

14.

Экскурсия по теме «Сезонные изменения. Природа весной»

2

26

Учебная, эвристическая

См. № п/п 5.

15.

Экскурсия в Могилёвскую область. Этнографическая деревня Буйничи.

10

Апрель

8

Учебная, эвристическая

Познавательные: знакомиться с историей ремёсел.

- освоить лексику, необходимую для выражения чувств; внимательно рассматривать картины музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их; познакомиться с культурным  наследием соседнего братского государства Белоруссией; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; знать жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в культурное наследие  нашего региона,  страны.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой  речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  словесно описывать музейные экспонаты.

16.

Экскурсия в городской музей. «Наш город в годы Великой Отечественной войны» (4 зал)

2

29

эвристическая

Коммуникативные: Формирование навыков  работы в группах; договариваться с людьми, работая в проектной группе;  - уметь  провести самоанализ и взаимоанализ выполненной работы.

 Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.

Регулятивные: уметь самостоятельно составлять план работы; проявлять познавательную инициативу;

- определять и формулировать цель деятельности, основные механизмы оценки самочувствия.

- уметь составлять план работы над открыткой, используя технику работы с бумагой по выбору.      Воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

17.

Возложение цветов в Сквере погибших воинов.

2

Май

6

Учебная, эвристическая

18.

Оформление альбома «Журнал наших впечатлений»

2

13

Учебная, творческая

19.

Отдых  в лесопосадочной зоне Дубинин луг.

4

20

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

20.

Оформление альбома «Журнал наших впечатлений»

2

27

Учебная, творческая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программакурса внеурочной деятельности "Готовлюсь к школьной олимпиаде по математике" 2 класс УМК ПНШ

1.           Пояснительная запискаИзучение математики играет системообразующую роль в образовании младшего школьника, формируя познавательные способно...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука дороги" 1 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Поможет учителю планировать занятия по правилам дорожного движения в 1х классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дороге безопасности" для 1 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дороге безопасности" для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса...