Главные вкладки

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «По дорогам родных просторов»
    рабочая программа (1 класс)

    кружок

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл po_dorogam_rodnyh_prostorov.docx47.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Стерина» г. Рославля

          ПРИНЯТО                                                                                    УТВЕРЖДЕНО                                  

          на заседании                                                                                 приказом по МБОУ                

          педагогического совета школы                                                  «Средняя школа № 1»

          (Протокол от __.08.2019 г. № 1)                                                от _________ г. № ___ (о)

    РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА                                                                                                                                       внеурочной деятельности «По дорогам родных просторов»                                                                                                      на 2019- 2020 учебный год

    Класс 1В

             

    Количество часов на год всего   33ч.;

    в неделю 1 ч.

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе

    (полное название, автор, издательство, год издания)

    Полекутина Ольга Александровна, учитель начальных классов,                             ________

    (ФИО полностью, должность, квал. категория)                                                                                                                 (подпись) 

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

    Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

    ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

    Будут сформированы:  

    • осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик»;  
    • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные  и внешние мотивы;  
    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

    Ученик научится: осознавать свои возможности в учении на основе личных наблюдений, систематизации полученных знаний, практической деятельности.

    Ученик получит возможность научиться:

    • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;  
    • адекватного понимания причин успешности.

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    Регулятивные УУД:  

    Ученик научится: 

    • принимать и сохранять учебную задачу;
    • учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;  
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • адекватно воспринимать оценку учителя;
    • различать способ и результат действия;
    • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.

    Ученик получит возможность научиться:

    • - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
    • - самостоятельно учитывать выделенные учителем  приоритеты, ориентироваться в новом учебном материале,  действовать по определённому алгоритму.
    •  - строить  свои действий, ориентируясь  на образцы мастеров.

    Познавательные УУД:

    Ученик научится:  

    • ориентироваться в музеях родного города.
    • освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
    • внимательно рассматривать картину музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их;  
    • устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;  
    • объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
    • оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
    • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

    Ученик получит возможность научиться:

    • - понимать  логику развития культурного наследия родного края; представлять её в своих отчётах;
    • различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя в целом;  представлять логику развития культурного наследия родного края;
    • проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух экспонатов одного и того же периода истории;  
    • осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

    Коммуникативные УУД:

    Ученик научится:  

    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;  
    • строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
    • задавать вопросы;
    • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
    • получит возможность научиться:  
    • точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.

    Получит возможность научиться:

    • доступно для окружающих выражать свои мысли;
    • - точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию.

    СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

    1 занятие. Работа в классе. 2 часа

    Вводная беседа учителя. Знакомство с программой кружка «По дорогам родных просторов». Ознакомление с правилами ТБ при пеших прогулках по городу, при передвижении в автобусе. Вспоминаем правила культурного поведения в общественных местах. Разыгрывание ситуаций «Мы в музее».

    2 занятие. Работа в классе. 2 часа

    Наши великие земляки. М.К. Тенишева – русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер. Знакомство с биографией, просмотр видеофильма о  Рисовальной школе и Музее русской старины в Смоленске, художественно-промышленной мастерской в собственном имении Талашкино.

    3 занятие. Экскурсионная поездка. 8 часов

    Поездка в Талашкино. Знакомство с историко-архитектурным комплексом в имении М.К. Тенишевой.

    4 занятие. Работа в классе. 2 часа

            Оформление альбома «Журнал наших впечатлений». Составление фоторяда поездки. Выполнение письменных творческих работ, проектов «Копилка впечатлений».

    5 занятие. Экскурсия по городу. 2 часа

            Экскурсия по теме «Сезонные изменения. Природа осенью». Экскурсия в парковую зону города. Интегрированное занятие урок окружающего мира – внеурочная деятельность.

    6 занятие. Экскурсия по городу. 2 часа

    Экскурсия в городской музей. «Рославль – один из древнейших городов России» (1 и 2 залы).

    7 занятие. Экскурсионная поездка. 8 часов

    Поездка в цирк г. Брянска. Посещение завода елочных игрушек. Знакомство с профессиями стеклодува, художника. Знакомство с историей ёлочных украшений.

    8 занятие. Работа в классе. 2 часа.

    Оформление альбома «Журнал наших впечатлений». Составление фоторяда поездки. Выполнение письменных творческих работ, проектов «Копилка впечатлений».

    9 занятие. Экскурсия по городу. 2 часа.

    Экскурсия по теме «Сезонные изменения. Природа зимой». Экскурсия в парковую зону города. Интегрированное занятие урок окружающего мира – внеурочная деятельность.

    10 занятие. Отдых на природе. 6 часов.

            Поездка в загородную оздоровительную зону «Прудок». Катание на лыжах, санках, зимние игры.

    11 занятие. Работа в классе. 2 часа

    Оформление альбома «Журнал наших впечатлений». Составление фоторяда поездки. Выполнение письменных творческих работ, проектов «Копилка впечатлений».

    12 занятие. Экскурсия по городу. 2 часа

    Экскурсия в городской выставочный зал. Знакомство с работами учащихся  школ города и района по направлению «Декоративно-прикладное искусство» в рамках ежегодного фестиваля детского творчества «Радуга».

    13 занятие. Работа в классе. 2 часа

    Оформление альбома «Журнал наших впечатлений». Составление фоторяда поездки. Выполнение письменных творческих работ, проектов «Копилка впечатлений».

    14 занятие. Экскурсия по городу. 2 часа

    Экскурсия по теме «Сезонные изменения. Природа зимой». Экскурсия в парковую зону города. Интегрированное занятие урок окружающего мира – внеурочная деятельность.

    15 занятие. Экскурсионная поездка. 10 часов

    Экскурсия в Могилёвскую область. Знакомство с этнографической деревней Буйничи. Как жили наши предки, их будни и праздники, знакомство с разными ремёслами. Посещение зоосада.

    16 занятие. Экскурсия по городу. 2 часа

    Экскурсия в городской музей. «Наш город в годы Великой Отечественной войны» (4 зал). Знакомство с историей Рославля в годы войны 1941 – 1945 г.г., рассказ о подвиге, о доблести, о славе людей.

    17 занятие. Экскурсия по городу. 2 часа

    Возложение цветов в Сквере погибших воинов. Рассказ о сражениях за город и район.  

    18 занятие. Работа в классе. 2 часа

    Оформление альбома «Журнал наших впечатлений». Составление фоторяда поездки. Выполнение письменных творческих работ, проектов «Копилка впечатлений».

    19 занятие. Отдых на природе. 4 часа.

            Совместный отдых  учащихся и их родителей в лесопосадочной зоне Дубинин луг.

    20 занятие. Работа в классе. 2 часа

    Подведение итогов.  Оформление альбома «Журнал наших впечатлений». Составление фоторяда поездки. Выполнение письменных творческих работ, проектов «Копилка впечатлений».

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

    Формы организации занятий

    • работа в классной комнате;
    • экскурсионные  занятия;
    • просмотр видеофильмов;
    • организация игр;
    • посещение музеев, выставочных залов и др.;
    • подготовка  проектов совместно с родителями школьников.

    Методы  обучения

    1. личностно-ориентированный,
    2. частично-поисковый,
    3. объяснительно-иллюстративный:

    словесные методы: сообщение, рассказ, беседа, лекция -  способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

    наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, картин, иллюстраций - дают возможность  детально  обследовать объекты; дополняют словесные методы, способствуют развитию образного мышления детей, зрительной памяти;

    проектный метод: изготовление отчёта, фотоматериалов, рисунков, плакатов, схем; практические работы, выполненныё по образцам с выставок  - способствует развитию навыков и умений, позволяет воплотить теоретические знания подростков на практике.

    Виды деятельности

    1. Учебная деятельность

    •   классная работа: уроки различных типов, в том числе лекции, проведение викторин, олимпиад, элементы фольклорного и  краеведческого театра; заочные путешествия по  городу, стране и миру;
    •   внеклассная работа с книгой, энциклопедией: чтение и изучение материалов), поиск справок в словарях и справочной литературе; работа с периодическими изданиями, журналами,  их классификация и т.д.);
    •   классная и внеклассная: развитие устной и письменной речи, формирование богатой, насыщенной (интонационно и лексически) речи, в которой отражается  культура  народа, отдельного человека.

    2. Эвристическая деятельность 

    участие в городских экскурсиях; поиск информации из различных источников  для заочных экскурсий  по музеям города, региона, страны, мира и открытие новых знаний.

    3. Творческая деятельность

    • устное рассказывание о своих впечатлениях;
    • письменное изложение  собранного материала;
    • выпуск специальных стенгазет, подготовка заметок и статей,
    •  работа над проектами, презентациями.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Тема занятия, экскурсии

    Кол-во

    часов

    Дата

    проведения

    Виды

    деятельности учащихся

    Формируемые УУД

    по плану

    по факту

    1.

    Вводная беседа. Знакомство с программой кружка «По дорогам родных просторов». Правила по ТБ

    2

    Сентябрь

    4

    учебная

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  словесно описывать музейные экспонаты. 

    Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;

    задавать вопросы;

    использовать речь для регуляции своего действия.

    2.

    Наши великие земляки. М.К. Тенишева - русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер .

    2

    11

    Учебная, эвристическая

    Познавательные: знакомиться с музеями изобразительного искусства, деревянного зодчества под открытым небом в Талашкино, музеем народного творчества (Дом-музей - усадьба княгини  М. К. Тенишевой)

    - освоить лексику, необходимую для выражения чувств; внимательно рассматривать картины музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их; представлять логику развития культурного наследия родного края; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; знать жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в культурное наследие  нашего региона,  страны.

    Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой  речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  словесно описывать музейные экспонаты. 

    3.

    Поездка в Талашкино, загородное имение М.К. Тенишевой. Знакомство с достопримечательностями исторического комплекса.

    8

    Октябрь9

    эвристическая

    4.

    Оформление альбома «Журнал наших впечатлений»

    2

    16

    Учебная, творческая

    5.

    Экскурсия по теме «Сезонные изменения. Природа осенью»

    2

    23

    Учебная, эвристическая

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. 

    Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

    Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    задавать вопросы;

    использовать речь для регуляции своего действия;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    6.

    Экскурсия в городской музей. «Рославль – один из древнейших городов России» (1 и 2 залы)

    2

    30

    Познавательные: освоить лексику, необходимую для выражения чувств; внимательно;

    - проявлять познавательную инициативу; осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников;

    - рассматривать фотоматериалы: «Архитектура Рославля», «Город русской славы» и др.

    -  объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.

    Коммуникативные: владеть диалогической формой  речи при обсуждении увиденного;

    - точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию для  построения  действий  по созданию  панно, пряника, плакетки;

     -  умение работать в группе при выполнении задания;

    - умение вести сотрудничество с учителем   и  коллективом;

     -слушать собеседника,  излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе 

    - умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

     Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свой город, страну, любви к Отечеству.

    Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    - создавать алгоритмы действий и  выполнять их; анализировать изделие по заданным критериям;

    7.

    Поездка в цирк г. Брянска. Посещение завода елочных игрушек.

    8

    Ноябрь

    13

    эвристическая

    Познавательные: знакомиться с историей ёлочной игрушки

    - освоить лексику, необходимую для выражения чувств; внимательно рассматривать музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их;  осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

    Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой  речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  словесно описывать музейные экспонаты.

    8.

    Оформление альбома «Журнал наших впечатлений»

    2

    Декабрь

    11

    Учебная, творческая

    9.

    Экскурсия по теме «Сезонные изменения. Природа зимой»

    2

    18

    Учебная, эвристическая

    См. № п/п 5.

    10.

    Поездка в загородную оздоровительную зону «Прудок»

    6

    25

    Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    задавать вопросы;

    использовать речь для регуляции своего действия;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    11.

    Оформление альбома «Журнал наших впечатлений»

    2

    Январь

    29

    Учебная, творческая

    12.

    Экскурсия в городской выставочный зал. Знакомство с творческими работами учащихся  в рамках фестиваля «Радуга»

    2

    Февраль

    5

    эвристическая

    Познавательные: ориентироваться в выставочных залах  родного города; внимательно рассматривать музейные экспонаты  и  находить указанные детали в одежде;

    - устанавливать причинно - следственные связи между тем, что видим, и тем, как  изготовлен тот или иной экспонат  выставки;

    - объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

    - понимать логику изготовления того или иного экспоната;

    -  проявлять познавательную инициативу; осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников;

    - создавать алгоритм действий и  выполнять их;

    - анализировать изделие по заданным критериям.

    Коммуникативные: умения общаться, договариваться  с партнёрами по проектной деятельности; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить понятные высказывания; владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов; точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.

    Регулятивные: проявлять познавательную инициативу;

    -  уметь выполнять действия по образцу: учитывая, выделенные ориентиры действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

    -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    -  адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;

    -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни;

    13.

    Оформление альбома «Журнал наших впечатлений»

    2

    19

    Учебная, творческая

    14.

    Экскурсия по теме «Сезонные изменения. Природа весной»

    2

    26

    Учебная, эвристическая

    См. № п/п 5.

    15.

    Экскурсия в Могилёвскую область. Этнографическая деревня Буйничи.

    10

    Апрель

    8

    Учебная, эвристическая

    Познавательные: знакомиться с историей ремёсел.

    - освоить лексику, необходимую для выражения чувств; внимательно рассматривать картины музейные экспонаты и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие их; познакомиться с культурным  наследием соседнего братского государства Белоруссией; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; знать жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в культурное наследие  нашего региона,  страны.

    Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; задавать вопросы; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой  речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  словесно описывать музейные экспонаты.

    16.

    Экскурсия в городской музей. «Наш город в годы Великой Отечественной войны» (4 зал)

    2

    29

    эвристическая

    Коммуникативные: Формирование навыков  работы в группах; договариваться с людьми, работая в проектной группе;  - уметь  провести самоанализ и взаимоанализ выполненной работы.

     Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.

    Регулятивные: уметь самостоятельно составлять план работы; проявлять познавательную инициативу;

    - определять и формулировать цель деятельности, основные механизмы оценки самочувствия.

    - уметь составлять план работы над открыткой, используя технику работы с бумагой по выбору.      Воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

    17.

    Возложение цветов в Сквере погибших воинов.

    2

    Май

    6

    Учебная, эвристическая

    18.

    Оформление альбома «Журнал наших впечатлений»

    2

    13

    Учебная, творческая

    19.

    Отдых  в лесопосадочной зоне Дубинин луг.

    4

    20

    Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    задавать вопросы;

    использовать речь для регуляции своего действия;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    20.

    Оформление альбома «Журнал наших впечатлений»

    2

    27

    Учебная, творческая


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

    Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...

    Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Дорогою открытий и добра».

    В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Ж...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс

    Программа содержит календарно-тематическое планирование  на 1 класс...

    Рабочая программакурса внеурочной деятельности "Готовлюсь к школьной олимпиаде по математике" 2 класс УМК ПНШ

    1.           Пояснительная запискаИзучение математики играет системообразующую роль в образовании младшего школьника, формируя познавательные способно...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"

    Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"...