Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки родного края"
рабочая программа (1 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_kray.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                           МКУ Атагайская СОШ

                     Рабочая программа по внеурочной деятельности

                                        «Знатоки родного края»

                               (духовно-нравственное направление)

                                                     1 класс.

                                                                                                        Составлено:

                                                                                          учитель начальных классов  

                                                                                          МКУ Атагайская СОШ                                                                                        

                                                                                          Савостьянова  Л.В

                                                  Знатоки родного края.

                                  Духовно-нравственное направление.

                                                  Пояснительная записка.

Рабочая  программа  курса «Знатоки родного края » разработана на  основе Федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы  Д.В. Григорьева , П.В. Степанова  «Внеурочная познавательная деятельность» (М :Просвещение, 2011)

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории родного края, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

  • Цель данного курса – изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, посёлка  , культурного наследия , природных особенностей родного края; формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.

Задачи:

  • реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории своей школы, города, региона.
  • разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
  • способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
  • развивать мыслительные процессы;
  • развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;
  • воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.

Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в музеи города, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково- исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом на изучение предмета в 1 классе выделяется 1 час в неделю, 33 часа в год.

                                Тематический план.

                          Содержание

Кол-во часов

1

Введение.

2

2

Наша школа.

6

3

Наша малая Родина. Поселок  Атагай.

11

4

Наш  край.

14

Итого:

33

                                Содержание   тем учебного курса.        
Введение .

Введение в предмет

Экскурсия по родному посёлку..

Наша школа.

Наша школа. История  школы. В какие игры играют дети нашей школы

Традиции нашей школы. Подготовка и защита проекта «Наша любимая школа»

Наша малая Родина. Посёлок  Атагай

Наша малая родина. История возникновения поселка. Название. Улицы нашего  поселка.

Достопримечательности нашего посёлка. Сельская библиотека.

Обычаи и традиции  посёлка. Почетные жители нашего поселка.

Предприятия нашего поселка.

Родной край.

История родного края. Иркутская область. Природа родного края.

Растительный и животный мир родного края. Исторические места Иркутской области.

Известные люди родного края. Поэты и писатели родного края.

Предприятия родного края. Сельское хозяйство нашего края.

Культура края. Герои Вов ,жившие в моем крае.

Результаты изучения учебного материала.

Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного,  здоровье сберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего поселка,  области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные

  • предвосхищать результат.
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные .

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • установление причинно-следственных связей;

                         Перечень учебно-методического обеспечения.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

 Физические карты России, Иркутской области, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты музеев поселка; Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».

                                   

                                                  Список литературы:

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
  2. Асмолова  А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.: Просвещение, 2010,
  3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11
  4. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2011
  5. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская  // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3
  6. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова,  М. З. Биболетова  и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009.
  7. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., Просвещение, 2009.
  8.  Материалы школьной библиотеки; Материалы центральной библиотеки.

                                                                                                                                               Приложение №1

                               Календарно-тематическое планирование.

1 класс.

№ п\п

Темы:

Всего часов

Дата

Введение .2ч

1.

Введение в предмет

1

2.

Экскурсия по родному посёлку..

1

Наша школа.6ч

3.

Наша школа. История.

1

4.

Экскурсия по школе.

1

5.

В какие игры играют дети нашей школы

1

6.

Традиции нашей школы.

1

7.

Проект «Наша любимая школа». Подготовка.

1

8.

Проект «Наша любимая школа» Защита.

1

Наша малая Родина. Посёлок Атагай.11ч

9.

Наша малая родина. История.

1

10.

Улицы нашего поселка. Экскурсия.

1

11.

Достопримечательности нашего посёлка.

1

12.

Экскурсия. Сельская библиотека.

1

13.

Обычаи и традиции  посёлка.

1

14.

Экскурсия в музей ЦСК

1

15.

Почетные жители нашего поселка.

1

16.

Предприятия нашего поселка.

1

17.

Экскурсия на предприятие.

1.

18.

Проект «Наша малая Родина» Подготовка.

1

19.

Защита проекта.  «Наша малая Родина»

1

Родной край.14ч

20

История родного края. Иркутская область.

1

21

Природа родного края.

1

22

Растительный и животный мир родного края.

1

23

Исторические места Иркутской области.

1

24

Известные люди родного края.

1

25

Поэты и писатели родного края.

1

26

Предприятия родного края.

1

27

Сельское хозяйство нашего края.

1

28

Культура края.

1

29

Герои Вов ,жившие в моем крае.

1

30

Проект «Родной край» Подготовка.

1

31

Защита проекта «Родной край»

1

32

Подведение итогов работы за год

1

33

Викторина «Знатоки родного края.»

1




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс

Рабочая программа по краеведению "Введение в изучение родного края", 2-4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"

Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс  введен в часть ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мой край родной»

В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"  для 1 класса.Программа направлена на формирование обществоведческих представлений младших школьников....

Программа по внеурочной деятельности «Родной край»

Изучение курса «Родной край» в 1-2 классах направлено на достижение следующих целей: – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...