Формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
статья по чтению на тему

Буркова Наталия Борисовна

Современные технологии,  приёмы  и методы ,  используемые при  формировании  УУд на  уроках  литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и  стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным.  На  уроках литературного чтения формируем  следующие универсальные учебные действия:

    Личностные УУД:

1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)  умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

   Регулятивные УУД:

1)  умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2)  умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)  умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)  умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

   Познавательные УУД:

1)  умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2)  умение представлять информацию в виде схемы;

3)  умение выявлять сущность, особенности объектов;

4)  умение на основе анализа объектов делать выводы;

5)  умение обобщать и классифицировать по признакам;

6)  умение ориентироваться на развороте учебника;

7)  умение находить ответы на вопросы в иллюстрации

   Коммуникативные УУД:

1)  умение слушать и понимать других;

2)  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)  умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)  умение работать в паре, в  группах.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Это требует грамотного подхода к содержанию урока. Когда учитель готовится к современному уроку, перед ним   встаёт  ряд вопросов:

1.Какие УУД необходимо сформировать на каждом этапе урока?

2.Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?

3.Использование каких технологий способствует формированию УУД?

 В  своей  работе для  формирования универсальных учебных действий  использую  современные образовательные технологии, педагогические  методы и  приёмы. Остановлюсь  на   некоторых из них.

1.Технология  решения изобретательских задач.

«Удивляет!»

Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу.  Нахожу  такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация ставится удивительной. Это может быть интересные факты о детской литературе биографии писателя, которые можно найти в энциклопедиях, справочниках, интернет ресурсах.

         При изучении произведений различных жанров и творчества писателей и поэтов удивительным фактом могут быть следующее:

- В басне Крылова «Стрекоза и муравей» есть строки: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела». Однако известно, что стрекоза не издаёт звуков. Дело в том, что в то время слово «стрекоза» служило обобщённым названием для нескольких видов насекомых. А героем басни на самом деле является кузнечик.

 «Лови ошибку!»

       Объясняя материал,  намеренно допускаю ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок.. Цель этого приема – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.

Например:

Тема урока:  «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»». (2 класс)

На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве поэта. Класс делится на группы, которым предлагается биографический материал о А.С.Пушкине  с фактическими ошибками.

Задание:  Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по теме.

2.Метод фокальных объектов.

      Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус – в оптике – точка, в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие.

Тема урока: Ф.Тютчев « Есть  в  осени первоначальной…». Задание:  Найти изобразительно – выразительные средства языка. В центре внимания (в фокусе) – художественные средства, которые использует автор. Лучи – раскрывают содержание понятия фокус.

3.Игровые технологии.

       Игровые технологии позволяют активизировать детей, непрестанно поддерживать их интерес, развивают их речь.

       Хорошо развивает групповая игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная дидактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе, приспосабливаясь друг к другу и избегая конфликтов.

4.Технология проблемного обучения.

       Метод проблемного изложения материала  дает возможность не доносить до детей материал в готовом виде, а подвести их к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них детям, что тоже работает на формирование у учащихся коммуникативной компетенции.

5. Технология уровневой дифференциации.

       Элементы технологии уровневой дифференциации, включённые в урок позволяют создать комфортные условия для детей с разным уровнем способностей. Так, например, на уроке чтения дети  получают задание: создать словесный портрет. Весь класс делится на 3 группы, дифференцированные по уровням способностей детей: «Экскурсанты» (ребята, получающие наиболее лёгкое задание визуально - описательного характера), «Искусствоведы» (дети, получающие задание среднего уровня сложности с элементами анализа произведений живописи), «Мастера слова» (ребята с заданием продвинутого творческого характера.

         Апробированные методы и технологии  способствуют формированию познавательных, регулятивных .коммуникативных и личностных УУД,

затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;

позволяют  проявить обучающимся их личные качества, направленность ума, воли, чувств.