Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы предложений, ставить ударения в словах, различать смысл слов...
Для отработки этих умений детям предлагаются разные виды заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 940 КБ |
urok.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
а
о
у
э
и
ма ша ты ква со ва
Ирис — ирис Атлас – атлас
Молодцы! Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1-В классе по теме
"Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
Цели деятельности педагога:
создать условия для формирования умения делить слово на слоги, ставить ударение; обогащать словарный запас;
развивать фонематический слух, внимание, мышление;
воспитывать интерес к учёбе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: устойчивая учебно-познавательной мотивация учения; установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД: оценивает результат своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
Предметные УУД: знать роль гласных звуков в прцессе слогообразования, выделять голосом ударный гласный звук слова в процессе озвучивания его схемы; произносить слово по слогам на основе графических схем слова; выполнять графическую фиксацию слогов в слове с помощью вертикальной линии.
Оборудование:
Авторский медиапродукт – презентация 11 слайдов (среда POWER POINT), ноутбук, проектор, экран, схемы слов и предложений.
Ход урока
I. Организационное начало урока Слайд №1
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Все легонечко вздохнём,
Урок обучения грамоте начнём.
11. Актуализация знаний (Слайды №»2 — 6)
-Посмотрите внимательно на экран и скажите, с какого звука начинается каждое слово на картинке.
([а], [о], [у], [э], [и])
- Как называются эти звуки?
(Гласные звуки, ртооткрыватели).
- Ранее мы с вами выяснили, что слово состоит из звуков. А можно ли слово поделить на кусочки?
(Учащиеся высказывают свое мнение. Кто-то может заметить, что мы иногда произносим слова по каким-то кусочкам, например, если нам нужно произнести слово медленно или прокричать его.)
- Давайте понаблюдаем, как мы произносим два разных слова: гуси и утята.
- Сколько раз мы открываем рот, когда произносим слово гуси? А когда произносим слово утята?
- Сколько гласных в слове гуси? А в слове - утята?
Проанализировав таким образом слова, дети приходят к выводу: сколько в слове гласных (ртооткрывателей), столько и слогов.
- Давайте построим звуковые модели этих слов.
(Учащиеся на классной доске строят звуковые модели данных слов).
- Подумайте, ребята, как мы будем отмечать в моделях слов разное количество слогов.
Слайд №7 - 8
-Составьте предложения с этими словами и постройте схемы.
111.Постановка цели и задач урока.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
- Сегодня на уроке мы будем учиться делить слова на слоги и находить ударный слог
1 . Первичное закрепление.
1.Работа в парах
-У вас на столах лежат конверты. Достаньте карточки, на которых написаны части слов. Соедините эти части, чтобы получились слова. Работаем в паре с соседом.
- Какие слова получились? (МОРЕ, РОМА),
-Все ли части были задействованы? Почему?
2.(Во время чтения стихотворения учителем дети прочитывают всплывающие слоги, отрабатывая навыки чтения.) слайд № 9
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
«Ма» и «ша», запомни «Маша»,
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
«Ты» и «ква»,
А вместе «тыква».
«Со» и «ва» - читай: «сова».
Соединили мы два слова –
И предложение готово!
Дождь идет! Гремит гроза!
Улетела стрекоза.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
V. Ударение
1. Игровой сюжет.
-Ребята, я вчера шла домой и стала невольным свидетелем разговора идущих мне навстречу мужчин.
Три иностранца произносят одно и то же слово радуга по-разному. Француз произносит слово с ударением на последнем слоге, поляк - на предпоследнем, третий иностранец , на первом.
Учитель воспроизводит три разных произношения этого слова и спрашивает, чем они отличаются. Дети замечают, что, даже узнать слово при таком произношении непросто. Иностранцы выделяют разные слоги в одном и том же слове. Учитель сообщает, что такое выделение слога (т.е. произнесение его с большей силой, ударяя, называется ударением.)
- Кто же из иностранцев правильно произносит слово радуга?
(Тот, у которого первый слог ударный).
2. Смыслоразличительная роль ударения. Работа по иллюстрациям учебника.
- Рассмотрите иллюстрации учебника (с. 23).
- Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (СЛАЙД №10)
- «Прочитайте» пары моделей слов «и'рис – ири׳с».
- Сравните звуковой состав данных слов.
(Слова «и'рис» и «ири׳с» имеют одинаковый звуковой состав.)
- Сравните значение данных слов.
И'рис – название цветка.
Ири׳с – название конфет.
- С чем связано разное значение слов «и'рис» и «ири׳с»?
(Это связано с различием ударных звуков [и]. В первом слове ударение падает на первый звук, а во втором - на второй.)
Аналогичная работа проводится с другой парой слов «а'тлас» и «атла׳с».
Я — сборник карт, от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу — преображусь в название
Блестящей шелковистой ткани (СЛАЙД № 10)
А'тлас – книга, в которой собраны географические карты.
Атла׳с – вид ткани, из которой шьют праздничную одежду.
Далее учащиеся делают вывод: «Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением».
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
3 Упражнение в нахождении ударного слога. Игра «Покажи букву»
У детей карточки с 6 буквами гласных. Учитель называет слово, дети вполголоса произносят каждое слово, выделяя голосом, ударный гласный звук и показывают соответствующую букву.
ТИГР, РУКА, МЫЛО, ОВЦЫ, УТКА, КАРАТЭ, ИГРА, ДОМ, МАМА, ШКОЛА.
V1. Итог урока. Рефлексия. (Слайд № 11)
- Что нового вы сегодня узнали?- Пригодится ли это знание вам в жизни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.
Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...
Конспект урока литературного чтения на тему: "Слог, ударение.Повторение и закрепление нового материала"
Данный урок я проводила в День открытых дверей . На уроке идёт активное закрепление умения находить ударный слог, умение классифицировать слова, развивается устная речь учащихся....
Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...
Коспект логопедического занятия "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"....
Обучение грамоте, 1 класс. ПНШ, "Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
Цели: способствовать применению умения делить слова на слоги и находить ударный слог в условиях решения учебных задач и упражнений....
Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 3 класса по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".
Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию технологическую карту логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи по теме: "Ударение. Смыслоразличительная р...