Урок русского языка с презентацией по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения" 2 класс ( октябрь 2018 г.)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мельникова Юлия  Валерьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udarenie.1_smyslorazlichitelnaya_rol.point_2.rar840.22 КБ

Предварительный просмотр:

                 «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения» 2 класс.

                                                                УМК «Школа России»

Автор: Мельникова Ю.В.

         Цель:

1) показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов;

2) показать, как важно орфоэпически верно произносить слова;

3) развивать устную речь детей при составлении предложений;

4) создать условия для формирования у учащихся представления о смыслоразличительной роли словесного ударения.

     Задачи:

- воспитывать положительный навык коллективного труда, взаимодействия и взаимопомощи, бережное отношение к природе, окружающему миру;

- содействовать развитию познавательной активности, орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию звукового анализа и синтеза;

- способствовать формированию понятий об омографах, их употреблении в речи, закреплению знаний об ударении,  его подвижности и смыслоразличительной роли. 

Тип урока:

Урок открытия нового знания.

Оборудование:

– учебник “Русский язык”  В.П. Канакина  2 класс;

 наглядные материалы:  карточки с предложениями для групповой работы, клей для 6 групп, презентация компьютер, проектор, экран.

Образовательные технологии:

– ИКТ-технология, технология деятельностного подхода.

Методы и приемы:

– проблемно-поисковый метод, групповая работа, самостоятельная работа, беседа.                                        

Ход урока

  1. Организационный момент

–  Прозвенел звонок, настроились все на урок.

 Сегодня урок обещает быть не только познавательным, но и интересным, но все будет зависеть от вашей работоспособности, внимательности и сообразительности. Итак, вы готовы приступить к работе?
- пожелаем  друг другу  удачи.

 

- Я тетрадочку открою,

Уголочком положу

И от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь

Запишите число, классная работа.

  1. Минутка чистописания, актуализация знаний.

- Напишем заглавную и строчную буквы Рр

-Подчеркните самые красивые буквы.

- Напишите  красиво слова с буквой  р, определите в слове ударный и вставьте пропущенные буквы.

Р.сунок, б.рёза, в.рона, с.рока, д.рога, вет.р, с.нтябрь.

-Вспомните ,что такое ударение?  ( Выделение голосом одного из слогов в слове, ударный слог всегда тянется дольше, громче.).

- Проверим, что у вас получилось.

-Оцените себя на полях тетради смайликом

- Встаньте, у кого зелёный, жёлтый? Остальным нужно ещё учить слова.

- Что за слова вы записали? (Словарные)

- Зачем мы  определяли  ударение? (Под ударением гласная пишется так же, как и слышится, а без ударения - мы можем ошибиться)

-Почему нам важно знать, на какой слог падает ударение?

Физминутка ( Ветер дует..)

III. Сегодня мы узнаем ещё одну тайну ударения, о том, какую роль оно играет в речи.

Для этого поработаем в группах

- Перед вами карточки со словами из двух предложений. Как вы думаете, что нужно сделать?

 Прочитайте:

1. Поставьте слова в правильном порядке;

2.Поставьте ударение в словах, написанных одинаково;

3.Объясните  лексическое значение одинаковых слов.

4. Ответьте на вопрос: « Какую роль играет ударение?»

1 группа: Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок.

2 группа: Алёша взял мою чашку. Я всегда  мою руки перед едой.

3 группа: Дети любят конфеты ирис. На клумбе распустился фиолетовый ирис.

4 группа: Эта картина мне дорога. Лесная дорога привела нас к деревне.

5 группа: Я плачу от горя. Я плачу деньги в кассу.

6 группа: Карандаш стоит пять рублей. Машина стоит в гараже.

  1. Выступление групп.

Вывод: от ударения  зависит лексическое значение слова.

- Ребята, слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по- разному  называются омографами. 

Физминутка

V.Закрепление пройденного

стр. 69, прочитать «Обрати внимание»

-Выполните самостоятельно упр. 104 стр. 69

- Прочитайте  вслух.

-Кто такой  кок? (Повар на корабле)

- Какие омографы нашли, какое лексическое значение они имеют?

- Спишите, поставьте ударение во всех словах. Поменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу.

- Оцените работу смайликом

VI .Подведение итогов .

- Я узнал,

- я вспомнил,

- я научился.

- Какова роль ударения в слове?

- Какие слова называются омографами?

VII.    Упр. 105 стр. 70

            По желанию придумать и записать 2 предложения с омографами.

Дополнительно выполнить задание на диске. Правильность постановки  ударения в словах



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...

Урок русского языка по теме "Суффикс и его роль в слове" 3 класс

Данный материал содержит подробный план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал для детей...

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Внеурочное занятие курса "Занимательный русский язык" по теме: Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения

Занятие курса "Занимательный русский язык" направлен на формирование интереса обучающихся к предмету...

Конспект урока русского языка на тему: «Союзы и их роль в языке»

Цели деятельности учителя: знакомство со служебными частями речи – союзами. Определение роли союзов в русском языке, предложении и речи.Тип урока: открытие нового знания.Оборудование: УМК систем...

Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)

Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс, с приложениями. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)...