Урок русского языка с презентацией по теме: "Многозначные слова". 2 класс.
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Санчило Иллона Владимировна

Урок русского языка.2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:

«Многозначные слова». 2-й класс.   Учитель: Санчило И. В.

Цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.

Задачи:

 *  выявление многозначности у слов;

 *формировать умения работать с толковым словарём;

  * развивать умения работать в парах;

  *способствовать развитию внимания, образного мышления, культуры речи;

   * содействовать повышению интереса к изучению русского языка;

Оборудование:

  • учебник «Русский язык. 2 класс» ( авт. С. В. Иванов);
  • записи на доске;
  • мультимедиа установка;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • документ-камера

                             Ход урок:

I.Организационный момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно стоят?

Все ль внимательно глядят?

Начинаем мы урок!

-  А начать его мне хочется  с высказывания  К. Паустовского

«С русским языком можно творить чудеса».

Учитель: Желаю вам хорошего настроения и новых открытий.

II.  Чистописание.

Учитель:  Урок начинаем с чистописания.

                - А зачем нужно чистописание?

- Разгадайте кроссворд и узнаете  какие соединения нужно написать.

1. Неожиданный подарок.

2. Устройство для катания по кругу, с сидениями.

3. Звуки во время грозы.

4. Утренняя еда.

5. Изображение человека на картине, фотографии.

Учитель: Посмотрите внимательно, какая буква есть  во всех словах?

Дети: «эр».

Учитель: напишите сочетания: ри, ру, ро, ра, ре

III. Повторение изученного материала.

Учитель: Рассмотрите разгаданный кроссворд. Посмотрите , что вы ещё заметили?

Дети: Слово.

Учитель: Назовите два признака слова?

Дети: Слово состоит из звуков и имеет лексическое значение?

Учитель: Где можно узнать лексическое значение слова?

Дети: В толковом словаре.

Учитель: Какие слова называются однозначными?

Дети: Слова, которые имеют одно значение.

Учитель: Какие слова называются многозначными?

Дети: Слова, которые имеют два  и более значения.

IV. Изучение нового материала.

1. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Приведите примеры многозначных слов?

Дети: Коса, язык, лук.

Учитель: А как думаете, почему здесь вопрос?

Дети: Значит мы, что- то будем узнавать о многозначных словах?

-  Как у многозначных слов появляются другие значения?

V. Постановка учебной  задачи.

Учитель: Как вы думаете, чему будем учиться, что должны узнать на уроке?

Дети:  Узнаем, как появляются значения  у слова, учиться объяснять значения слов.

Учитель: Да. Сегодня нам предстоит ответить  на эти вопросы.

VI. Работа над новым материалом.

  1. Беседа по выявлению многозначности у слова.

Учитель: Прочитайте значения слова «КИСТЬ».

Дети: КИСТЬ - укреплённый к рукоятке пучок ровных щетинок, волосков для нанесения на поверхность краски

        КИСТЬ – часть руки

       КИСТЬ – украшения в виде стянутого вверху и расходящеюся книзу пучка ниток, шнурков

       КИСТЬ -  кисть рябины

Учитель: В чём особенность в лексическом значении многозначных слов?

Дети: Они похожи по форме.

( на доске появляется карточка с записью

СХОДСТВО  ПРЕДМЕТОВ)

Учитель: Составьте и запишите предложение со словом кисть по выбору.

(один ученик у доски пишет и выделяет орфоргаммы)

       Учитель: Прочитайте предложения?

Часы идут правильно.

Туристы идут в поход.

Учитель:  Слово «ИДУТ» какое имеет значение в данных предложениях?

Дети:  В первом предложении «ИДТИ» - о механизме, быть в действии.

- Во втором предложении  «ИДТИ» - двигаться, переступая ногами куда-нибудь.

Учитель: Какое сходство наблюдаем здесь?

( на доске появляется  карточка с записью

СХОДСТВО ПО ДЕЙСТВИЮ)

Учитель: Прочитайте предложения.

Учёные-археологи  нашли старинную золотую чашу.

Наступила золотая осень.

Учитель: Объясните значение выделенных слов?

Дети:   Золотая – изделия из металла жёлтого цвета.

Золотая  – Цвета золота, блестяще-жёлтая.

Учитель: на каком основании появилось много значений  у слова «золотая2?

Дети: Сходство по признаку.

( на доске появляется карточка с записью

СХОДСТВО ПО ПРИЗНАКУ)

Учитель:  А кто знает значение слова археолог?

Дети: Люди, которые занимаются  наукой- археологией.

Учитель: Давайте найдём и прочитаем , что такое АРХЕОЛОГИЯ?

( Учитель  или хорошо читающий ученик читает: АРХЕОЛОГИЯ - наука о древностях, изучение быта и культа древних народов по дошедшим  до нас вещественным памятникам.

ВЫВОД.

Учитель: какой вывод можно сделать, когда у слова появляются другие значения?

Дети: У слова появляются другие значения , когда слово называет предметы, признаки , действия.

Учитель: Как можно назвать картину «Золотая осень»?

Дети: Пейзаж.

VII. Работа с учебником.

  1. Работа со словарём.

Учитель: Где можно узнать лексическое значение слова?

Дети: В толковом  словаре. (учебник стр. 165)

Учитель: Найдите лексическое значение слова ПЕЙЗАЖ?

Дети:    1.  Вид какой-нибудь местности.

       2.  Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.

ФИЗМИНУТКА.

2.Знакомство с прямым и переносным значением слов.

Учебник стр. 37  

Учитель: Рассмотрите рисунки. Прочитайте подписи-предложения.

-В каких предложениях слова употреблены в переносном значении?

Учитель: Предлагаю эту работу выполнить в парах.

Работа в парах. ( кто закончил работу раньше получают карточки) в приложении

Учитель: Прочитайте предложения?

Ребята идут в школу.

Часы идут без остановки.

Мне родители подарили  золотое колечко.

Все говорят, что у папы золотые руки.

В сенях из стены торчал железный гвоздь.

У этого мальчика железное здоровье.

 ПРОВЕРКА (ОДНА ПАРА У ДОСКИ подчёркивают  разным цветом предложения), или ( проверка по документ –камере пара с тетрадью для парной работы)

VIII. Закрепление. 

Самостоятельная работа.

Самопроверка. Самооценивание. ( Легко-!, Трудно –Т, Сомневаюсь -?)

- Какие  слова называются однозначными? Какие многозначными?

- Закройте глаза. И по цепочке называйте  многозначные слова.

- Я предлагаю тесты  двух уровней. Возьмите их. Посмотрите, послушайте и реально оцените свои знания.

Учитель:  1-ый тест для тех, кто сомневается.

                  2-ой тест для тех, кто уверен в себе.

Учитель:    - В тесте №1 вопросы есть, часть ответа есть, вам надо найти правильный ответ.

                      - В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.

                     -Где будете брать ответы (в учебнике, в карточке)

Тест №1

1) Подчеркни однозначное слово:

Берёза   корень  лисичка

2) Подчеркни многозначное слово:

Гора     коса    спорт  велосипед

       3)  Отметь  «+»,  многозначные слова:

           - имеют одно значение

           - имеют много значений

           - имеют одинаковые приставки

        4)  Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь « +».

            - однокоренные

            - однозначные

            - многозначные

           

Тест №2

  1. Придумай и запиши  три  многозначных слова.

----------------------------------------------------------------------------------

   

  1. Придумай и запиши три однозначных слова.

-----------------------------------------------------------------------------------

  .

  1. Составь и запиши два предложения в прямом и переносном значении со словом « звезда».

------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------

   

Проверка.  Тест №1. Прочитай вопрос. Какое слово вписали. Какой ответ отметили.

 Проверка.  Тест №2. Выборочно.

Учитель: Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок!

Итог урока. Учитель:- Над какой темой сегодня работали?

 - Какую цель ставили на уроке?

- На какие вопросы удалось ответить?

- Что нового узнали?

- Как появляются многозначные слова?

- Что понравилось на уроке?

- Что вызвало затруднение?

Оценивание.

Учитель: Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Учитель: Домашнее задание: стр. 38, упр. 3.

Я вам предлагаю домашнее задание по выбору:

  1. Для будущих исследователей – узнать значение слов и составить предложения.
  2. Для творческих натур – написать сочинение- мини использую слова в прямом и переносном значении.

 Учитель: Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо!

Приложение

  1. Найди и подчеркни слово в переносном значении

За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Вчера на арене цирка два клоуна вели такую беседу. Один говорит: «Вечер уже наступил».

Второй спрашивает: «На кого?»

 Почему клоуны не поняли друг друга?



Подписи к слайдам:

«С русским языком можно творить чудеса». К.Паустовский
 
 1
 
 
 
 
 
 
 2
 
 
 3
 4
 
 
5
Однозначные Многозначные
КИСТЬ- УКРЕПЛЕННЫЙ К РУКОЯТКЕ ПУЧОК РОВНЫХ ЩЕТИНОК, ВОЛОСКОВ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ НА ПОВЕРХНОСТЬ КРАСКИ
КИСТЬ- ЧАСТЬ РУКИ
КИСТЬ- УКРАШЕНИЯ В ВИДЕ СТЯНУТОГО ВВЕРХУ И РАСХОДЯЩЕГОСЯ КНИЗУ ПУЧКА НИТОК, ШНУРКОВ
КИСТЬ- КИСТЬ РЯБИНЫ
Часы идут правильно.Туристы идут в поход.
Учёные-археологи нашли старинную золотую чашу. Наступила золотая осень.
Ребята ИДУТ в школу. Часы ИДУТ без остановки. Катя УБЕЖАЛА от подруги. У мамы УБЕЖАЛО молоко. Мне родители подарили ЗОЛОТОЕ колечко. Все говорят, что у папы ЗОЛОТЫЕ руки. В сенях из стены торчал ЖЕЛЕЗНЫЙ гвоздь. У этого мальчика ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье.
Вывод:При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные – переносными. Прямое значение слова- это его основное лексическое значение.
В нашем классе много цветов . Класс внимательно слушал учителя. Маша случайно разбила тарелку. Я съел две тарелки каши.
В нашем классе много цветов. Маша случайно разбила тарелку .
Стр. 38 упр.№3Я вам предлагаю домашнее задание по выбору:1. Для будущих исследователей – узнать значение слов и составить предложения.2. Для творческих натур- написать сочинение –мини используя слова в прямом и переносном значении.
Я ко всем наукам ключ имею,Я со всей вселенною знаком,Это потому, что я владеюРусским всеохватным языком. (С. Данилов)Спасибо за урок!