Главные вкладки

    конспект урока русского языка с презентацией 2 класс. УМК "Планета Знаний" "Состав слова. Основа слова"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Игнатьева Светлана Анатольевна

    Конспект урока с презентацией и прилоджением "Состав слова. Основа слова"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prilozhenie_osnova_slova.doc96 КБ
    Файл osnova_slova_2_kl.docx34.55 КБ
    Office presentation icon osnova_slova_2_kl.ppt1.4 МБ

    Предварительный просмотр:

    Девятнадцатое ноября.

    Классная работа.

    Задание 1.Игра «Крестики-нолики».

    .

    Задание 2.

    В нашей стране можно встретить очень красивые города. Городские улицы полны высоких домов. Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик.

    Задание 3.  Правило.

      Основа слова – это часть слова без

    Задание 4.

    Задание 5. Тест.

    1. Кроссворд «Состав слова»

    3

    4

    2

    1

    5

    1. Изменяемая часть слова.
    2. Часть слова без окончания.
    3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
    4. Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
    5. Главная значимая часть слова.

    Домашнее задание:  

    1. С. 97 упр. 5 списать, разобрать слова.
    2. Дополнительное задание.  Подумай, какой корень может быть в слове Самоделкин.


    Спасибо за урок!

    ТЕТРАДЬ

    ДЛЯ РАБОТ

     ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    УЧЕНИ______ 2 «А»   КЛАССА

    МОУ «ДРЕЗНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

    __________________________________

    __________________________________

    __________________________________



    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Состав слова. Основа слова»

    Цель урока: повторить знания о составе слова, познакомить с понятием «основа».

    Задачи: 

    учить находить в словах их основы;

    развивать память, внимание, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;

    способствовать развитию речи.

    Оборудование: тетради по теме урока у каждого ученика (Прилож 1), проектор, презентация, карточки с частями слов.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    – Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

    Послушайте одну историю:

    У Мудреца, однажды, ученик спросил    (он перед этим бабочку словил):
    – Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?  

    Жив мотылек в руках моих, иль нет?
    Ладони в этот миг легонько сжал...
    Плененный мотылек затрепетал.
    Блеснули искорки у мудреца в глазах:  

     – Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

    – Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

    – Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

    II. Актуализация знаний.

    СЛАЙД 2

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/1.gif

    – Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка? СЛАЙД 3

    Знаки препинания – . ! ?

    Члены предложения – Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/2.gif

    Части слова – Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/3.gif

    – Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.) СЛАЙД 4

    – Что обозначает первый значок?

    – Какая часть слова выделяется в квадратик?

    – Каким значком выделяется главная часть слова?

    – Что обозначают оставшимся значком?

    III. Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».                     

    – Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради.

    – А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

    – Итак, начинаем: СЛАЙД 5

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/4.gif

    Корень – это главная часть предложения (-)

    Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

    Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)

    Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

    Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

    Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

    Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)

    Корень – это общая часть родственных слов (+)

    Суффикс – это часть речи. (-)

    – Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны. СЛАЙД 6

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/5.gif

    – У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.

     – У кого одна ошибка?  

    – У кого две ошибки?

    IV. Работа по теме «Состав слова».

    1) Работа с текстом. Словарная работа. СЛАЙД 7

    – Посмотрите на экран. Прочитайте вслух. Что перед вами? (Текст.)

    – Докажите, что перед вами текст. (выслушиваются ответы детей).

    – Этот текст записан и в ваших тетрадях.

    В нашей стране можно встретить очень красивые города. Городские улицы полны высоких домов. Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик.

    – Есть ли в тексте слова, которые вам не понятны? (пригород, загородный)

    – Кто попробует объяснить их значение? (ответы детей).

    2) Нахождение родственных слов.

    – Возьмите карандаш и подчеркните однокоренные слова.  (проверка выполнения задания)

    Домов, домик.

    Города, городские, пригород, загородный.   (Проверка работы на экране).

    – Выпишем слова самой большой группы родственных слов. СЛАЙД 8

    (Каждое слово на доске записывают разные ученики, остальные – в тетрадях.)

    Города – мн.ч.    городской     загородный – 4 слога    пригород

    – Какие задания можно предложить к данной группе слов?   (Возможные ответы детей)

    Выделить корень во всех словах.

    Найти «лишнее» слово.  Поставить ударение.   Разделить на слоги.   Определить число.

    – Найдите лишнее слово. (Время на выполнение задания и проверку.)

    – А я предлагаю выделить окончание.   (Работа у доски и в тетрадях.)

    V. Введение нового материала.

    1) Введение понятия «Основа слова»

    – Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?

    (Конечно, та часть, в которой находится корень.)

    – Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?

    Выслушиваются ответы детей.

    (Наверное, эта часть называется основой слова.)

    – Ребята, подумайте, как можно обозначить основу слова. Давайте попробуем для этой части слова подобрать свой значок, отличный от всех остальных.

    (Выслушиваются предложения детей).

    – В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком:

    СЛАЙД 9      Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/6.gif

    – Подумайте, какая же тема нашего сегодняшнего урока?   (Состав слова. Основа слова.)

    – Прочитайте правило на экране. СЛАЙД 10 

    Часть слова без окончания называется основой слова.

    Правило читается несколькими учениками, затем хором.

    – Найдите в ваших тетрадях это правило. (Правило в тетрадях записано не полностью).

    – Допишите правило в тетрадях.

    (Правило на доске исчезает. Детям даётся время на выполнение задания.)

    Проверка задания.

    2) Работа над определением частей слова, входящих в основу.

    – Давайте подумаем, какие части слова могут входить в основу?

    – Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

    (Разобрать слова по составу).

    (Выполнение задания учениками у доски)

    Составим схемы слов.

    – Сколько схем можно составить?

    (Четыре схемы.)

    – Ребята, сделайте вывод, что же может входить в основу слова. 

    СЛАЙД 11

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/7.gif

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/8.gif

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/9.gif

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/10.gif

    – Молодцы. А теперь подумайте, какая часть основы является главной?(Это корень слова.)

    – Без корня не может быть слова.

    VI. Физминутка для глаз.

    СЛАЙД 12

    VII. Закрепление изученного материала.

    – Ребята перед вами карточки разного цвета:

    гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и

    – Подумайте, что на них написано? (части слов)

    – Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб, езд, ход, пуск, вод – это корни слов.)

    – Прочитайте части слова на синих карточках. Что это за часть слов?

    (ый, а – это окончания)

    – Что записано на зелёных карточках?

    (ок, к, н – это суффиксы)

    – Какая часть слов записана на жёлтых карточках?

    (по, на, за, под – это приставки)

    – Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.

    – Слова будем вписывать в таблицу, которая есть и на доске, и в тетрадях.

    На доске (открываются заранее приготовленная таблица)

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/11.gif

    – Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её внизу таблицы.

    – Подпишите, как называется эта часть слова.

    VIII. Обобщение изученных знаний. Тест.

    – В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.

    Тест

    Часть слова без окончания называется СЛАЙД 13
    Е – корень
    У – основа

    Чтобы найти корень надо СЛАЙД 14
    Л – изменить форму слова
    М – подобрать однокоренные слова

    Окончание – это СЛАЙД 15
    Н – изменяемая часть слова
    П – неизменяемая часть слова

    Суффикс служит СЛАЙД 16
    И – для образования новых слов
    Ы – для образования формы слова

    Приставка стоит СЛАЙД 17
    Х – после корня
    К – перед корнем

    Приставка, корень, суффикс СЛАЙД 18
    И – образуют основу слова
    Я – не образуют основу слова

    – У кого получилось слово? Какое?

    – Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит, тест выполнили верно. СЛАЙД 19

    IX. Итог урока.

    – Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    – Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?

    X. Домашнее задание.

    Кроссворд «Состав слова» СЛАЙД 20

    (кроссворд записан у каждого ученика в тетради)

    XI. Рефлексия.

    – Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).

    – Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

    – Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

    – Покажите, на сколько:

    вы сегодня поняли тему урока;

    активно работали на уроке;

    вам понравился урок.

    (Сидят за партами – плохо, слабо;
    Просто стоят – хорошо;
    Стоят, руки вверх – отлично).

    – Ребята, сегодня всё было в наших руках, как с героем притчи, начавшей наш урок, и я надеюсь, что мы не упустили свою удачу.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка по УМК Планета Знаний Тема урока «Состав слова. Основа слова». Подготовила и провела учитель начальных классов Первой квалификационной категории Игнатьева Светлана Анатольевна

    Слайд 2

    ? ! .

    Слайд 3

    1) ? ! . 2 ) 3)

    Слайд 4

    ПРИСТАВКА ОКОНЧАНИЕ КОРЕНЬ СУФФИКС

    Слайд 5

    КРЕСТИКИ – НОЛИКИ да – Х нет - О

    Слайд 6

    КРЕСТИКИ – НОЛИКИ да – Х нет - О О Х О Х Х Х О Х О

    Слайд 7

    В нашей стране можно встретить очень красивые города. Городские улицы полны высоких домов. Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик.

    Слайд 8

    В нашей стране можно встретить очень красивые города . Городские улицы полны высоких домов . Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик .

    Слайд 9

    Основа слова

    Слайд 10

    ПРАВИЛО Часть слова без окончания называется основой слова .

    Слайд 11

    ЧАСТИ ОСНОВЫ 1. 2. 3. 4.

    Слайд 13

    Проверьте

    Слайд 14

    ТЕСТ 1. Часть слова без окончания называется Е – корень слова У – основа слова

    Слайд 15

    ТЕСТ 2. Чтобы найти корень надо Л – изменить форму слова М – подобрать однокоренные слова

    Слайд 16

    ТЕСТ 3. Окончание - это Н – изменяемая часть слова П – неизменяемая часть слова

    Слайд 17

    ТЕСТ 4. Суффикс служит И – для образования новых слов Ы – для образования формы слова

    Слайд 18

    ТЕСТ 5. Приставка стоит Х – после корня К – перед корнем

    Слайд 19

    ТЕСТ 6. Приставка, корень, суффикс И – образуют основу слова Я – не образуют основу слова

    Слайд 20

    У М Н И К И

    Слайд 21

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КРОССВОРД «СОСТАВ СЛОВА»

    Слайд 22

    СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"

    Урок по программе "Школа 2100". На уроке дети не только систематизируют знания об однокоренных словах, но и обобщают знания о профессиях. Прилагаемые слайды показывались с флешки по телевизору....

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Состав слова с позиции его значимых частей».

    Образовательные:          -уточнить  понятия   «корень»,   «основа»,   «приставка»,...

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова". УМК "Школа России"

    Цель: способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; распознавать провер...

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: "Корень слова. Однокоренные слова" по учебнику Т.Г.Рамзаевой.

    Разнообразный материал урока поможет интересно организовать работу по закреплению понятий: корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов и применить полученные знания в практической дея...

    План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме"Состав слова. Закрепление."

    Урок построен в форме путешествия. На уроке развиваем умения уч-ся образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, закрепляем знания о морфемах, вырабатываем у учащихся навык подбора однокоренных ...

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Состав слова"

    Урок-закрепление по теме "Состав слова" разработан в виде конкурса для знатоков русского языка, содержит различные задания по теме, способствует развитию познавательной активности учащихся....

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Состав слова. Окончание слова"

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Состав слова. Окончание слова"  разработана по учебнику А.В.Поляковой, предназначена для учителей работающих по развивающей системе Л.В.Занк...