конспект урока русского языка с презентацией 2 класс. УМК "Планета Знаний" "Состав слова. Основа слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Игнатьева Светлана Анатольевна

Конспект урока с презентацией и прилоджением "Состав слова. Основа слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_osnova_slova.doc96 КБ
Файл osnova_slova_2_kl.docx34.55 КБ
Office presentation icon osnova_slova_2_kl.ppt1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Девятнадцатое ноября.

Классная работа.

Задание 1.Игра «Крестики-нолики».

.

Задание 2.

В нашей стране можно встретить очень красивые города. Городские улицы полны высоких домов. Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик.

Задание 3.  Правило.

  Основа слова – это часть слова без

Задание 4.

Задание 5. Тест.

  1. Кроссворд «Состав слова»

3

4

2

1

5

  1. Изменяемая часть слова.
  2. Часть слова без окончания.
  3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
  4. Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
  5. Главная значимая часть слова.

Домашнее задание:  

  1. С. 97 упр. 5 списать, разобрать слова.
  2. Дополнительное задание.  Подумай, какой корень может быть в слове Самоделкин.


Спасибо за урок!

ТЕТРАДЬ

ДЛЯ РАБОТ

 ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УЧЕНИ______ 2 «А»   КЛАССА

МОУ «ДРЕЗНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

__________________________________

__________________________________

__________________________________



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Состав слова. Основа слова»

Цель урока: повторить знания о составе слова, познакомить с понятием «основа».

Задачи: 

учить находить в словах их основы;

развивать память, внимание, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;

способствовать развитию речи.

Оборудование: тетради по теме урока у каждого ученика (Прилож 1), проектор, презентация, карточки с частями слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил    (он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?  

Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал...
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:  

 – Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

– Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

– Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

II. Актуализация знаний.

СЛАЙД 2

Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/1.gif

– Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка? СЛАЙД 3

Знаки препинания – . ! ?

Члены предложения – Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/2.gif

Части слова – Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/3.gif

– Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.) СЛАЙД 4

– Что обозначает первый значок?

– Какая часть слова выделяется в квадратик?

– Каким значком выделяется главная часть слова?

– Что обозначают оставшимся значком?

III. Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».                     

– Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради.

– А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

– Итак, начинаем: СЛАЙД 5

Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/4.gif

Корень – это главная часть предложения (-)

Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)

Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)

Корень – это общая часть родственных слов (+)

Суффикс – это часть речи. (-)

– Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны. СЛАЙД 6

Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/5.gif

– У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.

 – У кого одна ошибка?  

– У кого две ошибки?

IV. Работа по теме «Состав слова».

1) Работа с текстом. Словарная работа. СЛАЙД 7

– Посмотрите на экран. Прочитайте вслух. Что перед вами? (Текст.)

– Докажите, что перед вами текст. (выслушиваются ответы детей).

– Этот текст записан и в ваших тетрадях.

В нашей стране можно встретить очень красивые города. Городские улицы полны высоких домов. Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик.

– Есть ли в тексте слова, которые вам не понятны? (пригород, загородный)

– Кто попробует объяснить их значение? (ответы детей).

2) Нахождение родственных слов.

– Возьмите карандаш и подчеркните однокоренные слова.  (проверка выполнения задания)

Домов, домик.

Города, городские, пригород, загородный.   (Проверка работы на экране).

– Выпишем слова самой большой группы родственных слов. СЛАЙД 8

(Каждое слово на доске записывают разные ученики, остальные – в тетрадях.)

Города – мн.ч.    городской     загородный – 4 слога    пригород

– Какие задания можно предложить к данной группе слов?   (Возможные ответы детей)

Выделить корень во всех словах.

Найти «лишнее» слово.  Поставить ударение.   Разделить на слоги.   Определить число.

– Найдите лишнее слово. (Время на выполнение задания и проверку.)

– А я предлагаю выделить окончание.   (Работа у доски и в тетрадях.)

V. Введение нового материала.

1) Введение понятия «Основа слова»

– Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?

(Конечно, та часть, в которой находится корень.)

– Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?

Выслушиваются ответы детей.

(Наверное, эта часть называется основой слова.)

– Ребята, подумайте, как можно обозначить основу слова. Давайте попробуем для этой части слова подобрать свой значок, отличный от всех остальных.

(Выслушиваются предложения детей).

– В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком:

СЛАЙД 9      Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/6.gif

– Подумайте, какая же тема нашего сегодняшнего урока?   (Состав слова. Основа слова.)

– Прочитайте правило на экране. СЛАЙД 10 

Часть слова без окончания называется основой слова.

Правило читается несколькими учениками, затем хором.

– Найдите в ваших тетрадях это правило. (Правило в тетрадях записано не полностью).

– Допишите правило в тетрадях.

(Правило на доске исчезает. Детям даётся время на выполнение задания.)

Проверка задания.

2) Работа над определением частей слова, входящих в основу.

– Давайте подумаем, какие части слова могут входить в основу?

– Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Разобрать слова по составу).

(Выполнение задания учениками у доски)

Составим схемы слов.

– Сколько схем можно составить?

(Четыре схемы.)

– Ребята, сделайте вывод, что же может входить в основу слова. 

СЛАЙД 11

Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/7.gif

Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/8.gif

Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/9.gif

Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/10.gif

– Молодцы. А теперь подумайте, какая часть основы является главной?(Это корень слова.)

– Без корня не может быть слова.

VI. Физминутка для глаз.

СЛАЙД 12

VII. Закрепление изученного материала.

– Ребята перед вами карточки разного цвета:

гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и

– Подумайте, что на них написано? (части слов)

– Верно. Прочитайте и подумайте, какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб, езд, ход, пуск, вод – это корни слов.)

– Прочитайте части слова на синих карточках. Что это за часть слов?

(ый, а – это окончания)

– Что записано на зелёных карточках?

(ок, к, н – это суффиксы)

– Какая часть слов записана на жёлтых карточках?

(по, на, за, под – это приставки)

– Задание: составьте как можно больше слов из данных частей.

– Слова будем вписывать в таблицу, которая есть и на доске, и в тетрадях.

На доске (открываются заранее приготовленная таблица)

Описание: http://festival.1september.ru/articles/623570/11.gif

– Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её внизу таблицы.

– Подпишите, как называется эта часть слова.

VIII. Обобщение изученных знаний. Тест.

– В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.

Тест

Часть слова без окончания называется СЛАЙД 13
Е – корень
У – основа

Чтобы найти корень надо СЛАЙД 14
Л – изменить форму слова
М – подобрать однокоренные слова

Окончание – это СЛАЙД 15
Н – изменяемая часть слова
П – неизменяемая часть слова

Суффикс служит СЛАЙД 16
И – для образования новых слов
Ы – для образования формы слова

Приставка стоит СЛАЙД 17
Х – после корня
К – перед корнем

Приставка, корень, суффикс СЛАЙД 18
И – образуют основу слова
Я – не образуют основу слова

– У кого получилось слово? Какое?

– Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит, тест выполнили верно. СЛАЙД 19

IX. Итог урока.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?

X. Домашнее задание.

Кроссворд «Состав слова» СЛАЙД 20

(кроссворд записан у каждого ученика в тетради)

XI. Рефлексия.

– Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).

– Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

– Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

– Покажите, на сколько:

вы сегодня поняли тему урока;

активно работали на уроке;

вам понравился урок.

(Сидят за партами – плохо, слабо;
Просто стоят – хорошо;
Стоят, руки вверх – отлично).

– Ребята, сегодня всё было в наших руках, как с героем притчи, начавшей наш урок, и я надеюсь, что мы не упустили свою удачу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка по УМК Планета Знаний Тема урока «Состав слова. Основа слова». Подготовила и провела учитель начальных классов Первой квалификационной категории Игнатьева Светлана Анатольевна

Слайд 2

? ! .

Слайд 3

1) ? ! . 2 ) 3)

Слайд 4

ПРИСТАВКА ОКОНЧАНИЕ КОРЕНЬ СУФФИКС

Слайд 5

КРЕСТИКИ – НОЛИКИ да – Х нет - О

Слайд 6

КРЕСТИКИ – НОЛИКИ да – Х нет - О О Х О Х Х Х О Х О

Слайд 7

В нашей стране можно встретить очень красивые города. Городские улицы полны высоких домов. Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик.

Слайд 8

В нашей стране можно встретить очень красивые города . Городские улицы полны высоких домов . Мой друг живёт в пригороде Москвы. У него есть загородный домик .

Слайд 9

Основа слова

Слайд 10

ПРАВИЛО Часть слова без окончания называется основой слова .

Слайд 11

ЧАСТИ ОСНОВЫ 1. 2. 3. 4.

Слайд 13

Проверьте

Слайд 14

ТЕСТ 1. Часть слова без окончания называется Е – корень слова У – основа слова

Слайд 15

ТЕСТ 2. Чтобы найти корень надо Л – изменить форму слова М – подобрать однокоренные слова

Слайд 16

ТЕСТ 3. Окончание - это Н – изменяемая часть слова П – неизменяемая часть слова

Слайд 17

ТЕСТ 4. Суффикс служит И – для образования новых слов Ы – для образования формы слова

Слайд 18

ТЕСТ 5. Приставка стоит Х – после корня К – перед корнем

Слайд 19

ТЕСТ 6. Приставка, корень, суффикс И – образуют основу слова Я – не образуют основу слова

Слайд 20

У М Н И К И

Слайд 21

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КРОССВОРД «СОСТАВ СЛОВА»

Слайд 22

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!