Главные вкладки

    План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме"Состав слова. Закрепление."
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Матвеева Елена Александровна

    Урок построен в форме путешествия. На уроке развиваем умения уч-ся образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, закрепляем знания о морфемах, вырабатываем у учащихся навык подбора однокоренных слов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл урок русского языка 2 класс21.14 КБ

    Предварительный просмотр:

                                             

    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    открытого урока по русскому языку

    Тема: «Состав слова . Закрепление.»

    3 класс. ( традиционная система)

    Выполнила: Матвеева Е.А.

    Учитель начальных классов

    I  категории

    МОУ «Лицей №4»

    Саратов

    Тема урока:  Состав слова . Закрепление.

                     Цели урока:

    1. Развивать умение образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.
    2. Закрепить знания по приставке, о суффиксе и окончании.
    3. Выработать у учащихся навык подбора однокоренных слов.
    4. Формировать умение разбирать  слова по составу.

    Оборудование:

    - карта «Страна  Морфемика»

    - плакат «Главная часть слова»

    - кроссворд со словарными словами

    - карточки с уменьшительно-ласкательными суффиксами

    -карточки с тестом.

                                                      Ход урока.

    Организационный момент.

    Постановка задачи.

    - Мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. И сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемику.

    - Как вы думаете, что это за страна такая и кто там живёт? Назовите все части слова.

    - Эта страна интересна тем, что состоит из островов. (КАРТА) Мы, конечно же, посетим эти острова и встретимся с нашими любимыми частями слова.

    - Но любое путешествие не обходится без трудностей. Готовы ли вы с ними справиться?

    Чистописание.

    - Для того, чтобы попасть в эту страну, нужно научиться соединять части слова, писать правильное и красивое соединение букв.

    - Посмотрите на букву, которую мы сегодня повторим.

                           Р рр РР рр РРР рр

    - Как вы думаете, почему именно эту букву? Вспомните название морфем. ( Эта буква есть в словах: приставка, корень).

    -Запишите эти слова.

     Словарная работа.

    - Посмотрите на кроссворд. Давайте его разгадаем.  ( Морковь, горох, огурец, малина, яблоко)

    - На какие две группы можно разделить эти слова?  (Овощи и фрукты)

    -А теперь посмотрите внимательно. Среди этих слов найдите название транспорта, на котором мы отправимся в путешествие. (КОРАБЛЬ)

    - Запишите это слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

    Упражнение в различении приставок, их смысла и в подборе слов с различными   приставками.

    - Итак , в путь! Закройте глаза. Сейчас мы с вами вообразим, что все вместе отправляемся в путешествие по океану на прекрасном большом корабле. Вот мы приближаемся к какому-то острову.

     -Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос: « ПРИПЛЫЛИ! ПРИЧАЛИВАЙТЕ! ВЫХОДИТЕ! СКОРЕЕ, СКОРЕЕ НА ОСТРОВ СПЕШИТЕ!»

    -как вы думаете, на каком острове мы оказались? ( На острове приставок.)

    - Почему вы так решили?

    - Что же такое приставка?

    - Для чего служат приставки?

    - Вспомните и назовите приставки, которые вы знаете?

    - В русском языке более 40 приставок, с ними вы будете знакомиться в 4 и 5 классах и ещё многое о них узнаете.

    -А сейчас  жители этого острова дают вам задание.

                      Как сказать одним словом:

    1. Соединить с помощью клея два листа бумаги.(СКЛЕИТЬ)
    2. Соединить с помощью шва два куска ткани. (СШИТЬ)
    3. Соединить с помощью узла два конца верёвки. (СВЯЗАТЬ)

    Работа с учебником.

    -Откройте учебники на стр.75  упр.167.

    -Прочитайте задание.

    -С какими приставками нужно употребить данные слова. Если действие уже завершилось? Напишите по образцу.

      Физминутка.

    Упражнение в различении корня слова и подборе однокоренных слов.

     -А нам пора плыть к другому острову.

    - Как вы считаете, какая часть слова самая главная? Почему?

    - Да, корень- обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах. И вот мы попали в гости к главной части слова.

    - Какое основное значение слова «корень»?

    - А почему учёные использовали это слово для названия главной части слова?

    - Прочитайте текст на доске. Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем

                   –мор-.

                В сильный шторм ….  Бушевало. Смелые  …  быстро поднялись на палубу.   … волна захлёстывала корабль.

    - Напишите текст в тетрадь. Назовите среди записанных слов однокоренные имена существительные, имена прилагательные? Выделите корень.

    - Наш следующий остров- остров  суффиксов. А что такое суффикс? Для чего служат суффиксы?

    - Посмотрите на доску, образуйте слова и запишите их, выделяя суффикс.

                                 - ник                                   -ник                                     -ник

                                  работа                        корова                                     сапоги

                             -еньк                                        -еньк                                     - еньк

                              сладкий                               красный                               тёплый

       

                                  -ов                                                -ов                                     -ов

                                  клён                                             ель                                    гроза

    Упражнения в определении роли окончаний в слове.

     - С какой морфемой мы сегодня не встречались? (окончание)

    - Почему так называется?

                       Нас приглашает окончание.

                      И у него для нас задание.

    - Жители этого острова приготовили небольшой тест.

              Окончание служит для связи слов в предложении.

              Окончание служит для образования новых слов.

    - Карточка одна на двоих. Посоветуйтесь друг с другом и выберите правильный ответ.

     - А теперь докажите это. Переставьте слова, измените окончания, где это необходимо, чтобы получилась пословица.

                               В, хорошо, а, луче, дом, гости.

    - Запишите пословицу в тетрадь. Слово «пословица» разберите по составу.

    - Как бы хорошо ни было в гостях ,  дома всегда лучше. Вот и наше путешествие заканчивается.

     

        Итог урока.

    - Понравилось ли вам наше необычное путешествие? Где мы побывали?

    Какие задания вам понравились больше?

    С какой морфемой вы хотели бы встретиться ещё и почему?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест русский язык 3 класс по теме "Состав слова"

    Проверка  уровня  знаний  обучающихся  по  теме "Состав  слова"...

    урок русского языка 3 класс по теме "Разбор слова по составу"

    Цель урока: создание условий для закрепления знаний по теме «Состав слова», формировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки...

    Урок русского языка 3 класс по теме "Разбор слова по составу"

    Урок разработан для 3 класса с применением ИКТ в форме путешествия...

    Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

    Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....

    Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"

    Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"...

    Тест по русскому языку 3 класс по теме "Состав слова"

    Тест  "Состав слова" разработан в соответствии с программой "Школа России" для учащихся 3 класса. Тест  содержит 11 вопросов. Ключ к тесту и критерии оценок....

    Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".

    Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....