План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме"Состав слова. Закрепление."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Матвеева Елена Александровна

Урок построен в форме путешествия. На уроке развиваем умения уч-ся образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, закрепляем знания о морфемах, вырабатываем у учащихся навык подбора однокоренных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка 2 класс21.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока по русскому языку

Тема: «Состав слова . Закрепление.»

3 класс. ( традиционная система)

Выполнила: Матвеева Е.А.

Учитель начальных классов

I  категории

МОУ «Лицей №4»

Саратов

Тема урока:  Состав слова . Закрепление.

                 Цели урока:

  1. Развивать умение образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.
  2. Закрепить знания по приставке, о суффиксе и окончании.
  3. Выработать у учащихся навык подбора однокоренных слов.
  4. Формировать умение разбирать  слова по составу.

Оборудование:

- карта «Страна  Морфемика»

- плакат «Главная часть слова»

- кроссворд со словарными словами

- карточки с уменьшительно-ласкательными суффиксами

-карточки с тестом.

                                                  Ход урока.

Организационный момент.

Постановка задачи.

- Мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. И сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемику.

- Как вы думаете, что это за страна такая и кто там живёт? Назовите все части слова.

- Эта страна интересна тем, что состоит из островов. (КАРТА) Мы, конечно же, посетим эти острова и встретимся с нашими любимыми частями слова.

- Но любое путешествие не обходится без трудностей. Готовы ли вы с ними справиться?

Чистописание.

- Для того, чтобы попасть в эту страну, нужно научиться соединять части слова, писать правильное и красивое соединение букв.

- Посмотрите на букву, которую мы сегодня повторим.

                       Р рр РР рр РРР рр

- Как вы думаете, почему именно эту букву? Вспомните название морфем. ( Эта буква есть в словах: приставка, корень).

-Запишите эти слова.

 Словарная работа.

- Посмотрите на кроссворд. Давайте его разгадаем.  ( Морковь, горох, огурец, малина, яблоко)

- На какие две группы можно разделить эти слова?  (Овощи и фрукты)

-А теперь посмотрите внимательно. Среди этих слов найдите название транспорта, на котором мы отправимся в путешествие. (КОРАБЛЬ)

- Запишите это слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Упражнение в различении приставок, их смысла и в подборе слов с различными   приставками.

- Итак , в путь! Закройте глаза. Сейчас мы с вами вообразим, что все вместе отправляемся в путешествие по океану на прекрасном большом корабле. Вот мы приближаемся к какому-то острову.

 -Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос: « ПРИПЛЫЛИ! ПРИЧАЛИВАЙТЕ! ВЫХОДИТЕ! СКОРЕЕ, СКОРЕЕ НА ОСТРОВ СПЕШИТЕ!»

-как вы думаете, на каком острове мы оказались? ( На острове приставок.)

- Почему вы так решили?

- Что же такое приставка?

- Для чего служат приставки?

- Вспомните и назовите приставки, которые вы знаете?

- В русском языке более 40 приставок, с ними вы будете знакомиться в 4 и 5 классах и ещё многое о них узнаете.

-А сейчас  жители этого острова дают вам задание.

                  Как сказать одним словом:

  1. Соединить с помощью клея два листа бумаги.(СКЛЕИТЬ)
  2. Соединить с помощью шва два куска ткани. (СШИТЬ)
  3. Соединить с помощью узла два конца верёвки. (СВЯЗАТЬ)

Работа с учебником.

-Откройте учебники на стр.75  упр.167.

-Прочитайте задание.

-С какими приставками нужно употребить данные слова. Если действие уже завершилось? Напишите по образцу.

  Физминутка.

Упражнение в различении корня слова и подборе однокоренных слов.

 -А нам пора плыть к другому острову.

- Как вы считаете, какая часть слова самая главная? Почему?

- Да, корень- обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах. И вот мы попали в гости к главной части слова.

- Какое основное значение слова «корень»?

- А почему учёные использовали это слово для названия главной части слова?

- Прочитайте текст на доске. Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем

               –мор-.

            В сильный шторм ….  Бушевало. Смелые  …  быстро поднялись на палубу.   … волна захлёстывала корабль.

- Напишите текст в тетрадь. Назовите среди записанных слов однокоренные имена существительные, имена прилагательные? Выделите корень.

- Наш следующий остров- остров  суффиксов. А что такое суффикс? Для чего служат суффиксы?

- Посмотрите на доску, образуйте слова и запишите их, выделяя суффикс.

                             - ник                                   -ник                                     -ник

                              работа                        корова                                     сапоги

                         -еньк                                        -еньк                                     - еньк

                          сладкий                               красный                               тёплый

   

                              -ов                                                -ов                                     -ов

                              клён                                             ель                                    гроза

Упражнения в определении роли окончаний в слове.

 - С какой морфемой мы сегодня не встречались? (окончание)

- Почему так называется?

                   Нас приглашает окончание.

                  И у него для нас задание.

- Жители этого острова приготовили небольшой тест.

          Окончание служит для связи слов в предложении.

          Окончание служит для образования новых слов.

- Карточка одна на двоих. Посоветуйтесь друг с другом и выберите правильный ответ.

 - А теперь докажите это. Переставьте слова, измените окончания, где это необходимо, чтобы получилась пословица.

                           В, хорошо, а, луче, дом, гости.

- Запишите пословицу в тетрадь. Слово «пословица» разберите по составу.

- Как бы хорошо ни было в гостях ,  дома всегда лучше. Вот и наше путешествие заканчивается.

 

    Итог урока.

- Понравилось ли вам наше необычное путешествие? Где мы побывали?

Какие задания вам понравились больше?

С какой морфемой вы хотели бы встретиться ещё и почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест русский язык 3 класс по теме "Состав слова"

Проверка  уровня  знаний  обучающихся  по  теме "Состав  слова"...

урок русского языка 3 класс по теме "Разбор слова по составу"

Цель урока: создание условий для закрепления знаний по теме «Состав слова», формировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки...

Урок русского языка 3 класс по теме "Разбор слова по составу"

Урок разработан для 3 класса с применением ИКТ в форме путешествия...

Тест по русскому языку 3 класс по теме "Состав слова"

Тест  "Состав слова" разработан в соответствии с программой "Школа России" для учащихся 3 класса. Тест  содержит 11 вопросов. Ключ к тесту и критерии оценок....

Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".

Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....

План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме:

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непрои...

Проверочная работа по русскому языку 3 класс по теме "Состав слова" УМК "Школа России"

Работа позволяет проверить уровень усвоения учебного материала по теме "Состав слова" 3 класс.Понятия: родственные слова и форма одного слова; значимые части слова; умение образовывать однок...