План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме:
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Милованова Нино Тамазиевна

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формироваТема:

Непроизносимые согласные в корне  слова.

Цели:

 Деятельностная цель:

 - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;

Содержательная цель:

 - усвоение алгоритма работы с  непроизносимыми согласными;

Задачи:

 - формировать умение правильно писать слова с  непроизносимыми согласными, проверять написание слов с данной орфограммой;

- составить  алгоритм правописания непроизносимых согласных;

 - обогащать словарный запас учащихся;

 - развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык, монологическую речь учащихся;

 - воспитывать дружеское отношение между детьми, культуру  учебного труда.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска с маркерами, учебники, тетради, тетради на печатной основе, компьютеры  для учащихся, сигнальные карточки, презентация к уроку «Непроизносимые согласные», тренажёр «Хитрые буквы», аудиозапись, 1С: Образовательная коллекция  «Полезные уроки.  Русский язык за 10 минут в день. 3 класс»,  мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. 3 класс»

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Я рада вас видеть. На улице холодно и  неприветливо. А в классе уютно и тепло, как летом. Давайте вспомним летние прогулки по  лесу.

Пальчиковая гимнастика.

С ветки ягодки снимаю.

Их в лукошко собираю.

Будет полное лукошко.

Я попробую немножко,

Я поем ещё чуть-чуть.

Лёгким будет к дому путь.

Вы согрели свои ладошки? Теперь  всё у нас получится замечательно!

2. Чистописание. Слайд № 2.

 - Посмотрите, какой узор сплёл паучок.  На какие буквы он похож? (В, д, л, т).

-Определите порядок букв в цепочке. (Вдлт  Влтд …)

- Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные)

- Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (Написать цепочку букв в указанной последовательности до конца строки)

(Ребята работают в тетради. Подводятся итоги.)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов учащихся)

- Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.

2. Актуализация опорных знаний. Слайд № 3.

 - Сегодня мы отправимся в путешествие по морю. Внезапно начался шторм. Найдите «лишнее» слово в каждом столбике и море успокоится.

арбуз          берёзка

хлеб             травка

ветер             съел

 (Дети записывают слова, подбирают проверочные слова и  выделяют орфограммы)

- Назовите «лишние слова».

- Какие орфограммы встретилась в словах?

- Как проверить слова с парной  по глухости-звонкости согласной в корне?

-  Обозначьте задание к выполнению. (Записать слова с проверочными словами)

3. Изучение нового материала. Слайд №4

- Море  успокоилось, и на горизонте показался остров.

- Поприветствуем остров. Каким  словом приветствуют при встрече? (Здравствуйте)

Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним … (солнце). Как … (радостно) бьётся у каждого из вас … (сердце)

- Посмотрите на слова, что необычного в них?

- А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте  и последите за их написанием.

- Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?

- Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце»,  «радостно», «сердце»?

- Как бы вы назвали согласные, которые пишутся,  но не произносятся?

- Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные».

- В какой  части основы слова пишутся непроизносимые согласные? (В корне слова).

- Какова тема нашего исследования?

4. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности:  

Слайд № 5

- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?

- Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её.

(Дети слушаю аудиозапись сказки о согласных звуках)

Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.

Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.

Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.

- Что вы узнали из сказки?

- Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?

- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?

На интерактивной доске запись:

здравствуй –

солнце –

радостно –

сердце –

прекрасный -

- Обозначьте задание к выполнению. ( Подобрать проверочные слова)

 - Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?

(с каждым словом работает отдельный ребенок)

- Объясните свой выбор. 

- Сделайте вывод о том, как поверить слова с непроизносимой согласной. (Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко.  Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной)

- Давайте сравним свой вывод с выводом учебника. 

- Всегда ли в стечениях согласных в  корне слова  пишется непроизносимая согласная?

Чтение правила по учебнику на странице  28.

- Расскажите правило друг другу. (Работа в парах)

- Как мы будем работать с данной орфограммой? (составим алгоритм работы)

5. Реализация проекта. Слайд № 6. 

Обозначим задачу к выполнению. Вспомним, как вы рассуждали, работая над словами здравствуй, солнце, радостно, сердце.

(Здравствуй – в слове «здравствуй» в корне есть стечение согласных «вств», подберу такое проверочное слово, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко – «здоровье».

Солнце - в слове «солнце» в корне есть стечение согласных «лнц». Подберу проверочное слово,  чтобы непроизносимый согласный слышался чётко – «солнышко».  Аналогично работают  с другими словами.)

- Как вы считаете, с чего начнём составлять алгоритм? (Есть ли в слове непроизносимая согласная?)

- Дальше что будем делать, на что  смотреть?

Алгоритм получается следующего вида: 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".

На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....

План- конспект урока по предмету "Русский язык" (2 класс) по теме "От слова к тексту"

Данный материал  - план- конспект урока русского языка по 2 классе по теме "От слова к тексту"...

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....