План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Элекина Галина Федоровна

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elekina_g.f.urok_rus._yazyka.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии.

Урок дан в рамках II региональной научно-практической конференции «Современные подходы и технологии экологизации образования»

Учитель:  Элекина Галина Федоровна, МБУ «Школа №93», учитель начальных классов Самарской области г.о. Тольятти.

Класс:  3 класс Б

Количество учащихся в классе:  25 ч.

Количество учащихся на уроке:   25 ч.

Дата проведения урока:  29. 01. 2015г.

Тема урока: Личные местоимения Закрепление.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель: 

1) Обучающая:

               - закрепить знания  учащихся о  местоимении  как части  речи, о  

                 грамматических признаках местоимений;  

               - закрепить знания о роли местоимений в речи.

2) Развивающая:

               - развивать речь;  орфографическую зоркость, внимание и  мышление

                 учащихся;

               - активизировать словарный запас; расширять кругозор учащихся;

               - способствовать формированию познавательного интереса к окружающему миру;

               - способствовать формированию коммуникативных (самооценивание,    

                 взаимооценивание), информационных, технологических  компетентностей.    

3) Воспитывающая:

  - закреплять  у детей знания  о культуре поведения в природе, учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

-воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность, творческую активность, доброжелательное  отношение друг к другу, положительные качества личности.

Оборудование, материалы, программное обеспечение: 

  • Компьютер, программа «Power Point»
  • Диск «Видео уроки. Инфо урок»
  • Презентация для сопровождения урока
  • Мультимедийный проектор, экран
  • Учебник «Русский язык. 3 класс» Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. «Школа 2100»
  • Раздаточный материал – конверт с карточками.
  • Иллюстрации с изображением русской природы;
  • Музыка А.Чайковского из цикла “Времена года”, звукозапись голосов птиц

  • Использование ИКТ:  демонстрационная презентация. Диск «Видео уроки. Инфо урок»

 Цели использования ИКТ: наглядность, повышение мотивации, развитие самостоятельности, повышение эффективности проведения урока, развитие интереса к предмету

План.

I. Орг. момент  - 1 мин.  

II. Минутка чистописания  – 3 мин.

III. Словарно-орфографическая работа  – 5 мин.

IV. Проверка домашнего задания – 3 мин.

     V. Определение темы урока и постановка целей – 2мин.

     VI.Закрепление знаний  изученного материала – 19 мин.

VII. Физкультминутки – 3 мин.

VIII.  Итог урока – 3 мин.

      IX. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

1. Оргмомент

-Дорогие ребята, я рада видеть вас на уроке русского языка и  надеюсь, что каждый   из вас будет внимателен, окажет поддержку и помощь друг другу.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, учителя  школ нашего города.  Давайте порадуем  гостей хорошей работой. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? Подарите гостям улыбки, хорошее настроение.

Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей).                                                                                                Ι. Актуализация знаний.

Введение в тему.

-Сегодня у нас необычный урок, так как мы с вами отправляемся в научную  экспедицию,  в ходе которой вспомним, как нужно относиться к природе, поговорим о  правилах поведения на  природе, постараемся ответить на все вопросы, которые нам встретятся.

 Эпиграфом нашего урока будут строки из стихотворения В. Берестова:

Прочитайте стихотворение.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

В.Берестов

-Какая главная мысль этого стихотворения?

Берегите природу, она очень нуждается в нашей защите!  

                                                                     

Укажите род имён существительных в тексте. Какие слова в этом помогли?   Оно,она,он,они.

-Как называются такие слова?

– Какое местоимение я могла бы употребить вместо имени существительного (на) планете? (на ней.) На ней - это новое местоимение или формы? (Это формы, так как так изменяется местоимение она: задаём вопросы

-Есть ли в стихотворении  местоимения?                                                                                                -Кто догадался, какая будет тема нашего урока? (Личные местоимения)                                                -Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

1. Закреплять знания о местоимении

2. Учиться распознавать местоимения в тексте.

3. Правильно употреблять местоимения в речи

4. Распознавать местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного лица

5. Закреплять порядок морфологического разбора.

-  Мы повторим изученный материал по данной теме  и будем применять наши знания на практике.

Ученые ведут дневники наблюдений,  и мы с вами тоже будем записывать свои наблюдения.                                                                                                                                                 Откройте тетрадь.                                                                                                                                        –Что надо записать? (Дату.)                                                                                        Комментированная запись числа.                                                                                                           – Напишите «Классная работа».

         3. Минутка чистописания

Отправимся в гости в лес. Для этого нам нужно ровно пройти по дорожке. Дорожкой  будут служить строчки чистописания.

Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:

а---------в                        ж--------и          ь---------ю

       б                                        з                       ?

Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать на уроке?

Д. В первых двух группах написано по три буквы. Буква, находящаяся внизу, стоит в алфавите между двумя верхними. Буква б-между а и в. Буква з-между ж и и. Между буквами ь и ю стоит э. Значит мы будем писать букву э. Буква состоит из правого полуовала. Дует  тёплый ветерок, и листочки дуба составляют свои узоры. Давайте повторим их в своих тетрадях.

Прописываем полуовал три раза, а теперь три раза букву ЭЭЭ большую и маленькую эээ.

Слово, которое мы будем прописывать, обозначает науку о нашем общем доме, науку, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде.

Правильно! Экология.
- Ребята, вы знаете, как важен на парте порядок, в классе, в школе, в доме. Так и для нашей планеты очень важен порядок. А вот для наведения порядка в окружающей среде и его поддержания нужны хорошо подготовленные специалисты. Кто они? (Экологи)
- Прописываем ЭКОЛОГИ.
А вам, ребята, я предлагаю побыть в роли экологов.

4. Словарная работа.

Чувство, черемуха, территория, колонна, малина, сердце, прекрасный, рюкзак, природа, красивыЙ

Вставьте пропущенные буквы в словах. Какие слова надо запомнить, а какие можно проверить? Запишите. Подчеркните орфограммы. Запись с комментированием.

Чу.ство, ч.ремуха,  те..итория, коло.а,  м.лина, сер.це, прекра.ный, рю.зак, пр.рода, кр.сивыЙ. Из букв, которые мы вставили  в слова, составьте слово. Из последнего слова возьмите букву Й.

Какое слово у вас получилось?

Кто такой Вернадский? Что вы знаете о нем?

Владимир Иванович Вернадский  естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии.  Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания.

-А наша научная  экспедиция продолжается.  Грамотная практическая работа невозможна без знания теоретического материала.  Экологи отправляются на  «Пресс-конференцию». А там уже присутствуют журналисты и лингвисты.                                                                              

5.Актуализация знаний.

1)Игра «Пресс-конференция».

Задание журналистам - 1 стол: подготовить вопросы «лингвистам» по теме «Местоимения». Задание «лингвистам»-2, 3 стол: найти в газетной статье местоимения. «Экологам» -4 стол: определить главную мысль текста, найти местоимения, распределить их в таблице.                                    

 Журналисты задают вопросы, лингвисты отвечают, экологи заполняют таблицу.

Личные местоимения.

Число

Лицо

1-е

2-е

3-е

Единственное

Множественное

«Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял – прикоснуться к Красоте можно только сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу! Я хочу, чтобы вы все это понимали и помнили…» (Словацкий поэт и мыслитель  Павол Орсаг-Гвездослав).                                                                                      

Журналисты и лингвисты дополните таблицу местоимениями. Распределяют местоимения в таблице по лицам и числам.                                                                                             Итак, сделаем вывод. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, но указывает на них.

Местоимения различаются по лицам, числам, в третьем лице единственном числе изменяются по родам.

Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

Изменяются по родам.

Физминутка.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

2) Повторение изученного.

Какие местоимения вы услышали?

6. Развитие  учебно-языковых и речевых умений.

1.Работа в парах.                                                                                                                                               Итак. Мы с вами в лесу..Подул сильный ветерок и предложение рассыпалось.

  1. Работа с дефомированным предложением.

Составление предложения  (слова написаны на доске):

Лес, ты, в нём, птиц, зверей, дом, гость, а, для, и.

Лес - дом для зверей и птиц, а ты в нем гость.

Как вы понимаете эти строчки? (Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. ... Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц здесь живёт).

Обозначьте графически орфограммы ( у доски 1 ребенок). Подчеркни личные местоимения. Разбор местоимения (в) нем как часть речи.

(В) нем -н.ф. он, мест., личное, 3-е лицо, ед. ч., м.р. ( у доски – один ребенок).

Проверяем.  В чём отличие всех других форм местоимений от начальной? (Образуются от других основ.)

2.Работа в группах.                                                                                                                                                               А сейчас, как ученые – экологи проведите исследование. За каждым столом сидят журналисты, экологи и лингвисты.У кого зеленый кружочек- экологи, желтый – журналисты, красный – лингвисты.

Перед вами два текста. Выберите текст, который учит нас правильному поведению на прогулке. Найдите речевую ошибку. Отредактируйте текст. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограммы. Запишите этот текст.

1 вариант

Р_бята с громкими криками бегали по лесу.. Ребята рвали цв_ты, л_вили бабочек, мяли тр_ву на п.лянке. На п.лянке после себя дети оставили много мусора.

2вариант                                                                                                                                                                     Р_бята х_дили по лесу. Ребята любовались цв_тами, бабочками. После себя дети собрали все бума_ки на п.лянке. П_лянка осталась кр_сивой и чистой.                                                           - Экологи объясните, какой текст учит правильному поведению на природе. Журналисты объясните какие буквы вставили..  Лингвисты объясните, как  отредактировали текст, Проверьте себя.

Молодцы. Полянка наша радует  цветами!

 

Физминутка на внимание.

-Хлопните в ладошки,  

если  услышите личное

 местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

-О чем этот текст? Что будет, если мы  сорвем все цветы?

Необходимо бережно относиться к природе!

3. Закройте глазки. Глазки отдыхают. Наступила зима.  Вся земля покрылась белым волшебным покрывалом. Зимний лес  тоже надел свой новый наряд. Но также зима принесла с собой холода и стужу. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, замерли многие животные. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу. И вдруг...

         Прислушайтесь, кого вы слышите в зимнем лесу? (пение птиц). Это птицы  зимнего леса. Вы сейчас узнаете интересные факты из жизни птиц.

Я предлагаю вам поработать по карточкам. У каждого 3 карточки, в них задания разного  уровня сложности. Выбираете одну из карточек. Прочитайте внимательно задание и смело выполняйте его. Кто выполнит работу, тот сможет сделать самопроверку. В этом помогут карточки ответы. 

Задание 1. Выпишите из текста местоимения, определите лицо.

Я люблю наблюдать за птицами. Они ловко перелетают с ветки на ветку. Воробей – непоседа! Он шустро прыгает по снегу. Ворона – птица серьёзная. Она долго может сидеть на одном месте.

Задание 2.

Цель: -учить правильно употреблять местоимения в речи.

Методический комментарий для учащихся: 1. Отредактируйте текст. Спишите предложения.

Филин – красивая птица. У филина длинные крылья желтого цвета. Глаза у филина красноватые. Филин – ночная птица.

Задание 3.

(3 уровня сложности) 
Исправь ошибки.  Спиши первые 3 предложения.
Недалеко от (я) покачивалась ветка сасны. На (она) сидели дядлы. 
Вдруг дятлы стали летать над (я) с реским криком. Из рощицы вышла птица. Пёрышки у неё были окрашены в светлый свет, а на них тёмные пятна и чёрточки. Это была глухарка.

Самопроверка. 
Исправь ошибки. 
Недалеко от меня покачивалась ветка сосны. На ней сидели дятлы. 
Вдруг дятлы стали летать надо мной с резким криком. Из рощицы вышла птица. Пёрышки её были окрашены в светлый цвет, а на них тёмные пятна и чёрточки. 

А нам пора возвращаться домой.

4. Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:Угадав слова, узнаете, кого мы еще увидели по пути домой.

Роеккуань

Коогзоерлод

Ммаелдивендаль

Используя их, отгадайте загадки:

Только этот водоем для него родимый дом.

Кого куда-то запустили, ущерб огромный допустили?

Какой кустарник каждый день кому-то посещать не лень?

Слова отгадки замените подходящими по смыслу местоимениями. Укажите их лицо и число. род

5. Самост. работа. Упр. 300 – наблюдение за игрой слов на основе местоимений.

Первые три строчки заканчиваются личными местоимениями вы, мы, ты, которые в четвёртой строчке образуют слово вымыты.

Какое слово состоит из трех местоимений?

Руки вымыты. Помним, что нужно обязательно мыть руки перед едой, когда приходим домой. Начинаем с себя. Чистота и порядок   важные правила.. Как важен на парте порядок, в классе, в школе, в доме. Так и для нашей планеты очень важен порядок. 

Береги свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты, и я!

        Вы сегодня побывали в роли экологов, лингвистов.

Как ученые вы должны поделиться с миром своими открытиями, подарите новые знания людям.

  • Давайте заполним  памятку, в которой укажем всё, что узнали о местоимении.

Памятка

1.Местоимение  – это

2.Употребляется вместо

3. Местоимения отвечают на вопросы

4. Не называют предмет, а

5. Личные местоимения:

V. Итог урока.

Стадия рефлексии

Оцени свой вклад ученого-исследователя в развитие науки, нарисуйте смайлик на карточке. Если вы с уверенностью можете сказать так…, то

1.    Я могу пользоваться новыми знаниями о местоимении, определить лицо местоимения и могу это объяснить одноклассникам.

2.     Я понял, что  такое «личные местоимения»,  но не уверен, что объясню другому.

3.    Я не совсем понял,что такое «личные местоимения».

– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими и главное, успешными исследователями. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.

VI. Домашнее задание.. Подготовить устное сообщение «Что я знаю о местоимении»..

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе"Роль личных местоимений в речи". (28.02.2018)

Конспект и презентация к открытому  уроку. 4 класс. Программа "Школа России"...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Личные местоимения"

Конспект урока  и  презентацияпо русскому языку 4 класс на тему "Личные местоимения" УМК "Школа России"...