Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Джигунова Зулета Рашидовна

 

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.

Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx14.33 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РА «Адыгейская республиканская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.

Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Учитель начальных классов:

Джигунова Зулета Рашидовна.

2015г.

Тема: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Цель: формировать умение в правописании Ь знака на конце имен существительных после шипящих

Задачи:

Познавательные: формировать представления о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода; совершенствовать умения различать существительные мужского и женского рода.

Развивающие: развивать интеллектуальные, коммуникативные способности учащегося, мышление, внимание.

Воспитывающие: вопитывать у учащихся толерантного отношения друг к другу; уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать формированию эстетического вкуса учащихся;

Коррекционные: развитие словесно-логического мышления.

Оборудования: компьютер, проектор, экран, учебник, тетради, карточки, перфокарты, толковый словарь.

Ход урока.

1. Организационный момент.

  • Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я друзья

Мы хороший дружный класс

Все получится у нас!

Будьте внимательны и старательны.

2. Минутка чистописания.

На доске написаны слова:                                

Вьюга, Морковь, Тюльпан, Помощь                

- Сегодня, на минутке чистописания, повторим написание буквы, которая есть во всех данных словах.

- Какая это буква? (Мягкий знак)

- Напишите до конца строчки.

ь        ьь                ььь                                        

- На следующей строке напишите данные слова

- Слова какой части речи вы написали?

(Имена существительные)

- В каком числе стоят имена существительные? (ед. число)

- Какую роль выполняет мягкий знак в написании этих слов?      

(В слове Вьюга – разделительный мягкий знак.

В слове Морковь – мягкий знак на конце слова, показатель мягкости предшествующего согласного

В слове Тюльпан – мягкий знак в середине слова, показ. мягк. предшеств. согл.

В слове Помощь – мягкий знак показывает, что это существительное женского рода).

Дописать по одному слову.

3. Словарная работа

Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся сегодня, вы узнаете если разгадаете ребус.                                                

товар’пища’

- Какое слово получилось? (это слово товарищ)

- Что обозначает слово товарищ?

- Выслушать высказывания детей, затем найти объяснение в толковом словаре.

- Записать в тетрадях, подчеркнуть орфограммы.

- Составьте предложение с этим словом.

- Записать предложение.

- Подчеркните главные члены предложения.

- Подберите к слову товарищ синонимы (друг, приятель)

- Определите часть речи относится слово товарищ? (к имени существительному)

- В каком числе стоит слово товарищ? Род? (ед, число, мужск. род)

- Чем сходны по произношению слова товарищ и помощь? (На конце слышится мягкий шипящий звук [щ’] ). Но в слове помощь после шипящего пишется мягкий знак, а в слове товарищ – после шипящего мягкого знака нет.

  • Скажите, чему будет посвящена тема урока? (Правописание мягкого знака в словах, в которых есть шипящие)

Тема сегодняшнего урока - «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».

- Какие шипящие звуки вы знаете? [ж], [ш], [ч’], [щ’]

- Дайте характеристики этим звукам.

Вывод. Правило!

4. Работа по теме урока

Под диктовку написать слова, распределяя их в два столбика.

Мужской род

Женский род

Шалаш

Машь

Экипаж

Дочь

Врач

Молодежь

Чиж

Тишь

- Слова какой части речи вы написали?

- В каком числе стоят имена существительные? (Ед. число)

- На какие две группы вы разделили (женск., мужск. род)

- Проверим. Сделаем вывод. (Существительные изменяются по родам и числам)

Вывод: На конце имен существительных женского рода в ед. числе после шипящих пишется мягкий знак.

На конце имен существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

5. Физминутка

1. Работа по карточкам

- Вставить мягкий знак где нужно

- Проверить по одному предложению, с объяснением.

2. Устно выполнить упражнение.                                                  

- К именам прилагательным подобрать подходящие по смыслу имена существительные с шипящим на конце.

Темная (ночь)

Жалобный (плач)

Золотая (рожь)

Русская (речь)

Острый (нож)

Тяжелый (багаж

Задание 3. Работа с перфокартами.

Словарно-логическое упражнение.

- Замени одним словом и запиши слова в соответствии с правилом правописания мягкого знака (ь), определить род, подчеркнуть мягкий знак.

Черная птица, вестник наступающей весны (Грач)

Футбольное соревнование (Матч)

Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)

Без него не откроешь замок (Ключ)

Его надевают в дождь (Плащ)

Маленький ребенок (Малыш)

Добыча охотника (Дичь)

Середина ночи (Полночь)

Тихая безветренная погода (Тишь)

Мелкие деньги (Мелочь)

6. Физминутка

7. Рефлексия

Задание                                                                        

Употреби имена существительные в ед. числе

(Овощи, лещи, печи, мыши, обручи, пляжи).

С объяснением и комментированием.

9. Итог урока

- Как называлась тема?

- как пишутся имена существительные с мягким знаком после шипящих? Правило.

- Молодцы, работали хорошо!

- Выставить оценки.

10. Дома: упр. 60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный урок в 3 классе Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

Задачи урока:  Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; Формировать умение различать слова мужского и жен...

Урок русского языка 4 класс Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».

Русский язык.4 класс УМК"Начальная школа ХХI в"Тип урока - «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний».Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»....

Русский язык 4 класс,тема урока: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспек урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100",авторы учебника Р.Н.  Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина  на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского ...

Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)

формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...

Мягкий знак (ь)на конце имен существительных после шипящих.

Урок по русскому языку. 3 класс Перспектива...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака посе шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода....